Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в обобщении теоретических аспектов организации финансов муниципальных образований и разработке практических рекомендаций по их формированию и использованию финансовых ресурсов.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
- уточнить экономическое содержание финансов муниципальных образований;
- раскрыть особенности формирования финансов муниципальных образований;
- конкретизировать источники и способы укрепления доходной базы местных бюджетов;

Содержание работы

Введение 7
1 Финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации 10
1.1 Понятие местного самоуправления, его роль в экономических отношениях 10
1.2 Экономическая сущность и функции муниципальных финансов 15
1.3 Финансовые ресурсы муниципальных образований: источники формирования и направления использования 30
2 Анализ формирования и использования финансовых ресурсов муниципального образования (на примере бюджета городского округа «г.Биробиджан») 44
2.1 Общая характеристика бюджета городского округа «г.Биробиджан» 44
2.2 Анализ доходной части бюджета городского округа «г.Биробиджан» 49
2.3 Анализ исполнения расходной части бюджета городского округа «г.Биробиджан» 53
3 Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования 66
Заключение 80
Список использованных источников 83

Файлы: 1 файл

ДИплом фин ресурсы мо г.Биробиджан полностью (20,01,10) (Автосохраненный).doc

— 614.50 Кб (Скачать файл)

При рассмотрении механизма замены дотаций дополнительными нормативами от других налогов и сборов с учетом «кризисной практики», возможно, следует ограничиться региональными налогами. однако даже в этом случае необходимо учитывать предстоящее совершенствование налога на имущество физических или по средствам введения налога на недвижимость, который в перспективе должен стать основой фискальной автономии муниципалитетов, а также значительное перераспределение доходных поступлений между региональным и местным уровнем в связи с заменой собой двух существующих налогов. до его введения рассмотрение вопроса о замене дотаций на дифференцированные нормативы от налога на имущество юридических лиц при условии установления их на срок не менее 3-х лет и намеченного срока введения налога на недвижимость вряд ли целесообразно.

Администрация в течение этих лет неоднократно предпринимала попытки по проведению переоценки недвижимого имущества, но сначала этому препятствовала неустойчивая экономика, затем невозможность выделения бюджетных средств на эти цели, так как эта работа требовала немалых финансовых вложений, которые для постоянно дефицитного бюджета были непосильны.

В результате проведенной работы был получен еще один положительный аспект - упорядочение информационной базы по инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. Налоговой службе была передана более достоверная, упорядоченная и качественная база для начисления налога на имущество физических лиц, которая не пересматривалась на протяжении нескольких лет.

Еще одним результатом явилось снижение недоимки по данному налогу. Рекомендуется, в целях ее дальнейшего снижения администрации городского округа совместно с различными службами проводить регулярную работу с должниками в нескольких направлениях:

- совместные выездные  рейды администрации городского округа и Налоговой службы;

- размещение социальной  рекламы на городском муниципальном  транспорте в виде обращений  к гражданам, призывающих к  своевременной уплате налога;

- проведение разъяснительной  работы для налогоплательщиков  в наиболее популярных городских  газетах, пропаганда культуры социально ответственного налогоплательщика и т.д.

Таким образом, совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципальных образований позволит местным властям всех типов муниципальных образований принимать к своему рассмотрению и решению вопросы, отнесенные к государственным полномочиям, прежде всего в социальной сфере. Иными словами, разные уровни публичной власти смогут решать неопределенный круг одних и тех же вопросов. На наш взгляд, это означает девальвацию концепции четкого разграничения зон ответственности и финансирования, что повышает риски возврата к практике "нефинансируемых" федеральных мандатов. Единственным фактом, который не позволяет полностью провести параллели с прежней моделью делегирования ответственности без полномочий, является наличие в федеральном законодательстве института расходных и бюджетных обязательств. Однако и здесь существуют проблемы: в условиях отсутствия выверенного сводного реестра расходных обязательств, которым четко детерминируются основания для бюджетных обязательств соответствующего уровня власти, органы местного самоуправления не могут использовать собственные доходы местных бюджетов для решения отдельных государственных полномочий, в осуществлении которых они могут принимать участие. Иными словами, самим законодательством закладываются внутренние противоречия, которые могут иметь в том числе и серьезные социальные последствия. В целом, эти институциональные изменения привели к увеличению полномочий органов местного самоуправления, но не как результат расширения автономии муниципалитетов, а как новое качество ранее существующей формы "квазигосударственного" управления.

