Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в обобщении теоретических аспектов организации финансов муниципальных образований и разработке практических рекомендаций по их формированию и использованию финансовых ресурсов.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
- уточнить экономическое содержание финансов муниципальных образований;
- раскрыть особенности формирования финансов муниципальных образований;
- конкретизировать источники и способы укрепления доходной базы местных бюджетов;

Содержание работы

Введение 7
1 Финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации 10
1.1 Понятие местного самоуправления, его роль в экономических отношениях 10
1.2 Экономическая сущность и функции муниципальных финансов 15
1.3 Финансовые ресурсы муниципальных образований: источники формирования и направления использования 30
2 Анализ формирования и использования финансовых ресурсов муниципального образования (на примере бюджета городского округа «г.Биробиджан») 44
2.1 Общая характеристика бюджета городского округа «г.Биробиджан» 44
2.2 Анализ доходной части бюджета городского округа «г.Биробиджан» 49
2.3 Анализ исполнения расходной части бюджета городского округа «г.Биробиджан» 53
3 Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования 66
Заключение 80
Список использованных источников 83

Файлы: 1 файл

ДИплом фин ресурсы мо г.Биробиджан полностью (20,01,10) (Автосохраненный).doc

— 614.50 Кб (Скачать файл)

Что касается поступления  безвозмездных поступлений, то их снижение, прежде всего связано с сокращением на 1 185 509 тыс. руб. дотаций, в том числе на 537 540 тыс. руб. в связи с заменой дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц, в результате чего дотация в 2009 составила 2 341 748 тыс. руб., что на 34 % ниже показателя 2008 года.

Но в связи с ростом по отношению к 2008 году поступлений субвенций на исполнение государственных полномочий на сумму 426 059 тыс. руб. и поступлений субсидий на сумму 305 083 тыс. руб. общий объем безвозмездных поступлений снизился всего на 7% и в общей сумме составил 6 014 960 тыс. руб.

По-прежнему, одной из составляющих доходной части бюджета являются дополнительные поступления от предприятий и предпринимателей городского округа , принимающих финансовое участие в развитии социально значимых проектов городского округа , которые в 2009 году составили 48 116 тыс. руб., что в свою очередь свидетельствует об активной работе Администрации городского округа в части привлечения коммерческих организаций к сотрудничеству в развитии городского округа .

2.3 Анализ исполнения расходной части бюджета городского округа «г. Биробиджан»

 

Проанализируем исполнение расходной части бюджета городского округа Биробиджан (таблица 2.5).

 

Таблица 2.5 – Анализ расходной части бюджета городского округа Биробиджан за 2007- 2009 годы.

 

2007

2008

2009

 

Показатели

Сумма, тыс.руб.

Уд.

вес

%

Сумма, тыс.руб.

Уд.

вес

%

Сумма, тыс.руб.

Уд.

вес

%

1

2

3

4

5

6

7

Расходы всего

16349261

100

17108446

100

12067827

100

Общегосударственные вопросы

699460

4

806570

5

908468

8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

564210

3

587719

3

689453

6

Национальная экономика

508311

3

529491

3

356541

3

Жилищно-коммунальное хозяйство

1872660

11

1950687

11

2610833

22

Охрана окружающей среды

177933

1

185347

1

44525

0

Образование

3131672

19

3262158

19

3807289

32

Культура, кинематография и средства массовой информации

3131672

19

3262158

19

458282

4

Здравоохранение и спорт

3131672

19

3262158

19

2625095

22

Социальная политика

3131672

19

3262158

19

567341

5


 

Исполнение бюджета по расходам за 2009 год составило 12 067 827 тыс. руб. или 92 % к уточненному плану (13 060 761 тыс. руб.) и 129 % к первоначальным показателям (9 350 871 тыс. руб.).

В сравнении с показателями 2008 года, исполнение бюджета городского округа по расходам за 2009 год составило значительно выше, а именно на 2 407 516 тыс. руб. или на 25 % (исполнение бюджета по расходам в 2008 году - 9 660 311 тыс. руб.).

В сравнении с 2007 годом вырос и процент исполнения бюджетных обязательств (2008 год – 88 %).

Самый большой удельный вес фактических расходов в общем  объеме расходов городского бюджета  характерен для отраслей социально  значимой сферы: образование – 32 %, здравоохранение и спорт – 22 %, жилищно-коммунальное хозяйство – 22 %,

Наибольшее исполнение бюджетных назначений отмечено по разделу  национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 98 %, национальная экономика  – 98 %, образование 94 %, наименьшее исполнение отмечено по разделу культура – 82 %, охрана окружающей среды – 87 %.

Исполнение бюджетных  обязательств с процентом выполнения – 92 %, где общий размер недоосвоенных  бюджетных средств в 2009 году составил в размере 992 934 тыс. руб., обусловлен тем же рядом причин, как и в прошлые периоды:

  • позднее поступление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а соответственно несвоевременное выделение средств бюджетополучателям, в том числе и на городские целевые программы, что в силу требований федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не дает возможности получателям бюджетных средств их освоить, даже частично, так как срок оплаты по принятым обязательствам установлен в 2008 году;
  • практика проведения контрольных мероприятий в 2009 году отражает, что допускается неоперативная и неэффективная работа получателей бюджетных средств, выраженная в нерасторопности подачи заявок на проведение конкурсов, и как показал анализ освоения бюджетных средств, зачастую не столько поздно выделяются бюджетные средства, сколько поздно получатели средств готовы подать заявки, что свидетельствует о нерациональном подходе к использованию бюджетных средств;
  • недолжное исполнение договорных условий подрядчиками, которые несвоевременно предоставляют (исполняют) услуги либо предоставляют услуги не соответствующие проектно-сметной документации, а отсюда запаздывают сроки их оплаты, в результате чего возникает невыполнение плана по финансированию.

Исполнение бюджета  городского округа за 2007-2009 год отражено в приложении И. Из приложения И видно, что самый низкий процент выполнения бюджетных обязательств отмечен по статье прочие виды расходов – 57 %, увеличение стоимости основных средств – 79 %, и данная тенденция по исполнению данных показателей наблюдается ежегодно (2008 год соответственно – 58 %, и 74 %).

Низкий процент исполнения бюджетного задания по вышеуказанным  видам расходов имеет должное  обоснование, которое выражается в основном в позднем поступлении средств из округа и заявок бюджетополучателей на размещение муниципального заказа.

Однако при этом следует  обратить внимание, что социально-значимые расходы городского бюджета, такие  как заработная плата с начислениями и социальное обеспечение, которые исполнены более полно и составляют от 93 до 100 %, и рост по которым в сравнении с прошлым годом очень значителен и составил около 30 % (1 492 560 тыс. руб.).

Значительный рост социально  значимых расходов в 2009 году, прежде всего, свидетельствует о выполнении основной задачи бюджетной политики городского округа в области расходов, где рост оплаты труда бюджетников, способствует устойчивому росту доходов, повышению уровня социальной защищенности, и как результат – является значительным вкладом в повышение уровня жизни населения нашего городского округа .  

Кроме того, характерной  особенностью исполнения бюджета по расходам в 2009 году является следующее:

Исполнение бюджета 2009 года в разрезе экономической  классификации расходов, отраженной в вышеуказанной таблице показывает, что средства городского бюджета расходовались в формах, предусмотренной ст. 69 БК РФ. Выборочный анализ расходов городского бюджета показал, что порядок осуществления расходов Органом, исполняющим бюджет, производился в точном соответствии с целями, соответствующими условиям их получения, определенными как в утвержденном бюджете, так и по бюджетной росписи.

При исполнении бюджета городского округа по расходам не допускалось расходование средств согласно ст. 67, 79 и 80 БК РФ, предусматривающее направление бюджетных средств на инвестиционные программы, в действующие или вновь создаваемые юридические лица.

Порядок выдачи кредитов при исполнении бюджета осуществлялся  в соответствие с требованиями ст.ст.76,77 БК РФ, а именно:

  • выдача кредита осуществлялась в соответствии с лимитами, на цели, условиях и в порядке, определенном решениями Думы городского округа № 133 от 19.12.2008 года, № 236 от 20.06.2009 года;
  • решениями «О бюджете городского округа на 2009 год» предусматривалась выдача кредитов:
  • на поддержку малого бизнеса и предпринимательства в сумме 5 000 тыс. руб., фактически заявок на получение кредита не поступало от субъектов малого предпринимательства;
  • на покрытие временного кассового разрыва в связи с массовым уходом в отпуск работников МУП «Комбинат питания социальных учреждений» в сумме 3 000 тыс. руб. по причине спада товарооборота из-за наступления каникулярного периода в образовательных учреждениях, сумма данного кредита была востребована.

Порядок выдачи субсидий и субвенций хозяйствующим субъектам при исполнении бюджета городского округа по расходам производился в соответствии с требованиями ст.78 БК РФ на решения вопросов, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, где объем денежных средств по данным обязательствам составил в общей сумме 806 785 тыс. руб. (или 95 % от плана (852 929 тыс. руб.)).

Основная доля субсидий и субвенций в сумме 701 709 тыс. руб. (87 %) была направлена муниципальным организациям, размер субсидий и субвенций в сумме 105 076 тыс. руб. был определен организациям, не относящихся к муниципальным.

Общий размер грантов  в доле субвенций и субсидий составил в размере 15 194 тыс. руб., который предоставлялся на конкурсной основе, согласно постановлению Главы городского округа от 01.03.2009 года №135 «Положение о целевом финансировании в виде грантов, выделяемых из средств местного бюджета в виде грантов, выделяемых из средств местного бюджета, общественно-значимых проектов (программ)», организациям любых форм собственности с целью выполнения конкретных программ в конкретных сферах деятельности, в том числе 8 073 тыс. руб.- муниципальным организациям, 7 121 тыс. руб.- организациям, не относящихся к муниципальным (Приложение Ж).

Бюджетные инвестиции в  объекты капитального строительства за счет средств бюджета городского округа в 2009 году впервые осуществлялись согласно представленного МУП «Капитальное строительство» на рассмотрение Думы городского округа от 22 12.2008 года №134 «Перечня строек и объектов на 2009 год».

При этом действующая  специфика освоения бюджетных инвестиций в 2009 году происходила при отсутствии нормативно правового акта местного самоуправления, определяющего как Порядок формирования перечня строек и объектов для муниципальных нужд (ст. 86 БК РФ), так и основной спектр четко поставленных перед предприятием капитального строительства задач.

Все корректировки утвержденного  Перечня в течение финансового 2009 года происходили в произвольной форме, при отсутствии должной системы, определяющей условия и правила корректировок строительства строек и объектов.

И в результате такая ситуация привела к тому: что форма, по которой утверждался Перечень не отображает окончательную сумму бюджетных ассигнований, утвержденных Р.Д по финансированию каждого из объектов, включенного в Перечень, и как следствие - затрудняет осуществление функций контроля за экономией и эффективностью в использовании бюджетных средств в процессе деятельности муниципального заказчика (МУП КС) и заказчиков – застройщиков в ходе выполнения мероприятий по строительству и проведению капитальных ремонтов на объектах городского округа.

Удельный вес средств  резервных фондов, включающих Резервный  фонд и Фонд непредвиденных расходов, в общем объеме расходов городского бюджета на 2009 год составляют 0,1 %, что не противоречит статье 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Исполнение по резервному фонду в 2009 году составило 1 421 тыс. руб., по фонду непредвиденных расходов 17 468 тыс. руб.

Средства Резервного фонда Главы городского округа в 2009 году были направлены на ряд следующих мероприятий:

  • на выплату единовременной материальной помощи в сумме 98 тыс.руб.;
  • на финансовую поддержку общественных и религиозных организаций в сумме 512 тыс.руб.,
  • на исполнение требований по исполнительному листу, в том числе на уплату государственной пошлины в сумме 461 тыс. руб.;
  • на организацию похорон в сумме 350 тыс. руб..

Расходы резервного фонда  отвечают целям и условиям их использования, определенных Положением.

Программная часть бюджета городского округа предусматривала в 2009 году реализацию 18 целевых программ из 18 утвержденных. Программные мероприятия были направлены в основном на социально-экономическое развития городского округа, дополнительное финансирование учреждений и предприятий, финансируемых из бюджета, а также на поддержку отдельных категорий граждан. Однако существенные недоработки в применение программно-целевого метода планирования бюджетных расходов привели к недостаточной результативности программ.

Исполнение расходов от предусмотренных по уточненному плану программных мероприятий осуществлено в целом на 87,4%, что в сумме составляет 373 178,4 тыс.руб.

Однако при анализе  реализации всего спектра программ в целом (приложение В) был выявлен факт неравнозначного подхода к их финансированию.

Так финансирование одних  программ согласно уточненному плану  в несколько раз превышает  первоначально утвержденные годовые  назначения: комплексная программа  социальной помощи для отдельных  категорий граждан в городском округе Биробиджане на 2007 – 2009 годы – 507 %, программа «Молодежь городского округа Биробиджана на период 2006-2008 годы» – 239 %.

Другие же программы  финансируются на крайне низком уровне: программа «Электронный Биробиджан (2005-2008 годы)» - 0,8 %

Тем самым нарушается основной принцип программно-целевого метода планирования, ориентированного на результат.

Если же рассматривать  информацию о фактической обеспеченности программ, то в результате отсутствия в действующем законодательстве требований по предоставлению заказчиками целевых программ ежегодного отчета об исполнении на рассмотрение Думы городского округа (прим. отчеты предоставляются исключительно в департамент экономики администрации городского округа), который бы содержал данные об исполнении исходя из первоначально принятых обязательств, на момент проверки исполнения бюджета за 2009 год информация о фактических результатах городских целевых программ и причинах их недостижения отсутствовала.

Информация о работе Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования