Шпаргалка по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:03, шпаргалка

Описание работы

работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Ценообразование"

Файлы: 1 файл

шпоргалки.docx

— 240.87 Кб (Скачать файл)

3) закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

4) тарифы грузового транспорта и тарифы пассажирского транспорта;

5) розничные цены;

6) тарифы на услуги ЖКХ (жилищно—коммунального хозяйства) и тарифы на бытовые услуги;

7) цены в сфере внешнеторгового оборота: экспортные и импортные цены;

Оптовые цены на промышленную продукцию – это закупочные цены для продукции предприятий, фирм и организаций промышленной сферы и цены, по которым реализуется данная продукция в процессе оптового оборота, причем вне зависимости от форм собственности.

Оптовые цены на промышленную продукцию делятся на следующие  подвиды:

1) оптовые цены предприятий (или отпускная цена);

2) оптовые цены промышленности.

Оптовые цены предприятий (или отпускная  цена) – это цены, которые устанавливаются непосредственно производителем продукции. По отпускным ценам предприятие продает свою продукцию оптовым организациям или другим фирмам, предприятиям или организациям.

Оптовые цены промышленности – это цены, по которым производится оплата продукции, поставляемой оптовыми организациями предприятиям, фирмам и организациям—потребителям.

Цены на продукцию в строительной сфере имеют три разновидности:

1) сметная стоимость – это максимально возможный размер затрат, необходимых для строительства объекта;

2) прейскурантная цена – это средняя сметная стоимость единицы продукции строительного объекта;

3) договорная цена – это цена, которая определяется в договоре с подрядчиком.

Закупочные  цены на сельскохозяйственную продукцию – это оптовые цены, по которым сельскохозяйственные предприятия, а также частные лица (фермеры) и население продают сельскохозяйственную продукцию.

Тарифы  грузового транспорта и тарифы пассажирского  транспорта – это цена, по которой отправители грузов и пассажиры оплачивают транспортным организациям услуги перевозки грузов и пассажиров.

Тариф состоит из следующих частей:

1) затраты и прибыль транспортных организаций;

2) НДС (налог на добавленную стоимость).

Розничные цены – это конечные цены, по которым товары в розничной торговле продаются населению, предприятиям, фирмам и организациям—потребителям. По розничным ценам товары из сферы обращения попадают непосредственно в сферу потребления домохозяйства или предприятия.

Аукционная цена тоже является розничной ценой.

Аукционная  цена – это цена на товар, проданный на аукционе, определенная в процессе торгов. Особенностью аукционной цены является то, что она может значительно разниться с рыночной ценой (быть выше рыночной цены).

Тарифы  на услуги ЖКХ (жилищно—коммунального хозяйства) и тарифы на бытовые услуги – это цены, по которым население оплачивает услуги бытовых служб и служб ЖКХ. К услугам бытовых служб и служб ЖКХ относятся: услуги прачечных, химчисток, телефон и отопление.

4. Классификация цен по территории действия и по порядку возмещения транспортных расходов. Цены внешнеторгового оборота

Классификация цен  может осуществляться по разным признакам.

1. По территории действия цены делятся на:

1) цены единые или поясные;

2) цены региональные (местные и пр.).

Единые (поясные) цены определяются и регулируются соответствующими государственными органами. Единые (поясные) цены устанавливаются на газ, электроэнергию, коммунальные услуги, транспорт и т. п.

Региональные (местные) цены устанавливаются и регулируются местными органами власти. Данный вид цен зависит от издержек производства и реализации, характерных для данного региона. Региональные цены устанавливаются на большую часть услуг ЖКХ и на продукцию сельского хозяйства (закупочные цены).

2. По порядку возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов цены делятся на:

1) цены в месте, где производится продукция;

2) единые цены, включающие расход на доставку;

3) зональные цены;

4) цены, определяемые на основе базисного пункта. По цене, установленной в месте производства продукции, покупатель приобретает товар непосредственно в месте изготовления и самостоятельно покрывает все расходы на перевозку продукции до пункта назначения.

Единая  цена, включающая расходы на доставку, действует для всех покупателей, независимо от их удаленности от непосредственного места производства. В нее включается сумма расходов на транспортировку, рассчитанная как средняя стоимость всех перевозок. Единые цены имеют большие преимущества для покупателей, находящихся на большом расстоянии от места производства, когда расходы на транспортировку существенно превышают средние.

Зональные цены устанавливаются в пределах определенных географических зон. Чем удаленнее зона от места производства, тем больше расходы на транспортировку и соответственно выше цена.

Цены, определяемые на основе базисного пункта, рассчитываются следующим образом: предприятие устанавливает в нескольких географических зонах базисные цены на свою продукцию, на основе которых рассчитываются цены продажи в остальных географических зонах посредством прибавления к цене ближайшего от покупателя базисного пункта расходов на транспортировку.

Цены, обслуживающие  внешнеторговый оборот, являются показателями внешнеэкономических связей государства и зависят от цен, действующих на мировых рынках. Внешнеторговые цены применяются при экспорте и импорте товаров. Как правило, все внешнеторговые сделки заключаются на основе цен мировых товарных рынков.

Мировая цена – это выражение интернациональной стоимости товара в денежном эквиваленте. На уровень мировых цен влияют спрос и предложение на мировом рынке, изменения валютных курсов, инфляция и пр.

На экспортируемые товары устанавливаются два основных вида цен:

1) цена франко – станция отправления;

2) цена франко – станция назначения.

Различие между  данными видами цен состоит в  методах покрытия транспортных расходов. У каждой из этих цен есть несколько  разновидностей.

5. Классификация цен по степени свободы от воздействия государства при их определении

Данный признак  классификации появляется при переходе к рыночной экономике. В соответствии с данным признаком различают  следующие виды цен:

1) свободные цены;

2) регулируемые цены;

3) фиксированные цены.

Свободные цены – это цены, которые формируются на рынке путем взаимодействия спроса и предложения, без прямого вмешательства государственных органов. Государство может использовать в данном случае только косвенные методы воздействия – влияние на конъюнктуру рынка, например государство может ограничивать недобросовестную конкуренцию и препятствовать монополизации рынка. Государство может устанавливать запреты на:

1) горизонтальное фиксирование цен;

2) вертикальное фиксирование цен;

3) ценовую дискриминацию;

4) недобросовестную ценовую рекламу.

В процессе определения  свободных цен учитывается стадия жизненного цикла товара, его качество, полезность для потребителя и  конъюнктура рынка. Размер прибыли  фирм зависит от уровня цен.

Фиксируются свободные  цены в документации на поставку товара и в протоколах согласования цен.

Регулируемые  цены устанавливаются также посредством взаимодействия спроса и предложения, но в процессе формирования на них в определенной степени оказывают воздействие государственные органы. Государственное воздействие может проявляться в: 1) прямом ограничении повышения или понижения уровня цен;

2) регламентации рентабельности;

3) установлении предельных надбавок;

4) установлении коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта;

5) установлении предельных значений составных частей цены и т. п.

Фиксированные цены – это цены, которые устанавливаются непосредственно государством (органами власти и управления, такими как, например, Министерство экономики РФ). Существуют следующие формы фиксирования цен:

1) прейскурантные цены;

2) «замораживание» рыночных цен;

3) фиксирование монопольных цен. Фиксированные цены на товары действуют в экстремальных условиях, например во время войны, природных катаклизмов, экономического кризиса и т. п.

Для эффективного функционирования рыночной экономики наиболее предпочтительны  свободные рыночные цены. Но полностью  перейти на свободное ценообразование  нельзя. Нигде в мире нет полностью  свободного ценообразования. Оно возможно только на тех товарных рынках, где  экономические процессы полностью отвечают интересам общества. Но даже в таком случае у государства должно быть право регулирования цен и перехода к фиксированным ценам при возникновении такой необходимости.

Государством должны регулироваться цены на важнейшие виды товаров, такие как электроэнергия, нефть, нефтепродукты, хлеб и т. д. При необходимости цены на данные виды продукции могут и фиксироваться.

Прямое государственное  регулирование цен на продукты, входящие в прожиточный минимум, необходимо для осуществления социальной политики. Прожиточный минимум населения  определяют хлеб, молоко, сахар и  некоторые другие товары.

6. Виды цен на новые товары

При установлении цен  на новые товары фирмы, как правило, используют стратегию «снятия сливок»  или стратегию «проникновения на рынок». Выделяют следующие виды цен:

1) цены «снятия сливок»;

2) цены «проникновения на рынок»;

3) «психологические» цены;

4) цены «следования за лидером в отрасли (на рынке)»;

5) цены с возмещением издержек производства;

6) престижные цены.

Цена «снятия  сливок» устанавливается на товар, только поступивший на рынок, и является максимально высокой. Данный вид цен рассчитан на потребителя, готового приобрести товар даже по такой высокой цене.

Цены данного  вида понижаются, когда спрос по максимально возможной цене удовлетворен. Понижение цены на товар позволяет  фирме привлечь новых покупателей, т. е. увеличить зону продажи товара.

Недостаток этой стратегии ценообразования в  том, что высокий уровень цен  привлекает в отрасль много конкурентов. В связи с этим такие цены можно  устанавливать при условии ограниченной конкуренции, а также при высоком  спросе на товар.

Цена «проникновения на рынок» – это цена на товар, существенно более низкая, чем цена на такой же товар фирм—конкурентов, устанавливающаяся на таком уровне для того, чтобы занять большую долю рынка и привлечь больше покупателей. Цены такого вида целесообразно устанавливать, если у предприятия большие объемы производства и общая масса прибыли от их реализации покрывает потери на отдельном товаре. Большие объемы производства предполагают существенные финансовые затраты, а следовательно, такая стратегия ценообразования не подходит для мелких и средних фирм, не имеющих таких финансовых возможностей. Условием успеха использования данного вида цен является эластичный по цене спрос и снижение издержек производства по мере увеличения его объемов.

«Психологическая» цена – это цена, которая чуть меньше круглой суммы (например, не 500 руб., а 499). В данном случае берется во внимание психология покупателя. Сторонники такой стратегии цен считают, что цена должна обязательно являться нечетным числом (не 100, а 99 руб.), тогда покупатель будет думать, что затраты на производство данного товара были определены очень тщательно и точно и его не обманут. У покупателя также создастся впечатление, что цена снижена и он останется в выигрыше от покупки. Здесь играет роль еще один психологический аспект: при покупке многие любят получать сдачу.

Цена «следования  за лидером в отрасли (на рынке)» – это цена, которая устанавливается на уровне, близком к уровню цен лидирующей в отрасли фирмы. Цена не должна быть выше цены лидера.

Цена с  возмещением издержек производства устанавливается на основе фактических издержек производства и нормы прибыли в отрасли или на рынке:

Ц=И+Р+Н(И+Р), где И – фактические издержки производства, Р – расходы на реализацию товара и административные расходы; Н – норма прибыли.

Престижная  цена– это цена, которая устанавливается на уникальные товары известных, престижных фирм.

7. Виды цен на товары, реализуемые на рынке относительно долгое время

На те товары, которые реализуются на рынке в течение достаточно долгого периода, устанавливаются цены следующих видов:

1) скользящая (падающая цена);

2) долговременная цена;

3) цены потребительского сегмента рынка;

4) гибкая цена;

5) преимущественная цена;

6) цены на изделия, выпуск которых прекращен;

7) цены, установленные ниже, чем у большинства фирм;

8) договорная цена.

Скользящая (падающая) цена – это цена, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Как правило, с насыщением рынка она понижается, это относится в большей мере к оптовым ценам, так как розничные цены могут оставаться относительно стабильными. Цены данного вида устанавливаются в большинстве случаев на товары первой необходимости, тогда цены на товары и объемы выпуска тесно взаимосвязаны. При больших объемах производства у фирмы имеются широкие возможности снижения издержек производства, а следовательно, цены.

Долговременная  цена – это цена, которая устанавливается на товары, пользующиеся массовым спросом. Она не изменяется в течение длительного периода времени. Но некоторые свойства товара, в за виси—мости от конъюнктуры рынка могут изменяться, например может уменьшаться их размер или снижаться качество.

Цены потребительского сегмента рынка – это цены на примерно одинаковые виды товаров и услуг, но продаваемые группам населения с различным уровнем доходов и в связи с этим неодинаковые.

Это цены например на авиабилеты разных классов, на билеты в театр (могут быть в партер или в ложу). В этом случае проблема в том, чтобы определить соотношение цен на различающиеся по качеству товары и услуги.

Гибкая  цена – это цена, которая изменяется под воздействием спроса и предложения. Данный вид цены используется при резких колебаниях спроса и предложения в короткие периоды времени, например гибкие цены устанавливаются при реализации в течение дня скоропортящихся продуктов (свежей рыбы, цветов и т. п.).

Эта цена эффективна, если право принятия ценовых решений  принадлежит непосредственно продавцу.

Информация о работе Шпаргалка по "Ценообразованию"