Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 21:31, дипломная работа
Динамичное развитие экономики России невозможно без формирования бюджетной политики, в основе которой лежат макроэкономическая стабильность и повышение эффективности бюджетного процесса, в том числе расходов бюджетов всех уровней.
1 Общая характеристика и правовое обеспечение государственных и муниципальных заказов…………………………………………………………..9
1.1 Понятие, сущность, функции и принципы размещения государственных и муниципальных заказов……………………………….…...9
1.2 Международный опыт закупок товаров, работ и услуг………………..16
1.3 Способы размещения заказов и условия их выбора……………………27
2 Совершенствование механизма государственных и муниципальных закупок…………………………………………………………………………....48
2.1 Реформирование законодательства в сфере размещения государственных и муниципальных заказов…………………………………..48
2.2 Проблемы совершенствования законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, и их решения…………….….56
2.3 Эффективность функционирования системы государственных и муниципальных закупок……………………………………………………...…69
3 Анализ и способы размещения заказов для муниципальных нужд на примере МУЗ «Мурманская Детская Городская больница»……………..…..75
3.1 Способы размещения муниципального заказа в МУЗ «Мурманская Детская Городская Больница»……………………………………………….….75
3.2 Анализ показателей закупочной деятельности по способам размещения заказов в МУЗ «Мурманская Детская Городская Больница»…………………………………………………………………..…….85
Заключение…………………………………………………………………..…...95
Список использованных источников……………………………………….…..98
Приложения...…………………………………………………………………..102
– литературные произведения, за исключением программ для ЭВМ;
– драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
– хореографические произведения и пантомимы;
– музыкальные произведения с текстом или без текста;
– аудиовизуальные произведения;
– произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
– произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
– архитектурные проекты, проекты произведений градостроительства, садово-паркового искусства;
– фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
– производные произведения;
– составные произведения (за исключением баз данных).
Закупки на создание не перечисленных здесь произведений под действие главы 2.1 Закона № 94-ФЗ не подпадают, а осуществляются по общим правилам и процедурам.
Первой особенностью закупок творческих работ путем открытого конкурса является то, что заказчик обязан предоставить участникам конкурса:
– не менее 20 дней на подготовку заявки при размещении заказа на прокат или показ национального фильма;
– не менее чем 60 дней в случае размещения заказа на создание произведения литературы, искусства или исполнения.
В извещении и конкурсной документации помимо общих для процедуры открытого конкурса сведений заказчик должен также указать требуемые сроки создания произведения литературы или искусства, сроки и место исполнения.
Дополнительно конкурсная документация должна содержать:
– условия финансирования проката или показа национального фильма;
– требования к описанию участниками размещения заказа произведения литературы или искусства, исполнения либо кинопроекта и (или) требования к представлению проектов (эскизов, макетов, чертежей, изображения и др.) указанных произведений, к демонстрации части исполнения, к предоставлению кинопроекта;
– дополнительные критерии оценки заявок участников конкурса;
– порядок, место, срок представления проектов произведений литературы или искусства, кинопроектов, демонстрации части исполнения, форму таких проектов. Но только если требование такого представления (демонстрации) установлено заказчиком. В этом случае проекты произведений литературы и искусства, кинопроекты представляются участниками размещения заказа одновременно с подачей заявки на участие в конкурсе.
В новой редакции Закона № 94-ФЗ учтен вариант участия в конкурсе творческого коллектива (группы авторов). Если несколько граждан планируют создание произведения литературы или искусства, исполнения, являющееся предметом конкурса, указанные граждане подают одну общую заявку и считаются одним участником размещения заказа.
К особенностям процедуры оценки и сопоставления заявок можно отнести значительно больший срок этого этапа – до 60 дней и специфические критерии оценки заявок. Вместе с тем введено ограничение для предотвращения злоупотреблений. Так, совокупная значимость спецкритериев не может составлять более 45 процентов.
Кроме того, установлено,
что в состав конкурсной комиссии
должны включаться лица творческих профессий
в соответствующей области
До 1 января 2006-го нормативная правовая база, регулирующая систему закупок для государственных и муниципальных нужд, не позволяла сформировать единые правила и стандарты в этой области. В 2006 – 2007 годах была проведена реформа, итогом которой стал Федеральный закон от 21 июля 2005-го № 94-ФЗ, который в настоящее время регулирует данную сферу. Закон уравновесил и создал единые условия для закупок по всей территории России от федерального до муниципального уровня.
Министерство экономического развития и торговли РФ, осуществляя нормативное правовое регулирование в сфере государственных и муниципальных закупок, придает большое значение вопросам соответствия законодательной базы современным тенденциям формирования и развития государственного заказа. С целью совершенствования некоторых положений закона № 94-ФЗ Минэкономразвития России в сотрудничестве с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработало законопроект о внесении изменений в указанный закон. Результатом этой деятельности явился Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и в отдельные законодательные акты РФ», в соответствии с которым вносятся изменения в основной нормативный акт, регулирующий государственные и муниципальные закупки, - Федеральный закон № 94-ФЗ, а также в Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Следует отметить, что положения Федерального закона № 218-ФЗ вступают в силу поэтапно: значительная часть положений уже действует с 1 октября 2007 г., однако многие инновационные положения вступят в силу только в 2010-2011 гг.
Одной из основных причин внесения поправок в закон № 94-ФЗ стала необходимость установления особых процедур и регламентов для размещения заказа на музыкальные, литературные произведения, произведения живописи, графики и т.д. При проведении конкурса на указанные произведения искусства государственному заказчику согласно положениям закона № 94-ФЗ требовалось объективно оценить сделанные предложения и выбрать победителя, применяя установленные критерии оценки и сопоставления. Однако использование данных критериев не гарантировало успех и эффективность заказа. Потребность государственных заказчиков в новых конкурсных процедурах обусловила необходимость внесения изменений в законодательство. Однако изменения коснулись не только конкурсных процедур, но и иных норм, которые рассмотрим ниже.
В соответствии с новыми положениями закона № 94-ФЗ понятие «государственные и муниципальные нужды» получило более широкое и исчерпывающее определение. Новая формулировка позволила уйти от двоякого толкования и разрешить спорный вопрос о том, являются ли собственные нужды госзаказчиков государственными нуждами. После вступления в силу новых положений понятие «государственные нужды» включает в себя также потребности государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, субъектов РФ и собственно государственных заказчиков. Аналогичное изменение распространилось также на понятие «муниципальные нужды».
Немаловажные изменения произошли в порядке оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Для оценки заявок государственным заказчикам предложены два новых критерия:
– функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
– качество работ, услуг и квалификация участника конкурса.
Право оценивать квалификацию участника конкурса государственным заказчикам ранее не предоставлялось, что зачастую приводило к различным вариантам применения критерия качества. Важность критерия, позволяющего рассматривать квалификацию участника конкурса, сложно переоценить. При закупке товара хорошо проработанное техническое задание государственного контракта позволяет обеспечить высокое качество поставляемой продукции вне зависимости от квалификации поставщика. При размещении заказа на работы и услуги в первую очередь требуется высокая квалификация исполнителя. Законом устанавливаются ограничения на применение указанных критериев: их значимость не должна превышать 20 %, а в случае, если размещается заказ на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических или аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия и т.п. (ч. 6 ст. 28 закона N 94-ФЗ), - 45 % .
В новой редакции
закона № 94-ФЗ при размещении
заказа путем проведения
Изменения коснулись также состава заявки, подаваемой поставщиками (подрядчиками), на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок с предварительным отбором. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, предъявляемая участником размещения заказа, должна быть получена им в соответствующих органах за шесть и менее месяцев до даты размещения извещения о размещении заказа на официальном сайте.
Достаточно часто
у государственных заказчиков
возникает необходимость
Новыми положениями
закона № 94-ФЗ установлен
Новые процедуры, установленные ч. 2 ст. 31.1 закона № 94-ФЗ, позволят более эффективно размещать заказ на следующие виды работ (услуг): литературные, драматические, музыкально-драматические, сценарные и хореографические произведения, пантомимы, музыкальные произведения с текстом или без текста и др. Необходимость установления особой процедуры размещения заказа на указанные виды работ (услуг) обусловлена особой спецификой предмета заказа и способов оценки поданных предложений.
Электронный аукцион пока не получил широкого распространения: его очевидные удобства и преимущества нивелируются проблемами в нормативной правовой сфере и при реализации.
Новая редакция ст. 41, вступающая в силу с 2010 г. и регламентирующая процедуру проведения аукциона в электронной форме, по мнению разработчиков, будет стимулировать использование данной процедуры в практике госзакупок. Ограничение стоимости контракта, заключаемого по итогам проведения аукциона в электронной форме (1 млн руб.), снимается с 2011 г. Основные изменения таковы:
– площадки для проведения аукционов в электронной форме отбираются государством;
– установлены определенные требования к участникам электронных аукционов (в настоящее время такие требования не предусмотрены);
– снижение стоимости контракта (шаг аукциона) лимитировано 0,5 – 5 % от его начальной цены;
– временной интервал, в течение которого участник электронного аукциона может сделать первое или последующее предложение о цене контракта, уменьшен с 1 часа до 10 минут;
– для проведения электронного аукциона госзаказчик должен подготовить соответствующую документацию (сейчас не требуется).
Новыми положениями закона установлены более жесткие требования к комиссиям по размещению заказов: к 1 января 2010 г. в состав такой комиссии должен входить как минимум один человек, прошедший профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, в ряде протоколов по процедурам размещения заказа, подлежащих публикации, должны отражаться сведения о решении каждого члена комиссии по размещению заказа.
Анализ сложившейся
практики размещения заказов для
государственных нужд показал готовность
госзаказчиков эффективно применять
предусмотренные законом