Система непрерывного образования. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании». Федеральная программа развития образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:40, контрольная работа

Описание работы

Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Его основные этапы:
обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, — детско-юношеское образование;
учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, — образование взрослых.
Старинная пословица «век живи — век учись» обрела новый смысл. Прямой и буквальный.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

7. Проблема междисциплинарной  интеграции содержания образования.

Рост научно-технического потенциала общества, расширение теоретической  базы, накопление эмпирического материала  объективно приводит к дифференциации научного знания, появлению все новых  и новых научных дисциплин. В  то же время и не менее быстрыми темпами растет потребность в интеграции научного знания. Это приводит к одному из центральных противоречий современного образования – «необходимостью обеспечить высокий уровень интеграции профессиональных знаний слушателей на фоне все более ускоряющейся дифференциации учебных дисциплин» [5, 7].

 

 Междисциплинарные  связи разрешают существующее  в предметной системе обучения  противоречие между разрозненным  усвоением знаний и необходимостью  их синтеза, комплексного применения  в практике, трудовой деятельности  и жизни человека. С позиций современных требований к содержанию образования будущий специалист должен обладать умениями и профессиональной мобильностью, оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности.

 

 Идея комплексного обучения, которое можно назвать предтечей междисциплинарной интеграции, получила развитие еще в прошлом веке. Комплексная система обучения (от лат. – связь, объединение, сочетание) – объединение учебного материала вокруг определенного стержня. В начале ХХ века комплексные методики считались перспективными и результативными в образовании Германии, Австрии, Бельгии, Швейцарии и др. Применяя комплексную систему обучения, советские педагоги двадцатых годов прошлого века считали, что она представляет собой наилучшую форму организации изучаемого материала, позволяющую установить диалектическую связь между отдельными отраслями знаний. Но к середине тридцатых годов теоретики образования стали обращать внимание на недостатки системы. «У нас, – писала Н.К. Крупская, – комплексность выливалась в довольно нелепую вещь. Задумана она была как мост между знаниями, а стали связывать что попало и с чем попало» [3, 484]. Сформировалось мнение, что комплексная система обучения не создает условий для прочного и глубокого изучения фундаментальных наук. Дело доходило и до абсурда, когда отрицалась даже необходимость структурирования учебного материала, а такие учебные дисциплины, как русский язык и математика попытались удалить из учебного плана как «некомплексные».

 

 Основная ошибка сторонников комплексной системы образования в прошлом состояла в том, что они за основу общей систематизации содержания и процесса образования попытались взять признаки, являющиеся вторичными и по отношению к тем, которые отражены в общей предметной систематизации научного знания, и по отношению к структуре личности, к структуре деятельности.

 

 Подлинная  комплексность учитывает:

 

 предметную  структуру научного знания,

 

 структуру  деятельности,

 

 структуру  личности,

 

 логику формирования  личности.

 

 В современной  дидактике необходимость взаимопроникновения  содержания учебных дисциплин  не вызывает сомнений. Методологической  основой междисциплинарной интеграции  является интегративный подход  в профессиональном образовании,  сущность которого обоснована в трудах академика РАО А.П. Беляевой. Но междисциплинарная интеграция настолько многогранное явление, что до сих пор среди представителей педагогической науки не выработано единство во взглядах, касающихся семантики понятий «межпредметность»; «междисциплинарность». Нет единой, целостной методики, воплощающей идеи междисциплинарности в учебном процессе.

 

 Междисциплинарная  интеграция, по мнению Е.Б. Шоштаевой,  – это процесс согласования  содружества учебных дисциплин  с точки зрения отражения ими  единых, непрерывных и целостных явлений профессиональной деятельности.

 

 Н.К. Чапаев  определяет междисциплинарную интеграцию  как процессы объединения учебных  дисциплин относительно познавательных  и технологических проблем.

 

 С.В. Черемных  и С.И. Золотова применительно к ситуации вуза интеграцию трактуют как обеспечение целостности учебного процесса. Педагогическая интеграция при этом выступает как высшая форма единства целей, принципов, содержания образования и как создание с соответствующим обоснованием укрупненных педагогических единиц на основе глубокой внутренней взаимосвязи учебных дисциплин.

