Управление Качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:18, курс лекций

Описание работы

Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года.
Проблемы качества и национальные интересы России находятся в следующей зависимости:
экономические – конкурентоспособность;
социальные – удовлетворение потребности, безопасность;
международные – престиж России;
информационные – укрепление позиций на внутреннем и внешнем информационном рынке;

Файлы: 1 файл

Лекции (с 1 по 7).doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

 

В настоящее время качество играет важную (если не главенствующую) роль. Для современного рынка, как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых, характерна устойчивая тенденция к повышению роли “неценовых” форм конкуренции, особенно конкуренции качества. Характерно, что с ростом выпуска числа изделий долговременного пользования все большую роль начинает играть не продажная цена изделия, а “стоимость полного жизненного цикла”.

 

Стоимость полного жизненного цикла представляет собой сумму затрат по следующим категориям:

    • стоимость всего комплекса НИОКР, предшествующих серийному производству;
    • затраты на изготовление требуемого количества изделий;
    • затраты потребителя на обслуживание, эксплуатацию и ремонт изделия в течение всего периода его функционирования.

 

Затраты потребителя (которые определяют его выбор конкретного товара) тесно связаны с качеством м надежностью изделия.

Обеспечение качества (главная цель) распадается на ряд подцелей: анализ, проектирование, различные виды контроля качества, оценка его и другие подцели дробятся на еще более мелкие и таким образом, вырисовывается дерево целей, в соответствии с которым происходит управление качеством.

Предложенная Фейгенбаумом система управления качеством внесла значительные изменения во внутрифирменное управление. В частности, изменились организационные структуры: появились центральные отделы “управления” качеством или “обеспечения” качества и соответствующие ячейки (элементы комплексных систем управления качеством) в научных, проектно-конструкторских, производственных, обеспечивающих и сбытовых подразделениях. Повысился статус работ по обеспечению качества. Систему управления качеством стал возглавлять управляющий самого высокого ранга – вице-президент по качеству. Таким образом, А. Фейгенбаум обосновал систему всестороннего управления качеством продукции. Практическую реализацию в полном объеме эта система получила в Японии в рамках системы Канбан.

Система всестороннего управления качеством (СВУК) на так называемых циклах У. Э. Деминга. Цикл Деминга состоит из четырех этапов: планирование, производство, контроль, совершенствование продукции. Объектом СВУК является весь жизненный цикл изделия. Это означает системный подход ко всем этапам жизненного цикла: изучение требований рынка, доставка готовой продукции потребителю и ее техническое обслуживание в процессе эксплуатации.

Наиболее известной личностью в области менеджмента качества является Уильям Эдвард Деминг. Деминг был популярен в послевоенной Японии. Японское “экономическое чудо” ассоциируется с этой фамилией. Известно множество работ и публичных лекций. Наиболее значимые моменты его публикаций следующие:

    • Деминг первым предложил применять системный подход к управлению качеством продукции. Позже системный подход стал известен как “цикл Деминга”, или цикл PDCA (Plan, Do, Check, Action). Фактически такой формулой он предложил управлять качеством на всех этапах жизненного цикла продукции, что привело к внедрению современных методов исследования потребительского рынка. Деминг призывал разрушить все барьеры между отдельными цехами, производствами, отделами, предприятиями. Тем самым его идеи легли в основу такого современного понятия, как “виртуальное предприятие”, которое будет рассмотрено позже.
    • Цель любой системы должна быть установлена менеджментом. Без цели нет системы. Деятельность любого компонента системы должна оцениваться его вкладом в достижение целей системы, а не индивидуальной эффективностью производства. Наибольшей опасностью Деминг считал “локальную оптимизацию”, поскольку такая оптимизация может нанести вред системе.
    • Обосновал необходимость переходить к “операционным определениям”. Количественные изменения происходят в результате изменения процедур. Считал, что важнее всего воздействие процесса на входы другого процесса, который является его потребителем. Конечные потребители – это клиенты. Процессы “ломают” иерархическую структуру, в которой предполагается, что наиболее важным потребителем является непосредственный начальник. Процессный подход предполагает многочисленные горизонтальные связи в системе.
    • Функция менеджмента – оптимизация систем. Фундаментальный подход Деминга “выигрываем все вместе”.
    • Деминг считал важным понимать природу вариаций (отклонений) в качестве продукции. Часть отклонений по причине несовершенства системы (98%). Часть отклонений по внешним причинам (4%). Для стабильности показателей качества предлагалось отказаться от практики выбора наиболее дешевого поставщика комплектующих.
    • Деминг считал, что длинный список вопросов критической важности в области управления качеством никогда не могут быть описаны количественно.

Рис. 5.1. Цикл PDCA

 

Исследования и разработки, выполненные учеными различных стран подтвердили, что качество конечной продукции определяется и зависит от качества НИОКР, техники и технологии. Никакими организационными мерами невозможно достичь требуемых показателей качества, если не принимать это во внимание.

 

Концепция управления качеством и практика ее реализации позволили по-новому оценить роль непосредственных исполнителей в обеспечении качества. Проведенные многочисленные исследования выявили количественные соотношения ответственности за брак исполнителей и руководства. Поэтому в США и Западной Европе в конце 50-х годов возникли различные формы самоконтроля качества. В 50-е годы в Японии также стали активно функционировать кружки качества.

 

Появление международных стандартов ИСО серии 9000 на системы качества явилось дальнейшим развитием теории и практики современного менеджмента качеством.

 

С конца 80-х годов предприятия стран с рыночной экономикой стали заниматься разработкой. внедрением и сертификаций систем менеджмента качества. Сформировался системный подход к менеджменту качества.

 

Серьезное внимание стало уделяться не только качеству продукции, но и качеству предоставления услуг.

5.2. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества

 

Источником и общего менеджмента, и менеджмента качества является система Ф.У. Тейлора. В самом деле, именно "отец научного менеджмента" обратил пристальное внимание на необходимость учета вариабельности производственного процесса и оценил важность ее контроля и устранения (по возможности). Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры.

В дальнейшем на длительный период времени (с 20-х до начала 80-х годов) пути развития общего менеджмента и менеджмента качества, как показано на рисунке 5.2, разошлись. Главная проблема качества воспринималась и разрабатывалась специалистами преимущественно как инженерно-техническая проблема контроля и управления вариабельностью продукции и процессов производства, а проблема менеджмента – как проблема, в основном, организационного и даже социально-психологического плана.

В самом деле, на втором этапе (20–50-е годы) развитие получили 
статистические методы контроля качества – SQS (А. Шухарт, Г. Ф. Додж, Г. Г. Ромиг и др.). Появились контрольные карты, обосновывались выборочные методы контроля качества продукции и регулирования техпроцессов. Именно Шухарта на Западе называют отцом современной философии качества. Он оказал существенное влияние на таких "гуру по качеству”, как Э.У. Деминг и Д.М. Джуран.

 

Рис. 5.2. Взаимоотношения "общего менеджмента" и менеджмента качества

 

Принятые сокращения на англ. языке:

MBQ – Management by Quality – Менеджмент  на основе качества;

МВО – Management by Objectives – Управление по целям;

ТОМ – Total Quality Management – Всеобщий менеджмент качества;

UOM – Universal Quality Management – Универсальный менеджмент качества;

QМ – Quality Management – Менеджмент качества;

TQC – Total Quality Control – Всеобщий контроль качества;

CWQC – Company Wide Quality Control –  Контроль качества в масштабе всей компании;

QС – Quality Circles – Кружки контроля качества;

ZD – Zero Defect – Система "Ноль  дефектов";

QFD – Quality Function Deployment – Развертывание  функции качества;

SQC – Statistical Quality Control – Статистический  контроль качества.

 

И Деминг, и Джуран активно пропагандировали статистические подходы к производству, однако именно они первыми обратили внимание на организационные вопросы обеспечения качества, сделали акцент на роли высшего руководства в решении проблем качества. В знаменитых 14 принципах Деминга уже трудно отделить инженерные методы обеспечения качества от организационных проблем менеджмента. Слово "менеджмент" еще не присутствовало в лексиконе, но у этих специалистов оно уже находилось "на кончике пера".

Началось историческое движение навстречу друг другу общего менеджмента и менеджмента качества. Решение задач качества потребовало создания адекватной организационной структуры. В эту структуру должны входить все подразделения, более того – каждый работник компании, причем на всех стадиях жизненного цикла продукции или петли качества. Из этих рассуждений логично появляется концепция ТQМ и UQM.

В то время как представления о менеджменте качества включали в свою орбиту все новые и новые элементы производственной системы, накапливали и интегрировали их, общий менеджмент, напротив, распадается на ряд отраслевых, достаточно независимых дисциплин (финансы, персонал, инновации, маркетинг и т. д.), а в теоретическом плане предстает как управление по целям (МВО). Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей (создание "дерева целей"), а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей. Достаточно очевидная и хорошо известная стратегия.

В то же самое время уже сформировался мощный набор теоретических и практических средств, который получил название менеджмент на основе качества (MBQ). В активе менеджмента качества сегодня:

    • 24 международных стандарта ИСО семейства 9000 (включая и ИСО 14000 по экологическому менеджменту);
    • международная система сертификации систем качества, включая сотни аккредитованных органов по сертификации;
    • международный реестр сертифицированных аудиторов систем качества (IRCA), в котором уже работают 10000 специалистов из многих стран мира;
    • практически сложившаяся система аудита менеджмента;
    • то же самое на многих региональных и национальных уровнях;
    • 70000 фирм мира, имеющих сертификаты на внутрифирменные системы качества.

Можно констатировать, что менеджмент качества – менеджмент четвертого поколения – становится в наше время ведущим менеджментом фирм. Одновременно происходит процесс сращивания МВО и MBQ (как было на первом этапе в системе Тейлора), но уже на новом, качественно другом уровне. Сегодня ни одна фирма, не продвинутая в области менеджмента качества и экологии, не может рассчитывать на успех в бизнесе и какое-либо общественное признание.

 

5.2.1. Развитие принципов сертификации

Роль стандартов ИСО 9000 не будет до конца ясна без рассмотрения оси X на рис. 5.2. В XX в. получило интенсивное развитие представление о правах потребителя, в том числе о праве на полную и достоверную информацию о качестве покупаемого товара. Было признано, что потребитель является слабой стороной в отношении с изготовителем: если последний знает, что он произвел, то первый видит только внешнюю сторону товара. Чтобы защитить потребителя, необходимо было провозгласить его право на информацию и обязать изготовителя ее предоставлять.

 

5.2.2. Сертификация систем качества и стандарты ИСО 9000

Роль стандартов ИСО 9000 показана на рис. Эти МС являются как бы пересечением двух направлений: развития менеджмента качества и защиты права потребителя на информацию. Собственно стандарты и построены поэтому принципу. МС 9001-9003 – это модели для целей сертификации, а МС 9004-1, 2, 3, 4 – это руководства по построению систем и элементов систем качества.

 

5.3. Основные этапы развития систем качества.

Для графической иллюстрации основных этапов развития систем качества нами использована фигура, хорошо известная в российском производстве – "Знак качества". Контур этой фигуры, который, как известно, называется "Пентагон", заполним пятиконечной звездой и то, что получилось, назовем "Звездой качества" (рис. 5.3).

Рис. 5.3. "Звезда качества"

В основание звезды качества положим ту или иную систему управления качеством, соответствующую определенной концепции. Будем предполагать, что система эта документирована и охватывает организационную структуру управления предприятием, а также систему управления процессами создания продукции. Последнее очень важно подчеркнуть: мы рассматриваем организацию и как функциональную структуру, и как совокупность процессов.

Рис. 5.4. Развитие организационных схем управления качеством и основных функций менеджера по качеству в ХХ веке

Хорошо известно, что в России организационные структуры управления, как правило, имеют иерархический характер, где управление происходит сверху вниз. Однако иерархические организационные структуры с вертикальной системой отношений "начальник - подчиненный (исполнитель)" плохо соответствуют целям управления качеством. Не случайно некоторые специалисты называют такие системы кладбищем, ибо прямоугольники, изображающие элементы структуры (рис. 5.4), очень напоминают надгробные плиты.

Информация о работе Управление Качеством