Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:18, курс лекций
Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года.
Проблемы качества и национальные интересы России находятся в следующей зависимости:
экономические – конкурентоспособность;
социальные – удовлетворение потребности, безопасность;
международные – престиж России;
информационные – укрепление позиций на внутреннем и внешнем информационном рынке;
При применении в СМК такой подход подчеркивает важность:
Процессы на предприятии бывают трех видов: зависимости от роли производственного процесса в работе всего предприятия выделяют:
Основные процессы - такие процессы производства при выполнении которых осуществляется превращение основного сырья, материалов и полуфабрикатов в готовую продукцию.
Вспомогательные процессы - в результате которых изготавливается продукция, используемая для обслуживания основного производства. К ним относятся:
Процессы обслуживания - обеспечивают нормальный ход производства. К ним относят:
Тема 3. Принципы теории управления качеством
Под управлением в широком смысле понимается общая функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели. Выделяют управление хозяйственными структурами, в частности управление организацией (группа работников и необходимых средств, с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений). Примеры: организация; фирма; предприятие; учреждение; ассоциация; предприятие розничной торговли; а также комбинация из них. Под организационной структурой понимают распределение ответственности, полномочий и. взаимоотношения между работниками.
В управление включают не только целенаправленные управляющие воздействия, но и саму постановку целей, выработку политики, принятие решений. Управление связывают с упорядочением какого-либо многообразия или отождествляют понятие управления с понятием контроля, руководства, менеджмента.
По международным стандартам (МС) ИСО для разработки политики и целей и достижения этих целей введен термин система менеджмента (управления), где система означает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Система менеджмента организации М является комплексной и включает следующие системы менеджмента:
По МС ИСО рассматриваются три направления в управлении качеством:
Цель управления (ЦУ) - это желаемое, возможное и необходимое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто в будущем. Процесс осознания и формулирования ЦУ носит наименование целеполагания; он является одним из первых и важнейших элементов процесса управления. Прогноз целеполагания тесно связан с прогнозом и планом и находится как бы между ними. Главная ЦУ дифференцируется и конкретизируется в целевых подсистемах системы управления в виде целевых функций, выполнение которых жестко связано с выходными количественными показателями предприятия.
Функция управления (ФУ) - это своего рода «поле» управленческой деятельности, продукт процесс а разделения и специализации труда в сфере управления.
Законы управления (ЗУ) - это общие, существенные и необходимые связи явлений, изучаемых наукой управления. ЗУ хотя и объективны, но как бы вторичны по отношению к фундаментальным законам экономики. Объективность ЗУ по отношению к субъективным факторам управления регламентирует взаимоотношения науки и искусства управления
Принципы управления (ПУ) - это основные правила, основные требования, руководящая идея, которым следуют руководители в осуществлении управления; они являются одной из основных форм сознательного использования объективных ЗУ в практике управления. ПУ - это обобщение оправдавшего себя прошлого опыта управления.
Принцип обеспечения качества продукции
Под обеспечением качества будем понимать процесс формирования необходимых свойств и характеристик продукции или результат, когда говорят, что требуемое качество обеспечено (достигнуто).
Практикам хорошо известно, что всегда,
когда на предприятиях обсуждаются проблемы
качества, приводится множество самых
разнообразных факторов, препятствующих
решению этих проблем: качество проектирования,
уровень технологии, качество покупных
изделий и материалов, зарплата и квалификация
работников, условия труда и т. д.. Если
попытаться выявить и перечислить все
факторы, влияющие на качество, то окажется,
что практически вся производственная
деятельность предприятия и все то, что
ее обеспечивает, прямо или косвенно, в
большей или меньшей степени влияет на
формирование качества. Поэтому для того
чтобы ясно представить себе общие принципы
обеспечение качества, необходимо прежде
всего выделить основные факторы, влияющие
на качество, а точнее — основные группы
таких факторов.
К настоящему времени практика уже достаточно
убедительно вскрыла основные онтологические
(сущностные) предпосылки обеспечения
качества продукции и показала, что основным»
факторами качества служат технические,
административных и человеческие факторы.
Отмечено это и в международных стандартах
ИСО 9000. Другими словами можно сказать
что для обеспечения качества требуется:
1.
необходимая материальная база (покупные
изделия и материалы, технологическое
и испытательное оборудование, средства
измерений, здания, сооружения, транспорт
и т.д.);
2. квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе (человеческий фактор);
3. глубоко
продуманная организационная структура
и четкое управление предприятием в целом
и управление качеством — в частности.
Два из этих факторов — активный квалифицированный
персонал и материальная база — определяют
необходимую основу для выпуска высококачественной
продукции. Поэтому эти факторы можно,
по-видимому, считать фундаментом, базой качества.
Третий необходимый фактор качества - организация и управление предприятием — дополняет этот фундамент, позволяет реализовать возможности, которые создаются материальной базой и человеческим фактором. Ибо нельзя выпускать продукцию, имея только станки, материалы и людей Нужно еще организовать работу, т.е. создать необходимые структуры и наладить управление.
Таким образом, можно, по-видимому, с уверенностью
утверждать, что указанные три фактора:
необходимая материальная база, активный
и квалифицированный персонал и четкая
организация работ в совокупности составляют
не только необходимые, но и достаточные
условия для обеспечения качества продукции.
Наглядно это представлено в виде схемы на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Три фактора обеспечения качества продукции
В организации управления качеством продукции можно выделить два методических подхода: детерминированный и кибернетический:
Требования управления:
Первое требование связано с выработкой стратегии и критерия управления. Управление любым объектом всегда имеет определенную цель и стратегию, которая достигается при управлении. Применительно к качеству продукции это требование означает выбор путей повышения качества продукции, оптимизирующих технический уровень изделий по критерию, оценивающему результативность управления.
Второе требование теории управления относят к эффективной обратной связи (процессам управления), обеспечивающей наблюдение за реализацией стратегии управления, а в случае отклонений принимаются меры для их предупреждения. При управлении качеством изделий это требование реализуется на основе изучения потребностей, а также осуществления контроля и испытаний на соответствие техническим требованиям. Эта работа проводится заказчиком и создателем продукции.
Третье требование теории управления качеством — наличие резервов. В любой системе управления возникают непредвиденные обстоятельства — неувязки в планировании, аварии, задержки поставок, недостатки в функционировании изделии.
Четвертым требованием теории управления является учет роли человеческого фактора. Человек — «активная система» со своими желаниями, целями.
Тема 4. Процессный подход к управлению качеством
Процессный подход является основным элементом менеджмента в организации. При этом одним из ключевых аспектов этого подхода является обеспечение наглядности (прозрачности) объекта управления (организации или системы) посредством его точного, достаточного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания.
Одна и та же организация может быть представлена как:
- сеть процессов, из которых состоит деятельность организации;
- совокупность и структура информации, которая создается и обрабатывается в процессе функционирования организации;
- организационная структура;
- инфраструктура (территории, здания, сооружения, коммуникации);
Общепризнанно, что ключевой для целей общего руководства является представление объекта в виде сети процессов, определяющих его миссию. Руководство должно четко выделить все системы и входящие в них процессы на предприятии для того, чтобы можно было четко понимать, управлять и улучшать эти системы и процессы.
Описание процессов
Адекватное описание сети процессов возможно с помощью процедуры, называемой моделированием. Под термином "моделирование" следует понимать процесс создания точного, достаточного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания системы, как совокупности взаимодействующих компонентов и взаимосвязей между ними.