Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 21:31, дипломная работа
Динамичное развитие экономики России невозможно без формирования бюджетной политики, в основе которой лежат макроэкономическая стабильность и повышение эффективности бюджетного процесса, в том числе расходов бюджетов всех уровней.
1 Общая характеристика и правовое обеспечение государственных и муниципальных заказов…………………………………………………………..9
1.1 Понятие, сущность, функции и принципы размещения государственных и муниципальных заказов……………………………….…...9
1.2 Международный опыт закупок товаров, работ и услуг………………..16
1.3 Способы размещения заказов и условия их выбора……………………27
2 Совершенствование механизма государственных и муниципальных закупок…………………………………………………………………………....48
2.1 Реформирование законодательства в сфере размещения государственных и муниципальных заказов…………………………………..48
2.2 Проблемы совершенствования законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, и их решения…………….….56
2.3 Эффективность функционирования системы государственных и муниципальных закупок……………………………………………………...…69
3 Анализ и способы размещения заказов для муниципальных нужд на примере МУЗ «Мурманская Детская Городская больница»……………..…..75
3.1 Способы размещения муниципального заказа в МУЗ «Мурманская Детская Городская Больница»……………………………………………….….75
3.2 Анализ показателей закупочной деятельности по способам размещения заказов в МУЗ «Мурманская Детская Городская Больница»…………………………………………………………………..…….85
Заключение…………………………………………………………………..…...95
Список использованных источников……………………………………….…..98
Приложения...…………………………………………………………………..102
Рассматриваются заявки на предмет соответствия их требованиям, установленным в извещении. Из «отобранных» таким образом заявок и выявляется победитель. Им будет тот участник, который предложил наиболее низкую цену товаров, работ, услуг. Если таких участников несколько, победителем будет тот, кто подал заявку раньше.
Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом.
Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом. В этот же день он размещается на официальном сайте. Протокол составляется в двух экземплярах, один из них остается у заказчика, уполномоченного органа. А второй передается победителю в течение двух рабочих дней со дня его подписания вместе с проектом контракта.
Затем наступает этап обжалования результатов. Любой участник, подавший котировочную заявку, после размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении результатов рассмотрения и оценки котировочных заявок. Ответ он должен получить в течение двух рабочих дней со дня поступления такого запроса к заказчику, уполномоченному органу.
При запросе котировок информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных (муниципальных) нужд сообщается неограниченному кругу лиц. Победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта7. В отличие от процедур торгов вся информация размещается исключительно на официальном сайте без публикации в СМИ.
Закупка у единственного источника – это такой способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный (муниципальный) контракт или иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
Закупка у единственного поставщика осуществляется в случаях:
– поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
– осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, взятых государством под охрану как памятники истории и культуры и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов;
– осуществляется работа по поддержанию мобилизационных мощностей;
– возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями;
– возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. При этом заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления;
– производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются учреждениями уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных Правительством РФ;
– представлена только одна заявка на участие в конкурсе, заявка на участие в аукционе или котировочная заявка;
– только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником аукциона;
– участвовал только один участник аукциона;
– размещается заказ на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Закупка у единственного
поставщика также относится к
простым способам закупки. Закупку
у единственного поставщика, как
правило, необходимо согласовывать
с уполномоченным на то органом государственной власти
Закупка у единственного поставщика обычно осуществляется в следующей последовательности представленной на Рисунке 5.
Существует также возможность заключать гражданско-правовой договор по результатам размещения заказа. Случай, при котором такое возможно, это размещение заказа на сумму, не превышающую 100 000 руб., но закупки по этому основанию не должны превышать указанный лимит в течение квартала. Только по итогам такого размещения допускается заключать не только контракты, но и иные гражданско-правовые договоры.
Федеральным законом
№ 94-ФЗ предусмотрено, что размещение
заказов на поставки биржевых товаров
для государственных или
Порядок размещения заказов
на поставки биржевых товаров для
государственных или
Под товарной биржей в
целях Закона РФ «О товарных биржах
и биржевой торговле» понимается
организация с правами
Товарная биржа может иметь филиалы и другие обособленные подразделения, учреждаемые в соответствии с законодательством.
Под биржевым товаром в целях Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.
Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.
Предметом государственного или муниципального контракта, заключенного заказчиком с участником биржевой торговли в ходе биржевых торгов, являются поставки биржевых товаров. Особенности заключения государственного или муниципального контракта в ходе биржевых торгов определяются Гражданским кодексом РФ, (параграф 4 главы 30 ГК РФ), законодательством РФ о товарных биржах и биржевой торговле и требованиями к заключению государственных и муниципальных контрактов, установленными Федеральным законом № 94-ФЗ.
Но помимо открытых торгов существуют закрытые. Они также имеют свои особенности проведения. Кроме того, закупки можно проводить с помощью более упрощенных способов размещения заказа. Например, в некоторых случаях заказчикам разрешается закупать товары (работы, услуги) путем запроса котировок цен, а в некоторых ситуациях, четко обозначенных в законодательстве, необходимые товары (работы, услуги) закупают у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Благодаря поправкам в Закон № 94-ФЗ теперь отдельно регламентирован порядок проведения закупки на создание, исполнение произведений искусства и литературы, а также финансирование проката или показа национального фильма.
Особенности проведения закрытых торгов
Помимо открытых форм проведения торгов иногда возникает необходимость размещения заказа путем закрытых конкурсов и аукционов. Право проведения закрытых торгов возникает у заказчика, уполномоченного органа только в одном случае. Когда размещается заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну. И только при условии, что эти сведения содержатся в (конкурсной документации) документации об аукционе или в проекте государственного контракта.
Есть и еще один
нюанс. Закрытые торги проводятся по
согласованию с уполномоченным на осуществление
контроля в сфере размещения заказов
федеральным органом
Так, порядок согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона утвержден приказом Минэкономразвития России от 3 мая 2006 г. № 124. Для получения согласования на проведение закрытого конкурса, закрытого аукциона государственный (муниципальный) заказчик, орган, уполномоченный орган направляют в ФАС России (контрольный орган) письменное обращение. Данное обращение подписывается уполномоченным должностным лицом заказчика, уполномоченного органа. Результаты рассмотрения вопроса по согласованию проведения закрытого конкурса (аукциона) оформляются письмом ФАС России, которое направляется заказчику не позднее десяти рабочих дней со дня поступления обращения.
Несомненно, проведение закрытых торгов имеет свою специфику. И в числе самых главных отличительных особенностей данных торгов от открытых можно отметить то, что никакая документация, будь то конкурсная документация (документация об аукционе), протоколы, составленные в ходе торгов, не подлежит опубликованию в СМИ и размещению в сети Интернет. Кроме того, не допускается представлять документацию, а также разъяснения по ней, подавать заявки в электронной форме. За все время проведения закрытых торгов все документы составляются исключительно в письменной форме.
Вместо извещения о проведении конкурса (аукциона) используется такой документ, как приглашение принять участие в закрытом конкурсе (аукционе). Однако от обычного извещения такие приглашения отличаются лишь названием, а состав сведений, входящий в этот документ, абсолютно такой же.
Так как размещать в СМИ и сети Интернет такое приглашение запрещено, то заказчики, уполномоченные органы сами направляют в письменной форме эти приглашения потенциальным поставщикам. При этом приглашаемые лица должны отвечать всем законодательно установленным требованиям, кроме того, иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а также быть способными осуществить поставки товаров, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся предметом торгов.
Направлять приглашения начинают в срок:
– не позднее чем за 30 дней до вскрытия конвертов с заявками в случае проведения конкурса;
– не позднее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок при проведении аукциона.
В этот же срок все приглашения направляют в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти.
В закрытом конкурсе предусмотрена возможность вскрытия конвертов раньше установленной в конкурсной документации даты8. Такое может быть при наличии согласия в письменной форме всех приглашенных лиц.
При закрытом аукционе протокол рассмотрения заявок, а в конкурсе протокол вскрытия конвертов и протокол рассмотрения заявок составляются в двух экземплярах. Один из них не позднее следующего дня после подписания направляют в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти. А всем участникам торгов отправляют копии протоколов.
А вот заключительный протокол с итогами (протокол аукциона и протокол оценки и сопоставления заявок) составляется уже в трех экземплярах.
Одной из особенностью закрытых конкурсов и аукционов – это запрет на осуществление аудио-, видеозаписи во время проведения таких торгов.
Особенности проведения «творческих» закупок
До недавних пор положения закона о госзакупках не позволяли учесть специфику такой категории государственных или муниципальных заказов, как «творческие» закупки. Последние нововведения, внесенные Законом № 218-ФЗ, позволили исправить этот недостаток и внесли ясность в данный вопрос. Теперь специфика подобных закупок отдельно прописана в Законе № 94-ФЗ, и эти специальные нормы вступили в силу с 1 октября 2008 года.
Прежде всего необходимо отметить, что обновленный Закон № 94-ФЗ содержит четкое разграничение двух принципиально различных видов «творческих» закупок:
– «творческая поставка (то есть то, что уже существует)» – приобретение произведений литературы и искусства, исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей;
– «творческий подряд (то есть то, что еще необходимо создать)» – заказ на создание произведения или оригинальное исполнение произведения, а также финансирование проката или показа фильма.
В первом случае разрешается размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя) вне зависимости от суммы контракта. Но только если единственному лицу принадлежат исключительные права на указанные выше произведения, исполнения, фонограммы9.
Во втором случае проводится открытый конкурс. Причем по особым правилам. Они регламентированы главой 2.1 Закона № 94-ФЗ. Кроме того, отметим, частью 2 статьи 31.1 этого же закона уточнено, что относится к произведения литературы и искусства, размещение заказа на создание которых осуществляется путем такого конкурса, это: