Система непрерывного образования. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании». Федеральная программа развития образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:40, контрольная работа

Описание работы

Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Его основные этапы:
обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, — детско-юношеское образование;
учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, — образование взрослых.
Старинная пословица «век живи — век учись» обрела новый смысл. Прямой и буквальный.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

2. Внедрение  в вузах так называемых часовых  кредитов: чтобы перевестись с одного курса на другой, студентам необходимо потратить на обучение определенное количество времени, складывающееся из аудиторных занятий и самостоятельной работы.

3. Оценка качества  образования по стандартизованным  общемировым схемам.

4. Программа  мобильности, которая дает возможность продолжать начатое в вузе своей страны образование в высших школах других стран Европы.

5. Содействие  изучению общеевропейских проблем.

До 2010 года ожидается, что Россия полностью войдет в  Единое европейское пространство высшего образования. Наши студенты будут получать понятные в 46 странах континента дипломы бакалавров, магистров и докторов философии, полноправно участвовать в программах академической мобильности. Выпускники российских вузов станут обладателями Европейских приложений к диплому единого образца, утвержденного Советом Европы, Европейской Комиссией и ЮНЕСКО.

«Гармонизация архитектуры высшего образования» в рамках Болонской декларации сделает  полученное российским студентом образование  понятным и приемлемым для работодателей по всей Европе, а также для иностранных менеджеров на территории России; студенты получат возможность в течение семестра или года учиться по программам мобильности в зарубежных вузах; они смогут скорректировать выбор профессии или выбор вуза при переходе с уровня на уровень – из бакалавриата в магистратуру или из магистратуры в докторантуру; студенты смогут накапливать академические кредиты и использовать их для получения, например, второго высшего образования и вообще для образования в течение жизни; появятся новые возможности для глубокого изучения иностранных языков как в родном вузе, так и в странах, где на этих языках говорят.

Модернизация  системы высшего образования  разворачивается в условиях трансформации  всех сфер общественной жизни России и осложняется значительным несовпадением российской модели с болонским образцом в части продолжительности обучения, квалификационной структуры, направлений и содержания профессиональной подготовки, организации учебного процесса.

Традиционно российская система высшего профессионального образования была одноуровневой и осуществляла непрерывную подготовку дипломированных специалистов, срок обучения которых, как правило, составлял 5 лет. Структура профессиональной образовательной программы строилась с использованием дисциплинарного подхода. Единицей измерения объема работы студентов и преподавателей в России был и пока остается академический час. Основные образовательные программы высшего профессионального образования рассчитываются исходя из объема учебной работы студента в неделю – 54 академических часа при средней аудиторной нагрузке – 27 академических часов.

В соответствии с положениями Болонской декларации в дополнение к ранее существующей одноуровневой структуре специалитета введена двухуровневая квалификационная структура (бакалавриат/магистратура). Бакалавров сегодня готовят более половины российских высших учебных заведений. Вместе с тем, еще не полностью разработаны концепции профессиональных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, существуют сложности практического признания этих образовательных степеней отечественным рынком труда.

В настоящее  время в российской системе образования  осуществляется внедрение систем управления качеством на основе международных  стандартов ISO 9000:2000, экспериментальное введение в некоторых высших учебных заведениях системы зачетных единиц и европейских приложений к дипломам. Переход к системе зачетных единиц приведет к значительным изменениям в образовательном законодательстве, в структуре государственных образовательных стандартов, учебных планов, программ и учебных дисциплин. Еще предстоит разработать нормативно-правовые документы, регламентирующие содержательное наполнение, сопоставимость зачетных единиц, оплату труда преподавателей.

Распространение Болонского процесса в России имеет целый ряд особенностей и ограничений. Они связаны, в первую очередь, с уникальностью российского рынка труда, потребности которого определяют социальный заказ к системе профессионального образования.

Специфика российского рынка труда проявляется в его региональном характере и существующей неопределенности перспектив развития отдельных отраслей и территорий. В этих условиях значительно снижаются возможности территориальной мобильности специалистов, в то время как повышается потребность в их профессиональной мобильности, обеспечиваемой дополнительными образовательными формами. С другой стороны в условиях экономической нестабильности российского общества расширение академической мобильности таит в себе реальную угрозу превращения России в поставщика интеллектуальных ресурсов западноевропейских стран.

Болонская модель базируется на принципах личной ответственности  каждого человека за содержание и  качество своего образования и предполагает существенную ломку устоявшихся в российской системе высшего образования субъектно-объектных отношений. Столь серьезные грядущие изменения не всегда находят понимание среди российского образовательного сообщества, о чем, в частности, свидетельствуют результаты проведенных эмпирических исследований.

Преимуществами  российской системы образования  традиционно считаются высокое  качество, фундаментальность и системность  обучения. Потерю этих характеристик  российские оппоненты Болонского процесса связывают с сокращением нормативных  сроков обучения, переходом к системе зачетных единиц. Кроме того, высказываются опасения, что внедрение Болонской модели приведет к утрате специализаций, развалу кафедр и научных школ, сокращению занятости преподавателей.

Известно, что  образование играет особую роль в утверждении национального самосознания и культурной самобытности каждого народа, его самоидентификации. Российское образование базируется на культурных и педагогических национальных традициях и приоритетах, имеет глубокие исторические корни и формируется с учетом российской ментальности. Высокая социальная значимость сферы образования не позволяет превращать ее в площадку для необдуманных экспериментов.

Поэтому развернувшиеся в европейской системе образования  интеграционные процессы должны развиваться  на принципах взаимообогащения национальных образовательных систем, обязательного сохранения их культурной самобытности, гарантией чего является добрая воля всех стран-участниц Болонского процесса.

4. Основные  тенденции развития высшей школы  за рубежом.

Чтобы понять природу и движущие силы развития высшего образования в современном мире, необходимо рассмотреть некоторые общие условия и устойчивые закономерности, не­посредственно влияющие на сферу образования в целом и на высшее образование в частности. К таким закономерностям общественно-политического, научно-технического и даже нравственного порядка можно отнести следующие:

рост наукоемких производств, для эффективной работы которых более 50 % персонала должны составлять лица с высшим или специальным  образованием. Этот фактор предопределяет быстрый количественный рост высшей школы;

 

интенсивный рост объема научной и технической  информации, приводящий к ее удвоению за 7—10 лет. В результате квалифицированный  специалист должен обладать способностью и навыками самообразования и включаться в систему непрерывного образования и повышения квалификации;

 

быстрая смена  технологий, вызывающая моральное старение производственных мощностей за 7 —10 лет. Этот фактор требует от специалиста  хорошей фундаментальной подготовки и способности быстро осваивать новые технологии, что недоступно так называемым узким специалистам;

 

выдвижение  на первый план научных исследований, ведущихся на стыке различных  наук (биофизика, молекулярная генетика, физическая химия и т. д.). Успехов  в такой работе можно достигнуть лишь при наличии обширных и фундаментальных знаний, а также при умении работать коллективно;

 

наличие мощных внешних средств мыслительной деятельности, приводящих к автоматизации не только физического, но и умственного труда. В результате резко возросли ценность творческой, неал-горитмизируемой деятельности и спрос на специалистов, способных осуществлять такую деятельность;

 

рост числа  людей, вовлеченных в научную  и другие виды сложных деятельностей, приводящий, по мнению ряда исследователей, к падению среднего эвристического потенциала ученого. Для компенсации этого падения необходимо вооружать специалистов знаниями методологии научной или практической деятельности;

 

постоянный  и устойчивый рост производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, позволяющий уменьшить долю населения, занятого в материальном производстве, и увеличить число людей, работающих в области культуры и духовного творчества;

 

повышение благосостояния и денежных доходов населения, приводящее к росту платежеспособного спроса на образовательные услуги.

 

Как же ответила на эти требования времени высшая школа индустриально развитых стран? В этом сложном многоплановом  перестроечном процессе можно выделить следующие тенденции:

 

1. Демократизация  высшего образования. Это тенденция к общедоступности высшего образования, свободе выбора вида образования и специальности, характера обучения и сферы будущей деятельности, отказ от авторитаризма и командно-бюрократической модели управления.

 

2. Создание научно-учебно-производственных комплексов как специфической для высшей школы формы интеграции науки, образования и производства. Центральным звеном такого комплекса является образовательный сектор, ядро которого составляет вуз или кооперация вузов, а периферию — базовые колледжи, средние специализированные школы, курсы, лектории, отделения последипломного образования. Научно-исследовательский сектор (система НИИ) обеспечивает условия для научного роста и для развертывания комплексных, меж­дисциплинарных разработок как для преподавателей, участвующих в его работе, так и для студентов (через курсовые и дипломные работы). Производственный сектор включает в себя конструкторские бюро (в том числе студенческие), опытные производства, внедренческие и так называемые венчурные фирмы, кооперативы и т.п.

 

3.  Фундаментализация  образования. Это противоречивая  тенденция расширения и углубления  фундаментальной подготовки при  одновременном сокращении объема  общих и обязательных дисциплин  за счет более строгого отбора  материала, системного анализа содержания и выделения его основных инвариант. Чрезмерная фундаментализация иногда сопровождается падением интереса к обучению или затруднением узкопрофессиональной адаптации.

 

4. Индивидуализация  обучения и индивидуализация  труда студента. Это достигается за счет увеличения числа факультативных и элективных курсов, распространения индивидуальных планов, учета индиви-дуальных психофизиологических особенностей студентов при выборе форм и методов обучения. Индивидуализация обучения предполагает также значительное увеличение объема самостоятельной работы за счет уменьшения времени, отводимого на аудиторные занятия.

 

5. Гуманитаризация  и гуманизация образования направлена  на преодоление узкотехнократического  мышления специалистов естественно-научного и технического прЬфиля. Она достигается увеличением числа гуманитарных и социально-экономических дисциплин (их доля в лучших вузах достигает 30 %), расширения культурного кругозора студентов, привития навыков социального взаимодействия через тренинги, дискуссии, деловые и ролевые игры и т. п. Гуманитаризация предполагает также создание благоприятных возможностей для самовыражения личности преподавателя и студента, формирование гуманного отношения к людям, терпимости к другим мнениям, ответственности перед обществом.

 

6. Компьютеризация  высшего образования. Во многих  ведущих вузах число персональных  компьютеров превышает число  студентов. Используются они не  только для проведения вычислительных  и графических работ, но и  как способ вхождения в информационные системы, для тестового педагогического контроля, как автоматизированные системы обучения, как средства предъявления информации и т. п. Компьютеризация во многом изменяет сам характер профессиональной деятельности, обеспечивая работника новыми внешними средствами этой деятельности.

 

7. Тенденция  перехода к массовому высшему  образованию. Она выражается в  опережающем росте расходов на  образование по сравнению с  другими социальными программами  и в росте числа студентов.  Так, среднегодовые темпы роста  расходов на высшее образование в 1965—1980 г. составили практически во всех индустриально развитых странах 15 —25% к несколько снизились в 80-х годах. Особенно велики эти цифры для стран, имевших менее развитую экономику и вступивших на путь интеграции с сообществом наиболее развитых стран. Испания, например, с 1975 по 1983 г. увеличила расходы на образование в 10 раз, в то время как в США с 1970 по 1985 г. расходы на образование возросли в 3,4 раза (на высшее — в 3,9) [Галаган А.И. и др. — 1988]. Темпы роста числа студентов составляли в разных странах 5 —10 % в год. В конце 80-х годов в США до 57 % выпускников средних школ поступали в вузы (включая младшие колледжи), в Японии — до 40 %.

 

8. В европейских  университетах усилилась тенденция  к автоно-мизации, переходу к самоуправлению и выборности руководящего состава вузов на всех уровнях.

 

9. Растут требования  к профессионализму преподавателей, повышается значимость педагогики  и психологии в подготовке  и повышении квалификации преподавательских  кадров вузов. Вырабатываются критерии оценки деятельности преподавателей; при этом вычисляется рейтинг или подсчитываются очки отдельно для собственно преподавательской деятельности, научно-исследовательской работы и общественной активности.

 

10. Складывается  система регулярной оценки эффективности работы вузов со стороны общества. В США, например, группа из нескольких тысяч специалистов ранжирует учебные заведения по многим показателям, включая такие, как затраты на подготовку одного студента, объем научно-исследовательских работ, число и качество читаемых курсов, количество выпускников, получивших докторскую степень, и т.п.

 

Эти и ряд  других тенденций по-разному выражены в разных странах — в зависимости  от национальных особенностей, состояния  экономики, традиций системы образования. Но в той или иной степени они проявляются во всех развитых странах и не могут игнорироваться российской высшей школой, имеющей и свои собственные высокие образцы и замечательные традиции.

Информация о работе Система непрерывного образования. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании». Федеральная программа развития образования