Лекции по "Биснес-планированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:08, курс лекций

Описание работы

Лекция № 1. Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии
Лекция № 2. Бизнес-план организации
Лекция № 3. Структура и содержание разделов бизнес-плана
Лекция № 4. Общие рекомендации по составлению бизнес-плана
...

Файлы: 1 файл

курс бизнес планирование.doc

— 715.00 Кб (Скачать файл)

 

Цt = Цн ? I(t, tн),

 

где Цн – базисная цена продукции  или ресурса;

I(t, tн) – индекс изменения цен (в том числе и за счет инфляции) продукции или ресурса на t-м шаге по отношению к начальному моменту расчета, как правило, tн = t0.

 

Прогнозирование в бизнес-планировании вообще служит для выяснения тенденций  развития фирмы в условиях постоянного изменения факторов внешней и внутренней среды и поиска рациональных мероприятий по поддержанию устойчивости ее экономического поведения. Сфера применения методов прогнозирования в бизнес-планировании достаточно широка. Они используются для исследования рыночной конъюнктуры, в системе прогнозирования цен, новых продуктов и технологий, поведения покупателей на рынке. При разработке бизнес-плана важнейшим направлением является прогнозирование развития рынка, его динамики, структуры, конъюнктуры, возможностей рынка воспроизводить предложение и спрос. С необходимостью прогнозирования связана как плановая, так и практическая работа в фирме, поэтому каждый менеджер и специалист по бизнес-планированию должен владеть основными навыками прикладного прогнозирования.

В качестве инструментария при прогнозировании  используется система методов, с  помощью которых анализируются  причинно-следственные параметры прошлых  тенденций в деятельности предприятия, и по результатам анализа формируются  изменения в перспективе социально-экономического развития фирмы.

Рассмотрим подробнее основные методы прогнозирования, применяемые  в процессе оценки рынка сбыта, результаты которых находят свое отражение  именно в данном разделе бизнес-плана.

1. Качественные методы. Базируются  на исследовании имеющихся опыта, знаний и интуиции исследователя. Наибольшее распространение в данной группе получили методы экспертных оценок. Сущность метода состоит в том, что прогнозные оценки определяются на основе заключений экспертов, которым поручается аргументированное обоснование своего мнения о состоянии и развитии того или иного рынка либо проблемы. Методы экспертных оценок, как правило, имеют качественный характер.

Для прогнозирования рынка методы экспертных оценок могут быть использованы для:

1) разработки средне– и долгосрочных прогнозов спроса;

2) краткосрочного прогнозирования  спроса по широкому ассортименту  продукции;

3) оценки формирующегося спроса  на новые товары;

4) определения отношений потребителей  к новым товарам и возможного  спроса на них;

5) оценки конкуренции на рынке;

6) определения положения фирмы  на рынке и т. д.

Реже экспертные методы применяются  для прогнозирования емкости  рынка и объемов продаж фирмы.

 

Достоинствами экспертных методов  являются их относительная простота и применимость в прогнозировании практически любых ситуаций, в том числе в условиях неполной информации. Важной особенностью этих методов является возможность прогнозировать качественные характеристики рынка, например изменение социально-политического положения на рынке или влияние экологии на производство и потребление тех или иных товаров.

К недостаткам экспертных методов  относятся субъективизм мнений экспертов, ограниченность их суждений.

Экспертные оценки разделяются  на индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным экспертным оценкам относят:

1) метод интервью;

2) аналитические докладные записки;

3) сценарии.

 

Метод интервью предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с прогнозистом-экспертом, в которой  ставятся вопросы о будущем развитии рынка, состоянии фирмы и ее среды.

Метод аналитических докладных  записок означает самостоятельную  работу эксперта над анализом деловой  ситуации и возможных путей ее развития.

Метод составления сценариев получил  широкую популярность в последние  десятилетия.

Сценарий – это описание (картина) будущего, составленное с учетом правдоподобных предположений. Как правило, для прогноза ситуации характерно существование определенного количества вероятных вариантов развития. Поэтому прогноз обычно включает в себя несколько сценариев. В большинстве случаев это три сценария – оптимистический, пессимистический и средний, т. е. наиболее вероятный, ожидаемый.

Сценарии разрабатываются для  определения рамок будущего развития рынка. Поскольку определение количественных параметров будущего затруднено (трудно точно определить величину продаж фирмы через 5 лет), при составлении сценариев чаще всего используются качественные методы и интервальные прогнозы показателей. Вместе с тем сценарий предполагает комплексный подход к его разработке, помимо качественных, могут использоваться количественные методы – экономико-математические, моделирование, анализ перекрестного влияния, корреляционный анализ и т. д.

Коллективные экспертные оценки включают:

1) опрос экспертов (потребителей, торговых работников, руководителей и специалистов предприятия, компетентных в рассматриваемой области специалистов вне предприятия и др.);

2) метод комиссий;

3) метод «мозговых атак»;

4) метод синектики;

5) метод «Дельфи».

Метод комиссий может означать организацию  круглого стола и других подобных мероприятий, в рамках которых происходит согласование мнений экспертов.

Для методов «мозговой атаки», или  «мозгового штурма», характерны коллективная генерация идей и творческое решение  проблем. «Мозговая атака» представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования любых идей по избранной теме, которые спонтанно высказываются участниками встречи. В качестве экспертов, как правило, принимаются не только специалисты по данной проблеме, но и люди, которые являются специалистами в других областях знаний. Дискуссия строится по заранее разработанному сценарию. Для успешного применения этого метода необходимо создать ряд условий, таких как:

1) участие в обсуждении от 5 до 15 человек;

2) продолжительность заседаний  от 15 до 30 мин;

3) равноправие всех участников  заседания;

4) запрещение критики в любом  виде;

5) первостепенность количества  по сравнению с качеством.

Тематика проблемы сообщается участникам заседания непосредственно перед  его открытием.

На основе «мозгового штурма» У. Гордон в 1960 г. предложил метод синектики. Его главное отличие от «мозгового штурма» состоит в том, что в качестве экспертов выступает стабильная по составу группа, которая от «штурма» к «штурму» накапливает определенный опыт. Кроме того, использование метода синектики допускает критические высказывания. Метод основан на принципе систематического отчуждения от исходной проблемы. Отчуждение достигается путем использования аналогии: фантастической, личной, прямой, образной и т. д. Процесс синектического поиска идей включает следующие этапы:

 

1) изучение проблемы;

2) анализ проблемы и разъяснение  ее экспертам;

3) тестирование понимания проблемы;

4) формулирование спонтанных решений;

5) оценку руководителем понимания  проблемы;

6) образование аналогии;

7) создание связи между аналогией и проблемой;

8) переход к проблеме;

9) разработку решения.

Специфика метода «Дельфи» заключается  в том, что обобщение результатов  исследования осуществляется путем  индивидуального письменного опроса экспертов в несколько туров  по специально разработанной процедуре исследования. Перед каждым туром экспертов знакомят с итогами предыдущего опроса, но не для того, чтобы оказать на них давление, а для того, чтобы дать дополнительную информацию о предмете опроса. В идеале опрос повторяется до совпадения мнений экспертов, реально – до получения наиболее узкого диапазона мнений.

Надежность метода «Дельфи» считается  высокой при прогнозировании  как на срок от 1 до 3 лет, так и  на более отдаленный период времени. В зависимости от цели прогноза для получения экспертных оценок может привлекаться от 1 до 150 экспертов.

2. Количественные методы прогнозирования.  Базируются на численных математических  процедурах. Результаты прогнозирования  на основе количественных методов  используются во всех сферах бизнес-планирования, включая общее стратегическое планирование, финансовое планирование, планирование производства и управления запасами, маркетинговое планирование и т. п.

При исследовании и анализе рынка  количественные методы прогнозирования  применяются для решения следующих основных задач:

1) прогнозирования спроса;

2) прогнозирования емкости рынка;

3) прогнозирования объемов продаж  фирмы и др.

К группе количественных методов относятся:

1) анализ временных рядов;

2) экономико-математическое моделирование;

3) метод аналогий;

4) нормативный метод;

5) метод стандартного распределения  вероятностей.

Анализ временных рядов необходим  для учета временных колебаний  исследуемых величин. Включает в  себя следующие основные методы:

1) анализ тенденций (экстраполяция  и корреляция трендов);

2) анализ цикличности;

3) анализ сезонности;

4) регрессионный анализ.

Методы экстраполяции трендов  основаны на статистическом наблюдении динамики определенного показателя, определении тенденции его развития и продолжении этой тенденции в будущем периоде. Иначе говоря, при помощи методов экстраполяции трендов закономерности прошлого развития объекта переносятся в будущее.

Обычно методы экстраполяции трендов  применяются в краткосрочном (не более 1 года) прогнозировании, когда  число изменений в среде минимально. Прогноз создается для каждого конкретного объекта отдельно и последовательно на каждый следующий момент времени.

 

Наиболее распространенными методами экстраполяции трендов являются метод скользящего среднего и  метод экспоненциального сглаживания, прогнозирование на базе прошлого оборота.

Метод скользящего среднего исходит  из простого предположения, что следующий  во времени показатель по своей величине равен средней, рассчитанной за три  периода.

Метод экспоненциального сглаживания  представляет прогноз показателя на будущий период в виде суммы фактического показателя за данный период и прогноза на данный период, взвешенных при помощи специальных коэффициентов:

 

Ft+1 = aXt + (1 – a)Ft,

 

где Ft+1 – прогноз продаж на месяц t + 1;

Xt – продажи в месяце t (фактические данные);

Ft – прогноз продаж на месяц  t;

а – специальный коэффициент, определяемый статистическим путем.

 

Метод прогнозирования на базе прошлого оборота. В этом случае данные о сбыте  за прошлый год берутся в качестве основы для предсказания вероятностей сбыта в будущем.

Данный метод прогнозирования  пригоден для отраслей и рынков со стабильной хозяйственной конъюнктурой, слабо меняющимся ассортиментом  товаров и услуг, незначительными  колебаниями товарооборота.

В прогнозировании методы экстраполяционных трендов дополняются методами корреляции трендов, в рамках которых исследуется связь между различными тенденциями в целях установления их взаимного влияния и, следовательно, повышения качества прогнозов. Корреляционный анализ может исследовать взаимосвязь между двумя показателями (парная корреляция) или между многими показателями (множественная корреляция).

В рамках анализа цикличности выявляются изменения исследуемых величин, связанные с деловым циклом. Анализ цикличности применим в тех отраслях, где эта цикличность ярко выражена (например, в отраслях, производящих товары для строительной отрасли, отраслях, выпускающих потребительские товары длительного использования).

Сезонный характер использования  товаров также накладывает отпечаток на величину спроса и продаж.

Регрессионный анализ заключается  в построении модели зависимости  определенной величины от другой величины или нескольких других величин. Он выполняется  в два этапа:

1) выбор типа линии, выравнивающей  ломаную регрессии (прямая, парабола, гипербола и т. д.);

2) определение параметров, входящих  в уравнение линии выбранного  типа таким образом, чтобы из  множества линий этого типа  выбрать ту, которая наиболее  близко проходит около точек  ломаной регрессии (наиболее точные  результаты дает использование метода наименьших квадратов).

Регрессионный анализ применяется  преимущественно в среднесрочном  прогнозировании, а также в долгосрочном прогнозировании. Средне– и долгосрочные периоды дают возможность установления изменений в среде бизнеса и учета влияний этих изменений на исследуемый показатель.

Информация о работе Лекции по "Биснес-планированию"