Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 21:31, дипломная работа
Динамичное развитие экономики России невозможно без формирования бюджетной политики, в основе которой лежат макроэкономическая стабильность и повышение эффективности бюджетного процесса, в том числе расходов бюджетов всех уровней.
1 Общая характеристика и правовое обеспечение государственных и муниципальных заказов…………………………………………………………..9
1.1 Понятие, сущность, функции и принципы размещения государственных и муниципальных заказов……………………………….…...9
1.2 Международный опыт закупок товаров, работ и услуг………………..16
1.3 Способы размещения заказов и условия их выбора……………………27
2 Совершенствование механизма государственных и муниципальных закупок…………………………………………………………………………....48
2.1 Реформирование законодательства в сфере размещения государственных и муниципальных заказов…………………………………..48
2.2 Проблемы совершенствования законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, и их решения…………….….56
2.3 Эффективность функционирования системы государственных и муниципальных закупок……………………………………………………...…69
3 Анализ и способы размещения заказов для муниципальных нужд на примере МУЗ «Мурманская Детская Городская больница»……………..…..75
3.1 Способы размещения муниципального заказа в МУЗ «Мурманская Детская Городская Больница»……………………………………………….….75
3.2 Анализ показателей закупочной деятельности по способам размещения заказов в МУЗ «Мурманская Детская Городская Больница»…………………………………………………………………..…….85
Заключение…………………………………………………………………..…...95
Список использованных источников……………………………………….…..98
Приложения...…………………………………………………………………..102
С целью создания
единого информационного
Необходимость использования такого источника информации о государственных и муниципальных закупках, как печатное издание, уже давно является предметом дискуссий. Сомнения в целесообразности дублирования информации – в печатном издании и в Интернете – возникают не только у государственных заказчиков, но и у поставщиков: в век технологического прогресса использование Интернета в качестве источника информации о государственных и муниципальных закупках гораздо удобнее, нежели чтение бумажного бюллетеня. Кроме того, в Интернете публикация информации о размещении заказа осуществляется безвозмездно, а в случае печатного издания требует значительных расходов со стороны государственного или муниципального заказчика. В этой связи изменения, коснувшиеся ст. 16 закона № 94-ФЗ, создают принципиально новую структуру информационного обеспечения - с 1 января 2011 г. отменяется обязательная публикация информации о размещении заказа в официальных печатных изданиях для муниципальных заказчиков и государственных заказчиков регионального уровня. Для государственных заказчиков федерального уровня данное требование утратил силу с 1 января 2008 г.
Принципиально новое
положение закона № 94-ФЗ дополнило
структуру информационного
Процессы совершенствования
нормативной правовой основы позволяют
формировать благоприятные
Современное состояние рынка государственных заказов в России можно охарактеризовать как переходное, сочетание факторов и обстоятельств, определяющих этот переход, во многом зависит от вступления в силу всех предусмотренных реформой нормативно - правовых актов, в полной мере реализующих на практике положения нового Закона.
Недостаточность нормативного правового регулирования расходования средств федерального бюджета на государственные закупки, злоупотребление должностных лиц своим служебным положением при их проведении предопределили необходимость принятия нового закона, регулирующего организацию закупок продукции для государственных нужд.
В качестве координационного органа, обеспечивающего разработку и реализацию единой государственной политики в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг) выступает Совет по государственным закупкам при Минэкономразвития России.
В настоящее время ведется работа по приведению в соответствие с Законом ряда нормативных правовых документов, которые устанавливают отраслевые особенности или регламентируют установленные процедуры размещения заказов. В рамках этой работы Минэкономразвития России готовит проекты о внесении изменений в более 100 действующих нормативно - правовых актов.
Однако формирование правовой базы в сфере государственных закупок сопровождается нечетким взаимодействием и отсутствием единой позиции по ряду норм у федеральных исполнительных органов. Отстаивание ведомственных интересов приводит к несоблюдению сроков согласований, затягиванию принятия необходимых законодательных актов.
Вступление в силу норм закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд выявило ряд недостатков и проблем его практического применения, что породило волну нарушений и жалоб, необходимость корректировки отдельных статей. Только за семь месяцев 2009г. (по состоянию на август) Федеральная антимонопольная служба рассмотрела более 800 жалоб от участников размещения заказов, 500 из которых признаны обоснованными, провела более 340 проверок. И по настоящее время наблюдается резкий рост количества поступающих жалоб – за три квартала 2008 года их поступило столько же, сколько за весь 2008 год при том, что основное количество жалоб приходится всегда на конец года, т.е на 4 квартал. В динамике за 2007-2009 года эти итоги представлены в Таблице 3.
Таблица 3 - Итоги контроля в сфере размещения заказа
Отчетный период |
Количество поступивших жалоб (% обоснованных) |
Возбуждено дел об административных правонарушений |
Выдано постановлений о |
Количество обращений о |
2007 год |
2443, обоснованных 52% |
731 |
489 |
1131, согласовано 66% |
2008 год |
9955, обоснованных 58% |
5068 |
2500 |
3332, согласовано 76 % |
2009 год (3 квартал) |
9718, обоснованных 53% |
4572 |
2091 |
2483, согласовано 80 % |
В результате на федеральном, региональном и муниципальном уровне система государственных закупок имеет следующие общие проблемы:
– нечеткость и несогласованность отдельных нормативных правовых актов трактовки отдельных норм и правил распределения бюджетных средств, предусмотренных законодательством;
– несовершенство системы прогнозирования и планирования на этапе подготовки бюджета, приводящее к затягиванию сроков проведения конкурсов, перерасходу бюджетных средств;
– отсутствие полноценной методической базы проведения закупок, в том числе регистрации государственных и муниципальных контрактов;
– сложности информационного обеспечения размещения заказов;
– отсутствие эффективного контроля за выполнением установленных норм и правил размещения заказов;
– недостаточное материально-техническое обеспечение деятельности государственных и муниципальных заказчиков, органов контроля;
– отсутствие профессионально подготовленных специалистов.
Указанные проблемы создают трудности не только для функционирования самих органов государственной власти и местного самоуправления, но, прежде всего, для развития хозяйственных отношений с частным бизнесом. Субъекты рынка, не имея возможности четко ориентироваться в законодательстве, теряют интерес к участию в конкурсах на размещение государственных и муниципальных заказов, что снижает уровень конкуренции, а значит, не способствует получению оптимальных цен на закупаемую продукцию и ведет к неэффективности закупок.
В то же время наблюдается положительная динамика основных показателей, характеризующих развитие рынка государственных заказов. Увеличивается объем закупок для государственных нужд. За период 2002-2009г.г. объем закупок вырос почти в 10 раз.
За последние три
года проведена реформа
В законе № 94-ФЗ, более четко и полно, чем в действовавших до него нормативных правовых актах, определены действия государственных заказчиков, поставщиков и органов государственной власти, регламентировано внедрение новейших информационных технологий в целях всеобщей доступности и прозрачности при размещении государственного заказа.
Закон № 94-ФЗ устанавливает единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Помимо принятия данного закона изменения, связанные с проведением государственных закупок, с применением ответственности за нарушения установленного законом порядка их осуществления, заключением государственных контрактов на поставки, внесены в Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ РФ об административных правонарушениях и др.
Принятым законом № 94-ФЗ о поставках были ликвидированы некоторые «лазейки», применяемые заказчиками, которые были возможны при старом Федеральном законе от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».
Так, например, государственными заказчиками партия одноименного товара дробилась на более мелкие поставки, с тем чтобы не превышать ценовых границ, в пределах которых разрешается закупка товаров (работ, услуг) без проведения конкурсных процедур. Как следствие контракты заключались с одним и тем же поставщиком (подрядчиком) без проведения конкурсных процедур.
Положений в нормативных правовых актах, содержавших ограничение по подобному «дроблению», или меры ответственности за подобные действия, до введения в действие Закон № 94-ФЗ и внесения соответствующих изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях не было.
В настоящий момент заказчик не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более 500 тыс. руб., подлежащую уплате в течение квартала, а за нарушение данных ограничений установлена административная ответственность должностных лиц в виде штрафа в размере 50 тыс. руб.
Между тем с принятием нового закона остались нерешенными и появились новые проблемы в проведении государственных закупок и обеспечении исполнения заключенных контрактов, которые, как следствие, сказываются неэффективности бюджетных расходов.
Для обеспечения как можно более экономного использования государственных средств законодатель постарался максимально расширить возможности участия поставщиков в размещении госзаказа и упростить их приток на рынок государственных закупок и участие в торгах.
Такое стремление обеспечить активную конкуренцию между лицами желающими реализовывать свою продукцию государству привело к тому, что в законе установлен крайне ограниченный перечень обязательных требований к участникам размещения заказов, включающий в себя: непроведение ликвидации или процедуры банкротства, неприостановление деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях, отсутствие задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты, размер которой превышает 25 % балансовой стоимости активов участника, отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.
Таким образом, фактически, отменен предквалификационный отбор поставщиков, который могли осуществлять госзаказчики, ранее предусматривавшийся законом № 97-ФЗ, что предполагает, как следствие, снижение коррупциогенности закупок, так как именно на этом этапе существует наибольшая возможность отстранения неугодных поставщиков от участия в конкурсе.
Применяя закон № 97-ФЗ, государственные заказчики предъявляли требования к участникам, связанные с наличием производственных мощностей, опытом исполнения государственных заказов, определенным сроком существования самой организации исполнителя, что давало возможность в определенной мере гарантировать исполнение обязательств.
Новым законодательством предъявление подобных требований просто запрещено и, как следствие, на современном этапе заказчик не имеет права установить минимально допустимый уровень производственной оснащенности и квалификации участников, что делает возможным участие и победу в конкурсе организации, которая в дальнейшем не сможет исполнить взятых на себя обязательств. На настоящий момент требования государственным заказчиком фактически могут предъявляться только к продукции в части ее качества и соответствия техническим требованиям, но не к поставщикам.
При этом опыт поставщика, его материально-техническое и финансовое состояние значения не имеют, а целью проведения торгов ставится привлечение как можно большего количества участников, что обусловит снижение цены предлагаемой продукции в результате их конкуренции в ходе торгов.