Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:05, дипломная работа
Целью дипломной работы является: на основе современных подходов и методов провести анализ системы аттестации персонала предприятия и разработать предложения по ее совершенствованию на примере ОАО "МТС". Для достижения этой цели в рамках дипломной работы будут решаться следующие конкретные задачи:
- рассмотреть понятие аттестации персонала;
- проанализировать виды и методы аттестации, дать им по возможности полную характеристику;
- проанализировать действующую систему аттестации персонала в ОАО "МТС";
Введение 7
1. Сущность и особенности аттестации персонала предприятия 11
1.1 Понятие системы аттестации персонала предприятия 11
1.2 Виды и формы аттестации персонала 19
1.3 Методы аттестации персонала 25
2. Анализ системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС" 37
2.1 Характеристика ОАО "МТС" 37
2.2 Исследование состава и структуры кадровой политики в ОАО "МТС" 45
2.3 Анализ существующей системы аттестации персонала в ОАО "МТС" 54
3. Направление совершенствования системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС" 60
3.1 Предложения по совершенствованию методов и приемов аттестации и экономическая эффективность проводимых мероприятий 60
3.2 Подготовка кадров и программы повышения квалификации персонала в ОАО "МТС" 71
Заключение 76
Рассмотрим показатели эффективности в том случае, если Центр оценки применяется для формирования кадрового резерва, выдвижения и продвижения персонала. Измерение затрат в данном случае может помочь компании сделать вывод о стоимости одного специалиста включенного в кадровый резерв.
Например: стоимость специалиста, прошедшего процедуру оценки и зачисленного в кадровый резерв можно рассчитать следующим образом: Ссп = Затраты на проведение Центра оцкнки/количество специалистов зачисленных в кадровый резерв.
Сопоставив затраты на проведение процедуры оценки, стоимости обучения сотрудника, для получения недостающих знаний и навыков со стоимостью поиска, подбора и адаптации внешнего специалиста менеджер компании может принять правильное управленческое решение о механизме закрытия вакантной должности, ориентируясь на временные затраты, политику компании в области продвижения персонала и другие внутренние факторы.
Таблица 8. Сравнительный анализ стоимости специалиста, найденного через агентство по поиску и подбору персонала, и затрат на подготовку специалиста, прошедшего процедуру "центр оценки"
Наименование процедуры |
Методика "Центр оценки" |
Услуга агентства |
Временные затраты |
3 мес. |
3-6 мес. |
Стоимость процедуры "Центр оценки" из расчета на одного специалиста (руб.) |
15000,00 |
|
Стоимость услуг агентства по поиску персонала (руб.) |
60000,00 | |
Затраты на обучение сотрудника (руб.) |
25000,00 |
|
Затраты на адаптацию сотрудника (руб.) |
20000,00 |
В данном случае, выгоднее готовить специалистов кадрового резерва через процедуру "центр оценки".
3.2 Подготовка кадров и программы повышения квалификации персонала в ОАО "МТС"
Серьезным фактором успешного
развития кадровой работы ОАО "МТС"
является создание фирменного обучающего
центра для постоянного
Реализация стратегии
успешного повышения
Примерный спектр услуг фирменного учебного центра в ОАО "МТС" может быть следующим:
- осуществление таких
форм повышения квалификации
как курсы, семинары, стажировки,
в том числе по иностранному
языку и компьютерной
- определение (совместно
с руководителями
- регулярная оценка
- инструктаж по вновь вводимым технологиям;
- информационное обеспечение сотрудников.
Можно рекомендовать следующий порядок обучения сотрудников:
- вновь принимаемые сотрудники
(кроме технического персонала)
- принимаемые вновь или
назначаемые на новую
- руководители офисов продаж ОАО "МТС", как правило, должны проходить обучение по одной из программ, определяемых руководством ОАО "МТС" (на курсах, семинарах, в институте повышения квалификации, либо стажируются в России или за рубежом);
- работники массовых профессий ежегодно должны обучаться на курсах повышения квалификации;
- все работники должны проходить инструктаж по мере выхода новых нормативных и распорядительных документов, относящихся к их деятельности.
Остальные виды обучения сотрудников определяются руководителями офисов продаж на основе ежегодных планов повышения квалификации.
Рекомендуется также создание в учебном центре сектора оценки профессионального уровня, деловой квалификации работников и знания инструктивных документов. Главная задача – систематическая проверка профессионального уровня сотрудников и соответствия их должностной инструкции.
Для повышения эффективности
системы профессионального
- возможность для специалиста
сохранить работу в компании,
если к нему ранее
- стремление специалиста
получить повышение в
- интерес сотрудника к овладению новыми знаниями и навыками с целью приобретения смежной профессии;
- желание сотрудника в
перспективе занять
Много вопросов возникает с проблемой преподавателей учебного центра – ключевого звена качественных изменений в профессиональной годности специалистов. Западные учебные центры используют прекрасный вариант ротации специалистов ведущих подразделений для их временного перевода на преподавательскую работу в обучающие подразделения. В этом случае за специалистом, переведенным из подразделения в учебный центр, сохраняется рабочее место. Обычно он возвращается на рабочее место через год-полтора, ничего не теряя в условиях оплаты.
Качественное решение проблемы повышения квалификации предполагает обучение не отдельных сотрудников подразделения, а, желательно, всего подразделения. В противном случае теряется эффект от обучения отдельных групп и сотрудников. В крайнем случае, должна составляться группа людей (критическая масса обучаемых), повышение квалификации которых положительно повлияет на профессионализм подразделения в целом.
При организации обучения
необходим жесткий принцип
Рассчитаем экономическую эффективность такого мероприятия по внедрению программы обучения для исследуемого офиса продаж ОАО "МТС".
Эффект воздействия программы обучения работников на производительность труда и качества продукции может быть определен по следующей формуле:
E=P*N*V*K-N*Z,
где:
P – продолжительность
программы обучения на
N – количество обученных работников;
V – стоимостная оценка
различия в результативности
труда лучших и средних
K – коэффициент,
Z - затраты на обучение одного работника.
Для исследуемого предприятия ОАО "МТС" при существующей системе обучения ежегодно обучение проходят в среднем 30 человек. Этого недостаточно для поддержания высокого квалификационного уровня сотрудников. Рассчитаем экономическую эффективность мер по улучшению системы образования. Ежегодно обучение и повышение квалификации должно предоставляться как минимум 50 сотрудникам (т.е. N=50).
Средняя стоимость обучения одного сотрудника составляет условно 500 долл. (Z=500).
В условном примере стоимостная оценка различия труда лучших и средних сотрудников (специалистов) составит 5000 долл. (V=5000).
А коэффициент, характеризующий эффект программы обучения K выражает стоимостную оценку различия труда лучших и средних сотрудников (K=3\4).
Предположим, что эффект программы обучения имеет место в течение 2 лет (P=2). Итак,
E=2*50*5000*3/4 – 50*500=350000
Т.е., экономическая эффективность внедрения программы обучения составит 350 тыс. долл.
Выводы: предлагаемые мероприятия
по совершенствованию системы
При этом необходимо учитывать
и социальный эффект этих мероприятий
(обеспечение персоналу
В любом случае, затраты
на совершенствование системы
Заключение
Таким образом, по итогам дипломной работы можно сделать следующие выводы о содержании, структуре и методах аттестации персонала.
Аттестация персонала
– важная часть всей системы управления
персоналом любой организации. Она
представляет собой целенаправленный
процесс определения
Выбор методов аттестации персонала для каждой конкретной организации является уникальной задачей, решить которую может только руководство самой организации (возможно с помощью профессиональных консультантов). Система аттестации должна учитывать и отражать ряд факторов: стратегические цели организации, состояние внешней среды, организационную культуру и структуру, традиции организации, характеристики занятой в ней рабочей силы.
Во второй главе дипломной работы был проведен анализ действующей схемы аттестации персонала в ОАО "МТС". Было показано, что в стабильных организациях с устойчивой иерархической структурой, как правило, могут эффективно использоваться традиционные методы оценки. Но для современных организаций, таких как ОАО "МТС", функционирующих в рыночных условиях жесткой конкуренции, динамично изменяющейся внешней среде традиционные методы оказываются слишком ригидными и неэффективными, т.к. они не учитывают необходимости оценки не только результатов труда, но и потенциала работника. Кроме того, подобные методы оценки не могут оценивать те качества, которые требуются от работников современных организаций: креативность, инициативность, стрессоустойчивость, гибкость и т.п.
На основе проведенного анализа в рамках дипломной работы были разработаны мероприятия по внедрению в ОАО "МТС" инновационных методов аттестации и оценки персонала.
К числу таких методов относят оценка по целям (MBO), метод 360 градусов, тестирование, деловые игры, Assessment Center (Центр оценки) и другие.
Эти методы обладают рядом преимуществ перед традиционно используемыми методами: во-первых, новые методы оценки рассматривают рабочую группу подразделение, бригаду, временный коллектив в качестве основной единицы организации, делают акцент на оценку работника его коллегами и способность работать в группе.
Во-вторых, оценка отдельного сотрудника и рабочей группы производится с учетом результатов всей организации.
В-третьих, во внимание принимается не столько успешное выполнение сегодняшних функций, сколько способность к профессиональному развитию и освоению новых профессий и навыков.
В-четвертых, нетрадиционные методы проще адаптировать к потребностям той или иной организации.
Например, такой экспериментальный метод как Центр оценки (Assessment Center) имеет следующие достоинства: можно избежать эмоциональной напряженности, негативных эмоций, обычно связанных с оценкой.
Assessment Center, как уже говорилось выше, может заменить собой другие методы оценки – например, метод 360 градусов – так как при проведении Assessment Center нет необходимости привлекать клиентов к оценке (эту роль может сыграть и коллега).
Assessment Center позволяет выявить
потенциал сотрудника, его личностные
характеристики, обычное поведение
в коллективе и т.п., т.е. заменяет
собой методы анкетирования,
Можно искусственно создать
критическую, стрессовую, сложную ситуацию,
т.к. при использовании других методов
сложно оценить поведение в
Позволяет выявить социально-
Но самым главным