Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:18, курс лекций
Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года.
Проблемы качества и национальные интересы России находятся в следующей зависимости:
экономические – конкурентоспособность;
социальные – удовлетворение потребности, безопасность;
международные – престиж России;
информационные – укрепление позиций на внутреннем и внешнем информационном рынке;
Показатели качества — это количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки.
Специалисты выделяют шесть основных групп показателей качества:
В зависимости от признака классификации продукта ему соответствуют различные типы показателей качества.
Основные разновидности показателей качества приведены в Таблице 1.1
Таблица 1.1
Основные типы показателей качества
№ |
Признак классификации |
Типы показателей |
1 |
Отношение к свойствам продукции |
1. Назначения |
2 |
Количество отражаемых свойств |
1. Единичные |
3 |
Метод определения |
1. Инструментальные |
4 |
Стадия определения |
1. Проектные |
5 |
Размерность отражаемых величин |
1. Абсолютные |
6 |
Значимость при оценке качества |
1. Основные |
Как видно из таблицы, в каждой из шести основных групп, в свою очередь, выделяют несколько типов показателей качества, каждый из которых характеризует те или иные свойства продукции. Вот некоторые из них:
Показатели назначения определяют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости.
Показатели надежности характеризуют способность продукции сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости).
Показатели технологичности связаны с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании.
Эргономические показатели характеризуют приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек — изделие — окружающая среда».
Эстетические показатели связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме (отражают свойства гармоничности, оригинальности, информационной выразительности, рациональности формы и т. д.).
Показатели стандартизации характеризуют соответствие продукции стандартам.
Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.
С точки зрения количества отражаемых свойств показатели качества могут быть единичными (относящимися к одному свойству) или комплексными (относящимися к нескольким свойствам одновременно). При расчете комплексных показателей используются различные методы оценки качества.
Квалиметрия — это наука изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем).
Квалиметрия ставит перед собой три основные практические задачи:
К методам оценки качества, используемым в квалиметрии, относятся:
Основными методами измерения и оценки качества являются инструментальный и экспертный.
Для комплексной оценки эффективной работы организации необходимо определить не только показатели качества производимой продукции, но и установить критерии качества для всех направлений деятельности организации, включая маркетинг, снабжение и сбыт, бухучет и финансы, общий менеджмент, мотивацию и обучение персонала.
Тема 2. Процессный подход и жизненный цикл продукции
Стратегической целью предприятия является постоянное улучшение процессов для совершенствования деятельности организации. Имеются два подхода к проведению постоянного улучшения процессов: процессы прорыва (пересмотр, улучшение, внедрение процессов); поэтапная деятельность работников в рамках существующих проектов.
Проекты прорыва содержат элемент перепроектирования и включают:
В настоящее время на мировом рынке наукоемких промышленных изделий отчетливо наблюдаются три основные тенденции:
Основной проблемой, стоящей сейчас перед отечественной промышленностью, является повышение конкурентоспособности выпускаемых изделий с учетом перечисленных тенденций.
Добиться повышения конкурентоспособности изделия можно за счет:
Основным способом повышения конкурентоспособности изделия является повышение эффективности процессов его ЖЦ, т.е. повышение эффективности управления ресурсами, используемыми при выполнении этих процессов.
Основные стадиям ЖЦ изделия:
Термины, используемые в сфере жизненного цикла и процессов изготовления, переработки и т.д. продукции:
Деятельность – совокупность процессов, выполняемых (протекающих) последовательно и/или параллельно, преобразующих множество материальных и/или информационных потоков в множество материальных и/или информационных потоков с другими свойствами.
Деятельность осуществляется в соответствии с заранее определенной и постоянно корректируемой целью, с потреблением финансовых, энергетических, трудовых и материальных ресурсов, при выполнении ограничений со стороны внешней среды.
Субдеятельность – совокупность нескольких процессов в составе деятельности, объединенных некоторой подцелью основной цели.
Процесс – совокупность взаимосвязанных или взамодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.
Процесс протекает в соответствии с управляющими директивами, вырабатываемыми на основе целей деятельности. В ходе процесса потребляются финансовые, энергетические, трудовые и материальные ресурсы и выполняются ограничений со стороны других процессов и внешней среды.
Подпроцесс – группа операций в составе процесса, объединенных технологически или организационно.
Операция – совокупность последовательно и/или параллельно выполняемых действий, преобразующих объекты, входящие в состав материального и/или информационного потока, в соответствующие объекты с другими свойствами.
Операция выполняется: в соответствии с директивами, вырабатываемыми на основе директив, определяющих протекание процесса, в состав которого входит операция; с потреблением всех видов необходимых ресурсов; с соблюдением ограничений со стороны других операций и внешней среды.
Действие – преобразование какого-либо свойства материального или информационного объекта в другое свойство.
Действие выполняется в соответствии с командой, являющейся частью директивы на выполнение операции, с потреблением необходимых ресурсов и с соблюдением ограничений, налагаемых на осуществление операции.
Производственно-техническая система – комплекс технических средств (оборудование) и технологий, необходимое для осуществления деятельности.
Организационно-техническая система – организационная структура, персонал, комплекс технических средств (оборудование) и технологий, необходимое для осуществления деятельности.
Организационно-техническая подсистема – часть организационно-технической системы, обеспечивающая протекание процесса.
Организационно-технический комплекс (модуль) - часть организационно-технической подсистемы, предназначенная для выполнения операции.
Организационно-технический блок – часть организационно-технического комплекса, обеспечивающая выполнение действия.
Руководитель процесса (владелец процесса) – лицо ответственное за его качественное выполнение. В его обязанности входит согласование входных и выходных требований в интерфейсе, коррекция недостатков и разрешение проблем, изыскание возможностей вносить изменения в операции, способствующие улучшению процесса.
Входная граница – означает интерфейс между поставщиком и процессом.
Выходная граница – означает интерфейс с пользователем или потребителем процесса.
Поставщик – обеспечивает вход процесса.
Потребитель – пользователь выхода процесса.
Выходные требования – требования потребителя данного процесса.
Задача процесса – удовлетворить потребителя, используя все возможные ресурсы.
Процессный подход – основополагающий принцип СМК, в соответствии с которым производство продукции, услуг и управление предприятием рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс как совокупность целенаправленных операций, преобразующих входы в выходы и имеющих своих поставщиков и потребителей. Реализация этого принципа существенно меняет иерархическую организационную структуру. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, прежде всего их взаимодействия. Обязательным требованием процессного подхода является определение критериев и методов, необходимых для обеспечения результативности, как при осуществлении, так и при управлении процессами. Важно количественное выражение результативности. Важен учет ресурсного обеспечения (сырье, материалы, энергоресурсы, информационные ресурсы).
Процессный подход предполагает: