Феномен социального бизнеса в российской действительности глазами общественности (на примере г. Курска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:46, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: выявить особенности восприятия общественным сознанием проявлений социального бизнеса.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы:
- теоретический анализ литературы;
- метод свободного интервью. Выборочная совокупность составила 70 человек;
- обработка информации осуществлялась согласно стандартной методике при работе со свободным интервью.

Содержание работы

Введение 6
Глава 1 Анализ социального бизнеса как общественного феномена 9
1.1 Понятие и сущность социального бизнеса 9
1.2 Сущность и функции социальной ответственности бизнеса 22
1.3 Виды и модели бизнеса 37
Глава 2 Практика социального бизнеса в России 47
2.1 Границы социального бизнеса 47
2.2 Мнение и направленности социального бизнеса в российской действительности 52
2.3 Социальный бизнес глазами общественности 67
Заключение 78
Список используемых источников 80
Приложение А «Программа социологического исследования» ?
Приложение Б «Вопросник для проведения свободного интервью» ?

Файлы: 1 файл

Дипломная работа!!!(1).doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

Успешный активизм может привести к значительным позитивным изменениям и даже привести к установлению нового равновесия, однако стратегическая природа такой деятельности явно направлена, прежде всего, на влияние, а не на непосредственные действия27.

Определив, что  такое социальный бизнес и отделив это понятие от социального обслуживания и социального активизма, следует признать, что на практике многие общественные деятели совмещают эти стратегии, связанные с чистыми формами деятельности и создают гибридные модели. В чистом виде успешный социальный предприниматель действует сам и создает новое устойчивое равновесие, социальный активист влияет на других, чтобы создать новое устойчивое равновесие, а тот, кто занимается предоставлением социальных услуг, действует сам, чтобы улучшить работу существующего в данный момент равновесия.

Важно различать  эти три формы социальных предприятий  в чистом виде, но в реальности они  скорее представлены в виде гибридных моделей, чем в чистом виде.

Оказание социальных услуг связано с социальным активизмом и в большей степени на тактическом уровне может способствовать достижению результатов, сопоставимых с социальным бизнесом.

В качестве примера  можно рассмотреть организацию  социального обслуживания, которая  поддерживает единственную школу для  малоимущих, которая позволяет небольшой  группе студентов добиться больших успехов. Если эта организация использует результаты своей деятельности для того, чтобы создать движение социальных активистов, которое будет проводить акции с целью добиться государственной поддержки и широкого распространения подобных программ, организация по оказанию социальных услуг может полностью изменить существующее положение дел в данной области и добиться результатов в масштабах социального бизнеса.

Бизнес, которого так долго избегали экономисты, которых больше интересовали рыночные модели, движимые ценой, предлагающие больше данных для интерпретации, в последние годы переживает определенный расцвет. Основываясь на теории Шумпетера, Уильям Бомол и группа других исследователей стремятся восстановить по праву принадлежащее предпринимателю место в теории производства и распределения, продемонстрировав конструктивную роль бизнеса в данном процессе.

К основным видам  деятельности социальных предприятий можно отнести28:

а) производство товаров:

- социально  значимых (реабилитационное оборудование, детские площадки);

- общего пользования  (мебель, одежда, народные промыслы, продукты питания);

б) предоставление социально значимых услуг и работ, в том числе для отдельных  категорий граждан:

- консультирование (социально-психолого-педагогическое, юридическое);

- обучение и  повышение квалификации (проведение  тренингов и семинаров, развитие  творческих способностей);

- бытовые услуги (ремонт обуви; парикмахерские, прачечные,  копировальные услуги и т.п.);

- медико-социальная  помощь (социальное обслуживание населения, услуги на дому и т.п.);

- развитие экологического  туризма; 

- услуги в  сфере культуры (театральные спектакли,  художественное оформление и  т.п.);

- развитие сельскохозяйственной  деятельности;

- трудоустройство  безработных.

Основные потребители  услуг и товаров это частные  лица и юридические лица.

Частные лица:

- люди, попавшие  в сложную жизненную ситуацию;

- отдельные  группы граждан (нуждающиеся в  реабилитации, пожилые, молодежь, безработные).

Юридические лица:

- коммерческие организации (заинтересованные в найме сотрудников, покупающие товары, произведенные социальными предприятиями);

- некоммерческие  организации; 

- государство,  в т.ч. муниципальные образования. 

Можно предположить, что социальный бизнес настолько же необходимо для прогрессивного развития общества, как бизнес для прогресса экономики, и это явление заслуживает более строгого и пристального внимания, чем то, которое уделяется ему сейчас.

Социальный бизнес относится к предприятиям, которые занимаются предоставлением социальных услуг, а так же которыми движет социальный активизм, а являются третьим видом социальных предприятий. Деятельность таких предприятий очень разнообразна. Предприятие может производить товаров, предоставлять социально значимые услуги и работы, в том числе для отдельных категорий граждан. Осуществлять эту деятельность могут как частные лица, так и юридические лица.

 

2.2 Мнение и направленности социального бизнеса в российской действительности

 

 

Феномен социального бизнеса сегодня распространен по всему миру, но сильнее всего оно развито в Великобритании. Феномен получил свое распространение и в отечественной бизнес-практике.

Российский  рынок имеет множество незаполненных  ниш, где можно реализовать свои предпринимательские способности и стать лидером сегмента. Формула успешного дела рассчитывается сложением уникальной инновационной идеи и грамотной стратегии интеграции в российский бизнес.

Социологические исследования подтверждают, одной из наиболее перспективных форм бизнеса  сегодня становится социальный бизнес. Так называемый гибридный формат бизнеса интересен тем, что позволяет бизнесмену одновременно решать социальную проблему и развиваться, самостоятельно зарабатывая. Кроме того, область социального бизнеса характеризуется множеством еще неосвоенных бизнес-идей. А ведь хорошая идея, новаторская и востребованная потребителем, – самый ценный козырь начинающего бизнесмена.

Активные меры поддержки социального бизнеса приносят свои положительные плоды. Численность собственников бизнеса, которые ведут деятельность в данной области, растет в геометрической прогрессии.

Кто же он, российский социальный предприниматель? Заботливый хозяин, вдумчивый стратег, неравнодушный  к проблемам современного общества и стремящийся внести свой вклад  в процесс социальных изменений.  Эксперты составили портрет социального предпринимателя на основе анкетирования и тестирования собственников бизнеса. В исследовании приняли участие респонденты из 36 российских регионов.

Результаты  исследования оказались довольно интересными. Существует в обществе некий стереотип, что бизнес – территория мужчин. В сегменте социального бизнеса, как показал опрос, напротив,  доминируют женщины. Более эмоциональные от природы они чаще задумываются над вопросами улучшения уровня жизни в социуме, стремятся выполнить некую социальную миссию, принести пользу обществу. В целом 64% российских социальных бизнесмменов – женщины. Ярко выраженных возрастных особенностей у социальных бизнесменов нет. Хотя чаще всего в социальный бизнес уходят представители среднего возраста – от 30 до 39 лет и от 40 до 49.

Как правило, социальные бизнесмены – люди семейные, 79% из них состоят в браке. Большинство – 89% – воспитывают детей. Причем около двух третей детей еще не достигли совершеннолетнего возраста. Кстати в рамках исследования обнаружилась еще одна интересная закономерность. Более половины респондентов признались, что активно вовлекают в свой бизнес своих детей и других родственников. По статистике три из четырех социальных бизнесменов строят так называемый семейный бизнес.

Стоит особенно отметить уровень образования социальных бизнесменов, выявленный в ходе исследования. 85% из них имеют высшее образование и, что важно, продолжают учиться в течение всей жизни: 90% социальных бизнесменов регулярно повышают свою квалификацию. Часть бизнесменов реализовали в своих компаниях бесплатные программы обучения для сотрудников. Для сравнения: только 60% представителей бизнеса проходили курсы повышения квалификации и получали дополнительное образование за последние несколько лет29.

Основными потребительскими группами, на которые в своей работе ориентируются социальные бизнесмены, являются дети, молодежь и семьи, что в общем-то довольно предсказуемо. Второе по популярности место респонденты отвели малообеспеченным, больным и пожилым гражданам. На третьем месте – представители таких социальных групп как осужденные, бездомные, беженцы и др. Впрочем, доля последней группы невелика. Эксперты считают, что пока этот сегмент мало охвачен и хороших бизнес - моделей, решающих проблемы этих социальных групп, в России совсем мало. Между тем на Западе, например в США, работа с бездомными и беженцами являются одной из самых распространенных среди социальных бизнесменов.

Спектр сфер деятельности, в которых предпочитают развивать бизнес социальные предприниматели, достаточно широк. Лидирующими направлениями можно назвать сферу образования, науки, досуга, спорта и туризма, социальной защиты. Чуть реже социальные предприниматели осваивают бизнес в области культуры, здравоохранения, экономики и благотворительной деятельности. Менее всего принципы социального бизнеса реализовываются в сфере местного самоуправления, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании. Подавляющее большинство социальных бизнесменов оказывает населению различные услуги, и только четверть производит товары народного потребления.

Итоги исследования, таким образом, позволяют обрисовать следующий портрет российского  социального бизнесмена. Это образованный, склонный к постоянному саморазвитию человек с активной жизненной позицией, полный сил и энергии, стремящийся к качественным позитивным изменениям в социальной среде. Но что мотивирует этого человека вставать  на путь социального предпринимательства, какие цели он преследует, строя собственный бизнес, что становится побуждающим фактором заняться именно социально ориентированным делом?

У социальных бизнесменов, в отличие от бизнесменов, которые ведут чисто коммерческую деятельность, извлечение собственной выгоды является вторичной задачей. Только 37% респондентов озвучили эту причину для занятия бизнесом. Первичными стимулами для данной категории бизнесменов становится цель «изменить мир к лучшему» (35 %), «желание быть полезным обществу» (40 %) и «удовлетворение потребностей общества» (24 %). Безусловно, важны и личностный рост, и самореализация (56%), а также осуществление идеи – так ответили 53% социальных предпринимателей.

Интересно, что  половина социальных бизнесменов ранее не имела опыта в бизнес - деятельности. А вот опыт работы в некоммерческих структурах, благотворительных и общественных организациях за плечами был у 65% респондентов. Иными словами, в социальный бизнес пошли люди, изначально склонные к деятельности на благо общества, члены социума, которым свойственно не только  желать лучшей жизни, но и активно способствовать достижению этой цели.

Первое социальное предприятие (среди респондентов) начало свою деятельность еще в 1989 году. Институт социального предпринимательства складывается в России после 2007 года (дата основания Фонда "Наше будущее"), а динамичное развитие этого явления пришлось на кризисный и посткризисный периоды (с 2008 по 2011 годы). Тогда порядка 41% представителей малого бизнеса стали заниматься социальным предпринимательством. В 2012 году тенденция продолжилась. Только за прошлый год зарегистрировано 19% новых социальных предпринимателей. А это почти половина численности социально ориентированных бизнесменов, стартовавших после мирового финансового кризиса.

Очевидно, что  социальное бизнес в России это растущий тренд. Появляются новые инициативные предприниматели, которые вносят в российскую экономику инновационные идеи и успешно их воплощают в жизнь. Активному развитию социального предпринимательства способствует разносторонняя комплексная поддержка инициатив со стороны правительства и общественных организаций, крупных финансовых структур. Сегодня можно смело говорить, что социальное предпринимательство становится важным трендом российской экономики30.

Понятие бизнес многие привыкли отождествлять со словом прибыль. Соответственно, цель любого бизнесмена - заработать как можно больше денег. Сложно представить, что есть люди, которые, занимаясь бизнесом, думают в первую очередь не об извлечении прибыли, а о решении социальных проблем. Однако в мире социальное предпринимательство не только существует, но и развивается.

Однако многие социальные задачи по-прежнему остаются нерешенными, и здесь на помощь государству мог бы прийти частный бизнес. Да-да, именно бизнес, так как социальное предпринимательство - вовсе не благотворительность. Помощь обществу должна сочетаться с самоокупаемостью компании за счет продажи товаров или услуг.

«Социальнй бизнес для нашей страны - понятие достаточно новое, и в этом заключается проблема», - говорит директор департамента развития малого и среднего бизнеса Министерства экономического развития, Наталья Ларионова31.

Решению данной задачи должно способствовать создание в регионах России центров инноваций в социальной сфере. По мнению директора направления «Социальные проекты" АСИ Владимира Яблонского, такие центры могут стать точками роста социальной бизнес - активности, обучающими и консультационными пунктами в регионах. «Есть бизнесмены, которые знают, что и как надо делать в социальном секторе, и готовы поделиться опытом, и есть люди, желающие получить знания. Надо их соединить», - поясняет он32.

Информация о работе Феномен социального бизнеса в российской действительности глазами общественности (на примере г. Курска)