Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:40, контрольная работа
Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Его основные этапы:
обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, — детско-юношеское образование;
учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, — образование взрослых.
Старинная пословица «век живи — век учись» обрела новый смысл. Прямой и буквальный.
Дидактический
метод состоит из приемов –
отдельных элементов, которые
в своей совокупности помогают
решению познавательных задач
и характеризуют либо
Распространенным
понятием в педагогике
Дидактические
средства – все элементы
Средства
обучения помогают лучшему
– учебники,
учебно-методические пособия,
– лабораторное
оборудование в различных
– технические
средства обучения –
– и… общий микроклимат, настроение субъектов учебного процесса.
Апробированные
нами методы в учебно-
1. Теоретико-информационные
методы обучения? устное логически
целостное изложение учебного
материала (устное целостное
2. Практико-операционные методы обучения? упражнения, решение задач, алгоритм, “делай так, как я”, опыт, эксперимент, педагогическая игра (познавательная или профессиональная).
3. Поисково-творческие методы обучения? наблюдение, опыт, эксперимент, Сократовская беседа, лабиринт, мозговая атака, аквариум, бригадный метод, “думай, слушай, предлагай”, творческий диалог, анализ конкретных ситуаций (проблемных, обычных, нетипичных).
4. Методы самостоятельной
работы студентов? чтение (работа
с учебником и другими учебно-
5. Контрольно-оценочные методы? предварительный экзамен, “ромашка”, устное выступление, контрольная работа, опыт, упражнение, программированный контроль, тестирование, ответ с места (во время лекции), опрос.
9. Формы организации учебного процесса в Вузе
Учебно-воспитательный процесс в вузе осуществляется в определенных формах. Вместе с развитием университетского образования исторически изменялась организация обучения студентов и его формы. В настоящее время высшая школа имеет большое разнообразие организационных форм учебно-воспитательного процесса. Каждая из форм организации обучения имеет свой строй и режим.
Форма организации
обучения в вузе – есть
Форма –
это способ существования и
выражения содержания обучения,
иначе, чем через формы
В формах
опосредуется четкая, протекающая
во времени организация
Формы организации
учебного процесса
Выбор формы обучения студентов зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, а также от уровня педагогической культуры преподавателя и состояния учебно-методической базы вуза. В свою очередь, форма организации обучения детерминирует выбор дидактических методов.
В современной
высшей школе используются
1) формы теоретической учебной деятельности? лекция, семинарское занятие, курсовая работа, дипломная работа, консультация, учебная экскурсия;
2) формы практической учебной деятельности? лабораторно-практические работы, практикумы;
3) комбинированные формы учебной деятельности? педагогическая и производственная практика;
4) контрольные формы учебной деятельности? коллоквиум, зачет, экзамен.
Лекция как ведущая форма обучения.
: Лекция. Лекция продолжает оставаться ведущей формой организации обучения студентов. Это теоретическая форма обучения, цель которой состоит в устном последовательном изложении содержания науки..
Для лекции
характерна большая емкость
В зависимости
от места и роли в учебном
процессе различают лекции
Вводная
лекция является как бы
Основной
вид лекций – лекции
Обзорные лекции читаются обычно на выпускных курсах перед государственными экзаменами, а также для студентов-заочников, когда необходим анализ новых проблем, появившихся при развитии науки в последнее время.
Установочные лекции, как правило, читаются для студентов заочных факультетов. Их основное назначение состоит в том, чтобы сориентировать студентов о задачах, содержании, объеме материала, оказать им помощь в самостоятельном его изучении.
Итоговая
лекция проводится после
В современном
вузе преподаватели,
Классическая
Она перестала быть лекцией-
Проблемная лекция впервые появилась в американских университетах. Профессора США обычно начинают проблемную лекцию с заранее подготовленных по теме вопросов и затем ведут ее, опираясь на ответы студентов. В отечественных вузах проблемная лекция имеет несколько иную модификацию. Преподаватель включает серию проблемных вопросов в канву всей лекции. Как правило, это сложные, непонятные, ключевые для темы вопросы. И студенты приглашаются для размышлений и ответа на них по мере их постановки. Методика проблемного изложения активизирует студентов, способствует развитию аналитического мышления, оживляет лекцию.
Лекция-дискуссия
проводится по темам сложного,
гипотетического характера,
Вариант второй. Дискуссия занимает не все время лекции, а лишь часть ее обычно в конце. Преподаватель предлагает студентам 2-3 вопроса по теме лекции, которые всматриваются в дискуссионной форме с опорой на их предыдущие знания.
Вариант третий. Преподаватель приглашает для участия в дискуссии на лекции 2-3 специалистов по определенной проблеме. Дискуссия разворачивается между ними, студенты могут задавать приглашенным экспертам вопросы и сами принимать в ней участие. Данный вариант лекции-дискуссии в западно-европейских университетах трактуют как лекция-панель, причем, под панелью там понимается возвышение возле кафедры профессора.
Лекция-аудиовизуализация
– результат дидактического
Лекция-вдвоем
или лекция с приглашением
экспертов, под вторым
Лекция с
запланированными ошибками
Продуктивность лекций любого типа зависит от ряда факторов. Критериями оценки лекций являются?
– глубина и научность содержания;
– четкая структура;
– доказательность и убедительность позиции преподавателя;
– контакт преподавателя с аудиторией, степень взаимодействия;
– культура
речи преподавателя, манера
– использование наглядных и аудиовизуальных средств.
24.
25.
26. Групповые
формы организации учебного про
: Семинарские
занятия. Семинарское занятие
представляет теоретическую
В настоящее
время для обсуждения на
= развернутая дискуссия по плану, заранее предложенному преподавателем;
= дискуссия по проблеме, предварительно названой, но вопросы сформулированы совместно преподавателем и студентами на самом занятии;
= обсуждение и защита рефератов по теме занятия.
Семинарским
занятиям присущи следующие
a) углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предыдущих этапах учебы;
b) развитие
умений и способностей
c) формирование аналитического мышления, развития рефлексии;
d) привитие умений вести дискуссию, пропагандировать, отстаивать свою точку зрения; развитие устной речи;
e) контроль
за степенью и характером
Критерии
эффективности семинарского
– степень активности студентов;
– уровень дискуссионности;
– глубина обсуждения темы;
– весомость
коллективно сформулированных
– удовлетворенность
студентов и преподавателя
– Практические
занятия (или лабораторно-