Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 20:07, курсовая работа
Экономические и политический реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенных слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Введение …………….……………………………………..................... 6
1. Экономическая сущность государственного бюджета…………. 8
2. Бюджетное устройство Республики Беларусь…………………….. 16
3. Доходы и расходы государственного бюджета………………….. 18
3.1. Понятие доходов, их виды…………….………………………... 18
3.2. Понятие расходов, их классификация…………………………… 21
Заключение……………………………………………………………... 26
Список используемой литературы………………….……………...... 27
В данном контексте бюджетная политика в области расходов на 2008 г. и ближайшую перспективу (до 2010 г.) предусматривает решение следующих задач:
Для достижения поставленных перед бюджетной политикой задач намечена реализация следующих первоочередных мероприятий:
• переход к финансированию государственных целевых программ (жилищное строительство, компенсация населению ущерба от обесценения вкладов) из неэмиссионных источников;
2. Бюджетное устройство Республике Беларусь
Бюджетное устройство представляет собой
совокупность таких элементов как организация
и принципы построения бюджетной системы,
бюджетного процесса, взаимоотношения
между многочисленными видами бюджетов,
совокупность бюджетных прав. Вообще, в разных странах
мира бюджетное устройство отличается
особенностями в зависимости от государственного
устройства, территориально-
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней представляет собой бюджетный процесс, от которого во многом зависит воздействие бюджета на общественные процессы. Совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, образует бюджетное право. Развитие бюджетного права связано с приобретением независимости Беларуси, расширением прав местных Советов народных депутатов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий по повышению уровня жизни населения. Все названные элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
3.1 Понятие доходов, их виды.
Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны. Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:
1. Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.
2. Обязательные платежи
3. Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др.
В свою очередь, доходы бюджета подразделяются на такие виды как: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как:
1. Налог на добавленную
2. Акцизы;
3. Налог на прибыль и доходы;
4. Экологический налог;
5. Налог на недвижимость;
6. Таможенные экспортные и
7. Чрезвычайный налог для
К неналоговым доходам относятся доходы:
Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.
Вообще, к доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др.
Итак, главное назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет.
В законе о бюджете Республики Беларусь на 2008 г. доходы представлены по новой классификации, которая позволяет:
3.2. Понятие расходов, их классификация
Не менее актуально второе направление
бюджетной политики – государственные
расходы. Вообще, расходы государственного
бюджета — это экономические отношения,
возникающие в связи с распределением
фонда денежных средств государства и его
использованием по отраслевому, целевому
и территориальному назначению. Многообразие
конкретных видов бюджетных расходов
обусловлено целым рядом факторов: природой
и функциями государства, уровнем социально-экономического
развития страны, разветвленностью связей
бюджета с народным хозяйством, административно-
В первую очередь, расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы, в основном, соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов. Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства. Важный признак классификации расходов бюджета – предметный.
При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:
1. Финансирование народного
2. финансирование социально-культурных мероприятий;
3. финансирование науки;
4. финансирование обороны;
5. содержание правоохранительных
органов и органов
6. расходы по
7. создание резервных фондов;
8. расходы по обслуживанию
9. прочие расходы и выплаты.
Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.
Как указывалось ранее, с помощью бюджета
государства пытаются воздействовать
на воспроизводственные процессы, сгладить
некоторые отрицательные последствия
действия стихийных рыночных сил. Поэтому
бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода,
становится важнейшим инструментом государственного
регулирования. При его формировании,
изъятии доходов, направлении расходов
и осуществляющемся при этом контроле
регулируются экономические и социальные
процессы. Причем достигается это посредством:
1. Налогов, влияющих
на развитие производства, товаров, услуг,
спроса и предложение на них;
Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь, его сущность и значение