Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:05, дипломная работа
Целью дипломной работы является: на основе современных подходов и методов провести анализ системы аттестации персонала предприятия и разработать предложения по ее совершенствованию на примере ОАО "МТС". Для достижения этой цели в рамках дипломной работы будут решаться следующие конкретные задачи:
- рассмотреть понятие аттестации персонала;
- проанализировать виды и методы аттестации, дать им по возможности полную характеристику;
- проанализировать действующую систему аттестации персонала в ОАО "МТС";
Введение 7
1. Сущность и особенности аттестации персонала предприятия 11
1.1 Понятие системы аттестации персонала предприятия 11
1.2 Виды и формы аттестации персонала 19
1.3 Методы аттестации персонала 25
2. Анализ системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС" 37
2.1 Характеристика ОАО "МТС" 37
2.2 Исследование состава и структуры кадровой политики в ОАО "МТС" 45
2.3 Анализ существующей системы аттестации персонала в ОАО "МТС" 54
3. Направление совершенствования системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС" 60
3.1 Предложения по совершенствованию методов и приемов аттестации и экономическая эффективность проводимых мероприятий 60
3.2 Подготовка кадров и программы повышения квалификации персонала в ОАО "МТС" 71
Заключение 76
- повышение ответственности работников;
- укрепление взаимосвязи руководителей и подчиненных.
Каждая из этих проблем связна с разными аспектами оценки. Так, прием на работу требует, прежде всего, оценки личных качеств претендентов, что предполагает широкое использование тестов, аттестация кадров – оценки результатов труда, для чего необходимы другие методы оценки. Различие обязанностей, выполняемых различными категориями персонала, требует дифференцированной оценки результатов их деятельности.
Аттестация персонала позволяет организации решать ряд задач и достигать определенных целей.
Цели аттестации персонала организации:
- улучшение качества управления,
которое достигается путем
- единство действий в
управлении, т.к. единая система
оценки позволяет ожидать, что
действия по управлению будут
соответствовать результатам
- более эффективное
- формирование и поддержание
здорового морально-
- повышение производительности,
т.к. персональные оценки –
стимул для оцениваемых.
Основные задачи, решаемые при аттестации персонала, могут быть классифицированы следующим образом.
1. Управляющее воздействие. С помощью оценки, а также с помощью оценочного разговора сотруднику можно показать его место в соответствии с его достижениями, что способствует управляемости персоналом.
2. Определение размеров
вознаграждения, т.к. лишь при
объективной оценке достижений
сотрудника возможно
3. Развитие персонала,
т.к. оценка обеспечивает
4. Трудовая мотивация,
т.к. оценка – импульс к
5. Установление обратной
связи с сотрудником по
6. Удовлетворение потребности
сотрудника в оценке
Аттестация как социальный механизм выполняет следующие функции:
- диагностическую (или
оценочную) - изучение и оценка
деятельности, поведения, личности
специалистов в целях их
- прогностическую, которая
заключается в определении
- корректирующую, которая
состоит в определении каких-
- воспитательную - воздействие
на личностные качества
Основными принципами эффективной системы аттестации считаются: направленность на улучшение работы; тщательная подготовка; конфиденциальность; всестороннее непредвзятое обсуждение итогов работы, деловых и личных качеств человека, его соответствия должности, перспектив на будущее; разумное сочетание похвалы и критики; надежность и унифицированность критериев; достоверность методов.
Аттестация персонала выполняет свои функции только в том случае, если будет проводиться с соблюдением определенных требований. Среди них особо выделяются:
- объективность (использование
достаточно полной системы
- гласность (широкое
- демократизм (участие общественности, привлечение к оценке коллег и подчиненных);
- единство требований оценки для всех лиц одной должности;
- простота, четкость и доступность процедуры оценки;
- результативность (обязательное
и оперативное принятие
- максимально возможная механизация и автоматизация процедуры оценки;
- используемые критерии
должны быть понятны
- информация, используемая для оценки, должна быть доступна;
- система оценки должна соответствовать ситуационному контексту;
- оценка должна проводиться с возможностью прогноза - она должна давать данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне сотрудник потенциально способен;
- оценка должна быть
комплексной - оценивается не
только каждый из членов
Аттестационные мероприятия должны проводиться на таком качественном уровне, чтобы ни в коем случае не нести в себе некую угрозу для коллектива, способную дезорганизовывать работу, а войти в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы способствовать ее развитию и совершенствованию.
Таким образом, аттестация персонала — не только один из основных видов кадровой работы, но и важнейший компонент управления, без которого не возможна эффективная деятельность организации.
В зависимости от целей, задач оценки, типа организации, внешней и внутренней среды выделяют различные типы аттестации персонала организации, рассмотрим их более подробно в следующем параграфе.
1.2 Виды и формы аттестации персонала
Аттестация персонала
может применяться в различных
видах в зависимости от организации
и таких ее характеристик, как
организационно – правовая форма, размеры,
численность персонала, стадия жизненного
цикла, внутренняя среда и внешнее
окружение организации и многих
других особенностей организации. Обобщенно
классификация видов аттестации
персонала в современной
Рис. 1. Критерии классификации видов аттестации персонала
Классификация видов аттестации может также проводиться в зависимости от объектов аттестации (аттестуемых) и субъектов оценки (оценщиков).
Вопросы о субъектах и
объектах аттестации являются малоизученными
не только в России, но и в западной
системе управления персоналом. Объекты
аттестации могут, в основном, классифицироваться
по функциям, которые они выполняют
в организации (основные и вспомогательные
работники, ИТР, МОП и т.д.) или
по занимаемым должностям (руководители
и подчиненные различных
Но больший интерес для изучения представляют субъекты аттестации. Выбор того или иного субъекта оценки персонала должен осуществляться исходя из следующих принципов:
- принцип компетентности
- субъект должен обладать
- принцип информированности
- субъект должен обладать
- принцип экономичности
- исходя из этого принципа
должен быть выбран такой
Обобщенно субъектами оценки можно назвать тех, кто осуществляет процесс оценки. Ими могут быть отдельные лица, социальные группы и социальные институты. Говоря о субъектах оценки, часто не разделяют субъектов, принимающих решения по персоналу, от субъектов, проводящих эту оценку. В первом случае речь идет о наделенных определенными полномочиями субъектах, которые могут сами непосредственно не принимать участия в проведении процесса оценки. Это чаще всего высшие руководители организации, иногда - линейные менеджеры. Все субъекты можно сгруппировать по нескольким основаниям. Представим это в виде следующей схемы (рис. 2).
Рис. 2. Классификация видов оценки в зависимости от субъекта
Итак, в соответствии с критериями системности выделяют системную оценку, осуществляемую путем четкого определения всех важных признаков оценки (процесса оценки, периодичности, критериев и способов и т. д.) и бессистемную оценку, при которой оценщику предоставляется выбор способа измерения оценки, процесса и критериев.
В соответствии с критериями регулярности различают: регулярные оценки, которые используются чаще всего непрерывно, например, для определения размера вознаграждения. Обычно такие постоянные оценки проводятся один раз в полгода, в год, в два года. Также выделяют оценки, обусловленные каким-либо событием, например:
- истечением испытательного срока,
- перемещением и передвижением по службе,
- мерами дисциплинарной ответственности,
- желанием получить справку-
- увольнением.
В соответствии с критериями, применяемыми для оценки, различают также следующие виды оценок.
Количественная оценка –
связана исключительно с
В зависимости от объекта оценки выделяют:
- оценка деятельности (сложность, эффективность, качество, отношение к ней и пр.);
- оценка достижения цели,
количественный и качественный
результат, индивидуальный
- оценка наличия у работника
тех или иных качеств (знаний,
навыков, черт характера), степени
выраженности и овладения
В зависимости от источников, на данных которых базируется оценка различают:
- оценка по документам (автобиография, резюме, характеристика, проверочное сочинение);
- оценка по результатам
кадровых собеседований (
- оценка на основании данных общего и специального тестирования;
- оценка по итогам участия в дискуссиях;
- оценка на основании
отчетов о выполнении
- оценка с помощью
В соответствии с критериями, по которым происходит оценка и выбор лучшего и худшего показателя.
По степени охвата контингента дифференцируют: глобальную оценку (в целом) и локальную оценку (оценка, относящаяся к группе лиц или отдельному человеку).
Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки, однако, наиболее распространенной является, безусловно, система периодической аттестации персонала. Окончательный выбор вида оценки персонала для каждой конкретной организации является уникальной задачей, решить которую может только руководство самой организации (возможно, с помощью профессиональных консультантов).
Аттестация персонала
может также классифицироваться
по такому важному критерию, как
метод проведения оценки. Подробнее
методы аттестации персонала будут
рассмотрены в следующем
1.3 Методы аттестации персонала
Метод оценки персонала – это способы, с помощью которых оцениваются те или иные показатели, их наличие/отсутствие, степень выраженности у того или иного работника.
В настоящей работе мы будем придерживаться следующей классификации методов аттестации персонала: традиционные (проверенные временем, широко применяемые методы) и нетрадиционные методы (экспериментальные, новые, созданные лишь 10 лет назад, получившие распространение лишь в самых передовых российских компаниях, хотя более широко используемые на Западе, в большей степени в США).
Хотя, эта классификация
достаточно условна, все же с точки
зрения происходящих изменений в
российской практике менеджмента, перехода
от административно–командной