Порядок планирования и финансирования расходов государственных и муниципальных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:58, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и анализ правовых основ, принципов регулирования расходов бюджетов и их финансирования.
Достижение поставленной цели видится, прежде всего, в решении следующих задач: во первых, рассмотреть порядок планирования и финансирования расходов государственных и муниципальных учреждений, во вторых, привести виды смет и планов применяемых в процессе планирования и финансирования государственных и муниципальных расходов, в третих? изучить процесс планирования и финансирования расходов.

Содержание работы

Введение 3
1. Содержание и принципы порядка планирования и финансирования расходов государственных и муниципальных учреждения 4
2. Содержание, характеристика, виды смет и планов применяемых в процессе планирования и финансирования расходов государственных и муниципальных учреждений 9
3. Процесс планирования и финансирования расходов государственных и муниципальных учреждений 21
Заключение 23
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

фбу.docx

— 90.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖНИЕ

 

Введение                                                                                                                     3

1. Содержание и принципы  порядка планирования и финансирования  расходов государственных и муниципальных  учреждения                                                  4

2. Содержание, характеристика, виды смет и планов применяемых  в процессе планирования и  финансирования расходов государственных  и муниципальных учреждений                                                                                                                9

3. Процесс планирования  и финансирования расходов государственных  и муниципальных учреждений                                                                                   21

Заключение                                                                                                             23

Список использованных источников                                                                    24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансовую сторону деятельности государственного аппарата в общих  чертах можно описать как совокупность доходов и расходов государства, именуемую еще бюджетом. Настоящая работа посвящена части этой деятельности, а именно: государственным и муниципальным расходам, а также средствам и способам их финансирования. Перечень расходов установлен в Бюджетном кодексе РФ в статье 21, которая определяет единые для всей бюджетной системы РФ расходы бюджетной системы. Порядок формирования расходов, необходимых для деятельности органов государственной власти, устанавливается Министерством финансов РФ.

Актуальность рассматриваемой  темы состоит в том, что именно от объема расходов зависит финансовое состояние государства, ведь при  несовпадении объема расходов с объемами доходов может привести к глубокому  финансовому кризису, ярким примером которого является начавшийся в 2008 года в России кризис. В связи с этим, правильное планирование и распределение  расходов по периодам обеспечивает устойчивость финансовой системы страны.

Целью настоящей работы является изучение и анализ правовых основ, принципов  регулирования расходов бюджетов и  их финансирования.

Достижение поставленной цели видится, прежде всего, в решении следующих задач: во первых, рассмотреть порядок планирования и финансирования расходов государственных и муниципальных учреждений, во вторых, привести виды смет и планов применяемых в процессе планирования и финансирования государственных и муниципальных расходов, в третих? изучить процесс планирования и финансирования расходов.

 

 

 

 

1. Содержание и принципы порядка планирования и финансирования расходов государственных и муниципальных учреждения.

 

 

Государственные и муниципальные  расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование государственных или  муниципальных расходов — это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности, для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

Термин «финансирование» применяется, в том числе и в законодательстве, включая банковское кредитование, когда имеется в виду не правовой режим получения средств, а их общий объем, независимо от источников. Однако в данном случае следует учитывать условность такого выражения, поскольку речь идет о средствах, выдаваемых банком в этом случае на основе кредитного договора. Причем эти средства находятся в распоряжении банка в качестве его кредитных ресурсов. Что касается финансирования, то банк не вправе распоряжаться средствами, направленными на банковские счета организаций в таком порядке. Однако практика свидетельствует и об ином: нередки случаи использования банками выделенных организациям бюджетных средств в своих интересах, что ставит задачу изменения порядка финансирования государственных и муниципальных расходов, усиления государственного контроля и ответственности в этой сфере финансовой деятельности.

В порядке финансирования государственных (муниципальных) расходов в связи с преобразованиями экономики расширился круг источников финансирования государственных и муниципальных расходов, появились новые организаци­онно-правовые формы финансирования.

В настоящее время источниками финансирования государственных и муниципальных расходов, включая инвестиции (долгосрочные вложения), выступают средства:

  • государственных и муниципальных бюджетов, причем на ос­новании специально принятых решений они могут быть выделены на срочной, возвратной, платной основе
  • государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;
  • отраслей народного хозяйства — централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансовые ресурсы предприятий /1/.

В последнее время в  формировании необходимой для финансирования финансовой основы усилилось значение заемных и привлеченных средств. Так, помимо увеличения заемных средств в федеральном бюджете, Правительство РФ разрешило Пенсионному фонду РФ осуществить выпуск собственных ценных бумаг (векселей, облигаций) на сумму до 15 млрд руб /2/. Придается большое значение привлечению иностранных инвестиций /3/.

В расходах многих государственных  социально-культурных бюджетных учреждений довольно существенное место стало занимать использование полученных ими в результате их собственной деятельности дополнительных, внебюджетных доходов. Это в значительной мере связано с недостаточным бюджетным финансированием, вызванным финансовыми трудностями в стране.

Переход на новые методы хозяйствования повлек сокращение бюджетных  средств, выделяемых в отрасли народного  хозяйствам переход предприятий  в основном на самофинансирование.

Среди новых организационно-правовых форм финансирования государственных  и муниципальных расходов следует  отметить такие, как финансирование объектов (программ) на конкурсной основе; выделение грантов (единовременных безвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований) обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам и т.п., как правило, также в порядке конкурсной или другой системы отбора.

Широко распространенной стала многоканальная система фи­нансирования  государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней  и внебюджетных источников.

Взамен непосредственного  финансирования отдельных объек­тов (программ) в качестве меры их государственной  поддержки довольно широкое распространение получило предоставление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств федерального бюджета как условие выдачи кредита. Эти гарантии и поручительства могут преобразоваться в государственные расходы за счет федерального бюджета в случае нарушения обязательств по возврату кредита его получателем. Неслучайно в последнее время проводятся меры по сокращению таких гарантий и поручительств.

Важное значение в формировании системы нормативных  актов, регулирующих порядок осуществления государственных и  муниципальных расходов, имеет выявление принципов их финансирования. Такие принципы находят отражение в действующем законодательстве, хотя и недостаточное. Некоторые из них сложились ранее, другие возникли в годы преобразования экономики. Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных и муниципальных расходов (действующие независимо от источников финансирования):

  • плановость; согласно этому принципу расходы должны планироваться на основе государственных или муниципальных планов и программ; в финансовых планах необходимо отражение потребностей в средствах и источников их удовлетворения; финансирование должно осуществляться в меру выполнения плановых заданий с учетом освоения ранее выданных сумм, в связи с чем важное значение имеет разбивка годовых назначений на периоды;
  • соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;
  • целевое направление средств, что означает необходимость помимо указания общей суммы средств, выделяемых получателям, определения конкретных мероприятий и целей, на которые они должны быть использованы;
  • соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц, государства (Российской Федерации и ее субъектов), муниципальных образований;
  • соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответствии с ним норм;
  • безвозвратность и безвозмездность выделения средств (за исключением случаев, установленных в соответствии с законодательством);
  • контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой об­ласти.

Порядок финансирования расходов различается в зависимости от разных факторов, например, от источников финансирования, от предметно-целевого направления средств (различают порядок финансирования капитальных вложений, прироста оборотных средств, текущих расходов и др.).

Вместе с тем можно  выделить два основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, использующих средства:

  • финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;
  • финансирование государственных или муниципальных уч­реждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т.е. сметно-бюджетное финансирование.

Промежуточным между ними, обладающим чертами первого и  второго режимов, является финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления имуществом. Эти предприятия в сравнении с другими государственными (муниципальными) предприятиями имеют особенности в порядке планирования и использования средств.

В названных правовых режимах находят отражение и те правовые формы финансирования, которые используются по другим основаниям, например по предметно-целевому направлению средств. Поэтому их можно было бы обозначить именно как основные правовые режимы финансирования.

Между этими основными правовыми режимами имеются различия по следующим признакам:

  • по источникам финансирования;
  • по содержанию и порядку утверждения финансовых планов, на основании которых производится финансирование;
  • по предметно-целевому направлению средств;
  • по содержанию прав и обязанностей коммерческих организации и бюджетных учреждений, осуществляющих государственные или муниципальные расходы.

Эти различия отражают особенности  задач и сфер деятельности предприятий  и учреждений, специфику государственного регулирования и управления в этих сферах.

Актуальность задач целесообразного, эффективного и экономного расходования государственных (муниципальных) средств вызывает потребность в совершенствовании законодательства, правовых актов, призванных регулировать этот процесс. До настоящего времени по этим вопросам существуют лишь разрозненные правовые акты или отдельные нормы.

 

 

 

2. Содержание, характеристика, виды смет и планов применяемых  в процессе планирования и  финансирования расходов государственных  и муниципальных учреждений.

 

 

В самом общем виде под финансовым планированием подразумевается процесс разработки и реализации финансовых планов.

Финансовый план — это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности. Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой увязки производства и потребления в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах.

Вместе с тем в условиях динамично развивающейся рыночной экономики в отдельные конкретные периоды на первый план могут выдвигаться постоянно меняющиеся задачи, решение которых может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создает условия для усиления воздействия финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов денежных доходов и расходов населения.

Перспективное финансовое планирование. Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Правительство Российской Федерации  постановлением от 6 марта 2005 г. № 118 утвердило  Положение о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации  и проекта Федерального закона о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год.

Информация о работе Порядок планирования и финансирования расходов государственных и муниципальных учреждений