 

 В рамках  нашего исследования мы называем  междисциплинарной интеграцией  (МДИ) – взаимопроникновение содержания  разных учебных дисциплин и  создание единого образовательного потенциала путем использования инновационных педагогических методов, средств и организационных форм обучения.

 

 В соответствии  с этим определением возникает  необходимость уточнить понятие  «глубина интеграции», которое  обозначает объем содержания  учебного материала, согласованно изучаемого в разных учебных курсах.

 

 Анализ программно-методических  материалов позволяет констатировать, что междисциплинарные подходы  воплощаются по-разному:

 

 – на уровне  общедидактических принципов;

 

 – на уровне  целей и задач обучения;

 

 – на уровне  содержательных связей между  отдельными дисциплинами;

 

 – на уровне  обоснования и применения педагогического  инструментария.

 

 Проблема  междисциплинарной интеграции в  образовании представлена в работах  Н.А. Аминова, О.Ю. Афанасьевой, М.Н. Берулавы, Ю.С. Брановского, В.И. Вершинина, Е.Г. Вишняковой, С.Г. Григорьева, В.С. Леднева, О.Д. Лестунова, А.В. Могилева, Н.И. Пака, Ю.А. Первина, Л.С. Подымовой, В.И. Пугача, И.А. Румянцева, В.А. Тихонова, А.Ю. Уварова, С.С. Фомина, А.В. Хорошилова, Л.Д. Чайновой, В.Е. Яценко, и др. Большое внимание уделяется воспитательному и развивающему значению межпредметных связей (Г.И. Беленький, М.Я. Голобородько, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Д. Зверев, В.М. Коротков, В.Н. Максимова, Э.И. Моносзон, А.В. Усова, Б.Д. Эльконин). Обращение к проблеме ученых и практиков совершенно обосновано. Отсутствие, ненаучность или недостаточность глубины междисциплинарной интеграции часто приводят, с одной стороны, к дублированию отдельных вопросов в разных науках в условиях дефицита учебного времени, а с другой – к недостаточному освоению студентами ряда тем в данной дисциплине, знание которых обязательно в следующей.

 

 Рассмотрим  возможные направления междисциплинарной  интеграции на примере организации  образовательного процесса по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» (СКСТ).

 

 Одной из  самых простых форм интеграции  являются интегрированные учебные  занятия – лекции, семинары, практические  работы. Методики и технологии  их проведения описаны в педагогической литературе.

 

 В нашем  случае мы предлагаем проведение  интегрированных занятий по дисциплинам  «Человек и его потребности»  и «Сервисная деятельность» на  основании дидактических принципов  последовательности и преемственности.  Объектами интеграции могут быть темы «Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека», «Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса», «Обеспечение оптимальной структуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов» и др.

 

 Наиболее  приемлемым путем формирования интегрального типа познания при существующей предметно-блоковой системе образования могут стать интегрированные курсы. Методы их разработки и построения различны и зависят от целеполагания, степени включенности интегрируемых дисциплин в общее проблемное поле, характера междисциплинарных связей (прямые, опосредованные) и, наконец, от авторской индивидуальности разработчиков.

 

 Государственный  образовательный стандарт специальности  СКСТ включает дисциплины «Связи  с общественностью», «Реклама в  социально-культурном сервисе и туризме», «Речевая коммуникация», «Профессиональная этика и этикет». Содержание и цели изучения этих дисциплин позволяют создать модульный интегрированный курс, целью которого является формирование общепредметных умений в когнитивной, оценочной, коммуникативной, управленческой, креативной деятельности с учетом компетентностного подхода и с применением знаний, полученных в процессе изучения философии, истории, педагогики, психологии, основ экономики и др. Создание модуля предъявляет обязательные требования:

 

 – согласованность  по времени изучения отдельных  учебных дисциплин, при которой  каждая из них опирается на  предшествующую понятийную базу  и создает основу успешного  усвоения понятий на междисциплинарной  основе;

 

 – преемственность и непрерывность в развитии понятий, предусматривающая их непрерывное развитие, наполнение новым содержанием, обогащение новыми связями;

 

 – единство  в интерпретации общенаучных  понятий;

 

 – осуществление  единого подхода к организации  учебного процесса во всех компонентах модуля.

 

 Комплекс  вышеперечисленных дисциплин соответствует  принципу изначальной модульности  курса (П.А. Юцявичене), так как  предполагает четкую структуризацию  материала, динамичность изложения,  актуальность получаемых знаний, возможность для применения разнообразного дидактического инструментария, например, интегрированных лекций, проектирования и др.

 

 Функции  педагога при реализации модуля: информационная, организационная, консультативно-координирующая, контролирующая.

 

 Текущий  контроль качества и степени усвоения знаний проводится в виде комплексного анализа результатов выполнения практических работ. Комплекс аналитических действий включает коллективное обсуждение работы с выделением сильных и слабых сторон, самоанализ уровня реализации личностных возможностей в конкретной работе, оценивание работы преподавателем по пятибалльной системе. По сумме баллов, полученных за все работы, составляется итоговый рейтинг успеваемости студента, который выполняет мотивирующую и стимулирующую функции. Для формализации оценивания уровня образованности рекомендуется критериально-ориентированное тестирование, которое дает возможность дифференцированного оценивания.

 

 Итоговый  контроль знаний по всему модулю  осуществляется в форме защиты  проекта PR-кампании, включающей рекламу, взаимодействие со СМИ, проведение культурно-массовых мероприятий и др. Разработка проекта организовывается в малых группах. Группы формируются по принципу добровольности. В начале изучения модуля студенты получают задание на проектирование и выполняют его постепенно по мере приобретения новых знаний. Тематика проектов определяется с учетом практических проблем конкретного региона. Критерии оценивания:

 

 – Оформление  работы (соответствие стандартам  оформления текстовых документов).

 

 – Содержание  работы (соответствие содержания  полученному заданию).

 

 – Актуальность  работы (применение современных  технологий).

 

 – Креативность  работы (предложение инновационных  решений).

 

 – Представление  проекта (культура общения, мнемотехника, мастерство вербального общения, кинетика).

 

 Концептуальная  модель организации и осуществления  профессионально-практической подготовки  специалистов сервиса и туризма  на междисциплинарной основе  разработана и внедрена на  факультете сервиса и легкой  промышленности Южно-Уральского государственного университета. Выездные практические занятия (ВПЗ) – это активная форма практических занятий студентов I–V курсов, позволяющая реализовать профессионально-практические навыки, базирующиеся на знаниях, полученных в процессе лекций и аудиторных практических и лабораторных занятий по дисциплинам разных циклов. Концепция реализуется на максимальном уровне глубины интеграции, так как в программе ВПЗ учитываются все дисциплины, входящие в Государственный образовательный стандарт. По каждой дисциплине разработано задание и сформулированы требования к умениям навыкам, формирующимся по этой дисциплине в ходе ВПЗ.

 

 Например, на  первом курсе в рамках дисциплин  «Введение в специальность» и  «Основы туристической деятельности»  студенты являются помощниками «менеджеров» – студентов IV–V курсов – и принимают непосредственное участие в организации практик-тура.

 

 Заключительным  этапом самостоятельной творческой  работы студента на выездных  практических занятиях является  отчет. Он носит комплексный характер и интегрирует знания и умения, по различным дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки. Например, отчет по ВПР студента первого курса должен содержать выполненные в процессе подготовки и проведения тура задания по отечественной истории, культурологии, психологии и педагогике, русскому языку и культуре речи, физической культуре, правоведению, философии, социологии, политологии, экологии.

 

 Разработанная  концепция является примером  результативного внедрения инновационных  интегративных технологий обучения специалистов туриндустрии.

 

 Междисциплинарная  интеграция на современном этапе  невозможна без информатизации  образования. Одним из ее направлений  является создание междисциплинарных  сетевых учебно-методических комплексов, состоящих из:

 

 – рабочей  программы дисциплины;

 

 – методических  рекомендаций по выполнению практических  и лабораторных работ;

 

 – заданий  для самостоятельной работы студентов;

 

 – тестов  для контроля и самоконтроля;

 

 – примерных  вопросов для подготовки к  экзамену или зачету;

 

Информация о работе Система непрерывного образования. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании». Федеральная программа развития образования