Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:05, дипломная работа
Целью дипломной работы является: на основе современных подходов и методов провести анализ системы аттестации персонала предприятия и разработать предложения по ее совершенствованию на примере ОАО "МТС". Для достижения этой цели в рамках дипломной работы будут решаться следующие конкретные задачи:
- рассмотреть понятие аттестации персонала;
- проанализировать виды и методы аттестации, дать им по возможности полную характеристику;
- проанализировать действующую систему аттестации персонала в ОАО "МТС";
Введение 7
1. Сущность и особенности аттестации персонала предприятия 11
1.1 Понятие системы аттестации персонала предприятия 11
1.2 Виды и формы аттестации персонала 19
1.3 Методы аттестации персонала 25
2. Анализ системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС" 37
2.1 Характеристика ОАО "МТС" 37
2.2 Исследование состава и структуры кадровой политики в ОАО "МТС" 45
2.3 Анализ существующей системы аттестации персонала в ОАО "МТС" 54
3. Направление совершенствования системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС" 60
3.1 Предложения по совершенствованию методов и приемов аттестации и экономическая эффективность проводимых мероприятий 60
3.2 Подготовка кадров и программы повышения квалификации персонала в ОАО "МТС" 71
Заключение 76
Рис. 4. Элементы Центра оценки
Презентация (Presentation Skills) – кандидатам дается задание без подготовки за 0,5 - 3 минуты рассказать сначала о себе, затем о своей компании. В первом случае оценивается способность вызвать доверие и интерес у новых людей, во втором – способность продавать товар и услугу. Выявляется техника профессиональной презентации: устойчивый контакт глазами с публикой, уверенная и разнообразная жестикуляция, свободная и приятная мимика, владение голосом (тембр, темп, громкость, модуляции), осанка и движения.
Деловые игры (Business Cases) – моделирование ситуаций бизнеса, где есть проблемы, недостаток информации, ограниченность ресурсов.
Выводы: в ходе оценочных
мероприятий с использованием Assessment
Center можно выяснить потенциал тех
или иных сотрудников (т.к. количественные
и качественные достижения их работы
уже оцениваются и находят
свое выражение в доходах всей
коммерческой организации и качестве
обслуживания клиентов), их способность
к дальнейшему развитию и совершенствованию,
их способности и желанию
Таким образом, можно сказать, что на настоящий момент Assessment Center – это один из самых прогрессивных методов оценки персонала, который используют в своей управленческой практике многие крупные компании.
2. Анализ системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС"
2.1 Характеристика ОАО "МТС"
"Компания МТС образована
в октябре 1993 года ОАО "Московская
городская телефонная сеть" (МГТС),
Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими
акционерами как закрытое
1 марта 2000 года в результате
слияния ЗАО "МТС" и ЗАО
"РТК" было образовано ОАО
"Мобильные ТелеСистемы". 28 апреля
2000 года Федеральная комиссия
по ценным бумагам РФ
В январе 2008 года МТС запустила в коммерческую эксплуатацию сети МТС GSM-900/1800 в Чукотском автономном округе. Таким образом, на сегодня сеть МТС запущена в коммерческую эксплуатацию в 82 из 83 регионов России, в которых у МТС есть лицензии на оказание услуг связи.
Сегодня МТС является крупнейшим оператором мобильной связи в России и странах СНГ и входит в десятку крупнейших сотовых операторов в мире по размеру абонентской базе и рыночной капитализации. Вместе со своими дочерними предприятиями компания обслуживает более 85 миллионов абонентов в России, Армении, Беларуси, Украины, Узбекистана, Туркменистане".
Исследование системы аттестации персонала в ОАО "МТС" целесообразно провести на примере одного из офисов продаж компании в г. Москве.
Анализ основных показателей
использования кадров офиса продаж
ОАО "МТС" начнем с изучения динамики,
структуры и структурной
Таблица 3. Динамика персонала офиса продаж ОАО "МТС"*
Показатели |
Среднесписочная численность, чел. | ||||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2007 г. к 2006 г. |
2008 г. к 2007 г. |
2007 г. к 2006 г. |
2008 г. к 2007 г. | |
Специалисты |
8 |
7 |
7 |
-1 |
- |
87.5 |
100 |
Продавцы |
15 |
10 |
10 |
-5 |
- |
66.7 |
100 |
Вспомогательный персонал |
9 |
8 |
8 |
-1 |
- |
88.9 |
100 |
Менеджеры |
7 |
7 |
6 |
- |
-1 |
100 |
85.7 |
Обслуживающий персонал, в т.ч. уборщица программист слесарь оборудования |
3 1 1 1 |
3 1 1 1 |
3 1 1 1 |
- - - - |
- - - - |
- - - - |
- - - - |
Итого |
42 |
35 |
34 |
-7 |
-1 |
83.3 |
97.1 |
Как видно из таблицы 3, в
2008 году в офисе продаж ОАО "МТС"
среднесписочная численность
* Здесь и далее информация
из внутренней документации
Таблица 4. Структура персонала офиса продаж ОАО "МТС"*
Категории персонала |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |||
численность, чел. |
Уд. вес,% |
численность, чел. |
Уд. вес,% |
численность, чел. |
Уд. вес,% | |
Специалисты |
8 |
19.0 |
7 |
20.0 |
7 |
20.6 |
Продавцы-консультанты |
15 |
35.7 |
10 |
28.6 |
10 |
29.4 |
Вспомогательный персонал |
9 |
21.4 |
8 |
22.9 |
8 |
23.5 |
Менеджеры |
7 |
16.6 |
7 |
20.0 |
6 |
17.6 |
Обслуживающий персонал, в т.ч. уборщица программист слесарь оборудования |
3 1 1 1 |
7.1 2.3 2.3 2.3 |
3 1 1 1 |
8.5 2.9 2.9 2.9 |
3 1 1 1 |
8.9 2.9 2.9 2.9 |
Итого |
42 |
100 |
35 |
100 |
34 |
100 |
Структура персонала офиса продаж ОАО "МТС" для наглядности изображена на рисунке 5. Наибольший удельный вес в структуре персонала занимают продавцы-консультанты, однако, их удельный вес в 2008 г. по сравнению с 2006 г. очень значительно снизился - с 35.7% до 29.4%. Удельный вес специалистов также высок, при этом данный показатель имеет тенденцию к росту - с 19% в 2006 г. до 20.6% в 2008 г. Удельный вес вспомогательного персонала на исследуемом предприятии высок (22.9% и 23.5% в 2007 г. и в 2008 г. соответственно). В 2008 г. по сравнению с прошлым годом произошло снижение удельного веса таких категорий персонала, как менеджеры (с 20.0% в 2007 г. до 17.6% в 2008 г.). Наименьший удельный вес в структуре персонала офиса продаж ОАО "МТС" занимает обслуживающий персонал (8.5% в 2007 г., 8.9% в 2008 г.).
Рассмотрим, какой стаж работы имеют сотрудники исследуемого офиса продаж ОАО "МТС". Как видно из таблицы 5, в офисе продаж ОАО "МТС" большинство работников работает от 2 до 5 лет.
Рис. 5. Структура персонала офиса продаж ОАО "МТС"*
Самый большой стаж характерен для продавцов-консультантов и специалистов - два работника имеют стаж работы на предприятии свыше 12 лет.
Самый маленький стаж работы
на изучаемом предприятии имеет
вспомогательный и
Таблица 5. Стаж работы персонала офиса продаж ОАО "МТС" в 2008 г.*
Категории персонала |
Численность персонала |
Стаж работы | ||||
До 1 года |
2-5 лет |
6-10 лет |
10-12 лет |
Свыше 12 лет | ||
Специалисты |
7 |
- |
2 |
3 |
2 |
1 |
Продавцы-консультанты |
10 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
Вспомогательный персонал |
8 |
2 |
3 |
2 |
1 |
- |
Менеджеры |
6 |
- |
3 |
3 |
- |
- |
Обслуживающий персонал |
3 |
1 |
1 |
1 |
||
Итого |
34 |
5 |
12 |
11 |
4 |
2 |
Процентное соотношение |
100 |
14,7% |
35,3% |
32,3% |
11,8% |
5,9% |
Обобщая вышесказанное, исследуемый офис продаж ОАО "МТС" имеет удовлетворительную и стабильную структуру персонала. В качестве недостатка можно отметить тот факт, что большинство продавцов имеют небольшой стаж работы на предприятии. Следовательно, основным направлением совершенствования работы с кадрами на исследуемом предприятии может быть улучшение адаптации, обучение и повышение квалификации данной категории персонала. Кроме того, предприятию необходимо совершенствовать методику подбора персонала.
