Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:46, курсовая работа
Цель исследования состоит в обобщении теоретических аспектов организации финансов муниципальных образований и разработке практических рекомендаций по их формированию и использованию финансовых ресурсов.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
- уточнить экономическое содержание финансов муниципальных образований;
- раскрыть особенности формирования финансов муниципальных образований;
- конкретизировать источники и способы укрепления доходной базы местных бюджетов;
Введение 7
1 Финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации 10
1.1 Понятие местного самоуправления, его роль в экономических отношениях 10
1.2 Экономическая сущность и функции муниципальных финансов 15
1.3 Финансовые ресурсы муниципальных образований: источники формирования и направления использования 30
2 Анализ формирования и использования финансовых ресурсов муниципального образования (на примере бюджета городского округа «г.Биробиджан») 44
2.1 Общая характеристика бюджета городского округа «г.Биробиджан» 44
2.2 Анализ доходной части бюджета городского округа «г.Биробиджан» 49
2.3 Анализ исполнения расходной части бюджета городского округа «г.Биробиджан» 53
3 Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования 66
Заключение 80
Список использованных источников 83
В бюджеты поселений поступают:
Рост территориальных
бюджетов непосредственно связан с
процессом урбанизации, следовательно,
расширением социально-бытовой
Наиболее ярко последствия
экономических и социальных процессов
отражаются на расходной части
Следует отметить, что структура расходов отдельных видов территориальных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня.
Так в статье 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Так же расходные обязательства муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 БК РФ.
В случае, если в муниципальном
образовании превышены
Расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, или с осуществлением органами местного самоуправления поселений части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьями 142.4 и 142.5 БК РФ.
В случае, если в муниципальном
образовании превышены
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных БК РФ.
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).
Расходование же бюджетных средств муниципалитетами происходит, в основном, в социальной сфере, т.е. при поддержании в нормальном состоянии жилищно-коммунальной сферы, части образовательных и медицинских учреждений, санаторно-курортных и физкультурно-оздоровительных комплексов, рекреационных объектов и т.д. Основной особенностью функционировавшей ранее системы являлась ключевая роль предприятий в предоставлении работающему населению социальных услуг. Основные аргументы в поддержку муниципализации данных объектов строились, прежде всего, исходя из необходимости реструктуризации предприятий. Сводились они к следующему: во-первых, содержание предприятием социальной сферы отвлекает большие ресурсы, необходимые для развития основной производственного производства, во-вторых, льготы, которые предприятие предоставляет своим работникам, снижают мотивацию к смене места работы и надежно «прикрепляют» рабочую силу к предприятию, что приводит рынок труда в статичное состояние, в-третьих, сохранение социальной сферы на бывших государственных предприятиях крупного и среднего размера мешает развитию частного предпринимательства, не способного в современных условиях обеспечить социальное обслуживание работников этого сектора производства, в-четвертых, предоставление социальных льгот только работающим на предприятии ограничивает доступ к социальным благам другим категориям населения. И наконец, предприятие с обширной социальной сферой является трудным случаем для осуществления процедуры банкротства, что, безусловно, было значительной помехой при «разделе собственности». Кроме того, банкротство подобных предприятий и их дальнейшая приватизация становились невозможными в случаях, если речь шла о градообразующих предприятиях, которые несут основное бремя социального обеспечения города. Таким образом, встал вопрос о «муниципализации» социальной сферы, т.е. о передачи ее объектов в ведение органов местного самоуправления. Для этого федеральное Правительство приняло ряд нормативных документов о передаче социальной инфраструктуры в ходе акционирования государственных предприятий. Несмотря на возобладавший узко экономический подход к трансформации социальной инфраструктуры не просчитывалась «цена» его реализации. А ведь такой шаг, фактически, ставил вопрос о проведении реформы в этой сфере. Нормативные утверждения о необходимости передачи «социалки» муниципалитетам делались в то время, когда еще не существовало (и до сих пор не существует) концепции социальной реформы и четкого представления об обязательствах государства на разных уровнях.
Годовой отчет об исполнении бюджета городского округа Биробиджана в Счетную палату Думы городского округа представляется Комитетом финансов администрации городского округа не позднее 1 апреля следующего года, с перечнем материалов и документов, необходимых для его рассмотрения, определенных п.п.7.4.2., 7.4.3. Положения о бюджетном процессе в городском округе Биробиджане, утвержденного Решением Думы городского округа. К проекту Решения об исполнении бюджета городского округа приложены отдельные приложения и информация, содержащие следующие показатели:
С целью реализации основных требований, обозначенных в Положении о бюджетном процессе в городском округе Биробиджане, и на основании права, предоставленного администрации городского округа, соблюдение процедур санкционирования происходило в срок, определенный ст.217 БК РФ, не позднее 17 дней после утверждения бюджета.
Уведомления о бюджетных ассигнованиях, сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, лимиты бюджетных обязательств по распорядителям и получателям бюджетных средств производились в установленные бюджетным законодательством сроки (ст.ст.220,221 БК РФ).
Анализ бюджета муниципального образования проведем на примере бюджета городского округа Биробиджан. Исходными данными послужили росписи бюджета городского округа Биробиджан, представленные в приложении А.
Основные показатели бюджета городского округа Биробиджан отражены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Основные показатели бюджета городского округа Биробиджан за 2007-2009 гг., тыс. руб.
Годы | |||||
2007 |
2008 |
Отклонение |
2009 |
Отклонение | |
Доходы |
9502995 |
9678600 |
175605 |
11687109 |
2008509 |
Расходы |
16349261 |
17108446 |
759185 |
12067827 |
-5040619 |
Профицит, дефицит |
-6846266 |
-7429846 |
-583580 |
-380718 |
7049128 |
Как видно из таблицы 2.1. в 2007 году плановые назначения с учетом всех изменений, утвержденных законом о бюджете городского округа Биробиджан, по доходам составили 9502995 тыс. рублей, по расходам – 16349261 тыс. рублей, предельный размер дефицита был установлен в размере 6846266 тыс. рублей.
В 2008 году доходы бюджета городского округа Биробиджан составили 9678600 тыс.рублей и увеличились на 175605 тыс.рублей расходы бюджета городского округа Биробиджан увеличились на 759185 тыс.рублей и составили 17108446 тыс.рублей.
В 2009 году так же наблюдается дефицит бюджета городского округа Биробиджан: доходы превысили расходы на 380718 тыс. рублей.
Графически динамика структуры бюджета городского округа Биробиджан за 2007-2009 гг. представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Динамика структуры бюджета городского округа Биробиджан за 2007-2009 гг., тыс. руб.
Это обусловлено тем, что финансирование расходов бюджетополучателей осуществляется согласно доведенному уведомлению о бюджетных ассигнованиях и в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов.
Изменения и дополнения в решение городской Думы "О бюджете городского округа «Биробиджан» на соответствующий финансовый год рассматриваются городской Думой в случаях:
- превышения фактически полученн
- снижения объема поступления доходов в бюджет городского округа «Биробиджан», что приводит к неполному, по сравнению с утвержденным бюджетом городского округа «Биробиджан», финансированию расходов:
- редакционных изменений бюджета городского округа «Биробиджан»;
- необходимости
Информация о работе Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования