Сравнительный
анализ показателей, представленных в
таблице 1, свидетельствует о низкой
эффективности системы поддержки
малых предприятий в России. В
условиях общего экономического спада
положение в секторе малого предпринимательства
продолжает оставаться сложным и
неустойчивым. Начиная с 1995 г.
число малых предприятий практически
стабилизировалось. Значительная часть
зарегистрированных малых предприятий
так и не приступила к хозяйственной деятельности.
Во всех отраслях уменьшается их средний
размер (численность работников в среднем
на одно предприятие). По некоторым экспертным
оценкам, развитие экономической конъюнктуры
в секторе малого бизнеса достигло критической
точки, когда число предприятий с падающей
доходностью впервые превысило число
развивающихся. Сократился и объем производства
на них. Малое предпринимательство неравномерно
развивается в отдельных регионах России.[1]
Таблица 1 –
Масштабы развития малого предпринимательства
в ведущих странах мира и России
Страна |
Число малых
и средних предприятий, тыс. |
Число малых
и средних предприятий на 1000 жителей |
Число занятых,
млн. человек |
Доля малых
и средних предприятий в общей
численности занятых, % |
Доля малых
и средних предприятий в ВВП,
% |
Великобритания |
2 630,0 |
46,0 |
13,6 |
49,0 |
50-53 |
Германия |
2 290,0 |
37,0 |
18,5 |
46,0 |
50-54 |
Италия |
3 920,0 |
68,0 |
16,8 |
73,0 |
57-60 |
Франция |
1 980,0 |
35,0 |
15,2 |
54,0 |
55-62 |
Страны ЕС в
целом |
15 770,0 |
45,0 |
68,0 |
72,0 |
63-67 |
США |
19 300,0 |
74,2 |
70,2 |
54,0 |
50-52 |
Япония |
6 450,0 |
49,6 |
39,5 |
78,0 |
52-55 |
Россия |
836,2 |
5,62 |
8,1 |
9,6 |
10-11 |
Уменьшение доходности малого предпринимательства
и неопределенность перспектив его
развития определили и особенности
выбора гражданами Российской Федерации
самостоятельной предпринимательской
деятельности как сферы применения
своих сил и возможностей. Одним
из негативных результатов развития
этой сферы экономики является то,
что она практически перестала
быть амортизатором проблем занятости.
Создаваемые в ней новые рабочие
места уже не поглощают того числа
работников, которое высвобождается
в процессе структурных сдвигов
в экономике страны. В своей
основе неблагоприятные тенденции
в развитии малого предпринимательства
связаны как с общенациональными
политическими, экономическими и социальными
проблемами, так и с его особенностями
как субъекта экономики.
Предприниматели продолжают
сталкиваться с серьезными трудностями,
среди которых особо отмечаются
такие, как несовершенство законодательной
базы, недостаточность собственных
средств, трудности получения
кредитов, сильное налоговое бремя,
давление криминальных структур,
нехватка квалифицированных кадров,
сложности получения помещений,
неразвитость рынка лизинговых
услуг, недостаточная социальная
защищенность и так далее.[2]
Вместе с тем нельзя абсолютно
негативно оценивать происходящие
в этой сфере процессы, поскольку
многие ситуации, например, ликвидация
малых предприятий, обусловлены
не только воздействием неблагоприятной внешней среды (высокими
налогами, отсутствием финансовых средств
и тому подобное), но и нормальной здоровой
экономической конкуренцией, когда субъекты,
не способные адаптироваться к рыночным
условиям, не могут перестроить внутренний
менеджмент, наладить эффективные связи
с поставщиками и потребителями и вынуждены
уходить с данного рынка.
Особенность данного
сектора экономики, которая должна
быть положена в основу государственной
политики,— высокая степень зависимости
состояния малого предпринимательства
от динамики макроэкономических показателей
и факторов воздействия внешней
среды. Те проблемы и трудности, которые
крупные предприятия могут преодолеть,
используя внутренние ресурсы и
возможности экономического и политического
влияния на внешнюю среду, представляют
непосредственную угрозу существованию
субъектов малого предпринимательства.
При этом многие проблемы малых предприятий
порождены именно недостатками государственной
экономической политики в целом,
определяющей основные параметры внешней
среды, в которой происходит развитие
малого предпринимательства.
Среди них необходимо
отметить:
- ограниченность внутреннего
рынка, в том числе спроса
на продукцию субъектов малого
предпринимательства, в связи
с сокращением поставок для
государственных нужд, недостатком
свободных финансовых ресурсов
предприятий-потребителей и низкой
покупательной способностью населения
в условиях растущего давления
зарубежных поставщиков (кризис
сбыта);
- ориентацию экономической
политики на обеспечение интересов
крупных хозяйственных и финансовых
структур, монополизацию производства
и каналов движения товаров,
что создает менее благоприятные
условия для деятельности малых
предприятий и приводит к недостаточному
учету их интересов при разработке
и реализации государственной
политики;
- чрезмерную жесткость
фискальной и кредитно-денежной
политики, приводящей к обострению
проблем воспроизводства (недостаточность
ресурсов для текущей деятельности
и развития), и, как следствие,
вынужденному бегству субъектов
малого предпринимательства в
«теневую экономику»;
- чрезмерный рост затрат
субъектов малого предпринимательства
на продукцию и услуги естественных
монополий;
- сохранение низкой
инвестиционной активности и
неразвитость рынка капитала
и, как следствие, отсутствие
условий для реализации производственного
потенциала субъектов малого
предпринимательства и развития
их деятельности за счет привлекаемых
финансовых ресурсов;
- усиление региональной
дифференциации экономики и «регионализацию»
внутреннего рынка вследствие
роста транспортных тарифов, недостаточного
развития инфраструктуры и действия субъективных
факторов («регионального сепаратизма»),
что приводит к неравным условиям развития
субъектов малого предпринимательства
в различных регионах;
- омертвление
научно-технического потенциала, кризис
в реализации высокотехнологичных
проектов с длительными сроками
окупаемости и, как следствие,
недостаточную поддержку инновационных
проектов, предлагаемых субъектами малого
предпринимательства для продвижения
на рынок;
- углубление структурного кризиса
и рост числа убыточных предприятий
в отраслях с высокой степенью
обработки и, как следствие,
обострение проблем эффективной
(функциональной, технологической)
кооперации субъектов малого
предпринимательства в производственном
цикле с крупными (средними) товаропроизводителями;
- неразрешенность проблемы неплатежей
и, как следствие, высокий предпринимательский
риск субъектов малого предпринимательства,
не обладающих запасом финансовой
устойчивости;
- неурегулированность и «непрозрачность»
трудовых отношений между владельцами
и наемными работниками, затрудняющие
выявление и решение социальных
конфликтов на правовой основе,
особенно в сфере малого предпринимательства;
- неполноту и противоречивость
нормативно-правовой базы, неурегулированность
отношений собственности и, как
следствие, трудности участия
субъектов малого предпринимательства
в институциональных преобразованиях,
невозможность стратегического
планирования;
- сохранение на практике неравного
отношения отдельных органов
власти и их должностных лиц
к предприятиям различных форм
собственности и размеров и,
как следствие, дополнительные
трудности субъектов малого предпринимательства
при взаимодействии с этими
органами (регистрации, лицензирование,
сертификация, контроль).[1]
1.1.3 Необходимость государственной поддержки
малого предпринимательства
Малое
предпринимательство как структурный
и функциональный элемент национальной
экономики обладает определенными
стратегическими преимуществами, которые
необходимо реализовать в среднесрочной
перспективе для разрешения социально-экономических
проблем, обеспечения внутренней устойчивости
и саморазвития этого сектора:
1) социально-политическим потенциалом,
определяемым возросшей значимостью
малого предпринимательства в
процессе социальной реструктуризации общества и формирования
«среднего класса», его активной ролью
в смягчении ситуации на рынке труда, предупреждении
тенденций поляризации общества, проявлении
деловых и профессиональных способностей
человека и реализации его гражданских
прав, росте реальных доходов самодеятельного
населения;
2) адаптационным
потенциалом, характеризуемым высокой
степенью приспособляемости субъектов
малого предпринимательства к
жестким и часто меняющимся
условиям внешней среды, способностью
быстро перестраиваться исходя
из запросов конкретных групп
потребителей, быстро осваивать
новые рыночные ниши, создавать
конкурентоспособные производства
