Феномен социального бизнеса в российской действительности глазами общественности (на примере г. Курска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:46, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: выявить особенности восприятия общественным сознанием проявлений социального бизнеса.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы:
- теоретический анализ литературы;
- метод свободного интервью. Выборочная совокупность составила 70 человек;
- обработка информации осуществлялась согласно стандартной методике при работе со свободным интервью.

Содержание работы

Введение 6
Глава 1 Анализ социального бизнеса как общественного феномена 9
1.1 Понятие и сущность социального бизнеса 9
1.2 Сущность и функции социальной ответственности бизнеса 22
1.3 Виды и модели бизнеса 37
Глава 2 Практика социального бизнеса в России 47
2.1 Границы социального бизнеса 47
2.2 Мнение и направленности социального бизнеса в российской действительности 52
2.3 Социальный бизнес глазами общественности 67
Заключение 78
Список используемых источников 80
Приложение А «Программа социологического исследования» ?
Приложение Б «Вопросник для проведения свободного интервью» ?

Файлы: 1 файл

Дипломная работа!!!(1).doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

«Нужны первые истории успеха, их широкое освещение в средствах массовой информации», - добавляет Н.Ларионова. В качестве успешного примера представитель Минэкономразвития приводит «Школу фермеров» Вячеслава Горелова из Пермского края. Проект направлен на профориентацию и социальную реабилитацию выпускников детских домов через вовлечение их в агробизнес и создание самостоятельных фермерских хозяйств. «Выгоду от такого бизнеса получают сами работники компаний, жители населенных пунктов, в которых реализуются такие проекты, и муниципалитеты в целом», - отмечает она33.

Развитие социального бизнеса относится к приоритетной группе мероприятий, реализуемых в рамках госпрограммы поддержки малого и среднего предпринимательства. Программа предусматривает выделение субсидий проектам в сфере социального бизнеса. Однако не только государство оказывает поддержку социальным предпринимателям в России. Помощь приходит, в том числе, и со стороны частных лиц. Одним из первых помогать в создании собственного бизнеса инвалидам, многодетным семьям, воспитанникам детских домов и тем, кто в гражданской жизни часто остается невостребованным, начал Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Учредителем фонда является президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Коренное отличие данного фонда от благотворительного заключается в том, что финансирование проектов осуществляется на заемной возвратной основе. Такой инструмент позволяет оказывать помощь в решении социальных проблем не разово, а на постоянной системной основе, отмечает Н.Ларионова34.

Отсутствие законодательной базы на сегодняшний день не позволяет бизнесу свободно развиваться в данном направлении. Эксперты подчеркивают необходимость прописать четкие критерии отнесения проекта к числу субъектов социального предпринимательства. Кроме того, нормативно должны быть закреплены ограничения по расходованию средств, формы государственной поддержки.

 По словам  представителя АСИ, помочь социальным бизнесменам могло бы внедрение института социальной аренды, когда муниципальные или бюджетные организации предоставляют помещения по льготным ставкам. Например, социальная аренда позволила бы в какой-то мере решить проблему с очередями в детские сады за счет организации частных учреждений. Очередь в детские сады огромна, строить их с нуля дорого, а потому институт социальной аренды необходим.

 Еще одним  инструментом поддержки является  заказ со стороны муниципалитетов  таким компаниям на поставки  товаров, выполнение работ и  оказание услуг. Не стоит бояться  неизвестного, ведь социальные предприниматели  могут стать в хорошем смысле даже конкурентами государству, демонстрируя новые подходы ко многим социальным проблемам.

 Социальный  бизнес - не удел нескольких необыкновенных личностей, спасающих мир. Все сильнее люди осознают проблемы ухудшения окружающей среды, укоренившейся нищеты, недостатки системы здравоохранения и образования и др. Число тех, кто будет своей деятельностью стараться решать актуальные социальные проблемы, увеличится. Тем более что и спрос на социальное предпринимательство в нашем обществе есть.

 Граждане  не в полной мере удовлетворены качеством услуг, оказываемыми бюджетными учреждениями. Поэтому существует гигантская ниша для социально ориентированного малого и среднего бизнеса. Чем больше будет таких необычных компаний, тем выше шансы на успешное решение актуальных социальных проблем35.

Социальный бизнес в России имеет не очень долгую историю и находится только в начале своего становления. Одной из причин этого запоздалого по сравнению с другими странами развития данного сектора является общая неразвитость культуры предпринимательства в стране. Несмотря на то, что капитализм в России развивается уже в течение 20 лет, общество так и не приобрело важнейшей составляющей этой экономической системы: уважения к частной собственности и предпринимательству. Большинство людей в России так и не могут расстаться с психологией советской системы, приучившей их быть безынициативными и перекладывающими ответственность на других.

Бизнесмену всегда тяжело начинать новое дело, ведь можно прогореть и потерять последнее. Но в странах с развитым чувством уважения к предпринимательству и дело не в текущем состоянии экономики, а именно в отношении общества – у начинающего предпринимателя есть и реальный шанс вырастить из мелкого предприятия большое и успешное и вывести свою семью на новый социальный уровень. В России как раз нет уверенности в том, что успешный бизнес не станет жертвой рейдерского захвата или передела сфер влияния криминальных структур. А тогда для чего тратить силы? Не лучше ли с 9 до 18 спокойно отработать по найму и без головной боли получить свою пусть и скромную, зато более или менее стабильную зарплату?

В странах, где бизнес – явление повсеместное, когда у деда была лавка, а у тети – ферма, дети растут в среде, где бизнес – обыденное и привычное занятие, а не что-то сугубо рисковое вроде прыжка с моста на пружинящем тросе.

Возможно, не одно десятилетие понадобится России, чтобы оценить свою экономическую  элиту – бизнесменов и промышленников, тех, кто создал свое дело с нуля.

Им, возможно, и  не нужно уважение общества: как правило, люди, сделавшие свою судьбу своими руками, уважают себя и свое дело, а не чьи-то мнения. Но это уважение нужно обществу, чтобы вырасти, чтобы гордиться своей страной.

Социальные бизнесмены, на мой взгляд, бизнесмены вдвойне: ведь они ставят перед собой не только задачу создать успешное дело, но и сделать своей деятельностью чью-то жизнь лучше. Как раз для социальных бизнесменов очень важны признание обществом их деятельности и его поддержка.

Фонд Вагита Алекперова “Наше будущее” стал первым созданным в России и до настоящего времени основным фондом поддержки социального бизнеса в стране. Также в России действует Российский микрофинансовый центр (РМЦ), который был создан в 2002 году. Микрофинансирование, само по себе являясь социальным предпринимательством, служит, кроме того, одним из источников финансирования для социальных предприятий. Поэтому обширная сеть микрофинансовых организаций по всей России дает возможность начинающим социальным предпринимателям оперативно получить кредит в своем регионе, хотя процентная ставка в микрокредитовании остается достаточно высокой36.

Лет пять назад  в России впервые заговорили о  появлении бизнеса нового типа - социального. Его цель - решать те или  иные социальные проблемы, причем на принципах  как минимум самоокупаемости. Иначе - какой же это бизнес?

Социальные  предприятия в российских условиях до сих пор выглядят диковинными  и почти нереальными. Однако опыт детского развивающего центра «Ступеньки», сети тренажерных залов «Атлант» и других доказывает, что, помогая нуждающимся, можно зарабатывать.

Социальный бизнес, которое на Западе развивается уже более полувека, в Россию проникает очень медленно. Большим шагом стало открытие фонда «Наше будущее», а также распространение в регионах «школ социальных предпринимателей».

Фонд, созданный  в 2007 году бизнесменом Вагитом Алекперовым, предоставляет социальным предпринимателям беспроцентные займы для развития бизнеса. Поиск проектов сопряжен с трудностями: многие предприниматели попросту не знакомы с термином и не подозревают, что они, оказывается, социальные.

Главная идея социального бизнеса — решать актуальные общественные проблемы, зарабатывая при этом деньги. Чаще всего это «типовые» задачи — трудоустройство инвалидов, сирот и выпускников детских домов, уход за престарелыми и немощными. Если говорить о российских трендах в социальном предпринимательстве, — то это, во-первых, создание сервисов и услуг, помогающих решать социальные и бизнес-задачи, во-вторых, привнесение экологии в нашу жизнь: возникает масса проектов, связанных с экофудом, экоофисом, экоконсалтингом. Все больше становится проектов, направленных на незащищенные слои населения — стариков, детей, людей с ограниченными возможностями. Огромную популярность набирает молодежный и детский сегмент — развитие проектов, разработанных школьниками и студентами. И, конечно, не стоит забывать о популярных сегодня краудсорсинговых интернет-сервисах, позволяющих объединять силы многих людей для решения общих проблем.

Как правило, те, кто все-таки решился заняться социальным бизнесом, не страдают от недостатка энтузиазма и мотивации. Однако на голом энтузиазме далеко не уедешь. Большинство экспертов говорят о необходимости создания в России особых налоговых условий для такого рода бизнесов. Важна также и доступность финансов на разумных условиях: например, сейчас некоммерческая организация или благотворительный фонд вообще не в состоянии получить кредит.

Кто чаще всего  становится на путь социального бизнеса? «Вышедшие на пенсию чиновники, работники образовательных учреждений и состоявшиеся предприниматели, заработавшие капитал в другой сфере», перечисляет известный дизайнер обуви Галина Волкова37, которая несколько лет назад создала «Студию универсального дизайна» и занялась пошивом обуви для инвалидов и людей с деформацией стоп. Средний возраст подобных социальных бизнесменов — далеко за сорок. Другая категория — молодежь и студенты. У них — своя специфика. «Работая с молодежью, я вижу, насколько часто им не хватает навыков и знаний в области бизнеса», — говорит Анастасия Гулявина38.

Детский развивающий  центр «Ступеньки» был организован в 2004 году в городе Тюмени индивидуальным предпринимателем Мариной Бакулиной и ее семьей: сестрой и родителями.

Основной сложностью в открытии данного бизнеса было отсутствие стартового капитала. Бизнес был построен на банковский кредит физическому лицу в размере 200 тысяч рублей. При найме персонала ставка была сделана на студентов – молодых, креативных и энергичных. Именно благодаря нестандартным подходам, некоторому риску и даже своего рода экспериментам «Ступеньки» первыми начали работать с малышами сначала с полутора лет, а потом и с 6 месяцев. Позднее уже другие центры в городе, которые стали открываться по примеру Центра Марины Бакулиной, подтянулись под эту высокую планку и составили ей здоровую конкуренцию.

Спустя год  после начала деятельности Марина начала экспериментировать с инклюзивным  образованием – включать детей с  инвалидностью в обычные группы. В 2008 году коллектив «Ступенек» учредил Тюменскую региональную общественную организацию по работе с детьми с инвалидностью. В 2008 году городская администрация, обратившая внимание на успешный опыт работы с детьми, предоставила «Ступенькам» муниципальное помещение под размещение центра и экспериментальной группы кратковременного пребывания. Благодаря успешным экспериментам команды «Ступенек» в практику центра вошли занятия по логорисованию – развитию речи через изобразительную деятельность, через развитие мелкой моторики рук. Такие занятия ведут логопеды с малышами с полутора лет. Ярким отличием центра «Ступеньки» является тот факт, что все специалисты, которые там работают, имеют второе образование – логопед. Логопедия и пение органически встраиваются во все занятия, что позволяет достигать очень впечатляющих результатов.

Специалисты центра реализовали также проект «Новая жизнь» для детей с диагнозом детский церебральный паралич  – с полутора лет. Программа направлена на социализацию и реабилитацию этих детей посредством искусства (рисование, музыка, ритмика) с добавлением гимнастики, массажа и логопедии. Десять детей на бесплатной основе полтора года занимались в центре по этой программе. Дети участвовали в небольших концертах – не боялись выходить на публику, вместе с мамами играли на детских музыкальных инструментах, участвовали в постановке мини - сказок. Ежемесячно в центре «Ступеньки» занимаются от 100 до 150 детей.

Проект детского развивающего центра «Ступеньки» имеет устойчивую положительную рентабельность, и Марина Бакулина проводит бизнес-консультации по открытию частных дошкольных учреждений для своих начинающих коллег - бизнесменов.

Социальный бизнесмен из Тольятти Виктор Филимонов адресовал свой проект школьникам из семей с низким уровнем доходов, которые хотели бы заниматься спортом. Сеть организованных им тренажерных залов «Атлант» предоставляет школьникам возможность за небольшую плату заниматься на разнообразных тренажерах согласно индивидуальному плану, получать консультации, а также участвовать в соревнованиях по пауэрлифтингу (powerlifting) и, в общем, заниматься делом, а не болтаться на улице в непонятной компании. Будучи спортсменом, Виктор сам столкнулся с проблемой  дороговизны занятий в тренажерных залах. В результате решил отказаться от их посещения вовсе:  сначала занимался в своей квартире, потом организовал для себя и своих друзей тренажерный зал в гараже, а потом, когда этими занятиями заинтересовались не только друзья, но появились и желающие посещать бюджетный тренажерный зал, Виктор в 2010 году открыл собственный тренажерный зал «Атлант». Сейчас у «Атланта» 2 тренажерных зала, в которых могут тренироваться и взрослые, и подростки. На каждого из посетителей заводится персонифицированный спортивный дневник, в котором прослеживается динамика его результатов. Кроме этого, оказываются консультации относительно правильного питания, режима дня, для каждого разрабатывается индивидуальный план занятий в зависимости от потребностей и запросов. Во время занятий в зале обязательно находится инструктор, который страхует и подсказывает, как правильно выполнять упражнения. Все это входит в стоимость абонемента.  Для подростков месячный абонемент стоит 350 рублей, для взрослых – 400-600 рублей в зависимости от интенсивности тренировок. Сейчас взрослые и подростки тренируются вместе, но в перспективе планируется такое разграничение: до 18:00 – школьники, после – взрослые. Один зал «Атланта» уже достиг полной самоокупаемости, другой в настоящее время набирает свою клиентскую базу. В настоящее время Виктор разрабатывает систему тиражирования, для того чтобы можно было создавать подобные проекты в других городах39.

Информация о работе Феномен социального бизнеса в российской действительности глазами общественности (на примере г. Курска)