Теоретические основы формирования и исполнения средств местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 06:41, курсовая работа

Описание работы

Бюджет — это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени, как правило, на год.
Центральное место в любой финансовой системе занимает её бюджетная подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджет —  это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени, как правило, на год.

Центральное место в любой финансовой системе  занимает её бюджетная подсистема (бюджетная  система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

В приложении к публичным финансам под бюджетом (от английского budget – сумка, кошелёк) понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти.

Бюджет -  основа функционирования государства в  целом, его национально-государственных  и административно-территориальных  образований.

 Изучение  бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность. Бюджетные средства все в большей степени сосредотачиваются на решении глобальных, общенациональных задач – структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т.п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений.

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ  СРЕДСТВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

1.1 Структура  дохода бюджета

 

Учение о  государственном бюджете является частью науки о финансах и представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределенных отношений – бюджетной. Она включает финансовое отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда денежных средств государства.

Бюджет зародился  на ранних этапах общественного развития не как финансовая категория, а в виде особой системы общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов. Трансформация бюджета в финансовую категорию происходила постепенно с развитием государства и товарно-денежных отношений. Это было естественно, поскольку «в условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли относительно незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как в указанных формациях господствовали натуральные отношения». Изначально формирование бюджетного фонда связано с объективной необходимостью совместного удовлетворения общественных потребностей посредством государства.

Процесс трансформации  бюджета в финансовую категорию  происходила одновременно с развитием  общества, государства и товарно-денежных отношений этих условиях бюджет формируется  как фонд денежных средств.

К сущностным особенностям бюджетных отношений  как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движения части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, а также тот факт, что бюджетные отношения носят вторичный, перераспределительный характер. Они участвуют в перераспределении главным образом чистого дохода путем изъятия части его в виде налогов и неналоговых платежей для формирования государственных доходов и финансирования общегосударственных мероприятий. Однако для понятия специфики бюджетных отношений требуется более глубокая характеристика их сущностных особенностей:

- бюджетные  отношения опосредуют безвозмездное  движение стоимости в виде  взимаемых налогов, сборов, неналоговых  доходов, а также бюджетного финансирования, не сопровождающих обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением;

- объектом  бюджетного перераспределения может  выступать (кроме чистого дохода) и часть стоимости необходимого  продукта;

- сфера действия  бюджетных отношений ограничивается рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств;

- участниками  бюджетных отношений выступают:  государство в лице органов  власти различных уровней и предприятии, организации, учреждении, населения, то есть все участники общественного производства, - при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов;

- бюджетные  отношения формируют центральное  звено финансовой системы благодаря  широкому сектору, дает государство стремится учитывать потребности расширенного воспроизводства, и через бюджетные расходы, формируют пропорции перераспределения финансовых ресурсов между подразделениями общественного производства;

- бюджетные  отношения строго регламентируется бюджетным и налоговым законодательством.

Доходы бюджета  – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых  для выполнения его функций. Они  выражают экономические отношения, возникающие у государства с  предприятиями, организациями и гражданами в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Формой проявления этих отношений служат различного вида платежи предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально – вещественным воплощением – в денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой выступают объектом дальнейшего распределения, сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последние используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Состав бюджетных  доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых в обществе экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы предприятии являлось государство, доходы бюджета в основном базировались на денежных накоплениях этих предприятий. Переход на рыночные системы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений. Она стала строится на базе налоговых платежей; взаимоотношений предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.

При формировании доходов основного финансового  плана государства (регионов) возникают финансовые взаимоотношения между участниками процесса. Это дает основание рассматривать доходы как экономическую категорию – совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет. Такие отношении всегда имеют распределительный характер, стоимостную форму, и их обязательным участником является государство. Именно государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовое взаимоотношение с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода.

Формы и образования  доходов бюджета изменяются под  воздействием многих объективных и  субъективных факторов, среди них  первостепенное влияние оказывает  уровень развития производственных сил, производственных отношений, финансовой науки. Не менее важное воздействие на доходы имеют сложившиеся конкретная экономическая и социальная ситуация, экономическая политика в данном периоде, выбранные приоритеты развития общества, стратегия достижения намеченных задач. Однако в любом случае главное назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношении с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений. В этом заключается не только фискальное назначение доходов, но и их стимулирующая функция, обеспечивающая расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета.

Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что, несмотря на многообразие конкретных видов платежей, существовали и будут существовать три основных канала денежных поступлений в бюджет:

1) Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.

2) Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде разных налоговых сборов.

3) Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотереи, части вкладов в государственные банки.

Все источники  поступлений в бюджет можно сгруппировать  по таким важным признакам, как: форма  изъятия платежей; субъекты их уплаты; сфера деятельности, отрасль, ведомство; объект обложения. Соответственно по форме, методам изъятия и содержанию все доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые. Платежи, имеющие налоговую форму отличаются более жестокой регламентацией нормативов изъятия денежных средств в распоряжение государства, чем неналоговые платежи, которые позволяют государству вальсировать размерами изъятия денежных средств. При переходе к рынку увеличивается доля налоговых платежей в общем объеме бюджетов. Это вызвано спецификой рыночных отношений, предполагающей установление единых правил хозяйствования для всех субъектов и финансированных, взимаемых в бюджет налогов.

Сфера деятельности позволяет разделить доходы бюджета  на платежи, поступающие от субъектов  материального производства, а также  от учреждений, организаций, предприятий непроизводственной сферы. Более детализированной является классификация их по отраслям хозяйства, культуры и ведомствам (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли, коммунального и жилищного хозяйства). Платежи зависят также от вида предприятий, формы его управления, организации коммерческой деятельности.

Особое место  имеет их группировка по основным объектам обложения, к которым относят: прибыль, доходы, капитал, имущество, природные  ресурсы, земля, обороты по реализации продукции, работ и услуг (или их добавленной стоимости) [7].

 

 

 

1.2 Расходы  бюджета, основные статьи

 

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественную их величину.

Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально – экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно – территориальным устройством государства, формами представления бюджетных средств и тому подобное. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства не определенном этапе социально – экономического развития.

Для выявления  роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь  расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные  расходы.

Текущие расходы  связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженном в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением  в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложение за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Все расходы  подразделяются на несколько крупных  групп. Как правило, выделяются следующие  группы расходов:

- финансирование промышленного производства;

- финансирование социально – культурных мероприятий;

- финансирование науки;

- финансирование обороны;

- содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

- расходы по внешнеэкономической деятельности;

- создание резервных фонов;

- расходы по обслуживанию государственного долга;

- прочие расходы и выплаты.

 Расходы  бюджета района (города областного  значения) осуществляются по следующим  направлениям [8]:

1) государственные  услуги общего характера:

- функционирование местных представительных и исполнительных органов районного (городского) уровня;

- экономическое и бюджетное планирование на районном (городском) уровне;

- организация исполнения районного (городского) бюджета;

Информация о работе Теоретические основы формирования и исполнения средств местного бюджета