Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:46, курсовая работа
Цель исследования состоит в обобщении теоретических аспектов организации финансов муниципальных образований и разработке практических рекомендаций по их формированию и использованию финансовых ресурсов.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
- уточнить экономическое содержание финансов муниципальных образований;
- раскрыть особенности формирования финансов муниципальных образований;
- конкретизировать источники и способы укрепления доходной базы местных бюджетов;
Введение 7
1 Финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации 10
1.1 Понятие местного самоуправления, его роль в экономических отношениях 10
1.2 Экономическая сущность и функции муниципальных финансов 15
1.3 Финансовые ресурсы муниципальных образований: источники формирования и направления использования 30
2 Анализ формирования и использования финансовых ресурсов муниципального образования (на примере бюджета городского округа «г.Биробиджан») 44
2.1 Общая характеристика бюджета городского округа «г.Биробиджан» 44
2.2 Анализ доходной части бюджета городского округа «г.Биробиджан» 49
2.3 Анализ исполнения расходной части бюджета городского округа «г.Биробиджан» 53
3 Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования 66
Заключение 80
Список использованных источников 83
При рассмотрении механизма замены дотаций дополнительными нормативами от других налогов и сборов с учетом «кризисной практики», возможно, следует ограничиться региональными налогами. однако даже в этом случае необходимо учитывать предстоящее совершенствование налога на имущество физических или по средствам введения налога на недвижимость, который в перспективе должен стать основой фискальной автономии муниципалитетов, а также значительное перераспределение доходных поступлений между региональным и местным уровнем в связи с заменой собой двух существующих налогов. до его введения рассмотрение вопроса о замене дотаций на дифференцированные нормативы от налога на имущество юридических лиц при условии установления их на срок не менее 3-х лет и намеченного срока введения налога на недвижимость вряд ли целесообразно.
Администрация в течение этих лет неоднократно предпринимала попытки по проведению переоценки недвижимого имущества, но сначала этому препятствовала неустойчивая экономика, затем невозможность выделения бюджетных средств на эти цели, так как эта работа требовала немалых финансовых вложений, которые для постоянно дефицитного бюджета были непосильны.
В результате проведенной работы был получен еще один положительный аспект - упорядочение информационной базы по инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. Налоговой службе была передана более достоверная, упорядоченная и качественная база для начисления налога на имущество физических лиц, которая не пересматривалась на протяжении нескольких лет.
Еще одним результатом явилось снижение недоимки по данному налогу. Рекомендуется, в целях ее дальнейшего снижения администрации городского округа совместно с различными службами проводить регулярную работу с должниками в нескольких направлениях:
- совместные выездные рейды администрации городского округа и Налоговой службы;
- размещение социальной
рекламы на городском
- проведение разъяснительной
работы для налогоплательщиков
в наиболее популярных
Таким образом, совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципальных образований позволит местным властям всех типов муниципальных образований принимать к своему рассмотрению и решению вопросы, отнесенные к государственным полномочиям, прежде всего в социальной сфере. Иными словами, разные уровни публичной власти смогут решать неопределенный круг одних и тех же вопросов. На наш взгляд, это означает девальвацию концепции четкого разграничения зон ответственности и финансирования, что повышает риски возврата к практике "нефинансируемых" федеральных мандатов. Единственным фактом, который не позволяет полностью провести параллели с прежней моделью делегирования ответственности без полномочий, является наличие в федеральном законодательстве института расходных и бюджетных обязательств. Однако и здесь существуют проблемы: в условиях отсутствия выверенного сводного реестра расходных обязательств, которым четко детерминируются основания для бюджетных обязательств соответствующего уровня власти, органы местного самоуправления не могут использовать собственные доходы местных бюджетов для решения отдельных государственных полномочий, в осуществлении которых они могут принимать участие. Иными словами, самим законодательством закладываются внутренние противоречия, которые могут иметь в том числе и серьезные социальные последствия. В целом, эти институциональные изменения привели к увеличению полномочий органов местного самоуправления, но не как результат расширения автономии муниципалитетов, а как новое качество ранее существующей формы "квазигосударственного" управления.
В ходе проведенного теоретического и практического исследования были сформулированы следующие выводы.
Финансовые ресурсы муниципальных образований являются, прежде всего, источником расширенного воспроизводства муниципальной экономики. При этом имеется ввиду как экономический потенциал территории, так и формирование предпосылок повышения уровня обеспечения населения всеми видами материальных и социальных благ.
Муниципальные (местные)
финансы – это совокупность экономических
отношений, одним из участников которых
является орган местного самоуправления,
складывающихся по поводу образования
и использования средств местно
Местные финансы – это совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.
Муниципальные финансы – это ключевая составляющая муниципальной экономики. Эффективное управление финансами городского округа , увеличение его финансового потенциала и степени действительного участия в финансовых потоках – необходимое условие успешного социально-экономического развития территории.
В 2007 г. произошел резкий рост налоговых доходов, а в 2008 г. налоговые доходы остались почти неизменными к уровню прошлого года. Поэтому при составлении проекта бюджета городского округа на следующие года необходимо учесть данный факт. Тем более, что, в Решениях Городской Думы на следующие годы (2009) сохраняются ставки по местным налогам и сборам в соответствии с Положением о местных налогах и сборах на территории ГО «Биробиджан», утвержденным решением городской Думы от 27.11.2006 № 598
Однако на сегодняшний день существует возможность использования муниципальных заимствований как дополнительного источника финансовых ресурсов муниципальных образований. Через рынок муниципальных займов можно привлекать инвестиции в регионы для модернизации и реконструкции объектов муниципального хозяйства, реализации региональных социальных программ. Муниципальные образования могут проводить эмиссию ценных муниципальных бумаг и выступать гарантом реализации региональных проектов, для чего необходимо развитие нормативной правовой базы на уровне муниципалитета, открытость и доступность коммерческих проектов, осуществляемых муниципалитетами, стимулирование инвестиционной активности муниципальных образований, реализация комплекса мер, направленного на защиту инвестиций и вкладов населения.
Недостаточная обеспеченность полномочий местного самоуправления финансовыми средствами девальвирует эффект муниципальной реформы и не позволяет органам местного самоуправления в достаточной степени реализовать свой управленческий потенциал. В этой связи обсуждение системы разделения налоговых источников между государством и муниципальными образованиями в целях укрепления финансовых основ местного самоуправления будет продолжено. Представляется, что в числе критериев помимо учета степени равномерности размещения и мобильности налога должен быть взят и критерий экономической эффективности — возможности влиять на базу налогообложения и собираемость налога, т.е. зависимости налогового источника от деятельности соответствующего уровня публичной власти. Налог на имущество юридических лиц и земельный налог являются местными, так как их стоимость во многом определяется развитием инфраструктуры конкретного муниципалитета, что относится к полномочиям органов местного самоуправления, в то время как поступления от налога на добавленную стоимость зависят от общегосударственной экономической политики, которая относится к федеральной компетенции. в этой связи предлагаемые налоги должны, с одной стороны, обеспечить местные бюджеты надежными налоговыми поступлениями, а с другой, позволить муниципалитетам влиять на увеличение доходной базы местных бюджетов.
С учетом экономической
и финансовой стабилизации в дальнейшем
целесообразно вернуться к расс
В результате проведенной работы был получен еще один положительный аспект - упорядочение информационной базы по инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. налоговой службе была передана более достоверная, упорядоченная и качественная база для начисления налога на имущество физических лиц, которая не пересматривалась на протяжении нескольких лет.
Еще одним результатом явилось снижение недоимки по данному налогу. рекомендуется, в целях ее дальнейшего снижения администрации городского округа совместно с различными службами проводиться регулярная работа с должниками в нескольких направлениях:
- совместные выездные рейды администрации городского округа и налоговой службы;
- размещение социальной
рекламы на городском
- проведение разъяснительной работы для налогоплательщиков в наиболее популярных городских газетах, пропаганда культуры социально ответственного налогоплательщика и т.д.
Показатели бюджета ГО г. Биробиджан по доходам за 2007 год.
Таблица А.1 - Показатели бюджета ГО г. Биробиджан по доходам за 2007 год.
Наименование кодов экономической |
Сумма |
классификации доходов |
|
Доходы |
2669176 |
Налог на прибыль организаций |
334948 |
Налог на доходы физических лиц |
1563697 |
Налоги на совокупный доход |
250124 |
Налог на имущество физических лиц |
4500 |
Земельный налог |
83190 |
Государственная пошлина |
14500 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
20185 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
7150 |
Административные платежи и сборы |
1285 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
13385 |
Прочие неналоговые доходы |
18644 |
Безвозмездные поступления |
3953341 |
Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности |
1819735 |
Субвенции от других бюджетов системы Российской Федерации |
1630181 |
Субсидии от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
503425 |
Всего доходов |
6622517 |
Продажа (уменьшение стоимости) земельных участков, находящихся
в государственной и |
4000 |
Приложение Б
Информация о работе Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования