Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в обобщении теоретических аспектов организации финансов муниципальных образований и разработке практических рекомендаций по их формированию и использованию финансовых ресурсов.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
- уточнить экономическое содержание финансов муниципальных образований;
- раскрыть особенности формирования финансов муниципальных образований;
- конкретизировать источники и способы укрепления доходной базы местных бюджетов;

Содержание работы

Введение 7
1 Финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации 10
1.1 Понятие местного самоуправления, его роль в экономических отношениях 10
1.2 Экономическая сущность и функции муниципальных финансов 15
1.3 Финансовые ресурсы муниципальных образований: источники формирования и направления использования 30
2 Анализ формирования и использования финансовых ресурсов муниципального образования (на примере бюджета городского округа «г.Биробиджан») 44
2.1 Общая характеристика бюджета городского округа «г.Биробиджан» 44
2.2 Анализ доходной части бюджета городского округа «г.Биробиджан» 49
2.3 Анализ исполнения расходной части бюджета городского округа «г.Биробиджан» 53
3 Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования 66
Заключение 80
Список использованных источников 83

Файлы: 1 файл

ДИплом фин ресурсы мо г.Биробиджан полностью (20,01,10) (Автосохраненный).doc

— 614.50 Кб (Скачать файл)

- в иных случаях  предусмотренных федеральным, областным законодательством и решениями городской Думы.

Согласно п. 5.9 Положения  о бюджетном процессе глава мэрии  города вправе перемещать бюджетные  ассигнования, выделенные получателям  бюджетных средств между разделами  и подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной структуры расходов бюджета городского округа «Биробиджан», в пределах 10 процентов бюджетных ассигнований, выделенных им.

Финансовое управление мэрии города в пределах своей  компетенции имеет право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5 процентов бюджетных ассигнований, доведенных до получателей бюджетных средств.

Как указывается в  п. 5.11 Положения, если в процессе исполнения бюджета городского округа «Биробиджан» происходит снижение поступлений из источников финансирования, объема поступлений доходов или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета городского округа «Биробиджан», что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом городского округа «Биробиджан» финансированию расходов не более чем на 10 процентов годовых назначений, глава мэрии города представляет городской Думе проект решения о внесении изменений и дополнений в решение городской Думы "О бюджете городского округа «Биробиджан».

Городская Дума по инициативе главы мэрии города принимает решение о введении режима сокращения расходов бюджета городского округа «Биробиджан».

Финансовый год завершается 31 декабря.

Принятие денежных обязательств после 25 декабря соответствующего финансового года не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено финансовым управлением мэрии города 28 декабря соответствующего финансового года.

После завершения операции по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета городского округа «Биробиджан» подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.

Сбор, свод, составление  и представление отчетности об исполнении бюджета городского округа «Биробиджан» осуществляются финансовым управлением мэрии города в виде оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой отчетности.

Ежемесячно финансовым управлением мэрии города предоставляется  информация в контрольно-счетную  палату о ходе исполнения бюджета городского округа «Биробиджан».

Глава мэрии города представляет ежеквартально, с нарастающим итогом, информацию в городскую Думу о  ходе исполнения бюджета городского округа «Биробиджан» в течение месяца, следующего за отчетным.

Отчет об исполнении бюджета городского округа «Биробиджан» за прошедший финансовый год глава мэрии города представляет городской Думе во втором квартале текущего финансового года. Утвержденный отчет об исполнении бюджета городского округа «Биробиджан» подлежит обязательному официальному опубликованию (обнародованию).

2.2 Анализ  доходной части бюджета городского округа «г.Биробиджан»

 

 

Проанализируем доходную часть бюджета городского округа Биробиджан в динамике за три года (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 – Структура доходов бюджета городского округа Биробиджан за 2007-2009 годы

Наименование доходов

2007год

2008год

2009год

Рост в сравнение  с 2008 годом

Коэф.

роста

Сумма, тыс.руб.

Уд.

 вес

%

Сумма, тыс.руб.

Уд.

 вес

%

Сумма, тыс.руб.

Уд.

 вес

%

Налоговые доходы

2 834 806

30

2 325 384

24

3 755 770

32

1 430 386

1,62

Неналоговые доходы

605 619

6

883 493

9

1 916 379

16,4

1 032 886

2,17

Итого налогов:

3 440 425

36

3 208 877

33

5 672 149

48,53

2 463 272

1,77

Безвозмездные поступления, в т.ч.

6 062 570

64

6 469 723

67

6 014 960

51,47

-454 763

0,93

- дотации

2905 305

30,57

3 527 257

36,44

2 341 748

20,04

-1 185 509

0,66

-субвенции

1 622 648

17,08

1 450 375

14,99

1 876 434

16,06

426 059

1,29

-субсидии

1 257 670

13,23

1 443 579

14,92

1 748 662

14,96

305 083

1,21

-средства, получаемые  на ком.допол.расходов

223 697

2,35

3386

0,03

0

0

-3 386

0

- прочие безв.пост.

53 249

0,56

45 126

0,47

48 116

0,41

2 990

1,07

Всего доходов:

9 502 995

100

9 678 600

100

11 687 109

100

2 008 509

1,21


 

Поступления финансовых средств от доходных источников в  городской бюджет в 2009 году составили 11 687 109 тыс.руб., что составляет 130 % от первоначального плана и 101% от уточненного. По сравнению с прошлым годом, доходы выросли на 2 008 509 тыс. руб. или на 21%.

Чуть больше половины доходной части городского бюджета (51 %) составляют безвозмездные перечисления - 6 014 960 тыс. руб., в том числе дотация от других бюджетов бюджетной системы составила 2 341 748 тыс. руб. (20%).

При этом, удельный вес безвозмездных поступлений и общая дотационная зависимость в сравнении с 2008, 2007 годами несколько снизилась, что связано с ростом доли налоговых и неналоговых доходов и снижения безвозмездных поступлений (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 – Структура  налоговых доходов за 2007-2009 годы

Наименование налогов

2007год

2008год

2009год

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес

%

%

%

Налог на прибыль организаций

334948

15,01

355045

2,44

369247

2,44

Налог на доходы физических лиц

1563697

70,06

13812559

95,10

14365061

95,10

Налоги на совокупный доход

250124

11,21

297000

2,04

308880

2,04

Земельный налог

83190

3,73

60000

0,41

62400

0,41

Итого

2231959

100

14524604

100

15105588

100


 

Таким образом, исходя из данных таблицы 2.3, основной рост налоговых доходов, составляющий 77 % или 2 463 272 тыс. руб., связан:

с ростом дохода от сборов налога на доходы физических лиц на 87% или 1 372 088 тыс. руб.;

ростом поступлений на 76 092 тыс. руб. от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

увеличением на 44% или на 316 973 тыс. руб. доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

отражением в отчетном периоде  средств, получаемых учреждениями городского округа от предпринимательской деятельности в сумме 710 614 тыс. руб.

Удельный вес налоговых и неналоговых доходов в общей сумме доходов городского бюджета составил 48,5 % или 5 672 149 тыс. руб., что в суммарной величине поступлений на 2 463 272 тыс. руб. выше показателя прошлого года (см.приложение В, Д).

Фактические поступления финансовых средств от налоговых и неналоговых  доходных источников составили 144 % от первоначального плана (3 938 271 тыс. руб.) и 102% от уточненного (5 563 915тыс. руб.).

В структуре указанных доходных источников по-прежнему основная доля (67,5%) приходится на налоговые поступления (3 755 770 тыс. руб.).

Основную часть в  объеме налоговых поступлений составляет налог на доходы физических лиц (2 952 929 тыс. руб.), удельный вес которого в налоговых доходах составляет 79 % и рост в сравнении с прошлым годом составил 87 %, что вызвано ростом уровня заработной платы, введением дополнительного норматива отчисления от налога «О бюджете ЕАО на 2009 год».

Кроме того, наблюдается  стабильный рост доходов и от налогов  на совокупный доход, которые в сравнением с прошлым годом выросли на 21% и составили 447 169 тыс. руб. В большей степени повышение доходов вызвано ростом на 48 % поступлений от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по причине увеличения количества налогоплательщиков (на 964 субъекта), перешедших на указанную систему налогообложения.

Доля неналоговых доходов  в составе собственных источников составляет 33% или 1 916 379 тыс. руб., что в сравнении с прошлым годом выше на 1 032 886 тыс. руб. (таблица 2.4.)

 

Таблица 2.4 – Структура  неналоговых доходов за 2007-2009 годы

Показатели

2007год

2008год

2009год

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес

%

%

%

Доходы от использования имущества

357568

88,61

467044

85,44

485726

85,44


 

Продолжение таблицы 2.4

Платежи за пользование природными ресурсами

20185

5

18387

3,36

19122

3,36

Доходы от продажи  материальных и нематериальных активов

7150

1,77

42550

7,78

44252

7,78

Прочие неналоговые  доходы

18644

4,62

18644

3,42

19390

3,42

Итого

403547

100,00

546625

100,00

568490

100,00


 

Рост неналоговых доходов  связан в первую очередь с отражением в отчетном периоде средств, получаемых учреждениями городского округа от предпринимательской деятельности в сумме 710 614 тыс. руб., а также с увеличением на 44% или 316 973 тыс. руб. доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Рост доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, прежде всего, связан с ростом арендной платы за земельные участки на 55% или 314 652 тыс. руб., что вызвано получением сверх запланированных доходов в результате проведенных аукционов и отвечает направлениям бюджетной политики в части «увеличения доходов от использования и продажи муниципального имущества в результате повышения эффективности его использования».

Однако, что касается полноты поступлений по аренде прочего  имущества, находящегося в муниципальной  собственности, то наблюдается снижение поступлений по сравнению с прошлым  годом на 12,5% или на 13 344 тыс. руб., за счет уменьшения количества действующих договоров аренды помещений, которое произошло по причине уменьшения площадей передаваемых в аренду (на 5 130,6 м2).

Что касается полноты  поступления неналоговых доходов и совершенствования их администрирования, как одного из направлений бюджетной политики, то стоит отметить уменьшение задолженности по арендным платежам за 2009 год на 21 848 тыс. руб. в результате мероприятий, проводимых с целью проверки исполнения арендаторами условий договора и взыскания задолженности по арендной плате. Однако на настоящий момент общая сумма задолженности по арендной плате составляет 98 409 тыс. руб., в том числе 14 087,8 тыс. руб. – по договорам с истекшим сроком действия, 84 321,4 тыс. руб. – по действующим договорам.

Информация о работе Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования