Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:40, контрольная работа
Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Его основные этапы:
обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, — детско-юношеское образование;
учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, — образование взрослых.
Старинная пословица «век живи — век учись» обрела новый смысл. Прямой и буквальный.
7. Проблема междисциплинарной
интеграции содержания образова
Рост научно-технического потенциала общества, расширение теоретической базы, накопление эмпирического материала объективно приводит к дифференциации научного знания, появлению все новых и новых научных дисциплин. В то же время и не менее быстрыми темпами растет потребность в интеграции научного знания. Это приводит к одному из центральных противоречий современного образования – «необходимостью обеспечить высокий уровень интеграции профессиональных знаний слушателей на фоне все более ускоряющейся дифференциации учебных дисциплин» [5, 7].
Междисциплинарные
связи разрешают существующее
в предметной системе обучения
противоречие между
Идея комплексного обучения, которое можно назвать предтечей междисциплинарной интеграции, получила развитие еще в прошлом веке. Комплексная система обучения (от лат. – связь, объединение, сочетание) – объединение учебного материала вокруг определенного стержня. В начале ХХ века комплексные методики считались перспективными и результативными в образовании Германии, Австрии, Бельгии, Швейцарии и др. Применяя комплексную систему обучения, советские педагоги двадцатых годов прошлого века считали, что она представляет собой наилучшую форму организации изучаемого материала, позволяющую установить диалектическую связь между отдельными отраслями знаний. Но к середине тридцатых годов теоретики образования стали обращать внимание на недостатки системы. «У нас, – писала Н.К. Крупская, – комплексность выливалась в довольно нелепую вещь. Задумана она была как мост между знаниями, а стали связывать что попало и с чем попало» [3, 484]. Сформировалось мнение, что комплексная система обучения не создает условий для прочного и глубокого изучения фундаментальных наук. Дело доходило и до абсурда, когда отрицалась даже необходимость структурирования учебного материала, а такие учебные дисциплины, как русский язык и математика попытались удалить из учебного плана как «некомплексные».
Основная ошибка сторонников комплексной системы образования в прошлом состояла в том, что они за основу общей систематизации содержания и процесса образования попытались взять признаки, являющиеся вторичными и по отношению к тем, которые отражены в общей предметной систематизации научного знания, и по отношению к структуре личности, к структуре деятельности.
Подлинная комплексность учитывает:
предметную структуру научного знания,
структуру деятельности,
структуру личности,
логику формирования личности.
В современной
дидактике необходимость
Междисциплинарная интеграция, по мнению Е.Б. Шоштаевой, – это процесс согласования содружества учебных дисциплин с точки зрения отражения ими единых, непрерывных и целостных явлений профессиональной деятельности.
Н.К. Чапаев
определяет междисциплинарную
С.В. Черемных и С.И. Золотова применительно к ситуации вуза интеграцию трактуют как обеспечение целостности учебного процесса. Педагогическая интеграция при этом выступает как высшая форма единства целей, принципов, содержания образования и как создание с соответствующим обоснованием укрупненных педагогических единиц на основе глубокой внутренней взаимосвязи учебных дисциплин.
В рамках
нашего исследования мы
В соответствии
с этим определением возникает
необходимость уточнить
Анализ программно-
– на уровне общедидактических принципов;
– на уровне целей и задач обучения;
– на уровне содержательных связей между отдельными дисциплинами;
– на уровне
обоснования и применения
Проблема
междисциплинарной интеграции
Рассмотрим
возможные направления
Одной из
самых простых форм интеграции
являются интегрированные
В нашем
случае мы предлагаем
Наиболее приемлемым путем формирования интегрального типа познания при существующей предметно-блоковой системе образования могут стать интегрированные курсы. Методы их разработки и построения различны и зависят от целеполагания, степени включенности интегрируемых дисциплин в общее проблемное поле, характера междисциплинарных связей (прямые, опосредованные) и, наконец, от авторской индивидуальности разработчиков.
Государственный
образовательный стандарт
– согласованность
по времени изучения отдельных
учебных дисциплин, при
– преемственность и непрерывность в развитии понятий, предусматривающая их непрерывное развитие, наполнение новым содержанием, обогащение новыми связями;
– единство в интерпретации общенаучных понятий;
– осуществление единого подхода к организации учебного процесса во всех компонентах модуля.
Комплекс
вышеперечисленных дисциплин
Функции
педагога при реализации
Текущий контроль качества и степени усвоения знаний проводится в виде комплексного анализа результатов выполнения практических работ. Комплекс аналитических действий включает коллективное обсуждение работы с выделением сильных и слабых сторон, самоанализ уровня реализации личностных возможностей в конкретной работе, оценивание работы преподавателем по пятибалльной системе. По сумме баллов, полученных за все работы, составляется итоговый рейтинг успеваемости студента, который выполняет мотивирующую и стимулирующую функции. Для формализации оценивания уровня образованности рекомендуется критериально-ориентированное тестирование, которое дает возможность дифференцированного оценивания.
Итоговый
контроль знаний по всему
– Оформление
работы (соответствие стандартам
оформления текстовых
– Содержание работы (соответствие содержания полученному заданию).
– Актуальность работы (применение современных технологий).
– Креативность работы (предложение инновационных решений).
– Представление
проекта (культура общения,
Концептуальная
модель организации и
Например, на
первом курсе в рамках
Заключительным
этапом самостоятельной
Разработанная
концепция является примером
результативного внедрения
Междисциплинарная
интеграция на современном
– рабочей программы дисциплины;
– методических
рекомендаций по выполнению
– заданий
для самостоятельной работы
– тестов для контроля и самоконтроля;
– примерных вопросов для подготовки к экзамену или зачету;