Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:05, дипломная работа
Целью дипломной работы является: на основе современных подходов и методов провести анализ системы аттестации персонала предприятия и разработать предложения по ее совершенствованию на примере ОАО "МТС". Для достижения этой цели в рамках дипломной работы будут решаться следующие конкретные задачи:
- рассмотреть понятие аттестации персонала;
- проанализировать виды и методы аттестации, дать им по возможности полную характеристику;
- проанализировать действующую систему аттестации персонала в ОАО "МТС";
Введение 7
1. Сущность и особенности аттестации персонала предприятия 11
1.1 Понятие системы аттестации персонала предприятия 11
1.2 Виды и формы аттестации персонала 19
1.3 Методы аттестации персонала 25
2. Анализ системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС" 37
2.1 Характеристика ОАО "МТС" 37
2.2 Исследование состава и структуры кадровой политики в ОАО "МТС" 45
2.3 Анализ существующей системы аттестации персонала в ОАО "МТС" 54
3. Направление совершенствования системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС" 60
3.1 Предложения по совершенствованию методов и приемов аттестации и экономическая эффективность проводимых мероприятий 60
3.2 Подготовка кадров и программы повышения квалификации персонала в ОАО "МТС" 71
Заключение 76
Сегодня текучесть кадров
в офисах продаж ОАО "МТС" - одна
из многих проблем, с которыми сталкиваются
современные предприятия. Следует
различать ее естественный уровень
в пределах 3-5% от численности персонала
и повышенный, вызывающий значительные
экономические потери. Естественный
уровень способствует обновлению производственных
коллективов. Этот процесс происходит
непрерывно и не требует каких-либо
чрезвычайных мер со стороны кадровых
служб и руководства. Часть работников
уходит на пенсию, часть увольняется
по различным причинам, на их место
приходят новые сотрудники — в
таком режиме живет каждое предприятие.
Но, уровень текучести гораздо
выше естественного среди продавцов-
2.2 Исследование состава и структуры кадровой политики в ОАО "МТС"
Основные цели политики ОАО "МТС" в области управления персоналом:
- обеспечение максимальной
гибкости и адаптивности
- комплексное управление эффективностью персонала;
- комплексное управление качеством персонала;
- максимальная эффективность
инвестиций в развитие
Для достижения поставленных целей руководство "МТС":
1. Строит взаимоотношения
между работниками и
2. Формулирует и ставит
четкие, измеримые, реалистичные
цели перед компанией, её
3. Формирует и поддерживает
корпоративную культуру, основанную
на общечеловеческих и
Руководством определены
следующие корпоративные
- Работники – главная
ценность Общества. Именно работники
ежедневно решают
- Эффективность – от
эффективности труда каждого
работника зависит рост и
- Качество – качество
труда на каждом рабочем месте
влияет на качество
- Ответственность – от
ответственности каждого
- Доверие – ключевая
ценность Общества, фундамент для
достижения целей и залог
4. Осваивает и развивает
методы и средства управления
персоналом на основе
- организационное управление;
- планирование в области управления персоналом;
- подбор, найм и ротация персонала;
- оценка персонала;
- обучение и развитие персонала
- компенсация и мотивация персонала;
- управление корпоративной культурой.
5. Улучшает существующую
систему управления персоналом,
осуществляя планирование
На основании сравнения плана по человеческим ресурсам с численностью персонала, уже работающего в организации, директор по персоналу и руководитель компании определяет вакантные рабочие места, которые необходимо заполнить. Если такие места существуют, начинается процесс приема на работу, состоящий из нескольких стадий: детализации требований к вакантному рабочему месту и к кандидату на его занятие, подбора кандидатов, отбора кандидатов и приема на работу.
Прием на работу начинается с детального определения того, кто нужен организации. Для облегчения подбора кандидатов в ОАО "МТС" создана квалификационная карта, которая описывает основные характеристики, которыми должен обладать сотрудник для успешной работы в данной должности. Карта подготавливается начальником отдела и директором по персоналу. Карта представляет собой набор квалификационных характеристик (общее образование, специальное образование, специальные навыки, знание иностранных языков, владение компьютером, умение рисовать и т.д.), которыми должен обладать "идеальный" сотрудник, занимающий эту должность. Использование квалификационной карты дает возможность структурированной оценке кандидатов (по каждой характеристике) и сравнения кандидатов между собой. Определив требования к кандидату, директор по персоналу приступают к привлечению кандидатов, используя несколько методов:
1. Поиск внутри организации.
Прежде чем выйти на рынок
труда, сначала пробуют искать
среди своих сотрудников,
2. Объявления в средствах
массовой информации. Для привлечения
кандидатов ОАО "МТС"
Преимуществом данного метода является широкий охват населения при относительно низких первоначальных издержках. Недостатком является обратная сторона преимущества: огромный наплыв кандидатов, большинство из которых не обладает требуемыми характеристиками.
3. Частные агентства по
подбору персонала.
Необходимо так же при подборе кадров применять размещение вакансий в сети Интернет. Это не требует больших затрат и так же эффективно, как размещение объявлений в средствах массовой информации. Но не существует универсального метода подбора кандидатов, поэтому сотрудники отдела по работе с персоналом используют различные методы в зависимости от вакантной должности.
Подбор кандидатов является
основой для следующего этапа
отбора будущих сотрудников
Подбор кадров осуществляется с расчетом на длительную перспективу. В целях привлечения способных, талантливых, молодых специалистов ОАО "МТС" сотрудничает с вузами, многие студенты проходят здесь учебно-производственную практику, а выпускники находят применение своим знаниям и творческому потенциалу. Поиск персонала (помимо внутреннего поиска) также осуществляется через личные контакты по рекомендациям и через привлечение работников из других организаций сферы торговли, телекоммуникации. В подборе новых сотрудников в структурные подразделения принимают участие руководитель кадровой службы, начальник структурного подразделения, в котором будет работать новый специалист, и руководство компании.
Процесс адаптации в ОАО "МТС" можно условно разделить на четыре этапа.
1. Оценка уровня
2. Ориентация. На этом
этапе происходит практическое
знакомство нового работника
с его обязанностями и
3. Действенная адаптация.
На этом этапе новичок
4. Функционирование. На завершающем
этапе адаптации работник
В ОАО "МТС" были внедрены основные принципы адаптации, которые действуют и по сегодняшний день. Обязанности по трудовой адаптации сотрудников возложены на отдел кадров. Специалисты по управлению адаптацией должны выполнять следующие функции:
- изучение и прогнозирование
конъюнктуры рынка труда,
- наем и отбор персонала
с использованием описаний
- расстановка кадров по
подразделениям, участкам, рабочим
местам, закреплением ротаций и
внутрипроизводственными
- отбор лидеров из числа молодых работников, обладающих талантом организатора;
- организация взаимодействия
с региональной системой
В обязанности менеджера по персоналу входят:
1. Ознакомление с организацией, характеристика, условия найма, оплата труда.
2. Представление руководителю, непосредственному начальнику, инструктору по обучению.
3. Организация экскурсии по рабочим местам.
4. Разъяснение условий работы, ознакомление с функциями (совместно с руководителем).
5. Организация обучения (совместно с отделом обучения).
6. Введение в коллектив,
представление сотрудников (
Процесс адаптации организован таким образом, чтобы его начало совпадало с этапом первого собеседования.
Все сотрудники, принимаемые на работу, проходят испытательный срок - 3 месяца, при вторичной адаптации - 2 месяца. В случае особых профессиональных достижений сотрудником возможно сокращение его испытательного срока. Основанием является служебная записка от непосредственного руководителя с аргументированным обоснованием сокращения испытательного срока на имя заместителя генерального директора.
Процесс адаптации протекает согласно разработанному графику. Максимальное время и усилия в помощи адаптации новому сотруднику приходятся на первых 2-3 недели.
На весь период испытательного срока сотруднику устанавливаются задачи и критерии эффективности выполнения этих задач. По истечении первого месяца адаптации проводится предварительный анализ работы сотрудника. По окончании испытательного срока производится оценка выполнения поставленных задач.
Обучение и развитие персонала
- процесс, включающий в себя такую
деятельность, как обучение персонала
различным знаниям и навыкам,
необходимым для выполнения работ
с максимальной отдачей. В некоторых
компаниях для организации
Еще одним важным элементом системы управления персоналом в ОАО "МТС" является стимулирование и мотивация.
Основные принципы стимулирования и мотивации труда сотрудников офисов продаж ОАО "МТС" сформулированы в "Положении о премировании работников". "Положение о премировании работников ОАО "МТС" (далее "Положение") является локальным нормативным актом ОАО "МТС". "Положением" устанавливаются следующие виды премий работникам ОАО "МТС":
- ежемесячная;
- квартальная;
- годовая;
- специальная.
Указанное "Положение" разработано в целях:
а) стимулирования эффективной трудовой деятельности работников, ориентированной на достижение установленных целей деятельности ОАО "МТС";
б) поощрения за производственные результаты и высокие достижения в труде.