Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:05, дипломная работа
Целью дипломной работы является: на основе современных подходов и методов провести анализ системы аттестации персонала предприятия и разработать предложения по ее совершенствованию на примере ОАО "МТС". Для достижения этой цели в рамках дипломной работы будут решаться следующие конкретные задачи:
- рассмотреть понятие аттестации персонала;
- проанализировать виды и методы аттестации, дать им по возможности полную характеристику;
- проанализировать действующую систему аттестации персонала в ОАО "МТС";
Введение 7
1. Сущность и особенности аттестации персонала предприятия 11
1.1 Понятие системы аттестации персонала предприятия 11
1.2 Виды и формы аттестации персонала 19
1.3 Методы аттестации персонала 25
2. Анализ системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС" 37
2.1 Характеристика ОАО "МТС" 37
2.2 Исследование состава и структуры кадровой политики в ОАО "МТС" 45
2.3 Анализ существующей системы аттестации персонала в ОАО "МТС" 54
3. Направление совершенствования системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС" 60
3.1 Предложения по совершенствованию методов и приемов аттестации и экономическая эффективность проводимых мероприятий 60
3.2 Подготовка кадров и программы повышения квалификации персонала в ОАО "МТС" 71
Заключение 76
Ежемесячная премия используется для поощрения всех работников, за исключением руководителей и специалистов офиса продаж ОАО "МТС" и руководителей структурных подразделений утвержденной организационной структуры офиса продаж.
Квартальная премия используется для поощрения руководителей, специалистов и служащих офисов-продаж.
Годовая и специальная премии используется для поощрения всех работников в порядке, предусмотренном "Положением".
Размер премии корректируется
при изменении финансового
Фактический размер премии
по структурным подразделениям офиса
продаж рассчитывается службой организации
и стимулирования труда, на основании
данных оперативного учета, бухгалтерской
и статистической отчетности о выполнении
основных показателей премирования
в соответствии с "Положением",
и согласовывается с
В структурных подразделениях
офиса продаж размер премии может
устанавливаться
"Положение о премировании работников ОАО "МТС", участвующих в процессе продаж, определяет:
- порядок постановки целей
и задач, контроля их
- порядок и условия
премирования работников
Месячная премия работника офисов продаж ОАО "МТС" рассчитывается согласно следующей формуле:
ПР = ∑Ni*Кi*Ккоррi * Кип,
где:
ПР – сумма месячной премии к начислению, руб.
Ni – число фактических продаж, оформленных по i-й позиции товара, ед.
Кi - премиальный коэффициент по i-й позиции товара, руб.
Ккоррi – коэффициент выполнения плана по i-й услуге (ОТА, DSL,CDMA, КТВ и т.п.)
Кип – коэффициент выполнения индивидуальных показателей премирования.
Коэффициент выполнения плана Ккоррi устанавливается в зависимости от степени достижения установленных объемов по числу продаж:
а) если план продаж выполнен менее чем на 100% - премия по данному показателю не начисляется;
б) если план продаж выполнен на 100% и более, Ккоррi =1;
Коэффициент выполнения индивидуальных показателей премирования Кип регулирует изменение суммы премии к начислению в случае наличия у работника в отчетном периоде нарушений, упущений в работе в размере, регламентированном "Положением о премировании".
Если работник в отчетном периоде не допустил нарушений (упущений), Кип =1.
Максимальный размер премии работнику по итогам работы за отчетный период не должен превышать 100% должностного оклада.
Премия не начисляется
работникам, привлеченным в отчетном
периоде к дисциплинарной ответственности
(в виде выговора), а также работникам,
допустившим следующие
а) прогул;
б) отсутствие на рабочем месте без уважительной причины более 4 часов.
2.3 Анализ
существующей системы
Аттестация персонала - процесс, который позволяет эффективно оценивать результаты работы персонала, формировать кадровый резерв, оптимально распределять фонд оплаты труда и материального вознаграждения. Рассмотрим основные элементы существующей системы оценки работы персонала в исследуемой организации.
Необходимо заметить, что научно-методическое обеспечение системы оценки работы персонала в ОАО "МТС" неудовлетворительное, поскольку:
- в организации на сегодняшний
день практически не
- мало исследуется передовой
отечественный и зарубежный
- выбор инструментария
для оценки, проверки профессиональных
и личностных качеств на
- анализ и оценка содержания и условий труда на рабочем месте в ОАО "МТС" не проводится;
- разработка должностных инструкций ведется формально;
- анализ закрепляемости
и успешности новых работников
осуществляется
Значительные финансовые средства на проведение работ по оценке персонала в офисе продаж ОАО "МТС" не выделялись; смета затрат на систему оценки в Обществе не составлялась.
По внутреннему "Положению
об аттестации сотрудников и руководящего
персонала" ОАО "МТС" ответственность
за внедрение и работу системы
аттестации лежит на специалистах отдела
кадров. Они участвуют в формировании
и работе аттестационной комиссии,
готовят необходимую
Кроме того, специалисты отдела кадров, следят за тем, чтобы цели аттестации были четко донесены до аттестуемых, до директоров и генерального директора ОАО "МТС".
Действующим в РФ законодательством
предусматривается, что аттестация
работников является одним из условий
изменения трудового договора и
имеет целью улучшение подбора
и расстановки кадров (продвижение
сотрудника по службе, сохранение его
в прежней должности, перевод
на новое место, увольнение, в том
числе и в связи с сокращением
штатов при неполной занятости), стимулирование
сотрудников к повышению
На основании результатов аттестации руководитель организации вправе понизить или повысить работника; повысить или понизить его должностной оклад; установить, изменить или отменить надбавку к нему; повысить или освободить работника от должности.
В исследуемой организации аттестация проводится в целях рационального использования специалистов, повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело, укрепления корпоративной культуры.
Сроки и график проведения аттестации утверждаются директором офиса продаж ОАО "МТС" и доводятся до сведения работников за один месяц до ее начала.
Для проведения аттестации генеральный директор ОАО "МТС" внутренним приказом назначает аттестационную комиссию (председателя, секретаря и членов комиссии) из числа директоров холдинга и высококвалифицированных специалистов.
Аттестация работников проходит в три этапа:
1. Подготовка к проведению аттестации.
2. Проведение аттестации.
3. Подведение итогов аттестации.
Конкретное содержание работы на каждом этапе имеет свою специфику.
На этапе подготовки к проведению аттестации в ОАО "МТС" на первый план выходят следующие задачи:
- разработка плана проведения аттестации;
- выбор методов и типовых форм оценки исполнителей и самой процедуры оценки;
- подготовка внутренних
инструкций для проводящих
- составление списка работников, подлежащих аттестации;
- подготовка графика проведения аттестации;
- оповещение работников
о сроках проведения
- подготовка и размножение бланков, типовых форм, необходимых для аттестации.
Проведение аттестации в ОАО "МТС" как правило, сопровождается проведением ряда подготовительных мероприятий и подготовки необходимого пакета документации.
На практике на каждого сотрудника компании его непосредственным руководителем составляется форма оценки эффективности сотрудника, в которой отражаются его рабочие показатели, квалификация, профессиональный опыт, сильные и слабые стороны, возможность перевода на более сложную и ответственную работу.
Форма оценки эффективности
сотрудника (приложение 1) в которой
отражаются результаты предыдущей аттестации,
предоставляется в
Аттестационная комиссия
ОАО "МТС" рассматривает предоставленные
материалы и заслушивает
Работа аттестуемого оценивается с учетом его личного вклада в выполнение планов подразделения, квалификации и исполнения им должностных обязанностей. На основе этих данных аттестационная комиссия открытым голосованием дает одну из следующих оценок деятельности работника:
- соответствует занимаемой должности;
- соответствует занимаемой
должности при условии
- не соответствует занимаемой должности.
Результаты заседания аттестационной комиссии заносятся в протокол (приложение 2).
В компании существует ряд
объективных и субъективных факторов,
которые относятся к
1. Директор офиса продаж
ОАО "МТС" часто рассматривает
оценку своих подчиненных как
своего рода отвлечение от
выполнения основных
2. Для некоторых специалистов
и директоров офисов продаж, если
их назначают членами
3. Некоторые директора
офисов продаж ОАО "МТС"
предпочитают избегать
4. Сопротивление построению
объективной системы оценки
5. В целом низкая
Таким образом, необходимо отметить, что на практике в ОАО "МТС" из-за преобладания формального подхода возможности аттестации используются далеко не в полной мере.
Выводы: разработка системы
оценки работы персонала, которая будет
наилучшим образом отвечать целям
исследуемой организации, ее потребностям
и сложившейся в ней
В этой связи наиболее действенным стимулом к разработке и внедрению новой системы оценки работы персонала является перевод задачи повышения эффективности работы всех категорий персонала в разряд важнейших приоритетов компании.
В условиях нестабильной рыночной среды оценка работы персонала является одним из основных факторов, определяющих дальнейшее развитие организации. В этой связи ставится цель сделать конкретные практические предложения по разработке и совершенствованию системы оценки работы персонала, направленные на повышение эффективности труда персонала ОАО "МТС".
3. Направление
совершенствования системы
3.1 Предложения
по совершенствованию методов
и приемов аттестации и
Создание системы оценки персонала, основанной на инновационных современных методах, при отборе позволило бы наиболее рационально и эффективно отбирать наиболее мотивированных кандидатов для работы в ОАО "МТС".
Построение новой системы оценки в ОАО "МТС" будет включать в себя следующие шаги (рис. 6).
Рис. 6. Этапы принятия управленческого решения по выбору системы оценки персонала в офисе продаж ОАО "МТС"
Этап 1. Диагностика проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы определение сути проблемы или ее диагностика. То есть, необходимо признать, что без оценки персонала невозможно эффективно управлять организацией, а существующие методы оценки в офисе продаж ОАО "МТС", как показало исследование, представленное во второй главе настоящей работы, неэффективны и излишне формальны. Когда руководитель кадровой службы и высшее руководство осознают данную ситуацию как проблемную, т.е. требующую решения, то с этого и начнется выработка управленческого решения.
На первом этапе также
необходимо выявить, какие качества
должны оцениваться прежде всего. Организация
динамично развивается, поэтому
помимо выявленных качеств, также считаем
возможным оценивать
Assessment Center (Центр оценки,
AC) - комплексное использование