Направление совершенствования системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:05, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является: на основе современных подходов и методов провести анализ системы аттестации персонала предприятия и разработать предложения по ее совершенствованию на примере ОАО "МТС". Для достижения этой цели в рамках дипломной работы будут решаться следующие конкретные задачи:
- рассмотреть понятие аттестации персонала;
- проанализировать виды и методы аттестации, дать им по возможности полную характеристику;
- проанализировать действующую систему аттестации персонала в ОАО "МТС";

Содержание работы

Введение 7
1. Сущность и особенности аттестации персонала предприятия 11
1.1 Понятие системы аттестации персонала предприятия 11
1.2 Виды и формы аттестации персонала 19
1.3 Методы аттестации персонала 25
2. Анализ системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС" 37
2.1 Характеристика ОАО "МТС" 37
2.2 Исследование состава и структуры кадровой политики в ОАО "МТС" 45
2.3 Анализ существующей системы аттестации персонала в ОАО "МТС" 54
3. Направление совершенствования системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС" 60
3.1 Предложения по совершенствованию методов и приемов аттестации и экономическая эффективность проводимых мероприятий 60
3.2 Подготовка кадров и программы повышения квалификации персонала в ОАО "МТС" 71
Заключение 76

Файлы: 1 файл

Совершенствование системы аттестации персонала предприятия ртк.docx

— 181.16 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим показатели эффективности  в том случае, если Центр оценки применяется для формирования кадрового  резерва, выдвижения и продвижения  персонала. Измерение затрат в данном случае может помочь компании сделать  вывод о стоимости одного специалиста  включенного в кадровый резерв.

Например: стоимость специалиста, прошедшего процедуру оценки и зачисленного в кадровый резерв можно рассчитать следующим образом: Ссп = Затраты  на проведение Центра оцкнки/количество специалистов зачисленных в кадровый резерв.

Сопоставив затраты на проведение процедуры оценки, стоимости  обучения сотрудника, для получения  недостающих знаний и навыков  со стоимостью поиска, подбора и  адаптации внешнего специалиста  менеджер компании может принять  правильное управленческое решение  о механизме закрытия вакантной  должности, ориентируясь на временные  затраты, политику компании в области  продвижения персонала и другие внутренние факторы.

Таблица 8. Сравнительный  анализ стоимости специалиста, найденного через агентство по поиску и подбору  персонала, и затрат на подготовку специалиста, прошедшего процедуру "центр оценки"

Наименование процедуры

Методика "Центр оценки"

Услуга агентства

Временные затраты

3 мес.

3-6 мес.

Стоимость процедуры "Центр  оценки" из расчета на одного специалиста (руб.)

15000,00

 

Стоимость услуг агентства  по поиску персонала (руб.)

 

60000,00

Затраты на обучение сотрудника (руб.)

25000,00

 

Затраты на адаптацию сотрудника (руб.)

 

20000,00


В данном случае, выгоднее готовить специалистов кадрового резерва  через процедуру "центр оценки".

3.2 Подготовка  кадров и программы повышения  квалификации персонала в ОАО  "МТС"

Серьезным фактором успешного  развития кадровой работы ОАО "МТС" является создание фирменного обучающего центра для постоянного совершенствования  профессионального уровня работников. Без серьезных изменений в  области подготовки и переподготовки персонала трудно ожидать качественных изменений в работе фирмы. Семинары, стажировки за рубежом не могут заменить постоянной целенаправленной работы по обучению, переподготовке, информированию сотрудников.

Реализация стратегии  успешного повышения квалификации сотрудников заключается в идее "идти от профессиональных знаний и  навыков сотрудника на его реальном рабочем месте". Надо, чтобы конкретное рабочее место было описано набором  требований к знаниям, умениям, навыкам  сотрудника, занимающего это место, причем с учетом перспективы развития этого места и, естественно, сотрудника. И эта разница между требованиями к работнику и реальным уровнем  его квалификации является базой  для выбора схемы обучения.

Примерный спектр услуг фирменного учебного центра в ОАО "МТС" может  быть следующим:

- осуществление таких  форм повышения квалификации  как курсы, семинары, стажировки, в том числе по иностранному  языку и компьютерной подготовке. С каждым обучающимся заключается  соответствующий контракт, и в  случае его нарушения включаются  штрафные санкции;

- определение (совместно  с руководителями подразделений)  необходимого объема требуемых  знаний и форм текущего обучения  сотрудников;

- регулярная оценка профессиональных  качеств работника, уровня его  квалификации, соответствия имеющихся  знаний и навыков должностной  инструкции;

- инструктаж по вновь  вводимым технологиям;

- информационное обеспечение  сотрудников.

Можно рекомендовать следующий  порядок обучения сотрудников:

- вновь принимаемые сотрудники (кроме технического персонала)  в период испытательного срока  проходят 8 – 16-часовой вводный  курс (с отрывом от производства) по изучению соответствующих  нормативных документов, структуры  фирмы, основных направлений и  принципов работы;

- принимаемые вновь или  назначаемые на новую должность  руководители, а также перемещаемые  в должности специалисты проходят  после назначения с отрывом  от работы соответствующий 24 –  32-часовой курс обучения;

- руководители офисов  продаж ОАО "МТС", как правило,  должны проходить обучение по  одной из программ, определяемых  руководством ОАО "МТС" (на  курсах, семинарах, в институте  повышения квалификации, либо стажируются  в России или за рубежом);

- работники массовых профессий  ежегодно должны обучаться на  курсах повышения квалификации;

- все работники должны  проходить инструктаж по мере  выхода новых нормативных и  распорядительных документов, относящихся  к их деятельности.

Остальные виды обучения сотрудников  определяются руководителями офисов продаж на основе ежегодных планов повышения  квалификации.

Рекомендуется также создание в учебном центре сектора оценки профессионального уровня, деловой  квалификации работников и знания инструктивных  документов. Главная задача – систематическая  проверка профессионального уровня сотрудников и соответствия их должностной  инструкции.

Для повышения эффективности  системы профессионального обучения руководители подразделений и служба персонала должны проводить определенную работу по созданию максимальной заинтересованности у сотрудников к планируемому обучению. Для этого разрабатываются  методы индивидуальной мотивации с  использованием одного или нескольких моральных и материальных стимулов:

- возможность для специалиста  сохранить работу в компании, если к нему ранее предъявлялись  претензии в отношении недостаточной  квалификации;

- стремление специалиста  получить повышение в должности  или в зарплате;

- интерес сотрудника к  овладению новыми знаниями и  навыками с целью приобретения  смежной профессии;

- желание сотрудника в  перспективе занять руководящую  должность в фирме.

Много вопросов возникает  с проблемой преподавателей учебного центра – ключевого звена качественных изменений в профессиональной годности специалистов. Западные учебные центры используют прекрасный вариант ротации  специалистов ведущих подразделений  для их временного перевода на преподавательскую  работу в обучающие подразделения. В этом случае за специалистом, переведенным из подразделения в учебный центр, сохраняется рабочее место. Обычно он возвращается на рабочее место через год-полтора, ничего не теряя в условиях оплаты.

Качественное решение  проблемы повышения квалификации предполагает обучение не отдельных сотрудников  подразделения, а, желательно, всего  подразделения. В противном случае теряется эффект от обучения отдельных  групп и сотрудников. В крайнем  случае, должна составляться группа людей (критическая масса обучаемых), повышение  квалификации которых положительно повлияет на профессионализм подразделения  в целом.

При организации обучения необходим жесткий принцип материальной ответственности преподавателя (плохо  научил – переобучи за свой счет), слушателя (обучение – дорогостоящий  процесс, решил уйти раньше установленного срока на другую работу – компенсируй  затраты фирмы на обучение).

Рассчитаем экономическую  эффективность такого мероприятия  по внедрению программы обучения для исследуемого офиса продаж ОАО "МТС".

Эффект воздействия программы  обучения работников на производительность труда и качества продукции может  быть определен по следующей формуле:

E=P*N*V*K-N*Z,

где:

P – продолжительность  программы обучения на производительности  труда и другие факторы результативности;

N – количество обученных  работников;

V – стоимостная оценка  различия в результативности  труда лучших и средних работников, выполняющих одинаковую работу;

K – коэффициент, характеризующий  эффект обучения работников (например, рост результативности труда,  выраженный в долях);

Z - затраты на обучение  одного работника.

Для исследуемого предприятия  ОАО "МТС" при существующей системе  обучения ежегодно обучение проходят в среднем 30 человек. Этого недостаточно для поддержания высокого квалификационного  уровня сотрудников. Рассчитаем экономическую  эффективность мер по улучшению  системы образования. Ежегодно обучение и повышение квалификации должно предоставляться как минимум 50 сотрудникам (т.е. N=50).

Средняя стоимость обучения одного сотрудника составляет условно 500 долл. (Z=500).

В условном примере стоимостная  оценка различия труда лучших и средних  сотрудников (специалистов) составит 5000 долл. (V=5000).

А коэффициент, характеризующий  эффект программы обучения K выражает стоимостную оценку различия труда  лучших и средних сотрудников (K=3\4).

Предположим, что эффект программы обучения имеет место  в течение 2 лет (P=2). Итак,

E=2*50*5000*3/4 – 50*500=350000

Т.е., экономическая эффективность  внедрения программы обучения составит 350 тыс. долл.

Выводы: предлагаемые мероприятия  по совершенствованию системы управления персоналом эффективны с экономической  точки зрения. Но надо отметить, что  приведенные расчеты отражают лишь краткосрочный эффект от этих мероприятий. Расчет же долгосрочных эффектов от совершенствования  системы кадрового менеджмента  сложен и включает в себя элементы прогнозирования.

При этом необходимо учитывать  и социальный эффект этих мероприятий (обеспечение персоналу надлежащего  жизненного уровня, повышение удовлетворенности  от работы, реализация и развитие индивидуальных способностей работников и т. д.).

В любом случае, затраты  на совершенствование системы управления персоналом – это, по сути, инвестиции в человеческий потенциал, а это  положительно влияет на успешность деятельности всей организации.

Заключение

Таким образом, по итогам дипломной  работы можно сделать следующие  выводы о содержании, структуре и  методах аттестации персонала.

Аттестация персонала  – важная часть всей системы управления персоналом любой организации. Она  представляет собой целенаправленный процесс определения соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места. На результатах оценки базируются многие управленческие решения относительно кадров организации.

Выбор методов аттестации персонала для каждой конкретной организации является уникальной задачей, решить которую может только руководство  самой организации (возможно с помощью  профессиональных консультантов). Система  аттестации должна учитывать и отражать ряд факторов: стратегические цели организации, состояние внешней  среды, организационную культуру и  структуру, традиции организации, характеристики занятой в ней рабочей силы.

Во второй главе дипломной  работы был проведен анализ действующей  схемы аттестации персонала в  ОАО "МТС". Было показано, что в  стабильных организациях с устойчивой иерархической структурой, как правило, могут эффективно использоваться традиционные методы оценки. Но для современных  организаций, таких как ОАО "МТС", функционирующих в рыночных условиях жесткой конкуренции, динамично  изменяющейся внешней среде традиционные методы оказываются слишком ригидными  и неэффективными, т.к. они не учитывают  необходимости оценки не только результатов  труда, но и потенциала работника. Кроме  того, подобные методы оценки не могут  оценивать те качества, которые требуются  от работников современных организаций: креативность, инициативность, стрессоустойчивость, гибкость и т.п.

На основе проведенного анализа  в рамках дипломной работы были разработаны  мероприятия по внедрению в ОАО "МТС" инновационных методов  аттестации и оценки персонала.

К числу таких методов  относят оценка по целям (MBO), метод 360 градусов, тестирование, деловые игры, Assessment Center (Центр оценки) и другие.

Эти методы обладают рядом  преимуществ перед традиционно  используемыми методами: во-первых, новые методы оценки рассматривают  рабочую группу подразделение, бригаду, временный коллектив в качестве основной единицы организации, делают акцент на оценку работника его коллегами  и способность работать в группе.

Во-вторых, оценка отдельного сотрудника и рабочей группы производится с учетом результатов всей организации.

В-третьих, во внимание принимается  не столько успешное выполнение сегодняшних  функций, сколько способность к  профессиональному развитию и освоению новых профессий и навыков.

В-четвертых, нетрадиционные методы проще адаптировать к потребностям той или иной организации.

Например, такой экспериментальный  метод как Центр оценки (Assessment Center) имеет следующие достоинства: можно избежать эмоциональной напряженности, негативных эмоций, обычно связанных  с оценкой.

Assessment Center, как уже говорилось  выше, может заменить собой другие  методы оценки – например, метод  360 градусов – так как при  проведении Assessment Center нет необходимости  привлекать клиентов к оценке (эту роль может сыграть и  коллега).

Assessment Center позволяет выявить  потенциал сотрудника, его личностные  характеристики, обычное поведение  в коллективе и т.п., т.е. заменяет  собой методы анкетирования, психологического  тестирования, составления личностного  портрета и т.п.

Можно искусственно создать  критическую, стрессовую, сложную ситуацию, т.к. при использовании других методов  сложно оценить поведение в нестандартных  ситуациях.

Позволяет выявить социально-психологические  проблемы в коллективе, такие, какие  не могут быть выявлены при других методах оценки

Но самым главным преимуществом  оценки персонала офисов продаж и  обслуживания через Assessment Center можно  считать возможность решения  реальных проблем через игру, т.е. Assessment Center может преследовать, в  отличие от других методов, несколько  целей: во-первых, непосредственно оценку персонала; во-вторых, принятие решений (используется такой метод принятия решения, как метод мозговой атаки); в-третьих, Центр оценки (или деловая  игра как его часть) может стать  тренингом профессиональных и личных качеств сотрудников. Этот метод  имеет серьезные преимущества по сравнению со многими другими  методами. Участие в центрах оценки может дать не только знания, но и  опыт.

Информация о работе Направление совершенствования системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС"