Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:46, дипломная работа
Цель дипломной работы: выявить особенности восприятия общественным сознанием проявлений социального бизнеса.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы:
- теоретический анализ литературы;
- метод свободного интервью. Выборочная совокупность составила 70 человек;
- обработка информации осуществлялась согласно стандартной методике при работе со свободным интервью.
Введение 6
Глава 1 Анализ социального бизнеса как общественного феномена 9
1.1 Понятие и сущность социального бизнеса 9
1.2 Сущность и функции социальной ответственности бизнеса 22
1.3 Виды и модели бизнеса 37
Глава 2 Практика социального бизнеса в России 47
2.1 Границы социального бизнеса 47
2.2 Мнение и направленности социального бизнеса в российской действительности 52
2.3 Социальный бизнес глазами общественности 67
Заключение 78
Список используемых источников 80
Приложение А «Программа социологического исследования» ?
Приложение Б «Вопросник для проведения свободного интервью» ?
Реферат
Выпускная квалификационная работа, выполненная на тему: «Феномен социального бизнеса в российской действительности глазами общественности (на примере г. Курска)» написана на 89 страницах. Работа содержит 40 наименований литературы, имеет следующую структуру: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
Объект исследования: социальный бизнес как социальный феномен.
Предмет исследования: общественное сознание как условие формирования и расширения социального бизнеса.
Цель дипломной работы: выявить особенности восприятия общественным сознанием проявлений социального бизнеса.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы:
- теоретический анализ литературы;
- метод свободного интервью. Выборочная совокупность составила 70 человек;
- обработка информации осуществлялась согласно стандартной методике при работе со свободным интервью.
- Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнены понятия предприниматель и бизнес; разработан методологический подход к изучению экономической сущности и роли бизнеса в решении социально-экономических задач общества;
- определены
критерии отнесения
- уточнены основные элементы формирования социального бизнеса;
Научная новизна
работы заключается в определении
возможностей использования социального бизн
Втянуть на 1 страницу
Содержание
Введение 6
Глава 1 Анализ социального бизнеса как общественного феномена 9
1.1 Понятие и сущность социального бизнеса 9
1.2 Сущность и функции социальной ответственности бизнеса 22
1.3 Виды и модели бизнеса 37
Глава 2 Практика
социального бизнеса в России
2.1 Границы социального бизнеса 47
2.2 Мнение и направленности социального
бизнеса в российской действительности
2.3 Социальный бизнес глазами общественности 67
Заключение 78
Список используемых источников 80
Приложение А «Программа социологического исследования» ?
Приложение Б «Вопросник для проведения свободного интервью» ?
Введение
Cоциальный бизнес становится все более обсуждаемой и популярной темой во всем мире. Она завораживает своей новизной и видимой перспективой. «Социальный бизнес помогает силами бизнеса решать проблемы, с которыми не справляется государство», - считает Булат Ламбаев, руководитель отдела социальных медиа компаний «Стерно.РУ», основатель проекта «Eco Food», автор блога www.socialentre.ru1. Социальный бизнес, ориентирован на положительный социальный эффект от этой деятельности, на получение прибыли и не только. Феномен социального бизнеса в России, за несколько последних лет, стал временем становления нового явления, ранее лишь широкого известного за рубежом.
Во многих странах мира социальные предприятия довольно тесно работают совместно с государственными организациями, как на общенациональном, так и на местном уровне.
Сегодня бизнесмены и предприятия с социальной ответственностью по всему миру получают поддержку от некоммерческих организаций, фондов, правительства и частных лиц. Однако, несмотря на то, что преимущества социального бизнеса понятны многим, существует много трудностей с его развитием. До сих пор даже нет единого мнения, что является «социальным предприятием» и кого можно назвать социальным бизнесменом. Одни считают, что термин социальный бизнесмен должен относиться только к основателям организаций, основным источником дохода которых является плата их клиентов. Другие полагают, что социальный бизнесмен это тот, кто выполняет работу по государственным контрактам, а третьи считают социальный бизнесмен тот, кто рассчитывает, прежде всего, на гранты и пожертвования.
Споры между учеными, экспертами и практиками социального бизнеса о том, какие организации считать социальным предприятием, а какие нет, не умолкают.
Первые попытки осмысления феномена предпринимательства были сделаны почти сразу после возникновения этого феномена, то есть в 17 в. Корни социального бизнеса лежат в предпринимательстве. Этот термин возник во Франции в 17-18 вв. В оборот термин ввел французский экономист Р. Катильон. Известные экономисты Адам Смит и Давид Риккардо также рассмотрели феномен предпринимательства и уделили внимание изучению проблем этики предпринимательства. В 20 в., изучением предпринимательства занялись Ф. Воппер, А. Маршалл, И. Мангольд.
Качественно новую страницу в исследование сущности бизнеса внесли Б. Драйтон, основатель компании «Ашока», и исследователи из Университета Наварры в Барселоне Дж. Мэйр и И. Марти, которые одними из первых стали изучать теоретические основы социального бизнеса.
B отечественной
науке изучением данной проблем
Еще нет единого
подхода к пониманию и
Объектом работы является социальный бизнес как социальный феномен.
Предмет работы - общественное сознание как условие формирования и расширения социального бизнеса.
Цель работы
– выявить особенности
Для достижения цели поставлены следующие исследовательские задачи:
- рассмотреть существующие теории социального бизнеса как социального феномена;
- осуществить понятийный анализ социального бизнеса;
- осуществить анализ форм и методов распространения социального бизнеса в России и зарубежом;
Глава 1 Анализ социального бизнеса как общественного феномена
1.1Понятие и сущность социального бизнеса
Несмотря на то, что язык социального бизнеса даже на Западе пока внове, этого нельзя сказать о самом явлении. По мнению Г. Диза, социальные бизнесмены, возможно, были всегда, хотя их никто так не называл. Если говорить об исторических предпосылках бизнеса как явления, то они складывались в 14–15 вв., это — инновации в торговле, технологии, организации. Важную роль в этом процессе сыграла автономизация хозяйственной жизни. Децентрализация власти и ответственности стали необходимыми условиями социально-экономических экспериментов, позволили преодолеть сопротивление инновациям.
Говоря о социальном бизнесе, необходимо помнить, что его корни лежат в предпринимательстве. Термин предпринимательство возник во Франции в 17-18 вв. Его введение в оборот связано с именем французского экономиста шотландского происхождения 18в. Р. Кантильона. В его понимании предпринимательство связано с рисковым характером доходной деятельности, способно стимулировать экономический прогресс посредством поиска новых и лучших путей реализации своего дела. Другой француз, Ж.-Б. Сэй, указывал на экономическую эффективность предпринимателя, переводящего экономические ресурсы из сферы низкой в сферу высокой производительности2. Настоящим классиком теории предпринимательства считается Йозеф Шумпетер. В его книге «Теория экономического развития», написанной в 1911 г., главная функция предпринимателя состоит в том, чтобы быть инноватором, осуществлять нововведения и тем самым быть проводником экономического развития. «Без развития нет предпринимательской прибыли, а без последней не бывает развития»3. В отличие от предшественников для Шумпетера доходность предпринимательства была слабо связана с личной выгодой предпринимателя, но скорее, служила средством оценки результата. Таким образом, в отличие от бизнеса предпринимательство тесно не связывалось с доходом и прибылью.
По мнению П. Друкера, «предприниматель всегда ищет изменений, реагирует на них и использует их как возможность»4.
Учёные-теоретики сходятся во мнении, что бизнесмен должен обладать способностью видеть и использовать новые возможности, качествами, необходимыми чтобы находить эти возможности – активностью и мотивацией.
Как правило, под бизнесом понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.
Активно этот термин начал использоваться в 1990-х годах, продвигаемый основателем компании «Ашока» Б. Драйтоном. Также активными сторонниками идеи социального бизнеса являются в мире ведущие организации социального сектора, такие как фонды Шваба (Швейцария) и Сколла (США). Эти организации, набирающие силу движения сформулировали понятие социального бизнеса и включили его в стратегию своей деятельности. Вот, например, по мнению фонда Шваба, социальный бизнес – это:
- применение практических, инновационных и устойчивых подходов в отношении прав общества в целом и неимущих слоев общества в частности;
- уникальный подход к экономическим и социальным проблемам, позволяющий охватить различные секторы и отрасли экономики;
- конкретные ценности и процессы, свойственные для каждого отдельно взятого социального бизнесмена, независимо от того, является ли областью его/ее деятельности образование, здравоохранение, реформаторство в целях улучшения благосостояния общества, прав человека, прав рабочих, окружающей среды, экономики, сельского хозяйства и т.д., или же любая другая организационная деятельность, к которой они считают себя причастными в некоммерческой или коммерческой сфере.
Такой подход фонда к понятию социальный бизнес, позволяет провести грань между социальным бизнесменом и другим контингентом так называемых «людей, действующих во благо» и также организаций, намерения и действия которых связаны с улучшениями в социальной сфере.
Однако до 1990-х идеи социального бизнеса уже активно воплощались и продвигались на практике Майклом Янгом, который за свою жизнь открыл более 60 организаций с социальной миссией, среди которых Консультационный центр по образованию, Национальный совет потребителей, Национальная ассоциация по защите прав тяжелобольных детей на образование, Школа социальных предпринимателей5.
Понятие термина – бизнес активно используется в русском языке начиная с первой половины ХХ века. Спектр осваиваемых значений чрезвычайно многообразен. Бизнес трактуется широко как деятельность вообще, причем не только экономическая. Это и деловая жизнь, и деловые круги, и предпринимательство. Но это и занятие, работа, специальность, обязанности, назначение. Бизнес понимается узко как предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли. Например, торговля, коммерческая деятельность. Бизнес понимается институционально как клиентура, покупатели, публика, учреждения, специализирующиеся в определенной сфере предпринимательства.
Слово заимствовано в английском языке и в большинстве словарей с этимологией английское business по своим истокам связывают с busy – деятельный, занятой. Среднеанглийское busi, древнеанглийское bisig несли значения занятый, поглощенный, прилежный, усердный. Немецкое слово с родственными корнями – beziehen со значениями покупать, закупать, заказывать, что в конечном итоге и ведет нас к спектру современных значений понятия бизнес6.
Понятие социальный бизнес определяет деятельность, которая предполагает создание социального блага не через чистую благотворительность, а через прибыльную или частично прибыльную деятельность. Такой социально ориентированной деятельностью может быть микрокредитование, предоставляющее жизненно важные ресурсы семьям, находящимся в абсолютной бедности. Социальный бизнес - это и, например, интернет-портал, открытый центром помощи трудным подросткам, который не только предоставляет информацию молодым людям и их семьям, но и зарабатывает деньги, занимаясь дизайном Интернет-рекламы. Социальный бизнес - экологический парк, окупаемый за счет туризма, но предоставляющий благодатные условия для сохранения флоры и фауны того региона, где он создан. Первым человеком, воплотившим в жизнь принципы социального бизнеса, стал небогатый предприниматель из Бангладеш Мухаммад Юнус. Он создал первый в мире социально ориентированный банк, не затаптывающий в грязь заемщиков грабительскими процентами, а вытаскивающий бедные семьи из безнадежной нищеты. В середине 1970-х годов в Бангладеш Мухаммад Юнус создал банк Grameen, особенность которого заключается в том, что он обеспечивает кредитами причем в ряде случаев - без каких бы то ни было поручительств, наиболее бедные слои населения. Концепция Grameen базируется на убеждении Юнуса в том, что полученные в кредит деньги пойдут на создание товара, часть дохода от продажи которого, в свою очередь, будет использована как раз на погашение кредита7.
Первое начинание Мухаммада Юнуса в этом направлении относится к 1976 году, когда он одолжил 27 долларов нескольким ремесленникам из Джобры. Позже Юнус вспоминал о мотивах, которыми руководствовался при этом: «Я ходил по домам, беседовал с людьми, пытался понять, чем они живут, каковы их потребности, желания, мечты. И мне открылась горькая правда: многим из них для осуществления планов необходима ничтожно малая сумма. Мы даже составили список из 42 человек, чьи общие потребности не выходили за пределы 27 долларов - менее доллара на душу. Это стало настоящим шоком».
Следующим шагом Юнуса стало получение им в одном из бангладешских банков кредита, который также пошел на мелкие ссуды беднейшим. Банк крайне неохотно согласился удовлетворить просьбу Юнуса, но последний лично выступил в качестве поручителя и, самое главное, уже через довольно непродолжительное время сумел доказать скептически настроенным банкирам, что даже бедняки могут быть вполне кредитоспособными заемщиками. Сам Юнус, ссылаясь на то, что «более 1,2 млрд. человек в мире не имеют возможности удовлетворить свои основные потребности», считает, что «микрокредиты могли бы стать тропинкой, уводящей их от отчаяния». По данным на декабрь 2005 года, с момента основания Grameen 5,3 млн. человек стали получателями кредитов на сумму 5,1 млрд. долларов при доле возвращенных банку кредитов в 98,9 %. С конца 1970-х годов в мире возникло более 3200 организаций и банков, предоставляющих микрокредиты по модели, разработанной Мухаммадом Юнусом. Только в 2004 году количество получателей кредитов достигло 92 млн. человек, при этом 73 % из них на момент получения первого кредита находились вообще за чертой бедности.