Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:46, дипломная работа
Цель дипломной работы: выявить особенности восприятия общественным сознанием проявлений социального бизнеса.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы:
- теоретический анализ литературы;
- метод свободного интервью. Выборочная совокупность составила 70 человек;
- обработка информации осуществлялась согласно стандартной методике при работе со свободным интервью.
Введение 6
Глава 1 Анализ социального бизнеса как общественного феномена 9
1.1 Понятие и сущность социального бизнеса 9
1.2 Сущность и функции социальной ответственности бизнеса 22
1.3 Виды и модели бизнеса 37
Глава 2 Практика социального бизнеса в России 47
2.1 Границы социального бизнеса 47
2.2 Мнение и направленности социального бизнеса в российской действительности 52
2.3 Социальный бизнес глазами общественности 67
Заключение 78
Список используемых источников 80
Приложение А «Программа социологического исследования» ?
Приложение Б «Вопросник для проведения свободного интервью» ?
Производственный бизнес включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова производственный бизнес есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.
В России производственный бизнес является наиболее рисковым видом бизнеса, а все из-за того, что перестройка экономики страны не обеспечила нужными условиями для развития этого вида бизнеса. Риск нереализованной произведенной продукции, хронические неплатежи, невостребованность услуг, многочисленные налоги, сборы и пошлины тормозят развитие производственного бизнеса. Также развитие производственного бизнеса в России сдерживается труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более доступных и легких источников дохода25.
2. Коммерческий (торговый) бизнес26.
Исторически первым видом бизнеса является торговое, которое, как видно уже из его названия, зарождается в недрах торговых отношений, или, скажем проще, торговли. Именно торговое предпринимательство послужило тем незыблемым фундаментом, на котором воздвиглись все остальные его виды (промышленное, банковское, аграрное и др.), т.е. сформировалась рыночная экономика с соответствующими типами социально-экономических систем. Торговля — одно из древнейших занятий человека. Зарождение данной формы экономических отношений связано с появлением денег (а это не только легко представляемые нами металлические кружочки или бруски; функцию денег могли исполнять и люди, и скот, и растения, и морские раковины, и многие другие предметы).
Производство производством, но одно лишь производство не движет рынок и тем более рыночные отношения вперед, если не будет сбыта. Производственные отношения тесно связаны с отношения обращения – сбыта произведенного товара. Все это и способствует развитию коммерческо–торговых отношений, которые в соответственно и способствуют росту коммерческо–торгового бизнеса.
При коммерческо–торговом бизнесе лицо, занимающее бизнесом, - это коммерсант (торговец). Цель его бизнес деятельности приобрести готовые товары и реализовать их другим участникам рыночных отношений или непосредственным потребителям (покупателям). Этому виду бизнес деятельности свойственна, в отличие от других, одна особенность, а именно: он сам непосредственно связан экономическими связями с производителями и потребителями, как оптовыми, так и розничными.
Это самый обширный и в настоящее время довольно широко распространенный вид бизнес деятельности. И это закономерно, ведь коммерческо–торговый бизнес фактически возможно во всех видах деятельности. Везде, где присутствует обмен товара на деньги, денег на товар или товара на товар, можно заниматься коммерческо–торговым бизнесом. И на это совершенно не влияет то, что основа данного бизнеса присутствие операций типа товар – деньги, а попросту говора различные операции по купле – продаже. Для этого вида бизнеса привлекаются те же ресурсы и факторы, что и при производстве, разве, что в более малых объемах.
Этот вид бизнеса привлекает многих бизнесменов тем, что они видят перспективу возможности продать товар дороже, нежели он был приобретен. Тем самым достигается довольно значительная прибыль, которая и оседает в кармане бизнесмена. Но, это скорее теоретическая возможность. Фактически при рыночных отношениях, сделать это становится все сложнее и сложнее. Конечно в таком огромном, по площади как наша страна, государстве, в котором умирающая государственная торговля уже практически не в состоянии обеспечить нас всем необходимым, и присутствует разница цен даже в зависимости от регионом, это пока еще возможно. Хотя работа челноков цель которых – купить подешевле – продать подороже, и приносит им доходы и прибыли, но фактически не отображает, а тем белее полностью не окупает тех затрат, которые были фактически потрачены на достижение результата.
Магазины, рынки, биржи, выставки – продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы и прочие учреждения, непосредственно занятые в торговле – все это область типичного, или как утверждают другие специалисты официального, коммерческого бизнеса. Прошедшая в стране приватизация торговых предприятий, ранее принадлежавших государству, значительно расширила материальную базу для личного коммерческо – торгового бизнеса. Тем самым были созданы почти не ограниченные возможности заняться этим видом бизнеса и открыть свое коммерческое дело, а попросту купить или построить магазин или организовать торговую точку или даже сеть торговых точек.
Однако для успешной деятельности в сфере коммерческо–торгового бизнеса важно не только приобрести и потом продать товар, а важно хорошо знать рыночный спрос потребителей: что конкретно и кому нужно, что ищут потребители на рынке, чего им не хватает. Это – первая составляющая успешного коммерческо–торгового бизнеса, а вторая: оперативно, если не сказать – мгновенно, реагировать на изменения рынка. Потребитель ищет конкретный товар – вы обязаны его предложить и уж если не конкретно такой, так хоть его аналог. Этот бизнес мобилен, вы должны постоянно находиться в движении и изучать рынок: спрос и предложения, динамику цен. Кроме условий успешного бизнеса в данной сфере необходимо учитывать и условия, а именно: постоянный или скажем устойчивый на определенный период времени, спрос на товары; и более – менее низкая закупочная цена у производителей. Отсутствие последнего условия делает коммерческо–торговый бизнес не выгодным или даже убыточным. Рассудите сами, чем за более низкую цену вы приобретете, и чем за более высокую продадите, тем большая часть дохода останется у вас. В противном случае – вам может удастся вернуть потраченное, но ведь спад спроса, которые происходит на данном этапе, может привести и к совершенно негативному результату, вы продадите дешевле, нежели приобрели. Отсюда и негативный результат вашей деятельности – убытки. Поэтому коммерческо–торговый бизнес – это бизнес с относительно высокой степенью риска. И степень этого риска возрастает в зависимости даже от того, какими товарами вы торгуете.
3. Финансово-кредитный бизнес.
Финансовый бизнес— это особая форма коммерческого бизнеса, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые бизнесменом покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.
Суть финансовой бизнес - операции состоит в том, что бизнесмен приобретает основной фактор бизнеса в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства продаются затем покупателям за плату, превышающую денежную сумму, затраченную первоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуется бизнес - прибыль.
Финансово-кредитный бизнес относится к числу самых сложных, оно имеет глубокие исторические корни в ростовщичестве, известном со времен Древней Греции.
Для организации финансово-кредитного бизнеса образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании, валютные биржи и другие специализированные организации. Бизнес - деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка России и Минфина РФ. В соответствии с законодательными актами бизнес - деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками. Государство в лице Минфина РФ выступает также в качестве предпринимателя на рынке ценных бумаг, в этом качестве выступают субъекты РФ и муниципальные образования, выпуская в оборот соответствующие ценные бумаги.
4. Посреднический бизнес
Посредничеством называют бизнес, в котором бизнесмен сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего звена в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях.
Посредник — это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. Посредники могут вести бизнес - деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, маклеры, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации.
Посредническая бизнес - деятельность является в значительной мере рисковой, поэтому бизнесмен — посредник устанавливает в договоре уровень цен, учитывая степень риска при осуществлении посреднических операций. Главная задача и предмет бизнес - деятельности посредника — соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг бизнесмен получает доход, прибыль.
5. Страховой бизнес
Страховой бизнес заключается в том, что бизнесмен в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования. Страхование заключается в том, что бизнесмен получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует бизнес - доход.
Страховой бизнес является одним из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время организация страховой бизнес - деятельности дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) получить определенную компенсацию при наступлении риска в их деятельности, что являются одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.
Каждая компания в бизнесе
придерживается какой-либо бизнес-модели.
Она может формироваться
Социальная бизнес-модель
относится к числу новых
Глава 2 Практика социального бизнеса в России
2.1 Границы социального бизнеса
Определив значение понятия социальное предпринимательство, важно определить его границы, т.е. то, что даст понять, что это уже не благотворительность, но еще не предпринимательская деятельность, а так же какие сферы может охватить этот вид деятельности.
Существуют две основных формы общественно полезной деятельности, которые следует отделить от социального бизнеса. Первый тип – это предприятие, занимающееся предоставлением социальных услуг. В этом случае смелый и преданный своему делу человек определяет нежелательную систему стабильного равновесия – например, сироты, родители которых умерли от СПИДа в Африке – и создает программу, которая позволяет решить существующую проблему – например, школу для таких детей, в которой они получат необходимую заботу и приобретут знания.
Но если подобная деятельность не предполагает достижение широкого масштаба или ее модель не является настолько привлекательной, чтобы многие другие захотели позаимствовать и воспроизвести ее, вряд ли она приведет к созданию нового, более удачного равновесия.
Предприятия социального обслуживания такого типа никогда не выходят за пределы своей сферы деятельности: их влияние остается ограниченным, целевая аудитория ограничивается местным населением, а сфера деятельности определяется ресурсами, которые они способны привлекать. Такие предприятия, по сути, являются уязвимыми, что может привести к срыву и потере услуг для их целевой группы.
В мире существуют миллионы таких организаций – с благими намерениям, благородными целями и зачастую методами работы, достойными подражания – но их деятельность не стоит путать с социальным бизнесом. Школу для детей, чьи родители умерли от СПИДа, можно было бы перевести в разряд социального бизнеса, однако для этого необходимо разработать план, согласно которому школа будет работать по развитию сети аналогичных школ и обеспечить ее постоянной поддержкой. Результатом стало бы новое стабильное равновесие, в котором даже если бы одна школа закрылась, существовала бы сильная система, в рамках которой дети, чьи родители умерли от СПИДа, могли бы получить образование.
Различие между двумя типами предприятий – социальным бизнесом и социальным обслуживанием – заключается не в контексте бизнес - деятельности или личных качествах их основателей, а скорее – в результатах деятельности.
Другой тип социального предприятия – социальный активизм. В этом случае мотивация к деятельности та же – наличие устойчивого и неудачного равновесия. Прежними остаются и некоторые личные качества деятеля – вдохновение, творческий подход, смелость и настойчивость. Отличие заключается в решительности деятеля. Вместо того чтобы действовать напрямую самому, как это сделал бы социальный бизнесмен, социальный активист пытается добиться изменений, действуя опосредованно, оказывая влияние на других – органы власти, некоммерческие организации, потребителей, сотрудников и др. – например, чтобы побудить их к действиям. Социальные активисты могут не создавать предприятий или организаций, чтобы добиться необходимых изменений.