Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:47, курсовая работа
Предметом самостоятельного изучения, анализа и разработки рекомендаций функции принятия управленческих решений стали лишь после возникновения современной науки об управлении.
Актуальность темы заключается в том, что любому руководству необходимо принимать обоснованные и продуманные управленческие решения, особенно в условиях риска.
Объект исследования: процесс разработки управленческих решений.
Предмет исследования: управленческие риски и особенности разработки управленческих решений в условиях риска.
Цель исследования - изучение процесса разработки и принятия управленческих решений в условиях риска.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
Классификация управленческих решений
Показатели качества и эффективности управленческих решений
Основные факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.
Основные этапы разработки управленческих решений
Разработка управленческого решения
Принятие решения, реализация, анализ результата
Контроль реализации управленческих решений
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА.
Источники и виды неопределенности
Риск и его разновидности
Принятие управленческих решений в условиях риска на примере ООО «ЭкоСтройПроект»
от возможных финансовых потерь. Анализ риска производится в последовательности,
приведенной на рисунке 3.1 «Последовательность проведения анализа риска».
Рис. 3.1. Последовательность проведения анализа риска
При анализе риска в процессе принятия решений используются принципы, предло-
женные американским экспертом Б. Берммером:
потери от риска независимы друг от друга;
потеря по одному направлению из «портфеля рисков» не обязательно увеличи-
вает вероятность потери по другому;
максимально возможный ущерб не должен превышать финансовых возможно-
стей участника.
Риски подразделяются на два типа:
динамический;
статический.
Динамический риск – это риск непредвиденных изменений стоимости основного
капитала (вследствие принятия управленческих решений) или рыночных, политических
условий, которые могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам.
Статический риск – это риск потерь реальных активов из-за нанесения ущерба соб-
ственности, а также потерь дохода по причине недееспособности организации. Этот риск
приводит только к потерям.
По технологии проведения различают два взаимодополняющих вида анализа рисков:
качественный;
количественный.
Качественный анализ может быть сравнительно простым, его главная задача – оп-
ределить факторы риска, этапы и работы, при выполнении которых он возникает.
Количественный анализ означает численное определение размеров рисков отдель-
ных и проекта в целом.
Все факторы, так или иначе влияющие на риск, можно условно разделить на две
группы:
объективные;
субъективные.
К субъективным относятся факторы, характеризующие непосредственно данную
фирму. Это производственный потенциал, техническое оснащение, организация труда, его
производительность, уровни специализации, техники безопасности и т.д.
Объективные факторы не зависят от деятельности предприятия (инфляция, конку-
ренция, политические и экономические кризисы). Специалисты признают, что рискован-
ные решения определяются внешней средой и индивидуальными свойствами личности.
Мнения расходятся по вопросу о приоритетности влияния этих факторов. Между тем ис-
тина находится посередине и состоит в необходимости учета как состояния внешней сре-
ды, так и психологических свойств лица, принимающего решение
В практике принятия рискованных решений придерживаются шкалы допустимого
риска, отражающей вид риска и величину связанных с ним потерь:
табл
Как правило, большинству
рискованных решений
риска – в пределах 20%, хотя с учетом специфики ситуации выбор руководителя может
быть и иным.
Независимо от деталей конкретной ситуации полезными советами управляющим
являются:
Не рискуй больше, чем можешь себе позволить.
Думай о последствиях.
Не рискуй многим ради малого.
При общей значимости показателя вероятности наступления события приоритет
отдавай размеру потенциальных потерь.
Управленческое поведение при принятии решений в условиях риска отличается не-
которой спецификой.
На начальном этапе происходит признание рискованной ситуации и оценивается
возможность принятия ее для конкретного управляющего.
На втором – производится оценка степени риска.
Третий этап характеризуется выбором действий, которые могут проявляться как по
отношению к внешней, так и относительно внутренней среды предприятия. Влияние на
внешнюю среду может включать воздействие на линию поведения партнеров при заклю-
чении договоров и коммерческих сделок. Приспособление к риску через фактор внутрен-
ней среды предполагает сбор дополнительной информации, разработку новых альтерна-
тив, выигрыш во времени и др. Следует иметь в виду, что рискованные операции
приносят больше прибыли, чем устоявшиеся, отработанные.
Глубокое рассмотрение особенностей ситуаций, связанных с неопределенностью и
риском, позволяет использовать определенные приемы при разработке в этих условиях
управленческих решений.
ГЛАВА 4. ПРИМЕНЕНИЕ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ
В РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
4.1. Применение научных подходов к разработке управленческих решений
Эффективность и качество управленческого решения определяется, прежде всего,
обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без
хорошей теории практика слепа. Однако в настоящее время к менеджменту применяют
только некоторые научные подходы и принципы. Это можно объяснить «узостью» поня-
тия «менеджмент», отсутствием в нём цели управляющей подсистемы (коллективы, инди-
видуумы)
– обеспечение
ководствоваться «широким» понятием «менеджмента», то автоматически добавляются
комплексный, функциональный, динамический, интеграционный подходы, которые при-
меняются в настоящее время при управлении качеством и экономичностью продукции.
Анализ теории и практики экономического управления различными объектами по-
зволил установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов:
Системного;
Комплексного;
Интеграционного;
Маркетингового;
Функционального;
Динамического;
Воспроизводственного;
Процессного;
Нормативного;
Количественного (математического);
Административного;
Поведенческого;
Ситуационного.
Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует один из аспектов
менеджмента.
Они не являются синонимами, не дублируют, а дополняют друг друга, что под-
тверждает сравнение их содержания.
Системный подход.
При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность
взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обрат-
ную связь. В системе «вход» перерабатывается в «выход». Далее этот подход будет рас-
смотрен подробнее.
Комплексный подход.
При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологи-
ческие, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимо-
сти и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаи-
мосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет
решена. К сожалению, на практике редко соблюдается это требование. Например, при
строительстве новых предприятий социальные вопросы откладывают «на потом», из-за чего
объект либо совсем не вводится, либо используется частично. При проектировании новых
орудий
труда показателям
сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или ре-
организации структур редко учитываются социальные и психологические аспекты.
Интеграционный подход.
Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление
взаимосвязей:
а) между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;
б) между стадиями жизненного цикла объекта управления;
в) между уровнями управления по вертикали;
г) между субъектами управления по горизонтали.
Маркетинговый подход.
Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы
при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга:
1) повышение
качества объекта в
2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества,
3) экономия
ресурсов в производстве за
счет фактора масштаба
научно-технического прогресса, применения системы менеджмента.
Для данного подхода характерно выражение авиаконструктора Антонова O.K.,
сначала снижайте «себестоимость» продукции за счет повышения ее качества и только
потом – себестоимость.
Функциональный подход.
Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что по-
требность
рассматривается как
удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объ-
ектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум
совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. При
применении функционального подхода, когда идут от обратного, от потребностей, иногда
создают совершенно новые оригинальные объекты.
При альтернативном предметном подходе совершенствуется существующий объ-
ект, что не позволяет коренным образом улучшить структуру объекта, принципы его ра-
боты и т.д.
Динамический подход.
При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диа-
лектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится
ретроспективный анализ за 5-10 и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).
Воспроизводственный подход.
Воспроизводственный подход – подход, ориентированный на постоянное возоб-
новление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с
меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупны-
ми затратами на единицу полезного эффекта. Элементами воспроизводственного подхода
являются:
1) применение
опережающей базы сравнения
2) трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и
будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;
3) рассмотрение
во взаимосвязи
тируемой
и перспективной моделей
4) пропорциональное
по качеству и количеству
ней среды (прежде всего макросреды страны и инфраструктуры региона);
5) интеграция
для крупных фирм науки и
производства в рамках
объединения.
Процессный подход.
Процессный
подход рассматривает функции
Процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимо-
связанных действий.
Нормативный подход.
Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управ-
ления по
всем подсистемам системы
по важнейшим элементам:
а) целевой подсистемы (показатели качества и ресурсоемкости товара, параметры
рынка, показатели организационно-технического уровня производства, социального раз-
вития коллектива, охраны окружающей среды);
б) функциональной подсистемы (нормативы качества планов, организованности
системы менеджмента, качества учета и контроля, нормативы стимулирования качествен-
ного труда);
в) обеспечивающей подсистемы (нормативы обеспеченности работников и подраз-
делений всем необходимым для нормальной работы, выполнения стоящих перед ними це-
лей и задач,
нормативы эффективности
по фирме). Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности,
обоснованности, перспективности (во времени и по масштабу применения).
Нормативами функционирования элементов внешней среды фирма не управляет,
но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать (особенно правовые и эко-
логические нормативы) и принимать участие в развитии системы нормативов внешней
среды фирмы. Чем больше обоснованных нормативов по каждому элементу системы ме-
неджмента,
тем выше будет ее организованность,
уровень автоматизации
учета и контроля на всех уровнях управления.
Количественный подход.
Сущность
количественного подхода
нок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженер-
ных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др. Управлять можно цифрами, а не
словами.
Административный подход.
Сущность
административного подхода
прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы
менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инст-
рукции, положения и т.п.).
Поведенческий подход.
Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании
своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения кон-
цепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого
подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее
человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способ-
ствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.
Ситуационный подход.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов
управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие фак-
Информация о работе Процесс разработки и принятия управленческих решений в условиях риска