Система непрерывного образования. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании». Федеральная программа развития образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:40, контрольная работа

Описание работы

Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Его основные этапы:
обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, — детско-юношеское образование;
учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, — образование взрослых.
Старинная пословица «век живи — век учись» обрела новый смысл. Прямой и буквальный.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

 – методических  указаний по выполнению курсовой  работы (если она входит в учебный  план);

 

 – библиографического  списка и Интернет-ресурсов;

 

 – электронного  курса лекций;

 

 – материалов  для дополнительного углубленного  изучения дисциплины;

 

 – критериев  оценки результатов обучения.

 

 Интеграция  сетевого междисциплинарного учебно-методического  комплекса обеспечивается определением  междисциплинарных целей и задач  обучения; проведением горизонтальной  и вертикальной интеграции дисциплин;  выявлением междисциплинарных связей внутри отдельных блоков и между основными блоками дисциплин; выделением курсов, формирующих основные фундаментальные понятия; их структурированием, составлением сети дисциплин и семантических понятий; определением последовательности обучения на разных уровнях подготовки [2].

 

 Сетевой  учебно-методический комплекс упрощает  возможность оперативной передачи  информации на любые расстояния, длительного ее хранения в  памяти компьютера и представления  в нужном для целей образования  виде. Так же сетевой УМК упрощает доступ к информации и создание собственных баз данных

 

 Работа с  ресурсами Интернет, где большая  часть информации и так представляет  интеграцию различных областей  знаний, позволяет студентам, используя  активные методы поиска информации, формировать целостную картину мира. Интернет-технологии реально влияют на формирование нового содержания процесса образования, на организационные формы и методы обучения. Как пример – семейство современных поисковых систем (из новейших – Google), позволяющих повысить эффективность работы пользователя с электронными архивами Интернет. Это решающим образом меняет сложившиеся веками формы и методы обмена знаниями. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что применение информационных компьютерных технологий позволяют радикально провести интеграцию на самом общем уровне – уровне методов исследования.

 

 Применение  Интернет-технологий в учебном  процессе по специальности СКСТ  не только желательно, но и  необходимо, так как специфика  деятельности специалиста туриндустрии предусматривает общение на городском, областном, международном уровнях. В целях формирования коммуникационных умений желательно проводить практические работы или формулировать домашние задания по дисциплинам «Иностранный язык» и «Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме» с применением сети Интернет. А именно: установление контактов со студентами аналогичной специальности других вузов России и зарубежных стран посредством электронной почты, поиск информации о международных конкурсах социально-культурных проектов, в которых студенты смогли бы принять участие, вступление в виртуальные дискуссии по вопросам развития сервиса и туризма, размещение своих резюме на Интернет-сайтах и пр.

 

 Интегрированные  технологии прочно вошли в учебный процесс в виде междисциплинарных экзаменов. Но следует отметить зачастую формальный подход к разработке экзаменационных вопросов. В один экзаменационный билет включают вопросы из разных дисциплин, не заботясь о глубине интегрирования. Из каждой дисциплины в итоговый контроль знаний входит небольшое количество тем, что значительно увеличивает разрыв между предлагаемыми и проверяемыми знаниями.

 

 В идеале  междисциплинарный экзамен усложняет  задачу педагогического коллектива, так как обязывает организовать контроль интегрированных знаний, умений и навыков студента, который должен научиться структурировать инвариантный аспект образования и оперировать им в образовательном процессе. Необходимо, с одной стороны, выделение всеобщей формы теоретического описания всех профессиональных явлений независимо от их природы, а с другой – предложение комплекса учебных действий, максимально приближающих учебную деятельность студентов к деятельности специалиста в реальных условиях профессиональной практики. Преподаватели должны сформулировать интегрированные экзаменационные вопросы с учетом рассмотрения конкретной проблемы с точки зрения разных наук, разных учебных дисциплин.

 

 При обучении  специальности СКСТ мы рекомендуем  промежуточный контроль знаний  по дисциплинам «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме» и «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме» в виде междисциплинарного экзамена. Эти дисциплины имеют базу для глубокой интеграции в вопросах специфики рыночной экономики, сегментации рынка, ценовой политики, развития малых предприятий, организации контроля и др.

 

 Опыт, приобретенный  студентами при сдаче междисциплинарного  экзамена, пригодится в прохождении  итоговой Государственной аттестации.

 

 Учебная  научно-исследовательская работа студентов – обязательный компонент компетентностного подхода к организации учебного процесса в профессиональном учебном заведении и образец глубокой междисциплинарности. Она объединяет курсовые, дипломные исследования и дополнительную творческую работу студентов.

 

 Междисциплинарность  учебной научно-исследовательской  деятельности заключается в том,  что она

 

 – содержит  творческую часть, которую невозможно  реализовать без использования  знаний и умений в разных  областях;

 

 – устремлена  на выяснение существенных характеристик явлений, процессов, которые в итоге выступают как важные обобщения в форме принципов, закономерностей и законов;

 

 – не содержит  алгоритмических предписаний успеха, требует применения разнообразных  способов достижения цели;

 

 – характеризуется  объективной недостаточностью информации, неопределенностью направления  поиска.

 

 Созданные  до начала исследовательского  процесса средства исследования  не являются адекватными проблеме. Это противоречие является источником  творческого состояния исследователя, в условиях которого разрабатывается гипотеза и методика научного поиска.

 

 Применение  в учебном процессе интегрированной  курсовой работы пока не стадо  традиционной формой организации  самостоятельной учебно-исследовательской  деятельности студента. На наш взгляд это недопустимо, так как именно курсовая работа совмещает два взаимодополняющих направления исследования: изучение научной литературы по данной проблеме и собственную экспериментально-практическую работу. В ходе курсовых исследований закрепляются и углубляются, приводятся в систему навыки самостоятельного подхода к решению профессиональных задач, совершенствуются умения, полученные на практических занятиях и лабораторных работах. По сути, каждая курсовая работа уже является интегрированной формой обучения. Но возможности курсового исследования в области междисциплинарной интеграции безграничны. Это обуславливает необходимость апробации интегрированных курсовых работ, объединяющих задания по двум учебным дисциплинам.

 

 Например, учебный план специальности СКСТ предусматривает пять курсовых работ. На четвертом курсе запланированы курсовые работы: по дисциплинам «Техника и технологии социально-культурного сервиса и туризма» и «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме». Анализ Государственного образовательного стандарта и учебных рабочих программ по этим дисциплинам позволил предположить возможность проведения интегрированной курсовой работы. Существуют различные формы интеграции, из которых в нашем случае оптимальной является выбор единой темы курсового исследования и рассмотрение ее с двух позиций: позиции руководителя и организатора деятельности (менеджера) и узкого специалиста по конкретной технологии. Например: тема «Современные стратегии обеспечения качества туристических услуг» может быть проанализирована с точки зрения руководителя туристического агентства и специалиста по сертификации и стандартизации. Тема «Управление взаимодействием с потребителем туристских услуг» предполагает применение технологий психодиагностики и коммуникационных технологий управления.

 

 Интегрированная  курсовая работа предъявляет  повышенные требования к педагогическому  коллективу, так как руководство  подобным исследованием предполагает  глубокое взаимопонимание и единство  требований преподавателей двух дисциплин. Разумеется, объем интегрированной курсовой работы увеличивается по сравнению с традиционным.

 

 Интегрированная  курсовая работа требует четко  разработанных критериев оценивания. Отметка «отлично» ставится, если:

 

 Обоснована  актуальность темы, четко сформулирована проблема исследования с учетом точек зрения на проблему с позиций обеих учебных дисциплин.

 

 Выполнены  задачи исследования, и достигнута  его цель, которая была поставлена  на основании интегративного  подхода к решению проблемы.

 

 Проанализирована  современная научная, научно-популярная  и научно-методическая литература  по заявленной проблеме.

 

 Методы исследования  адекватны поставленным задачам.

 

 Эксперимент  проведен с использованием современных  оптимальных в данных условиях  методик.

 

 В заключении  сформулированы развернутые самостоятельные  выводы по работе, обоснованы  конкретные рекомендации по решению  заявленной проблемы с позиции  специалистов разных профилей, определены  направления дальнейшего изучения  проблемы по каждому из исследуемых направлений.

 

 Работа оформлена  в соответствии с требованиями  стандартов оформления текстовых  документов.

 

 Объем работы  соответствует требованиям.

 

 Доклад студента  во время защиты работы был  аргументированным, логичным, четким, соответствующим регламенту. Ответы на вопросы комиссии – релевантные, содержательные, краткие, четкие.

 

 Отметка  «хорошо» ставится, если некоторые  из перечисленных выше требований  выполнены с небольшими неточностями  или недоработками.

 

 Отметка  «удовлетворительно» ставится, если:

 

 Актуальность  темы раскрыта правильно, но  ряд суждений отличается поверхностной,  ограниченной аргументацией. Проблема  рассмотрена только с позиции  одной учебной дисциплины.

 

 Цель работы  достигнута частично, задачи реализованы  не полностью.

 

 Студент испытывает трудности в анализе практики с позиции теории.

 

 Передовой  опыт представлен описательно,  без элементов анализа, без  специфики деятельности специалистов  разных направлений.

 

 Ограничен  объем использованной литературы.

 

 Нечетко  сформулирована собственная позиция студента по заявленной проблеме.

 

 В экспериментальной  работе использованы неоптимальные  в данном случае методики.

 

 Недостаточно  конкретно сформулированы предложения  по дальнейшему решению проблемы.

 

 Работа оформлена  с некоторыми нарушениями стандартов оформления текстовых документов.

 

 Объем работы  не соответствует требованиям.

 

 Отметка  «неудовлетворительно» ставится, если:

 

 Актуальность  темы не доказана.

 

 Цель работы  не достигнута.

 

 Использованная  литература не отвечает современным  требованиям.

 

 Теоретический  анализ дан описательно, отсутствует  отражение позиции студента по  проблемным вопросам.

 

 Не представлен  передовой опыт практической деятельности.

 

 Методы исследований  не соответствуют задачам. Применены  устаревшие методики проведения  экспериментальной работы.

 

 Отсутствует  анализ экспериментального материала.

 

 Выводы не  соответствуют цели работы.

 

 Отсутствуют  предложения по дальнейшему решению заявленной проблемы.

 

 Работа оформлена  с нарушениями стандартов оформления  текстовых документов.

 

 Междисциплинарная  интеграция – требование времени.  Суть изменений, в подготовке  специалистов XXI века, наряду с ориентацией  обучения на практику, видится в междисциплинарном взаимодействии. Умение комплексного применения знаний, их синтеза, переноса идей и методов из одной науки в другую лежит в основе креативности как требования к любой деятельности человека в современных условиях. Вооружение такими умениями будущего специалиста – актуальная социальная задача высшей школы, диктуемая тенденциями интеграции в науке и практике и решаемая с помощью междисциплинарных связей.

8. Методы, средства  обучения в Вузе

Методы обучения – это способы совместной теоретической и практической упорядоченной деятельности преподавателей и студентов по достижению дидактических целей и задач.

 

 Выбор методов  обучения преподавателем зависит  от учебной дисциплины, от дидактических  целей и задач, содержания учебного материала, формы обучения, учебно-методической базы вуза. Как мы видим, преподаватель свободен в выборе дидактических методов, но ряд объективных факторов ограничивают его инициативу, например, состояние учебно-методической базы.

 Необходимо  отметить, что помимо общепедагогических методов обучения преподаватели высшей школы используют методы обучения в соответствии с конкретными частными методиками. Их наличие объясняется спецификой содержания конкретных учебных дисциплин. Частные методики разрабатываются на базе дидактики педагогики высшей школы, что определяет их общую основу, использование частными методиками общепедагогических методов. Вместе с тем, своеобразие каждого учебного предмета обуславливает необходимость специфических методов, которые не вписываются в общедидактическую типологию методов обучения.

Информация о работе Система непрерывного образования. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании». Федеральная программа развития образования