Направление совершенствования системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:05, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является: на основе современных подходов и методов провести анализ системы аттестации персонала предприятия и разработать предложения по ее совершенствованию на примере ОАО "МТС". Для достижения этой цели в рамках дипломной работы будут решаться следующие конкретные задачи:
- рассмотреть понятие аттестации персонала;
- проанализировать виды и методы аттестации, дать им по возможности полную характеристику;
- проанализировать действующую систему аттестации персонала в ОАО "МТС";

Содержание работы

Введение 7
1. Сущность и особенности аттестации персонала предприятия 11
1.1 Понятие системы аттестации персонала предприятия 11
1.2 Виды и формы аттестации персонала 19
1.3 Методы аттестации персонала 25
2. Анализ системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС" 37
2.1 Характеристика ОАО "МТС" 37
2.2 Исследование состава и структуры кадровой политики в ОАО "МТС" 45
2.3 Анализ существующей системы аттестации персонала в ОАО "МТС" 54
3. Направление совершенствования системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС" 60
3.1 Предложения по совершенствованию методов и приемов аттестации и экономическая эффективность проводимых мероприятий 60
3.2 Подготовка кадров и программы повышения квалификации персонала в ОАО "МТС" 71
Заключение 76

Файлы: 1 файл

Совершенствование системы аттестации персонала предприятия ртк.docx

— 181.16 Кб (Скачать файл)

Рис. 4. Элементы Центра оценки

Презентация (Presentation Skills) –  кандидатам дается задание без подготовки за 0,5 - 3 минуты рассказать сначала о  себе, затем о своей компании. В первом случае оценивается способность  вызвать доверие и интерес  у новых людей, во втором – способность  продавать товар и услугу. Выявляется техника профессиональной презентации: устойчивый контакт глазами с  публикой, уверенная и разнообразная  жестикуляция, свободная и приятная мимика, владение голосом (тембр, темп, громкость, модуляции), осанка и движения.

Деловые игры (Business Cases) –  моделирование ситуаций бизнеса, где  есть проблемы, недостаток информации, ограниченность ресурсов.

Выводы: в ходе оценочных  мероприятий с использованием Assessment Center можно выяснить потенциал тех  или иных сотрудников (т.к. количественные и качественные достижения их работы уже оцениваются и находят  свое выражение в доходах всей коммерческой организации и качестве обслуживания клиентов), их способность  к дальнейшему развитию и совершенствованию, их способности и желанию предлагать и воплощать в жизнь новые  идеи, т.к. именно от этих качеств в  современных динамично меняющихся условиях рынка зависит эффективность, успешность деятельности любой коммерческой организации.

Таким образом, можно сказать, что на настоящий момент Assessment Center – это один из самых прогрессивных  методов оценки персонала, который  используют в своей управленческой практике многие крупные компании.

2. Анализ  системы аттестации персонала  предприятия на примере ОАО  "МТС"

2.1 Характеристика  ОАО "МТС"

"Компания МТС образована  в октябре 1993 года ОАО "Московская  городская телефонная сеть" (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими  акционерами как закрытое акционерное  общество. Четырем российским компаниям  принадлежало 53% акций, двум немецким  компаниям — 47%. В конце 1996 года  АФК "Система" приобрела  пакет у российских держателей  акций, а компания DeTeMobil выкупила  акции компании Siemens.

1 марта 2000 года в результате  слияния ЗАО "МТС" и ЗАО  "РТК" было образовано ОАО  "Мобильные ТелеСистемы". 28 апреля 2000 года Федеральная комиссия  по ценным бумагам РФ зарегистрировала  начальную эмиссию акций ОАО  "МТС". В том же году компания  вышла на мировые фондовые  рынки. С 30 июня 2000 года акции  МТС котируются на Нью-Йоркской  фондовой бирже (в виде американских  депозитарных расписок) под индексом MBT.

В январе 2008 года МТС запустила  в коммерческую эксплуатацию сети МТС GSM-900/1800 в Чукотском автономном округе. Таким образом, на сегодня сеть МТС  запущена в коммерческую эксплуатацию в 82 из 83 регионов России, в которых  у МТС есть лицензии на оказание услуг связи.

Сегодня МТС является крупнейшим оператором мобильной связи в  России и странах СНГ и входит в десятку крупнейших сотовых  операторов в мире по размеру абонентской  базе и рыночной капитализации. Вместе со своими дочерними предприятиями  компания обслуживает более 85 миллионов  абонентов в России, Армении, Беларуси, Украины, Узбекистана, Туркменистане".

Исследование системы  аттестации персонала в ОАО "МТС" целесообразно провести на примере  одного из офисов продаж компании в  г. Москве.

Анализ основных показателей  использования кадров офиса продаж ОАО "МТС" начнем с изучения динамики, структуры и структурной динамики персонала (таблицы 3 и 4).

Таблица 3. Динамика персонала  офиса продаж ОАО "МТС"*

Показатели

Среднесписочная численность, чел.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2007 г. к 2006 г.

2008 г. к 2007 г.

2007 г. к 2006 г.

2008 г. к 2007 г.

Специалисты

8

7

7

-1

-

87.5

100

Продавцы

15

10

10

-5

-

66.7

100

Вспомогательный персонал

9

8

8

-1

-

88.9

100

Менеджеры

7

7

6

-

-1

100

85.7

Обслуживающий персонал, в  т.ч.

уборщица

программист

слесарь оборудования

3

1

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого

42

35

34

-7

-1

83.3

97.1


Как видно из таблицы 3, в 2008 году в офисе продаж ОАО "МТС" среднесписочная численность персонала  снизилась, как по сравнению с  прошлогодним уровнем - на 1 человека, или  на 2,9%, так и в 2007 по сравнению  с 2006 г. – на 7 чел., или на 16,7%. Снижение среднесписочной численности персонала  офиса продаж ОАО "МТС" произошло  в основном за счет продавцов-консультантов. Это произошло по причине перевода части персонала в дочернее предприятие. Среднесписочная численность обслуживающего персона в отчетном году по сравнению  с уровнем прошлого года не изменилась.

* Здесь и далее информация  из внутренней документации МТС.

Таблица 4. Структура персонала  офиса продаж ОАО "МТС"*

Категории персонала

2006 г.

2007 г.

2008 г.

численность, чел.

Уд. вес,%

численность, чел.

Уд. вес,%

численность, чел.

Уд. вес,%

Специалисты

8

19.0

7

20.0

7

20.6

Продавцы-консультанты

15

35.7

10

28.6

10

29.4

Вспомогательный персонал

9

21.4

8

22.9

8

23.5

Менеджеры

7

16.6

7

20.0

6

17.6

Обслуживающий персонал, в  т.ч.

уборщица

программист

слесарь оборудования

3

1

1

1

7.1

2.3

2.3

2.3

3

1

1

1

8.5

2.9

2.9

2.9

3

1

1

1

8.9

2.9

2.9

2.9

Итого

42

100

35

100

34

100


Структура персонала офиса  продаж ОАО "МТС" для наглядности  изображена на рисунке 5. Наибольший удельный вес в структуре персонала  занимают продавцы-консультанты, однако, их удельный вес в 2008 г. по сравнению  с 2006 г. очень значительно снизился - с 35.7% до 29.4%. Удельный вес специалистов также высок, при этом данный показатель имеет тенденцию к росту - с 19% в 2006 г. до 20.6% в 2008 г. Удельный вес вспомогательного персонала на исследуемом предприятии высок (22.9% и 23.5% в 2007 г. и в 2008 г. соответственно). В 2008 г. по сравнению с прошлым годом произошло снижение удельного веса таких категорий персонала, как менеджеры (с 20.0% в 2007 г. до 17.6% в 2008 г.). Наименьший удельный вес в структуре персонала офиса продаж ОАО "МТС" занимает обслуживающий персонал (8.5% в 2007 г., 8.9% в 2008 г.).

Рассмотрим, какой стаж работы имеют сотрудники исследуемого офиса  продаж ОАО "МТС". Как видно  из таблицы 5, в офисе продаж ОАО "МТС" большинство работников работает от 2 до 5 лет.

Рис. 5. Структура персонала  офиса продаж ОАО "МТС"*

Самый большой стаж характерен для продавцов-консультантов и  специалистов - два работника имеют  стаж работы на предприятии свыше 12 лет.

Самый маленький стаж работы на изучаемом предприятии имеет  вспомогательный и обслуживающий  персонал. Так, 2 человека имеют стаж работы менее 1 года, и ни один менеджер не имеет стажа более 10 лет.

Таблица 5. Стаж работы персонала  офиса продаж ОАО "МТС" в 2008 г.*

Категории персонала

Численность персонала

Стаж работы

До 1 года

2-5 лет

6-10 лет

10-12 лет

Свыше 12 лет

Специалисты

7

-

2

3

2

1

Продавцы-консультанты

10

2

3

2

1

1

Вспомогательный персонал

8

2

3

2

1

-

Менеджеры

6

-

3

3

-

-

Обслуживающий персонал

3

1

1

1

   

Итого

34

5

12

11

4

2

Процентное соотношение

100

14,7%

35,3%

32,3%

11,8%

5,9%


Обобщая вышесказанное, исследуемый  офис продаж ОАО "МТС" имеет удовлетворительную и стабильную структуру персонала. В качестве недостатка можно отметить тот факт, что большинство продавцов  имеют небольшой стаж работы на предприятии. Следовательно, основным направлением совершенствования работы с кадрами  на исследуемом предприятии может  быть улучшение адаптации, обучение и повышение квалификации данной категории персонала. Кроме того, предприятию необходимо совершенствовать методику подбора персонала.

Коллектив предприятия по численному составу, уровню квалификации не является постоянной величиной, он всё время изменяется: увольняются  одни работники, принимаются другие. Анализ движения персонала включает изучение форм движения, причин движения и результатов движения. Для характеристики движения персонала офиса продаж ОАО "МТС" рассчитаем и проанализируем динамику следующих показателей:

1. Коэффициент оборота  по приему = Принято / Среднесписочная  численность.

2. Коэффициент оборота  по выбытию = Выбыло / Среднесписочная  численность.

3. Коэффициент общего  оборота = (Принято + Выбыло) / Среднесписочная  численность.

4. Коэффициент текучести  персонала = (Принято - Выбыло) / Среднесписочная  численность.

Исходные данные для анализа  движения персонала ОАО "МТС" за 2006 - 2008 гг. приведены в таблице 6, а сами показатели для наглядности  обобщены в таблице 7.

Как видно из таблицы 7, в 2008 году число выбывших менеджеров превысило число принятых (коэффициент  оборота по выбытию составил 0,17 что  больше коэффициента оборота по приему). Как уже отмечалось, это произошло  по причине перевода части персонала  в дочернее предприятие. В 2008 г. в  офисе продаж ОАО "МТС" выбыло 7 человек, в то время как было принято на работу 6 человек. При  этом оборот по выбытию составил 21%, что больше оборота по приему – 18%. Таким образом, в течение 2008 г. численность  персонала офиса продаж ОАО "МТС" уменьшилась.

Таблица 6. Исходные данные для  анализа движения персонала офиса  продаж ОАО "МТС"*

Категории персонала

2006 г.

2007 г.

2008 г.

принято

выбыло

среднеспис. численность

принято

выбыло

среднеспис.

численность

принято

выбыло

среднеспис.

численность

Специалисты

-

-

8

-

1

7

-

-

7

Продавцы-консультанты

3

3

15

2

7

10

2

2

10

Вспомогательный персонал

2

2

9

2

3

8

3

3

8

Менеджеры

-

-

7

-

-

7

-

1

6

Обслуживающий персонал

-

-

3

1

1

3

1

1

3

Итого

5

5

42

5

12

35

6

7

34


Коэффициент общего оборота  и коэффициент сменяемости персонала  используются при оценке уровня организации  управления производством как на предприятии в целом, так и  в отдельных подразделениях. Так, уменьшение общего оборота персонала  офиса продаж ОАО "МТС" с 0,49 в 2007 г. до 0,38 в 2008 г. можно оценить положительно, так как данная тенденция свидетельствует  о стабильности персонала предприятия. Однако, по мнению экспертов, если на предприятии  абсолютно отсутствует текучесть  кадров, это свидетельствует о  необоснованном завышении заработной платы по сравнению с аналогичными предприятиями отрасли. Следовательно, такой уровень мобильности можно  признать приемлемым для офиса продаж ОАО "МТС".

Как показало исследование, наиболее нестабильной является такая  категория персонала, как продавцы-консультанты. Однако, в 2008 г. для этой категории  характерно равенство поступивших  и выбывших работников. Нестабильность работников данной категории может  объясняться низким уровнем оплаты труда данной категории персонала.

Таблица 7. Показатели движения персонала офиса продаж ОАО "МТС"*

Показатели

категории персонала

Специа-листы

Прод.-консультанты

Вспомогательный персонал

Менеджеры

Обслуж. персонал

Всего

2006 год

Коэффициент оборота по приему

-

0.20

0.22

-

-

0.12

Коэффициент оборота по выбытию

-

0.20

0.22

-

-

0.12

Коэффициент общего оборота

-

0.40

0.44

-

-

0.24

Коэффициент текучести персонала

-

-

-

-

-

-

2007 год

Коэффициент оборота по приему

-

0.20

0.25

-

0.33

0.14

Коэффициент оборота по выбытию

0.14

0.70

0.38

-

0.33

0.34

Коэффициент общего оборота

0.14

0.90

0.63

-

0.67

0.49

Коэффициент текучести персонала

0.14

0.50

0.13

-

-

0.20

2008 год

Коэффициент оборота по приему

-

0.20

0.38

-

0.33

0.18

Коэффициент оборота по выбытию

-

0.20

0.38

0.17

0.33

0.21

Коэффициент общего оборота

-

0.40

0.75

0.17

0.67

0.38

Коэффициент текучести персонала

-

-

-

0.17

-

0.3

Информация о работе Направление совершенствования системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС"