1,
Регулирование цен в строительстве
В соответсвии с законом РБ
от 10.05.1999 №255-3 одним из основных принципов
ценообразования является сочетание свободных
и регулируемых цен(тарифов).
В законе даны следующие определения:
свободная
цена(тариф) – цена(тариф), складывающаяся
под воздействием спроса и предложения
в условиях свободной конкуренции;
регулируемая
цена (тариф) – цена (тариф), устанавливаемая
соответствующими государственными органами,
осуществляющими регулирование ценообразования,
или определяемая субъектом ценообразования
(юридическим лицом, предпринимателем)
с учетом установленных этими органами
определенных ограничений. При этом регулируемая
цена (тариф) может иметь фиксированную
или предельную величину;
регулирование
ценообразования – воздействие на процессы
установления и применения цен (тарифов)
со стороны государственных органов путем
принятия законодательных, административных,
бюджетно-финансовых и других мер с целью
стабилизации и стимулирования развития
экономики республики. Оно реализуется
на основе форм прямого (административного)
и косвенного (через воздействие на ценообразующие
факторы путем проведения мероприятий
в области денежно-кредитной, налоговой,
тарифной политики) регулирования;
Указом президента РБ от 25.02.2011
№72 «О некоторых вопросах регулирования
цен (тарифов) в Республике Беларусь»
в целях упорядочения регулирования цен
(тарифов) в Республике Беларусь постановлено:
- определить перечень
товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на
которые регулируются Советом
Министров Республики Беларусь,
государственными органами (организациями),
согласно приложению 1 к указу№72.
Этим же указом установлено,
что не является правонарушениями:
-превышение индивидуальным
предпринимателем или юридическим
лицом установленных предельных
индексов изменения отпускных
цен (тарифов) на товары (работы, услуги)
при их реализации без регистрации
цен (тарифов) в установленном порядке;
-реализация товаров (работ,
услуг) индивидуальным предпринимателем
или юридическим лицом с нарушением
установленного порядка регистрации
цен (тарифов), за исключением цен
(тарифов) на товары (работы, услуги),
включенные в перечень, определенный
в пункте 1 настоящего Указа;
-реализация товаров (работ,
услуг) индивидуальным предпринимателем
или юридическим лицом при
отсутствии экономических расчетов
(калькуляции с расшифровкой статей
затрат на товары (работы, услуги)
собственного производства, товары,
произведенные из сырья, переданного
резидентом или нерезидентом
РБ на переработку на давальческих
условиях, расчета отпускных цен
в установленном порядке на
импортируемые товары), подтверждающих
уровень применяемых цен (тарифов).
2.
Методы определения стоимости
строительства.
Эффективность того или иного
метода ценообразования обусловлена тем,
насколько полно учитывается в нем возможность
строй. организации компенсировать
свои затраты на пр-во и обеспечить необход.
уровень рентабельности и конкурентоспособности
организации. Для составления сметной
док-ции могут использ. след. методы:
1) базисно-компенсационный
– предполагает суммирование стоимости
исчисленной сметной документации в базисном
уровне цен и определяется расчетами дополн.
затрат, связанных с изменением цен и тарифов
на потребл. в стр-ве ресурсы. Использ.
при незначительной инфляции. В РБ редко
2) метод, основ. на данных
о стоимости объектов-аналогов – предполагает
использ. стоимостных и ресурсных показателей
по зд., сооруж.,аналогично проектируемым
по функц. назначению, конструктивным
хар-кам, близким по объемно-планировочным
показателям. Использ. на стадии предварительной
оценки стоимости стр-ва.
3) базисно- индексный
– применение к ст-ти, определенной в базисном
ур-не цен, текущих или прогнозных индексов
изменения ст-ти.
4) ресурсный –
калькулирование стоимости ресурсов в
текущих ценах и тарифах. Калькулир. ведется
на основе потребляемых материалов, времени
эксплуатации строит. машин и механизмов,
затрат труда рабочих, которые определ.
по проектным данным, нормативным и др.
источникам.
5) ресурсно-индексный
– сочетание ресурсного метода с системой
индексов цен на ресурсы, расход которых
определяется в соотв. с проектными данными.
3.Порядок формирования
сметной стоимости в строительстве
Порядок формирования сметной
стоимости строительства происходит в
логической последовательности от частного
к общему. При этом выделяют следующие
основные этапы формирования стоимости
СМР:
- расчет прямых затрат
при производстве СМР
- расчет сметной себестоимости
СМР
- расчет сметной стоимости
СМР
- определение сметной
стоимости строительства объекта
4.
Система сметных нормативов в строительстве.
Сметные нормативы – обобщенное название
сметных норм, расценок и цен. При их разработке
учитывается средний уровень производства
СМР, транспортных условий, технического
состояния машин и механизмов, средних
цен на материальные ресурсы.
Сметные нормы — обобщенное название комплекса
сметных норм, цен и расценок, объединяемых
в отдельные сборники. Вместе с определенными
правилами и методическими положениями
они служат основой определения сметной
стоимости строительства, реконструкции
и капитального ремонта зданий и сооружений. Главная функция сметных норм - определение
нормативного количества материальных
и трудовых ресурсов, минимально необходимых
для выполнения соответствующих видов
работ как основы для перехода к стоимостным
показателям.
Все сметные нормы
можно разделить на 2 группы:
элементные и укрупненные
-- укрупненные прейскуранты
цен на стр-во зд., сооруж., сетей
Исходными данными
для разработки сметных нормативов являются:
- ТСП и строительные материалы;
- действующие стандарты на материалы,
изделия и конструкции, оборудование;
- действующие нормы и тарифные
ставки по оплате труда рабочих в строительстве;
- отпускные цены на промышленную
продукцию, тарифы на электрическую и
тепловую энергию, тарифы на грузовые
перевозки;
При разработке сметных нормативов
исключается возможность повторного учета
затрат, содержащихся в отдельных нормативах.
5.
Разработка сметных нормативов
в текущем уровне цен.
В целях совершенствования
ценообразования в строительстве, внедрения
в практику строительства неизменных
договорных (контрактных) цен Указом Президента
РБ от 1108 2011 №. 361 установлено, что на объекты,
архитектурно-планировочное задание на
проектирование которых получено после
1 января 2012 года сметная документация
на строительство объектов независимо
от источников финансировании разрабатывается
на основании нормативов расхода ресурсов
в натуральном выражении, утверждаемых
в порядке, определяемом Советом Министров
Республики Беларусь, и (или) укрупненных
нормативов стоимости строительства единицы
площади (объема, мощности) объекта, стоимости
объектов-аналогов
Сметная стоимость строительства
объекта определяется на дату начала выполнения
строительных, специальных, монтажных
работ, устанавливаемую заказчиком (застройщиком)
с учетом нормативной продолжительности
строительства, определяемой в проектной
документации. Для отражения в сметной
документации изменения стоимости строительства
объекта с даты начала разработки сметной
документации до завершения нормативного
срока строительства используются прогнозные
индексы цен в строительстве, утверждаемые
Министерством экономики
На основании сметной документации
в порядке, определенном Советом Министров
Республики Беларусь, формируется неизменная
договорная (контрактная) цена на строительство
объекта (в том числе этапов работ по строительству).
Случаи, при которых допускается корректировка
неизменной договорной (контрактной) цены,
устанавливаются Советом Министров Республики
Беларусь.
Превышение (снижение) фактической
стоимости подрядных работ по отношению
к неизменной договорной (контрактной)
цене на строительство объекта при достижении
потребительских и качественных характеристик
объекта в соответствии с проектной документацией
относится на финансовые результаты деятельности
подрядчика, за исключением случаев строительства
жилых домов для граждан, осуществляющих
строительство с государственной поддержкой.
При снижении фактической стоимости
подрядных работ, выполняемых при строительстве
жилых домов для граждан, осуществляющих
строительство жилых помещений с государственной
поддержкой, подрядчик возвращает заказчику
денежные средства, не использованные
на цели строительства;
Кроме того, на подрядчика согласно
заключенному с заказчиком договору строительного
подряда могут возлагаться функции по
обеспечению разработки (за счет средств
заказчика) строительного проекта.
11.
Сборники норм расхода ресурсов в натуральном
выражении.
Для определения сметной стоимости
строительства объекта и составления
сметной документации на строительство
объекта в текущем уровне цен в постановлении
Совмина РБ №1503 от 18.11.2011 утверждено положение
о порядке утверждения НРР в натуральном
выражении.
Согласно этому положению Нормативы расхода
ресурсов разрабатываются с учетом
усредненных условий и методов производства
работ, требований нормативных правовых
актов, в том числе технических нормативных
правовых актов (правила организации строительства,
технические условия и другое), и включают нормы расхода
материалов, изделий и конструкций в натуральном
выражении, нормы времени эксплуатации
машин и механизмов в машино-часах, нормы
затрат труда рабочих и машинистов в человеко-часах.
Укрупненные нормативы
расхода ресурсов объединяют показатели нескольких
нормативов расхода ресурсов в целях определения
расхода ресурсов на комплекс работ.
Нормативы расхода
ресурсов в зависимости от органов (организаций),
их утверждающих, подразделяются
на:
Общереспубликанские НРР, разработанные
организациями, уполномоченными МАиС
и ведомственные НРР, разработанные организациями,
уполномоченными республиканскими нормами
госуправления рассматриваются межведомственной
комиссией по ценообразованию в строительстве,
образованной при МАиС и Минэкономики.
Рекомендованные межведомственной
комиссией общереспубликанские и ведомственные
НРР утверждаются:
- общереспубликанские –
министерством архитектуры и
строительства
-ведомственные – соответствующим
органом госуправления по согласованию
с МАиС.
-производственные.
Производственные НРР относятся
утверждаемые организацией НРР разрабатываемые
с учетом требований ТНПА, применяемых
в строительстве проектных решений, а
также условий деятельности конкретных
организаций.
Общереспубликанские и ведомственные
НРР являются обязательными при составлении
сметной докуметации и определении сметной
стоимости строительства объектов, финансируемых
полностью или частично за счет средств
республиканского и(или) местного бюджетов,
в т.ч. государственных целевых бюджетных
фондов, внешних государственных займов
и внешних займов, привлеченных при гарантии
под правительство РБ, кредитов банков
РБ, кредитов банков РБ под гарантией правительства
РБ и областных, Минского городского исполнительных
комитетов, а также при строительстве
жилых домов (за исключением финансируемых
с использованием средств иностранных
инвесторов).
Ведомственные НРРы, разрабатываемые
с учетом технологических особеноостей
организации строительства, применяются
для отдельных видов строительства, к
которым относятся создание объектов
энергетики, нефтяной и нефтеперерабатывающей
промышленности.
По объектам, для которых применение
общереспубликанских и ведомственных
НРР не является обязательным заказчик(застройщик)
самостоятельно определяет и устанавливает
в задании на проектирование какие НРР
(общереспубликанские, ведомственные)
предъявляются при составлении сметной
документации.
Общереспубликанские или ведомственные
НРР при составлении проектной документации
при строительстве объектов, по которым
осуществляется государственное регулирование
цен, могут применяться производственные
НРР.
При составлении сметной документации
и определении сметной стоимости могут
использоваться НРР, содержащиеся в сборниках
ресурсно-сметных норм, утвержденных МАиС
до вступления в силу Положения №457.
7. Порядок расчета
текущих цен на ресурсы.
Начиная с 1 января 2012 г. сметная
документация составляется в текущих
ценах на дату ее разработки на основании
нормативов расхода ресурсов в натуральном
выражении. Для отражения изменения стоимости
строительства с даты разработки сметной
документации до завершения нормативного
срока строительства, определенного в
проектной документации, используются
прогнозные индексы цен в строительстве,
утверждаемые Министерством экономики
РБ. Таким образом, в сметной документации
определяется стоимость строительства
на дату окончания работ.
Для формирования республиканской
нормативной базы текущих цен на ресурсы
сбор исходных данных об отпускных ценах
на строительные материалы и строительные
машины по областям и городу Минску осуществляется
РНТЦ.
Мониторинг цен производится
в организациях-изготовителях и организациях-поставщиках,
подрядных организациях, приобретающих
материалы, изделия и конструкции для
целей строительства, организациях, на
балансе которых числятся строительные
машины для выполнения работ, оказания
услуг.
Сбор информации при проведении
мониторинга цен в зависимости от целей
использования, требований, предъявляемых
к качеству исходных данных,
и полноты информации, характеризующей
технические характеристики
конкретных ресурсов, осуществляется
с использованием:
- форм государственной
статистической отчетности 12-цены (тарифы);
- формы, приведенной в
приложении I к Методическим рекомендациям
для мониторинга цен в организациях,
не входящих в перечень организаций,
представляющих данные о ценах
строительных материалов;
- информации, опубликованной
в средствах массовой информации,
которая используется для аналитических
расчетов при создании республиканской
нормативной базы текущих цен
на ресурсы и в целях создания
собственной информационной базы
разработчика проектной документации.