Система непрерывного образования. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании». Федеральная программа развития образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:40, контрольная работа

Описание работы

Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Его основные этапы:
обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, — детско-юношеское образование;
учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, — образование взрослых.
Старинная пословица «век живи — век учись» обрела новый смысл. Прямой и буквальный.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

 Дидактический  метод состоит из приемов –  отдельных элементов, которые  в своей совокупности помогают  решению познавательных задач  и характеризуют либо деятельность  преподавателя, либо деятельность студентов.

 Распространенным  понятием в педагогике являются  средства обучения. Это более  широкое понятие, чем метод.

 Дидактические  средства – все элементы учебной  среды, которые педагог сознательно  использует для целенаправленного  учебно-воспитательного процесса, для более плодотворного взаимодействия со студентами.

 Средства  обучения помогают лучшему оснащению  учебного процесса. К средствам  обучения можно отнести?

 – учебники, учебно-методические пособия, наглядные  пособия, справочники, словари,  карты, чертежи и т.д.,

 – лабораторное  оборудование в различных кабинетах  – физики, химии, иностранных  языков и др.,

 – технические  средства обучения – телевизоры, киноаппараты, магнитофоны, микроскопы  и т.д.,

 – и…  общий микроклимат, настроение  субъектов учебного процесса.

 Апробированные  нами методы в учебно-воспитательном  процессе высшей школы мы подразделили  на пять групп?

1. Теоретико-информационные  методы обучения? устное логически  целостное изложение учебного  материала (устное целостное изложение), устное диалогически построенное изложение (беседа), рассказ, объяснение, бригадный метод, дискуссия, консультирование, аудиовидеодемонстрация.

2. Практико-операционные  методы обучения? упражнения, решение  задач, алгоритм, “делай так, как  я”, опыт, эксперимент, педагогическая игра (познавательная или профессиональная).

3. Поисково-творческие методы  обучения? наблюдение, опыт, эксперимент,  Сократовская беседа, лабиринт, мозговая  атака, аквариум, бригадный метод,  “думай, слушай, предлагай”, творческий  диалог, анализ конкретных ситуаций (проблемных, обычных, нетипичных).

4. Методы самостоятельной  работы студентов? чтение (работа  с учебником и другими учебно-методическими  пособиями), видеолента, экспертиза, слушание, конспектирование, упражнения, решение  задач и проблемных ситуаций, опыт эксперимент.

5. Контрольно-оценочные  методы? предварительный экзамен,  “ромашка”, устное выступление, контрольная работа, опыт, упражнение, программированный контроль, тестирование, ответ с места (во время лекции), опрос.

9. Формы  организации учебного процесса  в Вузе

Учебно-воспитательный процесс в вузе осуществляется в  определенных формах. Вместе с развитием университетского образования исторически изменялась организация обучения студентов и его формы. В настоящее время высшая школа имеет большое разнообразие организационных форм учебно-воспитательного процесса. Каждая из форм организации обучения имеет свой строй и режим.

 Форма организации  обучения в вузе – есть внешний  вид учебно-воспитательного процесса, как бы его оболочка.

 Форма –  это способ существования и  выражения содержания обучения, иначе, чем через формы невозможно  представить и выразить содержание учебных дисциплин.

 В формах  опосредуется четкая, протекающая  во времени организация учебной  деятельности преподавателя и  студентов. В них выражается  разная степень их взаимодействия, в одних из форм возможно  проявление большей степени активности преподавателя (лекция), в других – студентов (семинарское занятие). Совокупность разнообразных форм составляет структуру учебного процесса. Учебный план подготовки специалистов обычно представляется через организационные формы обучения студентов.

 Формы организации  учебного процесса предполагают  определенное количество и состав  студентов. В зависимости от  этого фактора учебная деятельность  вуза реализуется в массовых  формах (лекция), групповых (семинарское  занятие), индивидуальных формах (консультация); при этом преподаватель выполняет разные функции? организатор учебного процесса, источник знаний, консультант, контролер, анализатор.

 Выбор формы  обучения студентов зависит от  дидактической цели, содержания  учебного материала, а также  от уровня педагогической культуры преподавателя и состояния учебно-методической базы вуза. В свою очередь, форма организации обучения детерминирует выбор дидактических методов.

