Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:18, курс лекций
Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года.
Проблемы качества и национальные интересы России находятся в следующей зависимости:
экономические – конкурентоспособность;
социальные – удовлетворение потребности, безопасность;
международные – престиж России;
информационные – укрепление позиций на внутреннем и внешнем информационном рынке;
Моделирование предполагает наличие в обязательном порядке установленного набора изобразительных (выразительных) средств и правил - языка описания объекта. Среди наиболее распространенных языков описания и соответствующих им моделей можно выделить:
- Вербальная модель - описание на естественном языке.
- Математическая модель - описание с помощью средств и правил математики.
- Графическая модель - описание объекта с помощью средств и правил графического изображения.
Следует отметить, что нет четких границ между приведенными типами языков описания и соответствующими им моделями. Как правило, каждая модель использует средства и правила других моделей. Большинство экспертов в сфере систем менеджмента качества сходятся на том, что наиболее приемлемым способом описания процессов является их графическое представление.
На начальном этапе (концептуальный проект) определяются укрупненные функции системы, а затем они детализируются по ходу выполнения проекта, а также определяется базовая конфигурация проекта и строится сеть процессов проекта.
Каждый процесс, действие или задача инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости, причем нет заранее определенных последовательностей, однако сохраняется логика связей по исходным сведениям и задачам.
Набор работ в рамках процесса приведен в таблице 4.1.
Таблица 4.1
Набор работ в рамках процесса
Процесс |
Работы |
Разработка |
Подготовка к реализации процесса |
Управление |
Подготовка к реализации процесса |
Заказ |
Подготовка тендера |
Специфика процессного подхода заключается в следующем:
При такой организации работ требуются и другие подходы к организации управления проектами по критериям качества.
Сложность реализации проектов по процессной схеме кроется в синхронизации, разделении и управлении как ресурсами, так и процессами, образующими проект. Поэтому для эффективной реализации проектов необходимо управлять процессами данного проекта, связанного как с управлением проектом, так и с продуктом проекта по критериям качества.
Работа по улучшению качества должна быть организована вокруг процессов. Не качество товаров (оно может измениться в зависимости от спроса или прихоти клиента), а процессы их создания приносят долгосрочный успех предприятию. Поэтому цель управления - совершенствование процессов (с целью преодоления их фрагментарности, улучшения ключевых результатов: затраты, качество, оперативность; автоматизации и т. д.). Правильно выстроенный процесс производства - это главное интеллектуальное достояние предприятия и один из основных источников повышения его эффективности.
Организация управления по критериям качества
Управление качеством проекта, и управление жизненным циклом проекта должны строиться на основе управления процессами данного проекта. При таком подходе к организации управления проектом становится возможным сократить сроки работ и повысить степень удовлетворенности Заказчика качеством и функциональностью системы.
Процессы обеспечения качества проектов
В наиболее общем случае организация управления проектами по критериям качества связана со следующими процессами:
Пример процессов проекта приведен в таблице 4.2.
Таблица 4.2
Пример процессов проекта
Процессы проекта |
Описание процессов |
Процесс выработки стратегии |
Установление направления проекта и управление реализацией других процессов по проекту |
Учреждение проекта или разработка плана проекта |
Оценивание требований заказчика и других участников, подготовка плана проекта и инициация других процессов |
Менеджмент взаимодействия |
Управление взаимодействием в течение проекта |
Менеджмент изменений |
Предвидение изменений и управление ими по всем процессам |
Закрытие проекта |
Завершение процессов и получение информации обратной связи |
Разработка концепции |
Определение в общих чертах, что будет делать продукт проекта |
Процессная модель управления качеством
Подход к управлению качеством при процессной организации работ основывается на том, что управление качеством также является процессом, взаимосвязанным со всеми процессами проекта. Все работы в проекте осуществляются посредством выполнения сети процессов. Структура такой сети обычно не является простой и последовательной, поэтому управление качеством в такой структуре должно основываться на группировке процессов по объектам воздействия.
Таким образом, управление качеством проектных работ достигается через управление процессами проекта по двум направлениям:
1. Через структуру и работу самого процесса, внутри которого имеются потоки продукции или информации;
2. Через структуру продукции или информации, протекающих внутри процесса.
В общем случае, взаимосвязь процессов проекта и управления качеством можно представить следующим образом, как показано на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Взаимосвязь процессов проекта
и управления качеством
Данная модель процессного управления не отражает взаимосвязь процессов на детальном уровне, однако в рамках этой модели могут быть рассмотрены все требования к системе управления качеством.
Руководство проекта устанавливает требования в соответствии с "ответственностью руководства" к выполнению процессов и выделяет необходимые ресурсы. Управление ресурсами основывается на потребности каждого процесса. Результаты выполнения процессов измеряются и анализируются посредством процессов "измерения, анализа и улучшения". Анализ со стороны руководства обеспечивает обратную связь с "ответственностью руководства" для санкционирования изменений и инициирования улучшений.
Исходя и вышесказанного, общие принципы управления качеством проектных работ заключаются в следующем:
Тема 5. Всеобщее управление качеством (TQM)
5.1. Эволюция подходов к менеджменту качества
До середины 60-х годов основное внимание уделялось обеспечению качества продукции. Главная роль отводилась контролю и отбраковке дефектной продукции. Значительная роль отводилась входному контролю закупаемого сырья. Система контроля строилась по следующему принципу: обнаружение дефекта и изъятие бракованного изделия из процесса производства должно быть как можно раньше. Это обусловлено тем, что последующая обработка дефектного продукта приводила к серьезным потерям и неоправданно увеличивала издержки на производство продукции. Подход к обеспечению качества лишь с позиций контроля требовал (при стопроцентном контроле параметров каждой детали или изделия) много квалифицированных контролеров. В крупных промышленных компаниях США число контролеров стало соизмеримо по численности с производственным персоналом.
Неоценимую помощь в контроле качества оказали методы математической статистики. Методы математической статистики позволяли с заданной вероятностью оценивать качество изделий с применением выборочного метода. Статистические методы контроля качества получили широкое распространение в промышленности развитых капиталистических стран. Они способствовали сокращению затрат времени на контрольные операции и повышению эффективности контроля.
В последствии новые условия производства потребовали поиска адекватных и эффективных методов обеспечения качества. На совершенствование методов обеспечения качества оказали влияние исследование операций, кибернетика, системотехника и общая теория систем. Кибернетический подход послужил основой появления концепции управления качеством, которая пришла на смену традиционной концепции контроля. Эта концепция появилась в начале 60-х годов и одним из ее основоположников был американский ученый А. В. Фейгенбаум, который предложил рассматривать каждый этап в процессе создания изделия (а не только его конечный результат).
Такой анализ позволял не ограничиваться констатацией брака, а выявить и проанализировать причины его возникновения и разработать меры по стабилизации уровня качества. Таким образом, появилась возможность управлять качеством.
Производство продукции – это, в сущности, создание или рождение качества, т. е. суммы определенных свойств или “функциональной совокупности”. Следовательно, процесс создания изделия (качества) и есть управляемый процесс. В процессе контроля различные параметры, определяющие качество изделия, сравниваются с эталонными, зафиксированными в используемых стандартах, нормативах и технических условиях. Информация о несоответствии уровня качества заданным стандартам (сигнал рассогласования) через цепь обратной связи (ОС) поступают в специальное подразделение (управляемый элемент), где проводится анализ и вырабатывают меры по устранению отклонений. Например, усовершенствование конструкции и технологии, замена станков, обучение персонала и др. Изделия, прошедшие контроль, поступают к потребителю, который дает решающую оценку уровня качества. Отзывы покупателя о качестве и рекламации направляются изготовителю. В соответствии с ними управляющий элемент также вырабатывает корректирующие меры.
В этой новой концепции было уточнено место контроля в обеспечении качества. Контроль продолжал оставаться важной и необходимой операцией, но как одно из звеньев в общей системе обеспечения качества. Главная цель этой системы – обеспечить требуемый уровень качества и поддерживать его (а часто и повышать) в течение всего периода изготовления продукции. Достигнуть этой цели возможно при оптимизации по критерию качества всего процесса создания изделия.
Процесс обеспечения качества состоит из следующих укрупненных этапов:
Затем весь цикл повторяется сначала.
Каждый из перечисленных этапов распадается на множество процессов, операций и действий исполнителей. При этом процессы и действия с точки зрения процесса управления качеством имеют четко обозначенные цели, критерии контроля (стандарты), каналы обратной связи, процедуры анализа и методы воздействия. Следовательно, реальный процесс и система управления качеством представляют собой сложную совокупность взаимосвязанных контуров управления.