Описание и анализ проблемной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием.
В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития.
Процесс управления организацией включает в себя процесс планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Эти функции объединены между собой двумя связующими процессами: обмена информацией и принятием решения.

Содержание работы

Введение
1. Анализ проблемной ситуации
2. Описание проблемной ситуации
2.1 SWOT-анализ деятельности ЗАО "АКСИТ"
2.2 Матрица SWOT-анализа
2.3 Матрица классификации факторов проблемной ситуации
2.4 Матрица опроса
2.5 Матрица преобразованных рангов
2.6 Дерево решений
3. Организация и контроль принятия решения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 209.41 Кб (Скачать файл)

В зависимости от уровня управляющего субъекта могут меняться сфера обязательного  применения его решений и круг объектов, на которые оно распространяется. Решения требуют их тщательной и  всесторонней подготовки, на которую  уходит много сил и средств. Тем  не менее успеха можно достичь не всегда из-за невозможности учесть все факторы, предопределяющие результат и воздействовать на них. Эффективное решение должно быть: простым, логичным, экономичным и своевременным; устраняющим причины, а не следствия проблемы.

 

1.2 Сущность и  характеристика модели

 

«Модель - это упрощенное представление товара, операции (или  их отдельных сторон), используемое с целью снижения затрат и(или) риска при изучении, диагностике, оптимизации объекта моделирования. Необходимо отметить, что существуют области деятельности, где главным аргументом в пользу использования моделей является не снижение затрат, а обеспечение безопасности таких исследований. Например, в области безопасности систем эксперименты на самих системах просто недопустимы. В свою очередь, как будет показано ниже, безопасность является одной из составляющих любого корректного решения.2»

«Модель - упрощенное представление  предмета, системы или процесса в  форме, отличной от формы целого. Модель упрощает реальную ситуацию и тем  самым позволяет ее анализировать. Как научная абстракция варианта решения модель позволяет проводить  опыты для изучения конкретных особенностей явления, процесса. Изменяя некоторые характеристики или параметры в модели, изучают поведение объекта и анализируют влияние различных факторов. В модели функционирования объекта выявляются факторы, от которых зависит работа системы. Выбор конкретной модели определяет характер исследуемой проблемы и вырабатываемого решения. Модели позволяют лучше понять объективную реальность и разработать рациональный план действий. Они менее сложны, чем моделируемые объекты, и позволяют руководителям лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение.3»

К моделям предъявляются  противоречивые требования:

полнота модели предполагает такую развернутость и детализацию, что еще до начала работы исполнитель  мысленно может представить себе все тонкости предстоящей деятельности;

точность модели необходима потому, что если задача ставится абстрактно, в общем виде, то она не выполняется  вообще или выполняется формально;

глубина отражения первоначальной идеи характеризует модель с точки  зрения представленности в ней всей динамики предстоящей деятельности;

стрессоустойчивостъ и прочность модели предполагает способность исполнителя четко реализовать план действий, сложившийся в его сознании, в любых сложных ситуациях;

гибкость модели учитывает, что абсолютно жесткий, неподдающийся  образ может быть приемлемым в  застывших и неизменных структурах, которых в природе и обществе нет и быть не может;

согласованность модели решения  связана с тем, что исполнитель  чаще всего выполняет решение  в одиночку, поэтому его действия должны согласовываться по задачам, времени, месту и тому подобному  с другими исполнителями.

Каждую модель необходимо периодически проверять на достоверность, точность, полноту и эффективность. Проверка на достоверность необходима для установления соответствия условиям реального мира. Точность модели характеризует  степень совпадения описания параметров оригинала с их действительными  значениями. Чем точнее модель, тем  она дороже. Вместе с тем точная модель не дает гарантии подготовки эффективного решения, так как человек может  неправильно понять или не согласиться  с ее рекомендациями. Полнота модели определяется количеством формализованных параметров оригинала. Следует помнить, что формализация обычно предполагает упрощение, которое вносит ошибку в конечный результат. Необходимо следить за тем, чтобы упрощения реальной системы не препятствовали раскрытию сущности событий и не исключали ключевых элементов.

Эффективность модели бывает экономической и организационной. Экономическая эффективность оценивается  на основании соотношения затрат па процесс разработки управленческих решений без использования модели и при ее использовании. Организационная  эффективность проявляется в  сокращении сроков подготовки решения  или уменьшении числа работников, участвующих в выполнении задания. Неправильно построенная модель неадекватно отражает реальный мир. Признаками неадекватности модели являются противоречивые выводы и невозможность  найти решение.

По характеру связей с  реальными объектами модели подразделяются на следующие типы:

описательные - вербальные или  словесные модели, например модель развития социально-экономической  ситуации;

изобразительные модели, такие  как макет парка, микрорайона  города, глобус;

модели-аналоги, в которых  набор одних свойств используется для отображения набора других: графики, схемы информационных и финансовых потоков;

функциональные модели, т. е. модели, воспроизводящие все основные особенности функционирования реальной системы, но отличающиеся от нее по какому-то признаку;

символические модели — отображают свойства изучаемой системы с  помощью математических и логических символов.

Методы разработки и выбора управленческих решений включают три  набора процедур:

разработка, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль, информирование и архивирование;

корректировка ранее разработанных  решений, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль, информирование и архивирование;

выбор из набора предыдущих решений, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль и архивирование

 

1.3 Модель проблемной  ситуации

 

Как только лицо принимающее  решение (ЛПР) осознало важность и срочность  проблемы, которую ему предстоит  решать, оценило принципиальную возможность  выделить на ее решение активные ресурсы, у него обычно возникает желание  устранить проблему в кратчайшие сроки. В таком случае ЛПР приходит в состояние кризиса. Это напряжение обусловлено стремлением ЛПР найти ответы сразу на несколько вопросов. Среди этих вопросов на первом месте стоят те, которые относятся:

к существу проблемы;

к рациональной последовательности действий по разработке решений (с чего начать?);

к информационному обеспечению  процесса управления (какую информацию, какого качества, к какому сроку  и откуда получить?);

к распределению активных ресурсов (какие конкретно из активных ресурсов, когда, где, для чего и в  каком количестве задействовать?);

к контролю над ходом операции, к вопросам оказания своевременной  помощи и оценки эффективности;

«Подобное психологическое  затруднение, в котором оказывается  ЛПР, стремясь разрешить проблему, состояние  творческого поиска, обусловленное  необходимостью отыскания ответов  на столь разные и все же тесно  переплетающиеся вопросы, будем  называть проблемной ситуацией.4»

Согласно системному подходу, чтобы подойти к разрешению проблемы с научных позиций, ЛПР следует  построить модель проблемной ситуации. Вкачестве модели проблемной ситуации примем совокупность взаимосвязанных вербальных и формальных задач обоснования решений, последовательное решение которых приведет к желаемой цели - выбору наилучшей альтернативы, т.е. наилучшего решения.

Термин, наилучшее решение, будет обозначать для нас следующее  понятие. Это такое решение, которое  в наилучшей степени обеспечивает удовлетворение потребностей ЛПР при  заданной (сложившейся) проблемной ситуации; наилучшее решение всегда считается  ЛПР не менее предпочтительным, чем  любая из альтернатив. При рассмотрении модели проблемной ситуации под задачей  будем понимать упорядоченное высказывание (вербальное или формальное), состоящее  из двух частей. Первая часть - это то, что известно, а вторая - то, что  не известно, но требуется найти.

Соответственно в зависимости  от формы описания будем различать  вербальную и формальную (или математическую) постановки задачи. Ясно, что формальную постановку задачи, можно получить только на основе вербальной.

Для того чтобы получить математическую постановку задачи вводят идентификаторы, обозначающие переменные и константы, а фигурирующие в вербальных высказываниях  физические, экономические, социальные и другие связи моделируют введением  логических, арифметических, алгебраических и математических соотношений между  переменными и константами. Области  допустимых значений управляемых и  неуправляемых факторов моделируют проявления законов природы, ограничения  на активные ресурсы и проч. Эти  ограничения формируются уравнениями  и неравенствами соответствующего вида.

Таким образом, постановка задачи - это тоже парадигма, т.е. шаблон, который  мы накладываем на самые разнообразные  вопросы исследования, выделяя отдельно то, что дано, и четко обозначая, что требуется найти. А раз  так, то обе формы постановки задачи можно сравнивать по общим для  парадигм характеристикам, а именно — но оперативности задания, полноте, достоверности (адекватности) и др.