 

Заключение

 

В ходе проведенного теоретического и практического исследования были сформулированы следующие выводы.

Финансовые ресурсы муниципальных образований являются, прежде всего, источником расширенного воспроизводства муниципальной экономики. При этом имеется ввиду как экономический потенциал территории, так и формирование предпосылок повышения уровня обеспечения населения всеми видами материальных и социальных благ.

Муниципальные (местные) финансы – это совокупность экономических  отношений, одним из участников которых  является орган местного самоуправления, складывающихся по поводу образования  и использования средств местного бюджета и местных внебюджетных фондов в интересах населения конкретного городского округа , и организуемых муниципальными финансово-кредитными институтами.

Местные финансы –  это совокупность денежных средств, формируемых и используемых для  решения вопросов местного значения.

Муниципальные финансы  – это ключевая составляющая муниципальной  экономики. Эффективное управление финансами городского округа , увеличение его финансового потенциала и степени действительного участия в финансовых потоках – необходимое условие успешного социально-экономического развития территории.

В 2007 г. произошел резкий рост налоговых доходов, а в 2008 г. налоговые доходы остались почти неизменными к уровню прошлого года. Поэтому при составлении проекта бюджета городского округа на следующие года необходимо учесть данный факт. Тем более, что, в Решениях Городской Думы на следующие годы (2009) сохраняются ставки по местным налогам и сборам в соответствии с Положением о местных налогах и сборах на территории ГО «Биробиджан», утвержденным решением городской Думы от 27.11.2006 № 598

Однако на сегодняшний  день существует возможность использования муниципальных заимствований как дополнительного источника финансовых ресурсов муниципальных образований. Через рынок муниципальных займов можно привлекать инвестиции в регионы для модернизации и реконструкции объектов муниципального хозяйства, реализации региональных социальных программ. Муниципальные образования могут проводить эмиссию ценных муниципальных бумаг и выступать гарантом реализации региональных проектов, для чего необходимо развитие нормативной правовой базы на уровне муниципалитета, открытость и доступность коммерческих проектов, осуществляемых муниципалитетами, стимулирование инвестиционной активности муниципальных образований, реализация комплекса мер, направленного на защиту инвестиций и вкладов населения.

Недостаточная обеспеченность полномочий местного самоуправления финансовыми  средствами девальвирует эффект муниципальной  реформы и не позволяет органам  местного самоуправления в достаточной степени реализовать свой управленческий потенциал. В этой связи обсуждение системы разделения налоговых источников между государством и муниципальными образованиями в целях укрепления финансовых основ местного самоуправления будет продолжено. Представляется, что в числе критериев помимо учета степени равномерности размещения и мобильности налога должен быть взят и критерий экономической эффективности — возможности влиять на базу налогообложения и собираемость налога, т.е. зависимости налогового источника от деятельности соответствующего уровня публичной власти. Налог на имущество юридических лиц и земельный налог являются местными, так как их стоимость во многом определяется развитием инфраструктуры конкретного муниципалитета, что относится к полномочиям органов местного самоуправления, в то время как поступления от налога на добавленную стоимость зависят от общегосударственной экономической политики, которая относится к федеральной компетенции. в этой связи предлагаемые налоги должны, с одной стороны, обеспечить местные бюджеты надежными налоговыми поступлениями, а с другой, позволить муниципалитетам влиять на увеличение доходной базы местных бюджетов.

С учетом экономической  и финансовой стабилизации в дальнейшем целесообразно вернуться к рассмотрению вопроса о закреплении за муниципальными районами на постоянной основе налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе в виде стоимости патента.

В результате проведенной  работы был получен еще один положительный аспект - упорядочение информационной базы по инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. налоговой службе была передана более достоверная, упорядоченная и качественная база для начисления налога на имущество физических лиц, которая не пересматривалась на протяжении нескольких лет.

Еще одним результатом  явилось снижение недоимки по данному  налогу. рекомендуется, в целях ее дальнейшего снижения администрации городского округа совместно с различными службами проводиться регулярная работа с должниками в нескольких направлениях:

- совместные выездные  рейды администрации городского округа и налоговой службы;

- размещение социальной  рекламы на городском муниципальном  транспорте в виде обращений  к гражданам, призывающих к  своевременной уплате налога;

- проведение разъяснительной работы для налогоплательщиков в наиболее популярных городских газетах, пропаганда культуры социально ответственного налогоплательщика и т.д.

 

Список использованных источников

 

 

  1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М. : Приор, 2008. - 59 с.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации : ФЗ от 31.07.98. № 145-ФЗ (с измен. и дополн. от 2008г.) // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
  3. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации : ФЗ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
  4. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации : ФЗ от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
  5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
  6. О бюджетном процессе: закон ЕАО от 24 ноября 2004 года № 373-ОЗ // СЗ ЕАО. – 2004. - № 11.
  7. Устав Городского округа «Биробиджан» (в ред. решения городской Думы от 30.09.2004 № 72) : утвержден решением городской Думы г. Биробиджан от 27 ноября 2003 г. № 597 // Биробиджан Штерн. – 2004. – № 43.
  8. Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Биробиджан» : утверждено решением городской Думы г. Биробиджан от 30.05.2002 № 402 (в ред. решения Биробиджанской городской Думы от 30.06.2005 № 238) // Биробиджан Штерн. – 2005. – № 51.
  9. Аболонин Е.С. Муниципальное право : учебник для вузов / Е.С. Аболонин. - М. : Приор, 2005. – 216 с.
  10. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: учебное пособие / И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 352 с.
  11. Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / А.Н. Борисов. – М. : Юстицинформ, 2006. – 453 с.
  12. Вахрин П.И. Финансы : учебник / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. - М. : Владос, 2005. – 217 с.
  13. Выдрин И.В. Муниципальное право / И.В. Выдрин. - М. : Юрист, 2007. – 335 с.
  14. Государственный и муниципальный долг: теория, методология, практика: учеб. послбие / сост. С.Н. Солдаткин. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2008. – 232 с.
  15. Гитзатулин Р. Требуется : региональные приоритеты развития межбюджетных отношений в условиях реформирования местного самоуправления в России / Р. Гитзатулин // Финансовый контроль. – 2008. – №1. – С.38-41.
  16. Игнатюк Н.А. Муниципальное право: учебное пособие / Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин. – М. : Юстицинформ, 2007. – 388 с.
  17. Карчевская С.А. Реформы местного самоуправления: проблемы и пути их решения / С.А. Карчевская // Финансы. – 2009. – №1. – С.3-9.
  18. Карчевская С.А. Финансовые аспекты реформы местного самоуправления / С. Карчевская // Бюджет, - № 8. – С. 14-17.
  19. Китчен Г. Муниципалитеты: статус и обязанности, бюджетирование и бухгалтерский учет / Г. Китчен. – М.: ИЭПП, 2003. – 217 с.
  20. Король Е. О сущности понятий «бюджет», «исполнение бюджета» и «казначейское исполнение бюджета» / Е. Король // Бюджет. – 2006. – №1. – С. 68-71.
  21. Крохина Ю. А. Конституционные основы казначейской системы исполнения бюджетов субъектов РФ / Ю.А. Крохина // Финансы. – 2006. – №11. – С. 25-29.
  22. Кудилинский М.Н. Муниципальное право : учебное пособие для вузов / М.Н. Кудилинский. – М. : Юристъ, 2005. – 283 с.
  23. Лавров А. М. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты: международный опыт и российские перспективы / А.М. Лавров // Финансы. – 2004. – №3. – С. 12.
  24. Лавров А.М. Бюджетная реформа 2001-2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами / А.М. Лавров // Финансы. – 2005. – №9. – С. 3-12.
  25. Лавров А.М. Бюджетная реформа в России. От управления затратами к управлению результатами / А.М. Лавров // Общественные финансы. – 2005. – №10. – С. 12.
  26. Лапин В.А. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России / В.А. Лапин, В.Я. Любовный. - М. : «Дело», 2005. – 355 с.
  27. Левина В.В. Формирование бюджетной политики в отношении поселений / В.В. Левина // Финансы. – 2009. – №1. – С.9-14.
  28. Литовченко А.М. Финансы / А.М. Литовченко. - М.: Приор, 2007. – 405 с.
  29. Местное самоуправление в российских регионах. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления : учебное пособие / под ред. А.В. Иванченко. - М. : Владос, 2004. – 232 с.
  30. Мошкова Т.Г. Работа в муниципальных образованиях с налогом на имущество физических лиц / Т.Г. Мошкова, Е.В. Макарова // Финансы. – 2009. – №2. – С.28-30.
  31. Муниципальное управление: бюджет, активы, ЖКХ. - М. : Российский научный центр государственного и муниципального управления, 2002. – 221 с.
  32. Нестеренко Т. Г. Технология единого счета бюджета: необходимость и преимущества / Т.Г. Нестеренко // Финансы. – 2004. – №5. – С. 7-10.
  33. Нестеренко Т.Г. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации / Т.Г. Нестеренко // Финансы. – 2004. – № 3. – С. 3–8.
  34. Нестеренко Т.Г. Практика и результаты внедрения изменений в бюджетный процесс / Т.Г. Нестеренко // Финансы. – 2006. – №4. – С.3-7.
  35. Нестеренко Т.Г. Развитие бюджетного законодательства и новации бюджетного цикла 2007-2009 гг. / Т.Г. Нестеренко // Бюджет. – 2006. – №5. – С. 52-57.
  36. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации : учебник – 4-е изд., испр. и доп. / А.С. Нешитой – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 308 с.
  37. Парыгина В.А. Государственные и муниципальные финансы / В.А Парыгина - М. : Юристъ, 2005. – 615 с.
  38. Сергиенко Н. С. К вопросу о сущности казначейского исполнения бюджетов / Н.С Сергиенко // Финансы. – 2006. – № 11. – С. 30-31.
  39. Стародубровская И. Проблемы реформирования местного самоуправления : структурные и финансовые аспекты / И. Стародубровская, М. Славгородская, Н. Миронова. - М. : ИЭПП, 2005. – 265 с.
  40. Федоров В.В. Переход на казначейскую систему исполнения обязательств местного бюджета / В.В. Федоров // Бюджетные учреждения. – 2004. – № 4. – С. 5–13.
  41. Финансы : учебник / под. ред. А.М. Бабич, - М. : Финансы, 2006. – 412 с.
  42. Финансы, деньги, кредит: учебник для вузов / под ред. О.В. Соколовой. – М. : Приор, 2006. – 307 с.
  43. Фролова Н. К. Реформа местного самоуправления: взгляд из региона / Н.К. Фролова // Финансы. – 2005. – №5. – С.7.
  44. Чернова Е.Г. Финансы. Деньги. Кредит. / Е.Г. Чернова, В.В. Иванов. - М. : Владос, 2007. – 552 с.
  45. Широков А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации: основные понятия, термины и положения федерального законодательства. Справочное пособие для депутатов, должностных лиц и служащих органов местного самоуправления. / А.Н. Широков, С.Н. Юркова. – М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2004. – 252 с.
  46. Шишкин А.Г. У каждого поселения бюджет должен быть сбалансированным / А.Г. Шишкин, Р.С. Тюкменев // Финансы. – 2005. – №10. – С.12-16.
  47. Шубина Л. Интернет-технологии как инструмент повышения прозрачности исполнения бюджета / Л. Шубина // Бюджет. – 2006. – №3. – С. 60-61.
  48. Шугрина Е.С. Муниципальное право: учебник для вузов / Е.С Шугрина – М. : ТК Велби, 2004. – 342 с.
  49. Шунько И. Главная задача – постоянный поиск путей исполнения бюджета / И. Шунько // Финансы. Учет. Аудит. – 2005. – № 3. – С.13-14.
  50. Сборник модельных правовых актов для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных образованиях // www.mi№fi№.ru – Официальный сайт Министерства финансов РФ.

 

Приложение А

Показатели  бюджета ГО г. Биробиджан по доходам за 2007 год.

Таблица А.1 - Показатели бюджета ГО г. Биробиджан по доходам за 2007 год.

                                                                                                                                       Тыс. руб.

 Наименование  кодов экономической

Сумма

 классификации  доходов 

 

 Доходы

2669176

 Налог на  прибыль организаций

334948

Налог на доходы физических лиц

1563697

Налоги на совокупный доход

250124

Налог на имущество  физических лиц

4500

Земельный налог

83190

Государственная пошлина

14500

Платежи при  пользовании природными

ресурсами              

20185

Доходы от продажи  материальных и

нематериальных  активов

7150

Административные  платежи и сборы

1285

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

13385

Прочие неналоговые  доходы

18644

Безвозмездные поступления

3953341

Дотации на выравнивание уровня бюджетной

обеспеченности

1819735

Субвенции от других бюджетов системы

Российской  Федерации                  

1630181

Субсидии от других бюджетов бюджетной

системы Российской Федерации 

503425

Всего доходов

6622517

Продажа (уменьшение стоимости) земельных

участков, находящихся  в государственной и муниципальной  собственности

4000


 

Приложение Б

Информация о работе Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования