Способы размещения государственных и муниципальных заказов (на материалах «мурманская детская городская больница)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 21:31, дипломная работа

Описание работы

Динамичное развитие экономики России невозможно без формирования бюджетной политики, в основе которой лежат макроэкономическая стабильность и повышение эффективности бюджетного процесса, в том числе расходов бюджетов всех уровней.

Содержание работы

1 Общая характеристика и правовое обеспечение государственных и муниципальных заказов…………………………………………………………..9
1.1 Понятие, сущность, функции и принципы размещения государственных и муниципальных заказов……………………………….…...9
1.2 Международный опыт закупок товаров, работ и услуг………………..16
1.3 Способы размещения заказов и условия их выбора……………………27
2 Совершенствование механизма государственных и муниципальных закупок…………………………………………………………………………....48
2.1 Реформирование законодательства в сфере размещения государственных и муниципальных заказов…………………………………..48
2.2 Проблемы совершенствования законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, и их решения…………….….56
2.3 Эффективность функционирования системы государственных и муниципальных закупок……………………………………………………...…69
3 Анализ и способы размещения заказов для муниципальных нужд на примере МУЗ «Мурманская Детская Городская больница»……………..…..75
3.1 Способы размещения муниципального заказа в МУЗ «Мурманская Детская Городская Больница»……………………………………………….….75
3.2 Анализ показателей закупочной деятельности по способам размещения заказов в МУЗ «Мурманская Детская Городская Больница»…………………………………………………………………..…….85
Заключение…………………………………………………………………..…...95
Список использованных источников……………………………………….…..98
Приложения...…………………………………………………………………..102

Файлы: 1 файл

димлом.doc

— 4.54 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Динамичное развитие экономики России невозможно без  формирования бюджетной политики, в основе которой лежат макроэкономическая стабильность и повышение эффективности бюджетного процесса, в том числе расходов бюджетов всех уровней.

  Механизм управления  размещением заказов для государственных  и муниципальных нужд является  одним из важнейших элементов государственного регулирования расходования бюджетных средств. Это объясняется тем, что основная часть расходов субъектов бюджетного планирования приходится на размещения государственного заказа, то есть на поставки товаров, оказание услуг и выполнение работ, необходимых для осуществления государственных функций. Потребности органов государственного управления в товарах, работах, услугах возникают на всех уровнях власти: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, на уровне органов местного самоуправления. Такого рода нужды возникают при выполнении возложенных на эти органы власти обязанностей по реализации государственной политики в той или иной сфере. Например, Министерству внутренних дел России необходим бензин для автомобилей дорожно-постовой службы; Министерству здравоохранения и социального развития РФ необходимо медицинское оборудование; Министерству транспорта РФ необходимо регулярно осуществлять подрядные работы по ремонту автодорог. Эти государственные нужды в рыночной экономике удовлетворяются путем покупки требуемых товаров, работ, услуг на открытом рынке. Процедура такой закупки и называется размещением государственных (муниципальных) заказов.

 Современное состояние  рынка государственных закупок  (далее по тексту госзакупки) характеризуется динамичным увеличением доли государственных расходов на товары, работы и услуги для государственных нужд. В этой связи сложно переоценить важность эффективного законодательного регулирования в сфере госзакупок. Рост расходов государства на закупки обуславливает необходимость совершенствования правил и процедур размещения заказов, создания эффективных и понятных инструментов взаимодействия государства и бизнес-сообщества, формирования благоприятных условий для роста эффективности государственных закупок.

Размещение государственного заказа является одним из этапов сложного и длящегося процесса государственных (муниципальных) закупок. Для того чтобы  государство могло закупить ту или  иную продукцию, необходимо, прежде всего, определить государственные (муниципальных)  потребности, затем сформировать на этой основе государственные заказы, осуществить их размещение, установить договорные отношения и исполнить принятые обязательства.

Система размещения государственных  и муниципальных заказов в  России развивается и совершенствуется – в законодательство вносятся изменения, ежегодно увеличиваются объемы средств, выделяемых из бюджета на удовлетворение потребностей государства. На протяжении последних лет система государственных и муниципальных закупок претерпевает значительные изменения. Динамика роста объемов госзакупок в России подтверждает своевременность и актуальность реформы в данной сфере. Если в 2001 году их объем составил 230 млрд. рублей, то к концу 2009 эта цифра по оценкам Минэкономразвития достигнет 3 трлн. рублей (Рисунок 1), т. е. вырастет более чем в десять раз – что стало возможно благодаря экономическому развитию и благополучной для нашей страны рыночной конъюнктуре.

Все это повышает значимость государственных закупок в жизни страны и вполне обоснованно привлекает особое внимание к ним как со стороны общественности, так и со стороны коммерческого сектора.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность в сфере размещения госзаказов, является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту Закон № 94-ФЗ). Законом регулируется порядок размещения заказов, вводятся различные способы размещения заказа, также определяются условия, при которых могут быть применены те, или иные процедуры размещения заказов.

Основная задача вновь  федерального закона состоит в том, чтобы процесс размещения заказа стал более открытым и прозрачным, чтобы к участию в его размещении получил доступ более широкий круг предпринимателей, способных качественно и без завышения реальной стоимости предоставить необходимые товары, выполнить работы, оказать услуги. В соответствии с технологиями стратегического управления, чтобы добиться достижения поставленных целей, необходим постоянно действующий мониторинг процесса размещения заказа со своевременным принятием управленческих решений, адекватных происходящим изменениям и реальной практике размещения заказа. Причем решений не только тактического, но и стратегического характера. А это означает, что и положения нового закона должны корректироваться, если не обеспечивают возможность решения поставленных задач.

Тема выпускной квалификационной работы выбрана по нескольким причинам. Во-первых, потому что, система размещения заказов является новой, мало изученной, широко применяется на каждом уровне власти, будь то федеральный уровень или местный, соответственно является актуальной. Размещение заказов способствует экономному и эффективному расходованию бюджетных средств выделяемых государством на нужды заказчиков. Также предотвращает распространение коррупции на разных уровнях власти, так как действует принципы открытости, прозрачности, равноправное и справедливое отношение ко всем поставщикам.  Во-вторых,  Законодательство в этой сфере динамично совершенствуется  и дорабатывается, что позволяет идти в ногу со временем и согласовываться с другими нормативно-правовыми актами, законами.

Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое исследование вопросов  связанных с размещением государственных и муниципальных заказов, а также изучение и анализ на практике способов размещения муниципального заказа.

Поставленная цель выдвигает  следующие задачи выпускной квалификационной работы:

- рассмотреть теоретические и нормативно-правовые основы, связанные с размещением заказов;

- изучить основные положения  Федерального закона о размещение заказов в целом, так и норм отдельных статей;

- провести анализ закупочной деятельности МУЗ «Мурманская Детская Городская больница» по способам размещения;

- выявить проблемы нормативно правового обеспечения в сфере размещения заказов и предложить направления по совершенствованию законодательства.

Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются способы и критерии размещения государственных и муниципальных заказов, организация закупок для муниципальных нужд.

Объектом исследования является Муниципальном учреждении здравоохранения «Мурманская Детская Городская больница» это  одно из крупных медицинских учреждений здравоохранения Мурманской области, штатная численность должностей которого составляет более 1600 ставок.

Указанные цели и задачи определили логику изложения материала  и структуру выпускной квалификационной работы.

В первой главе выпускной квалификационной работы приводится общая характеристика размещения заказов, нормативно-правовые основы, а также международный опыт закупок товаров, работ и услуг.

Во второй главе освящаются проблемы совершенствования законодательства в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд и приводятся рекомендации по их решению.

Третья глава посвящена  изучению практики проведения размещения муниципальных заказов и анализ закупочной деятельности МУЗ «Мурманская детская городская больница» по способам размещения.

 

      1. Общая характеристика и правовое обеспечение государственных и муниципальных заказов

    1. Понятие, сущность, функции и принципы размещения государственных и муниципальных заказов

Любой хозяйствующий  субъект в рыночной экономике нуждается в кооперации, а иначе говоря, во взаимодействии с другими субъектами. Для удовлетворения возникающих потребностей он ищет поставщиков нужных ему товаров и услуг, подрядчиков – исполнителей работ. Не являются исключением и органы государственной власти. Такие приобретения товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд и называют государственными (муниципальными) закупками. Эти закупки осуществляются за счет средств государственного (местного) бюджета.

С точки зрения российского законодательства закупки органов местного самоуправления не являются государственными, используется термин «муниципальные закупки». Однако со смысловой точки зрения это то же самое, что закупки государственные: и те, и другие осуществляются за счет общественных средств; и те, и другие направлены на удовлетворение общественных потребностей.

В соответствии с Законом  № 94-ФЗ введены следующие понятия  государственных и муниципальных  нужд.

Под государственными нуждами  понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами РФ или расходными обязательствами субъектов РФ за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций РФ (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ, либо потребности субъектов РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов РФ, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов РФ).

 Таким образом,  понятие «государственные нужды» объединяет понятия «федеральные нужды» и «нужды субъектов РФ».

Под муниципальными нуждами  понимаются обеспечиваемые за счет средств  местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных  образований потребности муниципальных  образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.

Государственные (муниципальные) нужды в рыночной экономике удовлетворяются путем покупки требуемых товаров, работ, услуг на открытом рынке. Закупки осуществляются за счет средств налогоплательщиков, аккумулированных в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах. Высокая значимость государственных закупок обусловлена, прежде всего, их особой целевой направленностью, поскольку они нужны для удовлетворения потребностей государства, обеспечения его жизнедеятельности, выполнения государством своих функций. На закупку продукции для государственных нужд приходится значительная доля расходной части бюджетов различных уровней, в связи с чем особую актуальность приобретает задача эффективного расходования выделенных на эти цели денежных средств, которая может быть решена в первую очередь при размещении государственного заказа.

Согласно статье 5 Закона № 94-ФЗ, под размещением заказа понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов  или иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.

 Основной целью,  стоящей перед государственным  заказчиком на этапе размещения  государственного заказа, является  определение будущего поставщика (исполнителя) по государственному контракту на поставку продукции для государственных нужд. По результатам размещения государственного заказа осуществляется заключение государственного контракта.

Государственный заказ  как экономическая категория  представляет собой конкретизированные потребности государства в той или иной продукции (с указанием количественных и качественных характеристик).

Государственный заказ  как элемент экономической деятельности государства выполняет ряд важнейших  функций, основными из которых являются:

– воспроизводственная функция, заключающаяся в удовлетворении государственных нужд  в товарах, работах, услугах для обеспечения стабильных воспроизводственных экономических связей с участием государства и для реализации присущих государству функций;

– функция ценового регулирования, посредством государственных заказов оказывается косвенное влияние на динамику  цен  по определенным видам товаров, работ и услуг;

– стимулирующая функция, расширение государственных закупок служит фактором роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производителей, регулирования отраслевой и региональной структуры экономики;

– социальная, направленная на содействие реализации социально-экономической политики государства, в том числе вовлечение социально  уязвимых групп населения в трудовой процесс. Создание рабочих мест, обеспечение занятости в том или ином регионе, городе; обеспечение подготовки и переподготовки специалистов; контроль над трудовыми ресурсами: регламентирование условий труда наемных работников, поддержание их здоровья;

- инвестиционная функция направлена на целевое долгосрочное финансирование;

- инновационная  функция, это формирование экономических предпосылок для создания принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг). Внедрение научных, теоретических и научно-практических, опытно-конструкторских и технологических работ в производство необходимых товаров и услуг;

Информация о работе Способы размещения государственных и муниципальных заказов (на материалах «мурманская детская городская больница)