Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 09:54, курсовая работа
Размещение государственных заказов занимает значительное место в экономике России и в сегодняшних условиях приобретает особое значение.
Задача эффективного размещения заказов для удовлетворения потребностей страны в поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг - одна из важнейших. В то же время, государственный заказ - это весомый источник финансирования для многих предприятий и организаций, которые готовы участвовать в его выполнении, и в первую очередь отечественных.
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Теоретический аспект государственных расходов…………………………...3
1.1.Социально – экономическое назначение бюджетных расходов…………...3
1.2. Классификация расходов бюджетов бюджетной системы РФ……………9
1.3. Факторы роста бюджетных расходов. Национальные проекты…………16
2. Государственные закупки – государственный заказ………………………..20
2.1.Порядок расходования бюджетных средств на основе размещения государственного или муниципального заказа………………………………...20
3. Практика областного заказа (на примере муниципального образования, субъекта РФ)……………………………………………………………………..28
3.1.Практика областного заказа (на примере субъекта РФ)…………………..28
3.2. Практика областного заказа (на примере муниципального образования)……………………………………………………………………...30
3.3.Оценка эффективности проведения муниципальных закупок……………32
Заключение……………………………………………………………………….61
Список литературы………………………………………………………………63
В настоящее время в российской и зарубежной научной и методической литературе, а также на практике используется большое число разнообразных подходов и методик. Так, в экономике общественного сектора предлагается использовать критерии экономичности, производительности используемых ресурсов и результативности затрат. Для этого рекомендуются методы анализа издержек и результативности, издержек и выгод, с учетом внешних эффектов и фактора времени, с учетом рисков и неопределенности, с применением анализа типа, условий и полноты заключаемых контрактов.
Для более простой оценки эффективности размещения муниципальных заказов используются такие критерии, как value for money, соответствие продукции запросам потребителей (при одновременной оценке разумности и обоснованности таких запросов), оценка условий закупки, оценка соблюдения принципов прозрачности закупок, выбора надежного и квалифицированного поставщика, а также достижение в ходе закупок иных социальных, экономических или экологических целей.
Методические рекомендации по оценке эффективности конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд, предложенные Минэкономразвития России в 2003 г., основываются на данных, получаемых в рамках системы государственного статистического наблюдения, и предусматривают расчет показателей абсолютного и относительного эффекта путем сравнения цен при проведении отдельно взятого конкурса со среднерыночными (или ранее полученными). Агрегированные показатели эффективности обычно также вычисляют по данным государственного статистического наблюдения.
Эффекты и затраты. Сложность получения исходных данных.
Экономический эффект от размещения муниципальных заказов может выражаться:
Последнюю группу следует рассматривать как эффект от функционирования системы размещения заказов в целом, а не только от размещения того или иного заказа.
Затраты на достижение экономического эффекта могут выражаться:
Для расчета данных показателей необходим большой объем исходных данных, в частности:
Очевидно, что рассчитать (и даже оценить) большинство из вышеуказанных показателей практически невозможно. Это требует значительного изменения системы бюджетного учета, коренного изменения системы государственного статистического наблюдения за размещением государственных и муниципальных заказов; широкомасштабного внедрения информационных технологий в сферу планирования, учета и контроля за заключением контрактов и их исполнением; повсеместного использования классификаторов закупаемых товаров, работ и услуг.
Предлагаемый подход к оценке эффективности размещения муниципальных заказов.
В настоящее время общепризнанно, что государство в рыночной экономике должно размещать заказы определенным образом:
В основе данного подхода лежит понимание того, что реализация этих принципов сама по себе позволит получать немалые положительные эффекты и снизить количество эффектов отрицательных. Таким образом, общая задача оценки экономической эффективности размещения муниципальных заказов с учетом практической сложности может быть сведена к более простой: оценке качества работы системы размещения муниципальных заказов; при этом следует исходить из предположения, что качественно работающая система размещения муниципальных заказов, основанная на принципах экономической эффективности, конкуренции, разумной открытости, справедливости, контроля, регламентации сама по себе дает достаточный эффект, превышающий затраты на ее функционирование.
Качество работы системы можно оценить, используя набор показателей, сгруппированных следующим образом и характеризующих:
Первая группа показателей позволяет оценить работу системы размещения заказов в целом, а именно: наличие необходимых нормативных правовых актов, количество и качество методических документов, работу органов по контролю за размещением заказов и т. д.
Вторая группа позволяет определить, каким образом осуществляется процесс размещения заказов, по сути дела важнейший: с использованием каких процедур, какого уровня конкуренции удается достичь, каковы причины отказа в допуске к участию в процедурах размещения заказов и т. д.
Третья группа показателей позволяет оценить эффективность одной отдельной процедуры размещения заказа, в частности определить достигнутый эффект по сравнению со средним, достигаемым в аналогичных ситуациях по аналогичным товарам, работам, услугам; оценить эффективность и обоснованность принятого решения о размещении заказа.
Цели применения методики. Сфера применения.
Основные цели применения методики оценки эффективности размещения муниципальных заказов следующие:
Последняя цель, возможно, нуждается в пояснении. Дело в том, что в рамках данной методики при расчете показателей размещения заказов легко выявляются некоторые типичные случаи нарушения законодательства по размещению заказов. Например, если расчетное значение показателя «средняя цена муниципального контракта, заключенного по результатам запроса котировок», превысит 250 тыс. рублей, это однозначно говорит о нарушении ч. 2 ст. 42 Закона № 94-ФЗ.
Сфера применения методики достаточно широка. Во-первых, методика может применяться органами местного самоуправления, осуществляющими контроль и оценку эффективности системы размещения муниципальных заказов, развитие этой системы, сбор и анализ данных о ее работе. Во-вторых, методика может быть использована на уровне Российской Федерации (например, Минэкономразвития России) для анализа тенденций и результатов работы системы размещения муниципальных заказов. В-третьих, методика может быть использована каждым муниципальным заказчиком для анализа собственной работы (кроме той части методики, которая предназначена для оценки системы размещения заказов в целом).
Оценка системы размещения заказов.
Анализ системы размещения муниципальных заказов (для отдельно взятого муниципалитета) предполагает изучение ряда показателей, характеризующих целостность системы, наличие необходимых ее составляющих и их качество. В соответствии с этим выделяются две группы критериев оценки системы размещения заказов: отборочные и оценочные.
Отборочные критерии позволяют сделать выводы о соответствии системы размещения заказов нормам Закона № 94-ФЗ. При этом оценки по отборочным критериям представляют собой только значения «да» либо «нет». Если по какому-либо показателю поставлена оценка «нет», это означает, что состояние системы закупок неудовлетворительное (то есть имеются явные нарушения действующего законодательства в области размещения заказов). Отборочные критерии можно представить в виде следующих вопросов:
Оценочные критерии позволяют провести качественный анализ системы размещения заказов, что предполагает выставление по каждому показателю оценки в баллах с использованием соответствующей шкалы. Примерный перечень критериев (в форме вопросов) по каждой группе приведен ниже.
Оценки должны давать эксперты, обладающие профессиональными знаниями и опытом работы в сфере размещения муниципальных заказов. Отдельный вопрос — это разработка шкал и выставление оценок по критериям с их использованием. Можно рекомендовать следующую шкалу:
Числовая оценка |
Словесная характеристика |
Максимально возможный балл |
Идеально |
75% от максимального значения |
Отлично |
50% от максимального значения |
Хорошо |
25% от максимального значения |
Посредственно |
Минимально возможный балл (0%) |
Минимально приемлемо |
При разработке шкал рекомендуется, чтобы по всем критериям максимально возможный балл был одним и тем же (например, 100). Эксперт выставляет оценку, используя приведенную шкалу, при этом допускаются промежуточные оценки.
Можно выделить следующие группы критериев:
По первой группе оценочных критериев (нормативно-методическое и информационное обеспечение системы размещения заказов) могут применяться следующие критерии:
Информация о работе Государственные закупки – государственный заказ