Система непрерывного образования. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании». Федеральная программа развития образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:40, контрольная работа

Описание работы

Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Его основные этапы:
обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, — детско-юношеское образование;
учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, — образование взрослых.
Старинная пословица «век живи — век учись» обрела новый смысл. Прямой и буквальный.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы  в своих знаниях и умениях.

Наличие модулей с  печатной основой позволяет учителю  индивидуализировать работу с отдельными учениками.

Модульно-рейтинговая  система обучения

 Содержание дисциплины  распределяется на содержательные  модули (по 2-4 модуля на семестр), то есть учебная дисциплина формируется как система содержательных модулей. Модуль - это задокументированная законченная часть образовательно-профессиональной программы (учебной дисциплины, практики, государственной аттестации), которая реализуется соответствующими формами учебного процесса. Таким образом, содержательный модуль должен включать время на проведение лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, самостоятельной и индивидуальной работы (например, курсовой работы), консультаций, практик и контроля знаний по модулю (текущего и итогового тестирования). Модульно-рейтинговая система оценки знаний предусматривает 100 бальную шкалу, то есть 100 баллов - это максимальное количество баллов, которые студент может получить за академические успехи в процессе изучения содержательного модуля. Оценка знаний студента за содержательный модуль учитывает оценки, полученные за все виды проведенных занятий, за текущее и итоговое тестирование (например, за выполнение практических, лабораторных занятий, и т.д.) с учетом весовых коэффициентов.

 Суммарное оценивание  усвоения учебного материала  дисциплины определяется без  проведения семестрового экзамена  как интегрированная оценка усвоения  всех содержательных модулей  с учетом весовых коэффициентов.

 Академические успехи  студента определяются при помощи системы оценивания знаний, которая используется в вузе, но с обязательным приведением оценок к национальной шкале и шкале ECTS.

18. Интегральное  обучение.

Интегральная технология обучения получила свое развитие в  работах П. М. Эрдниева и других авторов. Технология имеет такие особенности:

- укрупнение дидактических  единиц на основе блока уроков;

- планирование результатов  обучения и основанной на них  дифференциации.

 В школьной практике  технология применяется для изучения  больших объемов информации преимущественно в старших классах. При этом могут применяться простая и сложная структуры.

 Учебный блок представляет  собой форму сообщаемого учащимся  материала (информация) по изучаемой  теме или целому разделу. Обладает  целостностью и завершенностью структуры процесса усвоения (восприятие, понимание, осмысление), а также способов деятельности. Внутри блока учебный процесс представлен шестью структурными единица-ми (модулями): 1) организация; 2) повторение; 3) изучение нового материала; 4) закрепление; 5) контроль; 6) коррекция (уточнение, доработки, исправления). Для модулей характерны видовые модификации. Из совокупности большего или меньшего числа модулей создается блок уроков.

 В технологической  конструкции блоки уроков состоят  из модулей разного содержания. Есть модули, составляющие основу технологии:

- вводного повторения;

- изучение нового  материала (в обязательном объеме);

- выполнение упражнений, решение задач минимальной сложности,  но отвечающих обязательным критериям  обученности;

- итоговый контроль  с использованием разных методов  его проведения. Блок можно рассматривать  как логически и технологически  завершенную единицу, повторяющей  в миниатюре его основные параметры.

 Структура интегральной  технологии представлена тремя  этапами.

 Первый этап —  планирование блока на основе  главных узловых проблем, законов  и закономерностей. Блок включает  диагностичные цели, содержание  учебного материала, методы и  средства их достижения; навыки  и умения, приобретаемые в процессе  урока; методическую подготовку учителя, учебный материал, профессионально обработанный для восприятия учащимися.

 Второй этап —  взаимосвязь структурных компонентов  блока, углубленное усвоение учебного  материала, практикумы.

 Структурные компоненты  блока: школьная лекция (вводное повторение и концентрированное изучение нового материала) + семинар, конференция, самостоятельная работа с учебной литературой (углубленное изучение нового материала) + практическое занятие, практикум (предусматривает обучение учащихся приемам применения приобретенных знаний). Задания могут носить характер первоначального; освоения знаний, репродуктивного или творческого.

 Третий этап —  тематический зачет и развитие  его форм. Проверяется степень  усвоенности основных понятий,  ведущих идей, уровень развитости умений работать с учебными материалами, формулам. Формы проведения зачета могут быть самыми разными, обусловленными спецификой учебного предмета и изучаемого учебного материала.

19. Место инновационных  психолого-педагогических технологии  в профессионально-личностном становлении будущего профессионала и формировании общекультурных, профессиональных компетенции

20. Признаки инновационных  психолого-педагогических технологий

21. Основные виды 

22. Классификация  и характеристика проблемно-поисковых  технологий

Вторым видом ИППТ является проблемно-поисковые технологии, основная цель которых развитие логического, креативного мышления; формирование самостоятельности, самоорганизации, умения работать в парах и группе; формирование общенаучных компетенций.

 

^ Основные виды:

 

 решение проблемных  задач; проблемных ситуаций (иллюстрации,  упражнения, оценки, проблемы);

 

 кейс-технологии (репродуктивно-творческого,  исследовательского, творческого уровня);

 

 видео-практикум;

 

 презентации и защиты  творческих проектов;

 

 в форме учебного  совета, заседания научной лаборатории  и др.

 

 Дадим характеристику  формам и методам кейс-технологий.

 

Кейс-технологии – технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов с использованием различных видов носителей информации.

 

 К кейс-технологиям  относятся: метод ситуационного  анализа; ситуационные задачи  и упражнения; анализ конкретных  ситуаций (кейс-стадии); метод кейсов; метод инцидента; метод разбора  деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод ситуационно-ролевых игр; метод дискуссии.

 

^ Признаки и технологические  особенности кейс-метода

Признаки  

Технологические особенности 

 

1)наличие модели системы,  состояние которой рассматривается  в некоторый дискретный момент  времени 

1) Метод представляет  собой специфическую разновидность  исследовательской аналитической  технологии, т.е. включает в себя  операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

 

2)коллективная выработка  решений 

2) Он выступает как  технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией

 

3) Многоальтернативность  решений. Наблюдается принципиальное  отсутствие единственного решения.  Приходится иметь дело со спектром  оптимальных решений 

3) Кейс-метод в обучении  можно рассматривать как синергетическую  технологию. Суть ее заключается  в подготовке процедур погружения  группы в ситуацию, формировании  эффектов умножения знания, инсайтного  озарения, обмена открытиями и  т.п. 

 

 

4) Единая цель при выработке решений 

4) Кейс-метод интегрирует  в себя технологии развивающего  обучения, включая процедуры индивидуального,  группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных  качеств обучаемых. 

 

5) наличие системы  группового оценивания деятельности 

5) Кейс-метод выступает  как специфическая разновидность  проектной технологии. В обычной  обучающей проектной технологии  идет процесс разрешения имеющейся  проблемы посредством совместной  деятельности учащихся, тогда как  в кейс-методе идет формирование проблемы и путей её решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

 

6) наличие управляемого  эмоционального напряжения обучаемых

 

6) Кейс-метод концентрирует  в себе значительные достижения  технологии «создание успеха».  В нём предусматривается деятельность  по активизации студентов, стимулирования  их успеха, подчеркивание достижений  обучаемых. Именно ощущение успеха  выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивания познавательной активности

 

7) Технология кейс-метода  представляет собой процесс формирования  информационного поля, его активизации,  организации информационных коммуникаций, сталкивания позиций, пополнения поля информацией и использования информации, накапливающейся в нём. Интеллектуальное поле, которое складывается из мыслеформ, создаваемых студентами и преподавателем, служит благодатной средой не только обучения, но и воспитания личности. Само нахождение в развитом информационном поле, «проживание» в нем от истоков до разрешения проблемы благотворно для личности, которая «пропитывается» информацией, многообразными чувствами, рельефно ощущает методы и приемы мыслительной деятельности.

 

 

 Наблюдается специфика  кейс-метода и с точки зрения  тех методов, на которые он  опирается. Под методом обучения  в дидактике понимается упорядоченный  способ достижения учебно-воспитательных  целей (приложение, таблицы 1, 2).

 

 Итак, проблемно-поисковые технологии обеспечивают реализацию практико-ориентированного подхода, предполагающего интеграцию теории и практики, активизацию познавательной, научно-исследовательской активности обучаемых, применению ЗУН в нестандартных условиях.

 

23. Арт-технологии как средство развития и реализации творческого потенциала личности

 

На современном этапе  большой интерес представляют арт-технологии, сущность которых заключается в  применении различных техник разных видов искусств в учебно-воспитательном процессе как средство творческой самореализации и способа личностного развития будущего специалиста. Основными формами проведения арт-технологий являются: мини-лекции, ролевые и деловые игры, видеообсуждение, концепты, групповые дискуссии.

 

 Мини-лекции - короткие (до 15 мин.) информационные модули, в которых в сжатой форме преподавателем излагаются теоретические положения рассматриваемой проблемы. Эти модули могут могут как предварять отработку участниками иллюстрируемых положений (из теории - в практику), так и подводить итог проведенному взаимодействию в группе( из практики – в теорию).

 

 Ролевые и деловые  игры - проигрывание участниками  конкретной профессиональной ситуации.

 

 Кейс-студия - анализ  участниками конкретных случаев  по актуальным проблемам, их  разбор участниками, описанных ситуаций с экспертной позиции, с «высоты своего опыта».

 

 Психогимнастические  упражнения – совокупность письменных  и устных, вербальных и невербальных  упражнений , проводимых в малых  группах, направленных на расширение  возможностей сознания, открывающее новые грани восприятия одной и той же проблемы.

 

 Видеообсуждение - просмотр и анализ по заданному  алгоритму видеосюжета обозначенной  темы (проблемы).

 

 Методические средства, направленные на получение участниками  тренинга содержательных результатов: концепты, инструменты, ресурсы.

 

 Концепты – осознанное  усвоение теории, понимание всех  причинно-следственных и иных  связей в той картине мира, которая задается данной теорией;  способность многоаспектно проанализировать  реальность.

 

 Инструменты - овладение участниками новыми приемами и способами действия в той содержательной области, которой посвящен тренинг; освоение инструментария, применяемого в модельных ситуациях, ролевых и деловых играх.

 

 Ресурсы - осознание  своих личностных и коммуникативных особенностей, своих субъективных картин мира и концептов, установок; осознание своих действий, их целенаправленное применение на практике (6).

 

 В зависимости от  вида художественно-творческой деятельности  выделяют следующие направления  арт-технологий: библиотерапия, музыкотерапия, драматерапия, сказкотерапия, изотерапия.

 

Библиотерапия - направление  арт-терапии, основанное на исцеляющем воздействии слова, то есть самовыражение  через творческое сочинение.

 

 Основные техники,  которые можно применять на различных занятиях с учетом специфики изучаемой дисциплины, это: использование готовых произведений любого жанра, письма (коллеге, начальнику, конкуренту и т. п.), стихи (использование размера без рифм), написание любого литературного произведения, рассказ на заданную (выбранную) тему, автобиография в виде литературного произведения, переписка субличностей, сочинение архетипических легенд, сочинение сказки, сочинение по кругу, драматургия, сенквейн.

 

 В своей практической  деятельности широко использую  такую технику библиотерапии как синквейн.

 

 Синквейн – литературная  форма, сочиняемая по жесткой  схеме, которая не изменяется. Состоит из 11 слов, рифмовать запрещено,  предлоги и союзы словами не  являются.

 

 Цель применения:

 

- креативный менеджмент  и креативность в менеджменте;

Информация о работе Система непрерывного образования. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании». Федеральная программа развития образования