Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:46, дипломная работа
Цель дипломной работы: выявить особенности восприятия общественным сознанием проявлений социального бизнеса.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы:
- теоретический анализ литературы;
- метод свободного интервью. Выборочная совокупность составила 70 человек;
- обработка информации осуществлялась согласно стандартной методике при работе со свободным интервью.
Введение 6
Глава 1 Анализ социального бизнеса как общественного феномена 9
1.1 Понятие и сущность социального бизнеса 9
1.2 Сущность и функции социальной ответственности бизнеса 22
1.3 Виды и модели бизнеса 37
Глава 2 Практика социального бизнеса в России 47
2.1 Границы социального бизнеса 47
2.2 Мнение и направленности социального бизнеса в российской действительности 52
2.3 Социальный бизнес глазами общественности 67
Заключение 78
Список используемых источников 80
Приложение А «Программа социологического исследования» ?
Приложение Б «Вопросник для проведения свободного интервью» ?
Типы социальных программ:
Мотивы социальной ответственности бизнеса:
1. Развитие собственного
персонала позволяет не только
избежать текучести кадров, но
и привлекать лучших
2. Рост производительности труда в компании.
3. Улучшение имиджа компании, рост репутации.
4. Реклама товара или услуги.
5. Освещение деятельности компании в СМИ.
6. Стабильность
и устойчивость развития
7. Возможность
привлечения инвестиционного
8. Сохранение
социальной стабильности в
9. Налоговые льготы.
Инструменты реализации социальных программ:
1. Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь
2. Добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы
3. Корпоративное спонсорство
4. Корпоративный фонд
5. Денежные гранты
6. Социальные инвестиции
7. Социальный маркетинг20.
Социальная ответственность бизнеса - это ведения бизнеса по тем нормам и законам, принятым в той стране, где он находиться. Это создания рабочих мест. Это благотворительность и создание различных фондов помощи различным социальным слоям общества. Это обеспечение защиты окружающей среды своего производства, и многое другое поддерживающие социальный статус в стране.
Добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. Социальный бизнес, так же не может противоречить задачам социальной политики, но при этом реализуемый бизнес приносит доходы и самоокупается именно за счет решения существующих социальных проблем, в то время как предприятия реализующие принципы социально ответственного бизнеса в решения социальных проблем вкладывают проценты от своей прибыли, за счет совершенно не социальной деятельности.
Рассмотрим модели и формы реализации социальной ответственности бизнеса.
В современной научной литературе существует ряд моделей социальной ответственности бизнеса, отражающих основные тенденции формирования системы в компаниях разных стран. Как правило, выделяются американская, британская, европейская (континентальная), японская и российская модели корпоративной социальной ответственности21.
1. Американская модель корпоративной социальной ответственности за более чем вековую историю своего развития сформировала набор традиционных механизмов и форм реализации корпоративных социальных программ. Для американских корпораций характерны добровольные инициативы в области корпоративной социальной ответственности, финансирование различных проектов и программ, благотворительность, меценатство, спонсорство. Подобные виды деятельности выходят за рамки требований закона, более того, поощряются обществом и государством, в частности, компании, активно реализующие программы корпоративной социальной ответственности освобождаются от ряда налогов, что закреплено на законодательном уровне.
2. Европейская модель. В отличие от американской модели корпоративной социальной ответственности, характерной чертой европейской модели является ее государственное регулирование, вследствие чего ее признают в качестве скрытой формы корпоративной социалььной ответственности.
3. Британская
модель корпоративной
4. Японская модель
корпоративной социальной
5. Российская
модель. Современная российская
модель корпоративной
За несколько лет, наиболее кризисных для страны в целом, пройдя жернова экономических реформ, многие предприятия были вынуждены отказаться от социалки как непрофильных активов, не приносящих предприятию прибыли, более того, требующей совершенно неоправданных с экономической точки зрения серьезных финансовых затрат на ее содержание и поддержание. Однако, в современных условиях хозяйствования российский бизнес, особенно крупный, уже на добровольных началах возвращается к возрождению традиций социальной ответственности: развивается социальная инфраструктура предприятий, появляются специальные программы, бизнес активно начинает участвовать в благотворительных мероприятиях и акциях.
