Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 23:23, курсовая работа
Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием.
В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития.
Процесс управления организацией включает в себя процесс планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Эти функции объединены между собой двумя связующими процессами: обмена информацией и принятием решения.
Введение
1. Анализ проблемной ситуации
2. Описание проблемной ситуации
2.1 SWOT-анализ деятельности ЗАО "АКСИТ"
2.2 Матрица SWOT-анализа
2.3 Матрица классификации факторов проблемной ситуации
2.4 Матрица опроса
2.5 Матрица преобразованных рангов
2.6 Дерево решений
3. Организация и контроль принятия решения
Заключение
Список литературы
В зависимости от уровня управляющего субъекта могут меняться сфера обязательного применения его решений и круг объектов, на которые оно распространяется. Решения требуют их тщательной и всесторонней подготовки, на которую уходит много сил и средств. Тем не менее успеха можно достичь не всегда из-за невозможности учесть все факторы, предопределяющие результат и воздействовать на них. Эффективное решение должно быть: простым, логичным, экономичным и своевременным; устраняющим причины, а не следствия проблемы.
1.2 Сущность и характеристика модели
«Модель - это упрощенное представление товара, операции (или их отдельных сторон), используемое с целью снижения затрат и(или) риска при изучении, диагностике, оптимизации объекта моделирования. Необходимо отметить, что существуют области деятельности, где главным аргументом в пользу использования моделей является не снижение затрат, а обеспечение безопасности таких исследований. Например, в области безопасности систем эксперименты на самих системах просто недопустимы. В свою очередь, как будет показано ниже, безопасность является одной из составляющих любого корректного решения.2»
«Модель - упрощенное представление предмета, системы или процесса в форме, отличной от формы целого. Модель упрощает реальную ситуацию и тем самым позволяет ее анализировать. Как научная абстракция варианта решения модель позволяет проводить опыты для изучения конкретных особенностей явления, процесса. Изменяя некоторые характеристики или параметры в модели, изучают поведение объекта и анализируют влияние различных факторов. В модели функционирования объекта выявляются факторы, от которых зависит работа системы. Выбор конкретной модели определяет характер исследуемой проблемы и вырабатываемого решения. Модели позволяют лучше понять объективную реальность и разработать рациональный план действий. Они менее сложны, чем моделируемые объекты, и позволяют руководителям лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение.3»
К моделям предъявляются противоречивые требования:
полнота модели предполагает
такую развернутость и
точность модели необходима потому, что если задача ставится абстрактно, в общем виде, то она не выполняется вообще или выполняется формально;
глубина отражения первоначальной идеи характеризует модель с точки зрения представленности в ней всей динамики предстоящей деятельности;
стрессоустойчивостъ и прочность модели предполагает способность исполнителя четко реализовать план действий, сложившийся в его сознании, в любых сложных ситуациях;
гибкость модели учитывает, что абсолютно жесткий, неподдающийся образ может быть приемлемым в застывших и неизменных структурах, которых в природе и обществе нет и быть не может;
согласованность модели решения связана с тем, что исполнитель чаще всего выполняет решение в одиночку, поэтому его действия должны согласовываться по задачам, времени, месту и тому подобному с другими исполнителями.
Каждую модель необходимо периодически проверять на достоверность, точность, полноту и эффективность. Проверка на достоверность необходима для установления соответствия условиям реального мира. Точность модели характеризует степень совпадения описания параметров оригинала с их действительными значениями. Чем точнее модель, тем она дороже. Вместе с тем точная модель не дает гарантии подготовки эффективного решения, так как человек может неправильно понять или не согласиться с ее рекомендациями. Полнота модели определяется количеством формализованных параметров оригинала. Следует помнить, что формализация обычно предполагает упрощение, которое вносит ошибку в конечный результат. Необходимо следить за тем, чтобы упрощения реальной системы не препятствовали раскрытию сущности событий и не исключали ключевых элементов.
Эффективность модели бывает
экономической и
По характеру связей с реальными объектами модели подразделяются на следующие типы:
описательные - вербальные или словесные модели, например модель развития социально-экономической ситуации;
изобразительные модели, такие как макет парка, микрорайона города, глобус;
модели-аналоги, в которых
набор одних свойств
функциональные модели, т. е. модели, воспроизводящие все основные особенности функционирования реальной системы, но отличающиеся от нее по какому-то признаку;
символические модели — отображают свойства изучаемой системы с помощью математических и логических символов.