Характеристики частных  задач модели проблемной ситуации представлены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1. Характеристики частных задач модели проблемной ситуации

Наименование задачи

Цель решения задачи

Вербальная постановка задачи

   

Дано

Найти

Задача анализа проблемы

Обеспечение принципа цели. Выбор наиболее актуальной проблемы из списка проблем и формирование критерия

Список проблем, представления  ЛПР об актуальности и срочности  их решения, собственных возможностях и предпочтениях

Описание предстоящей  операции, ее ожидаемых результатов, критериев оценки эффективности

Задача моделирования "механизма  ситуации"

Обеспечение принципа измерения. Получение в заданных шкалах оценок результатов применения альтернатив

Результаты анализа проблемы, оценки условий проведения операции, сведения о природе факторов и  о закономерностях их взаимосвязи  в операции

Тип модели, типы шкал для  получения результатов и основные соотношения моделирования

Задача получения информации

Обеспечение принципа информации достаточности. Информационная поддержка  процесса разработки решений

Результаты анализа проблемы, результаты моделирования механизма  ситуации

Источники получения информации, способы обращения к источникам информации и формы представления  информации

Задача формирования исходного  множества альтернатив

Обеспечение принципа свободы

Результаты анализа проблемы, результаты выбора решений

Сформировать несколько  альтернативных вариантов решения  проблемы (не менее двух альтернатив)

Задача моделирования  предпочтений

Обеспечение принципа оптимальности

Цель операции, результатов  моделирования механизма ситуации

Модель предпочтений ЛПР

Задача выбора

Принятие решения

Цель операции, множество  альтернатив

"Наилучшая альтернатива"

Задача оценки фактической  эффективности решений

Обобщение и передача опыта

Фактические результаты проведенной  операции, оценка фактической эффективности

Выводы о значимости достигнутых  успехов или причинах неудач, корректировки  ранее принятых решений


 

Задача анализа проблемы. Это наиболее ответственная часть  модели проблемной ситуации. Решение  задачи предполагает на начальном этапе  содержательный анализ проблемы с целью  проверки ее на истинность, чтобы не взяться за решение мнимой, неактуальной проблемы. После этого проводят вербальное описание выбранной проблемы и вербально  формулируют цель предстоящих действий. Окончательным результатом решения  задачи будет формально заданная цель и критерии оценки. Работая  над этой задачей, ЛПР должно принять  как еще одну аксиому и верить в то, что решение проблемы всегда есть. Это решение может оказаться  очень хорошим, хорошим или не очень, но оно всегда есть. Следовательно, ЛПР остается только найти это  решение проблемы. Технологически задача анализа проблем предполагает составление  списка проблем, выбор наиболее важной цели предстоящих действий проблемы и трансформацию ее в четко  сформулированный вопрос (задачу), одинаково  понимаемый всеми, кто участвует  в разработке решения (ЛПР, исследователь, эксперты). Если ЛПР убеждено, что  выбранная проблема действительно  является ключевой, то ее надо сформулировать.

Задача моделирования  механизма ситуации решается одновременно с задачей получения информации. Механизм ситуации устанавливает связь  между описанием альтернатив  и значениями критериев (или результатов). Сама задача моделирования механизма  ситуации содержательно включает определение  перечня управляемых и неуправляемых  факторов; определение ведущего типа механизма ситуации (однозначный  или многозначный) и ведущего типа неопределенностей; выбор типов  шкал для результатов; построение моделей  для получения значений результатов  в выбранных шкалах.

Здесь потребуется решить два принципиальных вопроса: каков тип модели (или определение совокупности моделей) и каковы основные соотношения для моделирования. При поиске ответов на эти вопросы полезна знать, что преобразование исходных данных для моделирования в искомые результаты моделирования в любых моделях может быть осуществлено посредством всего лишь трех типов действий:

декларативное задание недостающих  данных;

применение математических преобразований;

статистическое наблюдение или эксперимент. Каждому из указанных  способов получения информации

Каждому из указанных способов получения информации можно поставить  в соответствие один из наиболее часто  встречающихся типов моделей, а  именно: имитационные, аналитические, статистические. Если информация задана в наиболее агрегированной форме, в  количественных шкалах, обычно применяют  аналитические модели. Там, где работают с фактическим материалом, чаще используют статистическое, или имитационное моделирование.

Информация о работе Описание и анализ проблемной ситуации