Коллектив предприятия по численному составу, уровню квалификации не является постоянной величиной, он всё время изменяется: увольняются одни работники, принимаются другие. Анализ движения персонала включает изучение форм движения, причин движения и результатов движения. Для характеристики движения персонала офиса продаж ОАО "МТС" рассчитаем и проанализируем динамику следующих показателей:
1. Коэффициент оборота по приему = Принято / Среднесписочная численность.
2. Коэффициент оборота по выбытию = Выбыло / Среднесписочная численность.
3. Коэффициент общего оборота = (Принято + Выбыло) / Среднесписочная численность.
4. Коэффициент текучести персонала = (Принято - Выбыло) / Среднесписочная численность.
Исходные данные для анализа движения персонала ОАО "МТС" за 2006 - 2008 гг. приведены в таблице 6, а сами показатели для наглядности обобщены в таблице 7.
Как видно из таблицы 7, в 2008 году число выбывших менеджеров превысило число принятых (коэффициент оборота по выбытию составил 0,17 что больше коэффициента оборота по приему). Как уже отмечалось, это произошло по причине перевода части персонала в дочернее предприятие. В 2008 г. в офисе продаж ОАО "МТС" выбыло 7 человек, в то время как было принято на работу 6 человек. При этом оборот по выбытию составил 21%, что больше оборота по приему – 18%. Таким образом, в течение 2008 г. численность персонала офиса продаж ОАО "МТС" уменьшилась.
Таблица 6. Исходные данные для анализа движения персонала офиса продаж ОАО "МТС"*
Категории персонала |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | ||||||
принято |
выбыло |
среднеспис. численность |
принято |
выбыло |
среднеспис. численность |
принято |
выбыло |
среднеспис. численность | |
Специалисты |
- |
- |
8 |
- |
1 |
7 |
- |
- |
7 |
Продавцы-консультанты |
3 |
3 |
15 |
2 |
7 |
10 |
2 |
2 |
10 |
Вспомогательный персонал |
2 |
2 |
9 |
2 |
3 |
8 |
3 |
3 |
8 |
Менеджеры |
- |
- |
7 |
- |
- |
7 |
- |
1 |
6 |
Обслуживающий персонал |
- |
- |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
Итого |
5 |
5 |
42 |
5 |
12 |
35 |
6 |
7 |
34 |
Коэффициент общего оборота
и коэффициент сменяемости
Как показало исследование, наиболее нестабильной является такая категория персонала, как продавцы-консультанты. Однако, в 2008 г. для этой категории характерно равенство поступивших и выбывших работников. Нестабильность работников данной категории может объясняться низким уровнем оплаты труда данной категории персонала.
Таблица 7. Показатели движения персонала офиса продаж ОАО "МТС"*
Показатели |
категории персонала | |||||
Специа-листы |
Прод.-консультанты |
Вспомогательный персонал |
Менеджеры |
Обслуж. персонал |
Всего | |
2006 год | ||||||
Коэффициент оборота по приему |
- |
0.20 |
0.22 |
- |
- |
0.12 |
Коэффициент оборота по выбытию |
- |
0.20 |
0.22 |
- |
- |
0.12 |
Коэффициент общего оборота |
- |
0.40 |
0.44 |
- |
- |
0.24 |
Коэффициент текучести персонала |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2007 год | ||||||
Коэффициент оборота по приему |
- |
0.20 |
0.25 |
- |
0.33 |
0.14 |
Коэффициент оборота по выбытию |
0.14 |
0.70 |
0.38 |
- |
0.33 |
0.34 |
Коэффициент общего оборота |
0.14 |
0.90 |
0.63 |
- |
0.67 |
0.49 |
Коэффициент текучести персонала |
0.14 |
0.50 |
0.13 |
- |
- |
0.20 |
2008 год | ||||||
Коэффициент оборота по приему |
- |
0.20 |
0.38 |
- |
0.33 |
0.18 |
Коэффициент оборота по выбытию |
- |
0.20 |
0.38 |
0.17 |
0.33 |
0.21 |
Коэффициент общего оборота |
- |
0.40 |
0.75 |
0.17 |
0.67 |
0.38 |
Коэффициент текучести персонала |
- |
- |
- |
0.17 |
- |
0.3 |