Российская
модель корпоративной
В качестве
институциональных основ
1. Институты
законодательно-правового
2. Налоговая
система: стимулирование
3. Гражданское
право, которое
4. Этические
и профессиональные кодексы, в
которых прописаны нормы
Корпоративная
социальная ответственность
1. Программы,
направленные во внешнюю среду
предприятия, в которых
2. Программы, направленные на развитие внутренней среды предприятия, социальную поддержку собственного персонала, работников.
Реализуя корпоративную социальную ответственность во внешней среде, компании, как правило, ориентируются на следующие направления:
Помимо экологических, образовательных, филантропических и прочих программ, оказываемых компаниями, как правило, во внешней среде, для многих предприятий элементом корпоративной социальной ответственности является поддержка собственной внутренней среды - сотрудников предприятия.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что социальный бизнес является ключом к решению тех социальных проблем общества, которые еще не разрешены государством. Исходя из этого, можно сказать, что социальный бизнес является социальной работой. Так как в решении социальных проблем общества социальный бизнес использует технологии социальной работы, и стремится к тем же целям.
1.3 Виды и модели бизнеса
Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Предприниматель, бизнес-персона (также бизнесмен) — в современном значении, любой человек, лично осуществляющий хозяйственную деятельность и вступающий в рыночные отношения с другими хозяйствующими субъектами исключительно по своей воле.
В зависимости от содержания и направленности бизнес - деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи бизнес - деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды бизнеса:
производственное;
коммерческо-торговое;
финансово-кредитное;
посредническое;
страховое.
1. Производственный бизнес
К производственному бизнесу относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям. Основным полем приложения его усилий являются производственные предприятия и учреждения.
Круг интересов производственного бизнеса довольно разнообразен, и для его реализации требуются финансовые и материальные ресурсы, порой довольно значительные. Стремление получить как можно большую прибыль при меньшем риске предполагает осуществление соответствующей технологии ведения дела. Исходным элементом этой технологии является выбор основной области деятельности. Ее содержательная сторона определяется финансовыми ресурсами и личными склонностями бизнесмена.
Выбор вида деятельности предполагает проведение предварительного маркетинга, т.е. изучения, насколько предлагаемый товар или услуга необходимы потребителю, стабильны ли спрос на них, его величина и тенденции развития в будущем, каковы возможная продажная цена единицы товара, издержки его производства и реализации, предполагаемые объемы продаж.
Результатом производственной бизнес - деятельности является производство продукта, который требует своей реализации. Мероприятия по его реализации составляют третью стадию технологии бизнеса. Реализация возможна: с помощью посредников-агентов, брокеров и т.п. или своими собственными силами. Это наиболее ответственная стадия технологии бизнеса, от продуманности осуществления которой зависит успех всего начатого дела.
Усилия бизнесмена еще на второй стадии должны быть сосредоточены на заключении сделки на поставку изготовляемого продукта до начала его производства и лучше всего на долгосрочной основе, что позволит снизить риск банкротства. На этой стадии технологии бизнеса внимательно следит за конъюнктурой, чтобы вовремя отреагировать на изменения, происходящие в спросе. Эта реакция находит свое выражение в индивидуализации производимого товара (услуг) и в установлении на него соответствующего уровня цены.
Поскольку на рынке появляются все новые и новые товары и услуги, то в предпринимательской деятельности в условиях недостатка финансовых средств чрезвычайно важно, чтобы товары не залеживались и высвобождающиеся финансовые средства вкладывались снова в дело, т.е. предприниматель должен стремиться к ускорению оборачиваемости денег. Считается, что сделка должна давать годовую прибыль не менее 20-22% затрат.
Ситуация заставляет бизнесмена держать в центре своего внимания каналы распределения товаров и услуг (оптовая и розничная сеть, дилеры, агенты и т.д.). Это и представляет собой четвертую стадию технологии. Дело в том, что в зависимости от выбранных каналов (форм) доведения товаров до потребителей в значительной степени определяется скорость оборота вложенных средств.
Бизнес называется производственным, если сам бизнесмен непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.