при относительно низких капитальных
и текущих затратах;
3) потенциалом
регионального развития, определяемым
вкладом малого предпринимательства в
реструктуризацию региональной экономики
и выравнивание уровней экономического
развития регионов, обеспечение роста
доходов занятого населения соответствующих
территорий и налоговых поступлений в
бюджеты всех уровней при ориентации деятельности
хозяйствующих субъектов на локальные
рынки, особенно в сфере производства
потребительских товаров и оказания услуг
населению;
4) инновационным
потенциалом — способностью к
самостоятельному продуцированию
и освоению научно-технических,
технологических, организационно-экономических
нововведений и их коммерческому
использованию с незначительными
стартовыми затратами;
5) интеграционным
потенциалом — возможностью субъектов
малого предпринимательства преодолевать
политические, административные и
экономические барьеры и на
микроуровне воссоздавать утраченные
и формировать новые кооперационные
связи, встраиваясь в целостные
производственно-технологические кооперационные
системы с участием более крупных
хозяйствующих субъектов, в том числе
в рамках финансово-промышленных групп;
6) мультипликативным
потенциалом — способностью малого
предпринимательства обеспечивать
формирование спроса на продукцию
других секторов экономики, стимулируя
тем самым процесс воспроизводства,
рост загрузки производственных
мощностей, прогрессивные структурные
сдвиги в смежных отраслях;
7) финансово-инвестиционным
потенциалом — способностью к
ускоренному освоению инвестиций,
резкому увеличению капитальной
стоимости бизнеса и быстрой
оборачиваемости капитала;
8) кадровым потенциалом,
обусловленным активным притоком в сферу
малого предпринимательства специалистов
высокой квалификации.[1]
Обобщенный
потенциал малого предпринимательства
представляет собой дополнительный
ресурс государственной социально-экономической политики, полное использование
которого позволяет решать перспективные
программные задачи развития. С его помощью
государство может более эффективно (с
большей вероятностью успеха, в меньшие
сроки, с разумными затратами) реализовать
свою социально-экономическую политику.
Но для этого государство должно сформировать
условия для саморазвития малого предпринимательства,
ускоренного накопления его потенциала
и проявления его позитивных черт, а также
минимизировать негативные внешние воздействия,
зависимость от которых малого предпринимательства
крайне велика.
Развитие малого
предпринимательства объективно является
одним из главных направлений
преобразований, происходящих в российской
экономике, ее разгосударствления и
формирования новых экономических
структур в условиях рынка и конкуренции.
Малое предпринимательство положительно
воздействует на продвижение реформ,
их целостность и результативность,
на преодоление кризисных явлений,
повышение эффективности и производительности,
решение социальных проблем.[2]
Намерения государства
в отношении малого предпринимательства
реализуются по двум «встречным»
направлениям. Государство хочет
использовать потенциал малого предпринимательства
для решения стратегических задач
социально-экономических преобразований
в соответствии с основными национальными
интересами. Оно должно создать условия,
обеспечивающие устойчивый рост и структурное
совершенствование этого сектора
экономики, повышение его эффективности,
конкурентоспособности и инвестиционной
привлекательности. В свою очередь,
малый бизнес также заинтересован
в поддержке государства.
Во-первых, возможности
доступа субъектов малого предпринимательства
к ресурсам, необходимым для их
функционирования и развития, объективно
ограничены. Это в той или иной
мере относится ко всем группам факторов
производства: материально-вещественным
(недвижимость, земля, оборудование, технологии,
в отдельных случаях — сырье),
финансовым (внешние инвестиции и
кредитные ресурсы), трудовым (особенно
с точки зрения квалификации и
мобильности кадров), информационным.
Не имея достаточных возможностей приобретать
их на рынке на равных условиях с
другими субъектами, малые предприятия
заинтересованы в том, чтобы государство
выполняло определенные функции
«посредника» по доведению имеющихся
ресурсов до этой сферы экономики
через объекты инфраструктуры на
приемлемых условиях (аренда помещений,
передача технологий, лизинг оборудования,
льготное кредитование и гарантии,
привлечение частных инвестиций,
подготовка кадров и так далее).