Система непрерывного образования. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании». Федеральная программа развития образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:40, контрольная работа

Описание работы

Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Его основные этапы:
обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, — детско-юношеское образование;
учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, — образование взрослых.
Старинная пословица «век живи — век учись» обрела новый смысл. Прямой и буквальный.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

 

1) обучение на высоком  уровне трудности; 

 

2) ведущая роль теоретических  знаний;

 

3) высокий темп изучения  материала;

 

4) осознание школьниками  процесса учения;

 

5) систематическая работа  над развитием всех учащихся.

 

Эти принципы были конкретизированы в программах и способах обучения младших школьников грамматике и  орфографии русского языка, чтению, математике, истории, природоведению, рисованию, музыке. Занков сделал вывод, что имеется «фундаментальное превосходство школьников экспериментальных классов над учащимися обычных классов в общем развитии». Развивающий эффект системы Занкова свидетельствовал о том, что традиционное начальное образование, культивирующее у детей основы эмпирического сознания и мышления, делает это недостаточно совершенно и полно. Согласно Занкову, развивающее значение имеет само обучение: «Процесс обучения выступает как причина, а процесс развития школьника — как следствие» (Занков Л.В. Избр. пед. труды. 1990. С. 306). В этом положении отсутствовала идея об опосредующем звене между обучением и развитием, об их сложных динамических зависимостях, не позволяющих охватить связь причины и следствия наперед данной формулой. Кроме внешней детерминации со стороны обучения процессу развития «свойственна внутренняя обусловленность» (Там же. С. 306), но в чем конкретно состоит эта обусловленность, Занков не раскрыл. Он правильно оценил значение внутренней связи зон ближайшего развития с психическим развитием детей, но в принципах его дидактической системы эта связь не отражена.

 

Коллектив Эльконина  выявил основные психологические новообразования  младшего школьного возраста — это  учебная деятельность и ее субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением. Было установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития у младших школьников этих новообразований, не создает необходимых зон ближайшего развития, а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникают у детей еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и др.). Была разработана система обучения младших школьников, создававшая зоны ближайшего развития, которые превращались со временем в требуемые новообразования.

 

В. В. Давыдовым была разработана  теория, раскрывавшая на современном  логико-психологическом уровне содержание основных типов сознания и мышления и основных видов соответствующих им мыслительных действий. С позиций коллектива Эльконина, в основе психического развития младших школьников лежит формирование у них учебной деятельности в процессе усвоения ими теоретических знаний при помощи выполнения содержательного анализа, планирования, рефлексии (теория учебной деятельности и ее субъекта представлены в работах Давыдова, В. В. Репкина, Г. А. Цукерман, Эльконина, Й. Ломпшера и др.). Осуществление детьми учебной деятельности определяет развитие всей их познавательной и личностной сферы. Развитие субъекта этой деятельности происходит в самом процессе ее становления, когда ребенок постепенно превращается в учащегося, изменяющего и совершенствующего самого себя. Приобретение ребенком потребности в учебной деятельности, соответствующих мотивов способствует укреплению желания учиться. Овладение учебными действиями формирует умение учиться. Именно желание и умение учиться характеризуют школьника как субъекта учебной деятельности.

 

Специалисты многих стран  признают, что по уровню своей перспективной научно-практической значимости гипотеза Выготского стоит выше всех теорий, относящихся к связи обучения и развития.

13. Технология  проблемного обучения.

По мнению А.М. Матюшкина, проблемное обучение вносит в процесс познания студентов поисково-исследовательский характер, развивает теоретическое мышление, формирует познавательный интерес к содержанию учебных предметов и профессиональной мотивации будущей деятельности специалистов.

 Проблемное  обучение опирается на определенные дидактические методы, с помощью которых на учебных занятиях можно реализовать поисково-исследовательские цели. В настоящее время методика проблемного обучение более богата и разнообразна и включает диалогическое общение, выдвижение гипотез, проблемные вопросы, “аквариум”, “мозговую атаку”, Сократовскую беседу, лабиринт и др.

 Обучение  становится проблемным тогда,  когда в нем при отборе и  изложении содержания учебного  материала с помощью соответствующих  методов реализуется принцип  проблемности. Для этого необходимо, по утверждению А.А. Вербицкого, учебный материал дидактически обработать и представить в виде учебной проблемы. Она имеет логическую форму познавательной задачи с противоречием в условии и завершается вопросом, который это противоречие объективирует. Обнаружение противоречия способствует возникновению проблемной ситуации, она разрешается тогда, когда студенты находят ответ на поставленный вопрос.

 Для управления  мышлением студентов преподаватель  заранее готовит систему информационных  и проблемных вопросов, которые составляют своеобразный “инструментальный ящик”. В зависимости от поставленной цели преподаватель извлекает из этого “ящика” необходимые вопросы и организует диалогическое общение со студентами. Оно должно быть построено таким образом, чтобы подвести студентов к самостоятельным выводам.

 Диалогическое  общение преподавателя со студентами  и студентов друг с другом  может быть продуктивным при  выполнении двух условий?

= целеустремленно  чередуется информационные вопросы,  которые актуализируют имеющиеся у студентов знания, необходимые для понимания существа проблемы и начала умственной работы по ее разрешению, и проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного ответа;

= самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы стимулируется тогда, когда учебные проблемы по своей трудности доступны студентам, значимы для их интеллектуального и профессионального развития.

 Проблемное  развертывание содержания учебного  материала обусловлено в значительной мере столкновением различных точек зрения, защитой их, доказательством верности или ошибочности суждений. Если проблемная задача оказывается сложной, успешному решению ее может помочь выдвижение и проверка гипотез в процессе диалогического общения или внутреннего диалога.

 Итак, проблема  может быть дидактически оформлена  в виде проблемного вопроса,  задачи, задания, ситуации, реализация  которых стимулирует познавательную  активность студентов, ориентирует  на внутреннюю поисковую деятельность, помогает приобретению новых знаний, формирует умения видеть проблему и находить пути ее решения. Но несмотря на достоинства проблемного обучения, оно не позволяет решить все задачи обучения, кроме того, оно трудоемко, неэкономно во времени. В силу этого проблемный тип обучения не может носить сквозной характер, то есть применяться на протяжении всего периода изучения учебной дисциплины.

 

14. Технология  программированного обучения.

Программированное обучение. Программированное обучение получило статус самостоятельного типа обучения сравнительно недавно – в 50е годы прошлого столетия. Программированное обучение довольно быстро приобрело большую популярность, а идея обучения без преподавателя с помощью машин широко рекламировалась. Появилась опасность снижения уровня содержания обучения, его воспитательного смысла. Против неправильного понимания назначения программированного обучения пришлось выступить самим разработчикам этой идеи.

 Для данного типа  обучения необходимо разработать  обучающую программу, в которой  материал концентрируется небольшими дозами или, как говорят дидакты, “шагами”, выдвигается конечный результат, предлагаются средства для его достижения. Студенту предлагается задание по каждому “шагу”, если оно выполняется правильно, машина отмечает это, если же есть ошибка, он получает разъяснение и продолжает работу до получения правильного ответа. После выполнения одного задания он получает другое, то есть продвигается дальше, параллельно усваивается новый материал. В процессе выполнения программы существует обратная связь – информация о ходе познавательной деятельности – как у студента, так и у преподавателя.

 Не всякий учебный  материал поддается программированию, а лишь тот, который имеет  логико-математическую структуру.  Данный тип обучения больше  способствует формированию умений. Он повышает самостоятельность студентов, дает им возможность обучаться в индивидуальном режиме, темпе. Но следует иметь в виду, что студент, выбирая правильный ответ, может опираться не на все свои знания, а на догадку.

 Программированное обучение имеет определенные достоинства, но оно не является универсальным и должно сочетаться с другими типами обучения.

 

15. Личностно-ориентированная  технология обучения.

Технологии личностно-ориентированного образования 

 

  Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

 

  Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процес о, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

 

  Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические тех ое й ия в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

 

  Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

 

  Сразу отметим  неточность термина "личностно-ориентированное образование". Правильнее говорить "индивидуально-ориентированное образование", потому что все педагогические технологии являются личностно-ориентированными, так как задаются целью развития и совершенствования личности ребенка. Однако, следуя сложившейся традиции, впредь индивидуально-ориентированные тех ое й ия мы будем тоже называть личностно-ориентированными.

 

  Личностно-ориентированная  технология представляет собой  воплощение гуманистической философии,  психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

 

  Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

антропоцентричностью;

гуманистической сущностью;

психотерапевтической  направленностью;

ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

 

 

  В рамках личностно-ориентированных  технологий самостоятельными направлениями выделяются:

гуманно-личностные технологии;

технологии сотрудничества;

технологии свободного воспитания;

эзотерические технологии.

 

 

  Гуманно-личностные  технологии отличаются прежде  всего своей гуманистической  сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

 

  Технологии сотрудничества  реализуют демократизм, равенство,  партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

 

  Технологии свободного  воспитания делают акцент на  предоставлении ребенку свободы  выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

 

  Эзотерические технологии  основаны на учении об эзотерическом ("неосознаваемом", подсознательном) зна ое - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

 

  Истоки развития  личностно-ориентированной педагогической  технологии содержатся в положениях  диалоговой концепции культуры  Бахтина- Библера, где обоснованно  ею идея всеобщности диалога  как основы человеческого сознания. "Диалогические отношения… это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение … Где начинается сознание, там начинается и диалог" (В. С. Библер).

 

  В традиционных  дидактических системах основой  любой педагогической технологии  является объяснение, а в личностно-ориентированном  образовании - понимание и взаимопонимание.  В. С. Библер объясняет отличие  этих двух феноменов следующим  образом: при объяснении - только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение - всегда взгляд "сверху вниз", всегда назидание. Понимание- это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.

 

  Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления -~ к самоуправлению. Основная установка педагога ~ не на познание "предмета", а на общение, взаимопонимание с учениками, на их "освобождение" (К. Н. Вентцель) для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.

Информация о работе Система непрерывного образования. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании». Федеральная программа развития образования