Методы разработки и выбора управленческих решений включают три набора процедур:
разработка, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль, информирование и архивирование;
корректировка ранее разработанных решений, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль, информирование и архивирование;
выбор из набора предыдущих решений, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль и архивирование
1.3 Модель проблемной ситуации
Как только лицо принимающее
решение (ЛПР) осознало важность и срочность
проблемы, которую ему предстоит
решать, оценило принципиальную возможность
выделить на ее решение активные ресурсы,
у него обычно возникает желание
устранить проблему в кратчайши
к существу проблемы;
к рациональной последовательности действий по разработке решений (с чего начать?);
к информационному обеспечению процесса управления (какую информацию, какого качества, к какому сроку и откуда получить?);
к распределению активных ресурсов (какие конкретно из активных ресурсов, когда, где, для чего и в каком количестве задействовать?);
к контролю над ходом операции, к вопросам оказания своевременной помощи и оценки эффективности;
«Подобное психологическое затруднение, в котором оказывается ЛПР, стремясь разрешить проблему, состояние творческого поиска, обусловленное необходимостью отыскания ответов на столь разные и все же тесно переплетающиеся вопросы, будем называть проблемной ситуацией.4»
Согласно системному подходу, чтобы подойти к разрешению проблемы с научных позиций, ЛПР следует построить модель проблемной ситуации. Вкачестве модели проблемной ситуации примем совокупность взаимосвязанных вербальных и формальных задач обоснования решений, последовательное решение которых приведет к желаемой цели - выбору наилучшей альтернативы, т.е. наилучшего решения.
Термин, наилучшее решение,
будет обозначать для нас следующее
понятие. Это такое решение, которое
в наилучшей степени
Соответственно в зависимости от формы описания будем различать вербальную и формальную (или математическую) постановки задачи. Ясно, что формальную постановку задачи, можно получить только на основе вербальной.
Для того чтобы получить математическую
постановку задачи вводят идентификаторы,
обозначающие переменные и константы,
а фигурирующие в вербальных высказываниях
физические, экономические, социальные
и другие связи моделируют введением
логических, арифметических, алгебраических
и математических соотношений между
переменными и константами. Области
допустимых значений управляемых и
неуправляемых факторов моделируют
проявления законов природы, ограничения
на активные ресурсы и проч. Эти
ограничения формируются
Таким образом, постановка задачи - это тоже парадигма, т.е. шаблон, который мы накладываем на самые разнообразные вопросы исследования, выделяя отдельно то, что дано, и четко обозначая, что требуется найти. А раз так, то обе формы постановки задачи можно сравнивать по общим для парадигм характеристикам, а именно — но оперативности задания, полноте, достоверности (адекватности) и др.
Характеристики частных задач модели проблемной ситуации представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Характеристики частных задач модели проблемной ситуации
Наименование задачи |
Цель решения задачи |
Вербальная постановка задачи | |
Дано |
Найти | ||
Задача анализа проблемы |
Обеспечение принципа цели. Выбор наиболее актуальной проблемы из списка проблем и формирование критерия |
Список проблем, представления ЛПР об актуальности и срочности их решения, собственных возможностях и предпочтениях |
Описание предстоящей операции, ее ожидаемых результатов, критериев оценки эффективности |
Задача моделирования "механизма ситуации" |
Обеспечение принципа измерения. Получение в заданных шкалах оценок результатов применения альтернатив |
Результаты анализа проблемы, оценки условий проведения операции, сведения о природе факторов и о закономерностях их взаимосвязи в операции |
Тип модели, типы шкал для
получения результатов и |
Задача получения информации |
Обеспечение принципа информации достаточности. Информационная поддержка процесса разработки решений |
Результаты анализа проблемы, результаты моделирования механизма ситуации |
Источники получения информации, способы обращения к источникам информации и формы представления информации |
Задача формирования исходного множества альтернатив |
Обеспечение принципа свободы |
Результаты анализа проблемы, результаты выбора решений |
Сформировать несколько альтернативных вариантов решения проблемы (не менее двух альтернатив) |
Задача моделирования предпочтений |
Обеспечение принципа оптимальности |
Цель операции, результатов
моделирования механизма |
Модель предпочтений ЛПР |
Задача выбора |
Принятие решения |
Цель операции, множество альтернатив |
"Наилучшая альтернатива" |
Задача оценки фактической эффективности решений |
Обобщение и передача опыта |
Фактические результаты проведенной операции, оценка фактической эффективности |
Выводы о значимости достигнутых успехов или причинах неудач, корректировки ранее принятых решений |
Задача анализа проблемы.
Это наиболее ответственная часть
модели проблемной ситуации. Решение
задачи предполагает на начальном этапе
содержательный анализ проблемы с целью
проверки ее на истинность, чтобы не
взяться за решение мнимой, неактуальной
проблемы. После этого проводят вербальное
описание выбранной проблемы и вербально
формулируют цель предстоящих действий.
Окончательным результатом
Задача моделирования
механизма ситуации решается одновременно
с задачей получения
Здесь потребуется решить два принципиальных вопроса: каков тип модели (или определение совокупности моделей) и каковы основные соотношения для моделирования. При поиске ответов на эти вопросы полезна знать, что преобразование исходных данных для моделирования в искомые результаты моделирования в любых моделях может быть осуществлено посредством всего лишь трех типов действий:
декларативное задание недостающих данных;
применение математических преобразований;
статистическое наблюдение или эксперимент. Каждому из указанных способов получения информации
Каждому из указанных способов получения информации можно поставить в соответствие один из наиболее часто встречающихся типов моделей, а именно: имитационные, аналитические, статистические. Если информация задана в наиболее агрегированной форме, в количественных шкалах, обычно применяют аналитические модели. Там, где работают с фактическим материалом, чаще используют статистическое, или имитационное моделирование.