 В современной  высшей школе используются следующие  формы учебной деятельности, которые  условно можно подразделить на 4 группы?

1) формы теоретической  учебной деятельности? лекция, семинарское  занятие, курсовая работа, дипломная  работа, консультация, учебная экскурсия;

2) формы практической  учебной деятельности? лабораторно-практические  работы, практикумы;

3) комбинированные  формы учебной деятельности? педагогическая  и производственная практика;

4) контрольные  формы учебной деятельности? коллоквиум, зачет, экзамен.

Лекция как  ведущая форма обучения.

: Лекция. Лекция  продолжает оставаться ведущей формой организации обучения студентов. Это теоретическая форма обучения, цель которой состоит в устном последовательном изложении содержания науки..

 Для лекции  характерна большая емкость учебного  материала, фундаментальность, сложность  логических построений, доказательств и обобщений.

 В зависимости  от места и роли в учебном  процессе различают лекции следующих  видов? вводные, систематического  курса, обзорные, установочные, итоговые.

 Вводная  лекция является как бы вступлением  к учебной дисциплине, в ней излагаются основные задачи курса, кратко характеризуется его содержание, раскрывается современный уровень развития данной науки и ее будущее. Кроме того, на вводной лекции студенты должны получить четкое представление о формах занятий по изучению предмета и формах контроля, о характере их самостоятельной работы.

 Основной  вид лекций – лекции систематического  курса. Они носят тематических  характер и последовательно раскрывают  содержание учебного предмета, его  место и роль в подготовке  специалистов.

 Обзорные лекции читаются обычно на выпускных курсах перед государственными экзаменами, а также для студентов-заочников, когда необходим анализ новых проблем, появившихся при развитии науки в последнее время.

 Установочные  лекции, как правило, читаются  для студентов заочных факультетов. Их основное назначение состоит в том, чтобы сориентировать студентов о задачах, содержании, объеме материала, оказать им помощь в самостоятельном его изучении.

 Итоговая  лекция проводится после изучения  всего предмета? она углубляет и обобщает ранее изученные знания, логически систематизирует весь учебный материал, раскрывает его профессиональную направленность.

 В современном  вузе преподаватели, осуществляя  учебно-воспитательный процесс,  обращаются к лекциям следующих  типов: классической, проблемной, монографической, лекции-дискуссии, лекции вдвоем, лекции с ошибками, лекции-аудиовизуализации. Прокомментируем данные типы лекций.

 Классическая  Она перестала быть лекцией-диктантом. 

 Проблемная  лекция впервые появилась в  американских университетах. Профессора США обычно начинают проблемную лекцию с заранее подготовленных по теме вопросов и затем ведут ее, опираясь на ответы студентов. В отечественных вузах проблемная лекция имеет несколько иную модификацию. Преподаватель включает серию проблемных вопросов в канву всей лекции. Как правило, это сложные, непонятные, ключевые для темы вопросы. И студенты приглашаются для размышлений и ответа на них по мере их постановки. Методика проблемного изложения активизирует студентов, способствует развитию аналитического мышления, оживляет лекцию.

 Лекция-дискуссия  проводится по темам сложного, гипотетического характера, имеющим  неоднозначное толкование или  решение. Существует несколько  методических вариантов проведения  лекции-дискуссии. Вариант первый. Студенты в самом начале лекции задают преподавателю вопросы по заранее объявленной теме. Он отвечает на них, разворачивая содержание материала, одновременно он возвращает студентам вопросы, размышляет, тем самым вовлекает их в дискуссию.

 Вариант  второй. Дискуссия занимает не все время лекции, а лишь часть ее обычно в конце. Преподаватель предлагает студентам 2-3 вопроса по теме лекции, которые всматриваются в дискуссионной форме с опорой на их предыдущие знания.

 Вариант  третий. Преподаватель приглашает для участия в дискуссии на лекции 2-3 специалистов по определенной проблеме. Дискуссия разворачивается между ними, студенты могут задавать приглашенным экспертам вопросы и сами принимать в ней участие. Данный вариант лекции-дискуссии в западно-европейских университетах трактуют как лекция-панель, причем, под панелью там понимается возвышение возле кафедры профессора.

 Лекция-аудиовизуализация  – результат дидактического поиска  преподавателей вузов и институтов  повышения квалификации второй  половины ХХ столетия. Сначала появилась лекция визуализация, которая представляет собой попытку реализовать принцип наглядности с помощью технических средств обучения (А.А. Вербицкий, В.П. Зинченко, И.С. Якиманская и др.). Данный тип лекции приобрел популярность в тех вузах, где имелись специально оборудованные аудитории обучающей техники.

 Лекция-вдвоем  или лекция с приглашением  экспертов, под вторым названием  данный тип лекции в литературе  встречается чаще. Методика проведения  лекции вдвоем относительно проста. В ее проведении помимо преподавателя участвуют еще 2-3 специалиста – эксперты по теме занятия. Это могут быть преподаватели-коллеги, ученые, работники образования. Важно, чтобы они имели разные точки зрения, тогда возникает проблемная ситуация, завязывается диалог, в который “втягиваются” и студенты, они задают вопросы, могут излагать свою позицию.

 Лекция с  запланированными ошибками может  быть применена на старших  курсах, когда студенты достаточно  теоретически подготовлены. Цель  лекции данного типа состоит  в том, чтобы активизировать студентов, держать их в напряжении в течении всей лекции, развивать внимательность, преподаватель, готовясь к лекции, закладывает в ее текст определенное количество ошибок содержательного или методического характера, маскирует их, чтобы распознать их было не так просто (А.А. Вербитский, Н.В. Борисова).

 Продуктивность  лекций любого типа зависит  от ряда факторов. Критериями  оценки лекций являются?

 – глубина  и научность содержания;

 – четкая  структура;

 – доказательность  и убедительность позиции преподавателя;

 – контакт  преподавателя с аудиторией, степень  взаимодействия;

 – культура  речи преподавателя, манера ведения  лекции;

 – использование  наглядных и аудиовизуальных  средств.

 

24.

25.

26. Групповые  формы организации учебного процесса в высшей школе.

: Семинарские  занятия. Семинарское занятие  представляет теоретическую форму  обучения в вузе. Цель семинара? синтез изученной студентами  литературы, соотнесение ее с  материалом лекций, формирование  умений анализировать и критически  оценивать различные источники знаний, развитие креативности и поисково-исследовательских способностей студентов.

 В настоящее  время для обсуждения на семинарах  выносятся узловые или наиболее  сложные, спорные темы курса,  знание и усвоение которых  влияет на общую и профессиональную подготовку студентов, способствует развитию самостоятельного мышления. В современном вузе наиболее распространены следующие три типа семинарских занятий?

= развернутая  дискуссия по плану, заранее  предложенному преподавателем;

= дискуссия по проблеме, предварительно названой, но вопросы сформулированы совместно преподавателем и студентами на самом занятии;

= обсуждение  и защита рефератов по теме  занятия.

 Семинарским  занятиям присущи следующие основные  функции?

a) углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предыдущих этапах учебы;

b) развитие  умений и способностей самостоятельной  учебно-познавательной и научно-исследовательской  работы;

c) формирование  аналитического мышления, развития  рефлексии;

d) привитие умений вести дискуссию, пропагандировать, отстаивать свою точку зрения; развитие устной речи;

e) контроль  за степенью и характером усвоения  учебного материала.

 Критерии  эффективности семинарского занятия?

 – степень  активности студентов;

 – уровень дискуссионности;

 – глубина  обсуждения темы;

 – весомость  коллективно сформулированных выводов;

 – удовлетворенность  студентов и преподавателя проведенным  занятием.

 – Практические  занятия (или лабораторно-практические  занятия). Цель практических занятий – углубление и закрепление знаний, формирование умений интеллектуально-познавательной, трудовой, профессиональной деятельности. Лабораторно-практические занятия проводятся в кабинетах, лабораториях, мастерских, учебных хозяйствах, и как правило, предусматривают использование учебного оборудования, современной аппаратуры и приборов, электронно-вычислительной техники. В этом случае лабораторно-практические занятия приобщают студентов к проведению опытов и экспериментов, помогают формированию научно-исследовательских умений, а также умений работы с приборами и аппаратурой.

Информация о работе Система непрерывного образования. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании». Федеральная программа развития образования