Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:46, дипломная работа
Цель дипломной работы: выявить особенности восприятия общественным сознанием проявлений социального бизнеса.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы:
- теоретический анализ литературы;
- метод свободного интервью. Выборочная совокупность составила 70 человек;
- обработка информации осуществлялась согласно стандартной методике при работе со свободным интервью.
Введение 6
Глава 1 Анализ социального бизнеса как общественного феномена 9
1.1 Понятие и сущность социального бизнеса 9
1.2 Сущность и функции социальной ответственности бизнеса 22
1.3 Виды и модели бизнеса 37
Глава 2 Практика социального бизнеса в России 47
2.1 Границы социального бизнеса 47
2.2 Мнение и направленности социального бизнеса в российской действительности 52
2.3 Социальный бизнес глазами общественности 67
Заключение 78
Список используемых источников 80
Приложение А «Программа социологического исследования» ?
Приложение Б «Вопросник для проведения свободного интервью» ?
В целом, анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать несколько выводов:
1) Отсутствует экспертное сообщество по тематике социального предпринимательства. Ни один из участников опроса не мог с твердостью назвать себя экспертом по кругу вопросов, связанных с социальными предприятиями и социальным предпринимательством. В подавляющем большинстве случае предложение выразить свое мнение по вопросу развития социальных предприятий вызывало такую реакцию: «Надо подумать, никогда системно не изучал этот вопрос», «Нет, экспертом считать себя не могу».
2) Заметна широта и размытость определения терминов социальный бизнес, социальное предпринимательство, социальное предприятие, социальный предприниматель, отсутствуют четкие формулировки и устойчивые ассоциации с этими понятиями и уверенность в конкретных примерах.
3) Отсутствует
сама тема социального предприн
Необходимо отметить, что сложность опроса состояла в нахождении интересующего респондента, что требовало проведения дополнительной работы по поиску и анализу информации.
В результате исследования было отобрано несколько наиболее успешных социальных предприятий, на основе которых и был проведен более детальный анализ. Отобранные для анализа предприятия работают в различных сферах, но при этом они наиболее полно отражают существующие на настоящий момент модели социальных предприятий.
Главным выводом, полученным в ходе исследования можно считать следующее: данные предприятия достаточно успешны, их услуги востребованы, а финансовое положение вполне стабильно. Большая часть этих предприятий динамично развивается: расширяет спектр услуг/товаров и увеличивает масштабы деятельности. Можно сделать также вывод о том, что предприятия основательно изучили потребности своих клиентов, профессионально организовали работу и оказывают качественные и необходимые услуги.
Необходимо также отметить, что некоммерческие организации, которые можно причислить к категории социальных предприятий, начали оказывать платные услуги определенным группам населения, как правило, вследствие ухода крупных иностранных доноров с российского рынка.
Основной проблемой развития социальных предприятий является отсутствие (недостаточность) денежных средств. Данная проблема связана со спецификой деятельности – предприятие приносит минимальный доход, который обеспечивает стабильное функционирование предприятия. Руководители нескольких социальных предприятий пытались взять займы на развитие своих организаций, но у них не было возможности предоставить залог под запрашиваемые средства.
Одной из важных проблем, тормозящих развитие предприятия, большинство опрошенных также назвали проблему нехватки профессиональных кадров.
Предполагалось, что большинство респондентов при интервьюировании укажут на слабое развитие законодательства в области социального предпринимательства и отсутствие государственных льгот для социальных предприятий. Но респонденты акцентировали свое внимание на другом аспекте: опрошенные указали на практику принятия неэффективных программ (например, программа поддержки малого и среднего предпринимательства) и на недостаточный контроль за исполнением уже существующих законов. Необходимость введения налоговых льгот для социальных предприятий один из респондентов прокомментировал так: «Это могло бы способствовать развитию, но и без льгот социальное предприятие может вполне успешно функционировать».
Респонденты отметили негативное отношение со стороны муниципальных структур. По мнению участников опроса, муниципальные организации часто не выдерживают конкуренции с социальными предприятиями и стараются всеми возможными способами препятствовать работе соцпредприятий (частые проверки, негативные высказывания в СМИ и частных беседах).
Как показал опрос, большая часть дохода организаций уходит на платежи по аренде. На высокую стоимость аренды и сложность с подбором подходящего помещения указал каждый третий респондент.
Основные потребители услуг и товаров:
люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию;
отдельные группы граждан (нуждающиеся в реабилитации, пожилые, молодежь, безработные).
Среди участников опроса не оказалось предприятий, оказывающих услуги/производящих товары:
Описание правовых форм социальных предприятий. Анализ опрошенных социальных предприятий показал, что на сегодняшний момент они существуют в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством РФ как для коммерческих (ООО, ЗАО), так и для некоммерческих (Фонд, АНО - автономная некоммерческая организация, НП – некоммерческое партнерство, общественная организация, учреждение) организаций. Некоторые социальные предприятия ведут деятельность, не создавая юридического лица, а регистрируясь в качестве индивидуального предпринимателя. Например: частные бизнесмены предоставляют услуги социально незащищенным категориям граждан по сниженным ценам и имеют в составе работников людей с ограниченными возможностями (инвалидов по слуху).
В зарубежном опыте социального бизнеса существуют различные модели социальных предприятий. Выбор организационной модели зависит от множества факторов и определяется в соответствии с теми задачами, которые ставит для себя каждая организация. Учитывая новизну данного явления для России, особенности законодательства, можно предположить возникновение новых форм и методов деятельности подобных предприятий, а, следовательно, и качественное изменение существующих организационных моделей, появление новых.
Заключение
Основное различие между бизнесом и социальным бизнесом заключается в самом определении ценностей. Для бизнесмена ценность предусмотрена и организована таким образом, чтобы служить рынкам, которые смогут легко использовать новый продукт или услугу, и таким образом ориентирована на извлечение финансовой прибыли.
Установлено, что единственный подход к определению понятия «социального бизнеса» не выработан. Определение данного понятия зависит от того, какой подход к пониманию осуществляется. Рассматривать это понятие можно с точки зрения экономики или социологии. Наиболее полно сущность социального бизнеса, отражает определение, что социальный бизнес – это самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).
Социальное предприятие является такой моделью частного бизнеса, которая нацелена на получение практического результата в экономике, в общественной жизни и в защите окружающей среды, одновременно способствуя оздоровлению и сплочению местных сообществ, препятствуя их маргинализации и деградации. Сообщество социальных предприятий, провайдеров бизнес - услуг, ученые и предприниматели пришли к заключению, что модель социального бизнеса может обеспечить масштабные позитивные изменения в общественной жизни.
На территории
России основными формами социального
Как на территории нашего города, так и во всей стране, развитие социального бизнеса связано с рядом проблем и сложностей.
В сфере социального бизнеса нет законодательных актов, которые бы регулировали все вопросы, касающиеся социального бизнеса. Но сегодня в вопросе законодательства выдвигаются определенные инициативы.
Недостаточно
развита система грантов и
конкурсов в этой области.
Итак, в ходе данной работы удалось выявить организационно-технологические особенности распространения социального бизнеса в России и за рубежом. Так же были рассмотрены существующие теории анализа социального бизнеса как социального феномена, дано определение понятию «социальный бизнес» и определены сущность социального бизнеса, определены границы социального бизнеса, изучены существующие формы социального бизнеса и методы их распространения, следовательно, цель научной работы достигнута, задачи выполнены.
Список использованных источников