Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 10:49, курсовая работа
Для обеспечения эффективной деятельности и увеличения конкурентоспособности предприятия на рынке, ему необходимо грамотно использовать такой инструмент как ценообразование, основанный на анализе и оценке состояния и перспектив развития спроса, предложения, цен, конкуренции на рынке, где действуют потенциальные партнеры и где предполагается функционирование предприятия.
Оптимизация системы ценообразования и ценовой политики является одним из важных элементов преобразований, способствующих нормальному функционированию предприятий в изменяющихся организационно-экономических условиях.
В свете вышесказанного, управление процессом ценообразования является для современных предприятий особо актуальной и значимой задачей, требующей пристального внимания и решения.
Введение…………………………………………………………………….........3
Глава 1. Теоретические основы ценообразования на предприятии (цели, задачи, методы: рыночный, затратный)……………………………………...……….5
1.1. Понятие и сущность ценообразования, функции, стратегия…………..………5
1.2. Основные подходы, методы и принципы ценообразования……………..…..20
Глава 2. Обоснование выбора политики ценообразования на кризисном предприятии (эффективная стратегия и политика ценообразования, анализ цен, сравнение методов)…………………………………………………………...……….44
2.1. Эффективные ценовые стратегии в маркетинге……………………………..…44
2.2. Обоснование ценовой политики компании методом тестирования цены в условиях экономического кризиса (на примере рынка алкогольной продукции)………………………………………………………………….…………61
Заключение………………………………………………………………..…….73
Список использованных источников………………………
1) Политика цен - общие цели, которые продавец собирается достичь с помощью реализации товара по установленным ценам.
2) Стратегия ценообразования – это согласованный общий план действий из совокупности наиболее важных решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике.
На основе стратегии разрабатывается тактика ценообразования – это система конкретных практических мер и комплекс действий, обеспечивающих реализацию выбранной стратегии по управлению ценами на товары, исходя из сложившейся на определенный момент рыночной ситуации и включающих в себя реализацию целей продавца на каждом рынке и по каждому товару на заданный отрезок времени. На рисунке 4 изображена комплексная структура механизма ценообразования.
Рис.4. Структура механизма ценообразования [28].
C целью реализации выбранной стратегии ценообразования определяется методика формирования цен – это совокупность конкретных способов, рекомендаций, средств и инструментария в рамках действующей методологии механизма ценообразования. Методика [28] – это составной элемент методологии, который объединяет целый ряд методов формирования цен: рыночный, затратный, административный, параметрический. Каждая методика имеет свои особенности в зависимости от уровня управления, видов цен и товара. Метод [28] (от греч. methodos) совокупность приемов или способов познания и освоения действительности, направленных на выполнение определенной цели.
На основе разработки и применения соответствующих методов реализуются адекватные рыночным отношениям единые принципы ценообразования, то есть постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе. Среди важнейших принципов ценообразования выделяют следующие: [28]
1) Принцип обоснованности, который состоит в необходимости анализа и учета в ценообразовании рыночных факторов и объективных экономических законов развития рыночной экономики (закон стоимости, закон спроса и предложения).
2) Принцип единства обеспечивает единую методику расчета цен для определенного вида товара соответствующую условиям реализации.
3) Принцип целенаправленности состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных задач и проблем, которые должны решаться с помощью цен.
4) Принцип контроля имеет целью проверку правильности применения установленных законодательством общих для всех продавцов правил ценообразования и реализуется, в частности, при государственном регулировании цен.
5) Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в постоянной необходимости формирования цены на товар в кругообороте экономических процессов, например, протекающих по схеме «товар-деньги-товар».
Таким образом, стратегия и тактика ценообразования предполагают практические действия для реализации задач. Методология, методика, методы и принципы систематизируют научно- теоретическое обоснование этих действий. Совместно они образуют согласованную систему механизма ценообразования.
Важным фактором успешной ценовой политики предприятия на любом отдельно взятом рынке является не только грамотная оценка конъюнктуры рынка и установление ценовой политики в зависимости и стратегии компании, но и адекватная оценка издержек как своих собственных, так и конкурентов. Для этих целей экспертный совет Международного центра торговли ЮНКТАД предлагает ряд альтернативных методов определения издержек и цены в целях международной торговли. Среди данных методов наиболее широко используемыми являются следующие:
1) затратные методы;
2) рыночные методы;
3) параметрические методы.
На рисунке 5 изображена схема классификации методов ценообразования и содержание каждого типа методов.
Рис. 5. Классификация методов ценообразования [29].
Рассмотрим подробно каждый из типов методов.
Затратные методы ценообразования.
К затратным методам можно отнести следующие:
1) метод полных издержек;
2) метод прямых затрат;
3) метод предельных издержек;
4) метод на основе анализа безубыточности;
5) метод учета рентабельности;
6) метод надбавки к цене.
Суть метода, основанного на определении полных издержек (метод «издержки плюс»), состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить. Пример расчета цены единицы продукции методом полных издержек приведен в таблице 1.
Таблица 1.
Условный пример определения цены методом полных затрат, тыс. руб. [29].
Переменные (прямые) издержки: на материалы на рабочую силу Постоянные (накладные) расходы Итого затрат Ожидаемая прибыль Ожидаемый доход от реализации |
9000 1000 3800 13 800 60 16 560 |
Месячное производство продукции, шт. Цена единицы продукции, руб. |
1000 16,56 |
Если предприятие отталкивается от определенного процента рентабельности производства продукции, то расчет продажной цены может быть произведен по следующей формуле [28]:
где Р — продажная цена;
С — полные издержки на единицу продукции;
R — ожидаемая (нормативная) рентабельность.
Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных издержек (например, арендной платы), которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для производства данного товара, — условный, и он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия.
В связи с этим на практике используются различные способы распределения постоянных затрат:
1) пропорционально заработной плате производственных рабочих;
2) пропорционально затратам на материалы;
3) пропорционально переменным издержкам.
Предположим, фирма производит три вида товаров. Данные о количестве производимых ею товаров, переменных затратах и полной себестоимости приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Условный пример распределения постоянных затрат, руб. [29].
Товар А |
Товар Б |
Товар В |
Всего | |
1. Количество единиц |
10000 |
20000 |
5000 |
35000 |
2. Переменные издержки - всего: |
20100 |
42000 |
205000 |
267100 |
на зарплату производственных рабочих |
3500 |
8000 |
12000 |
23500 |
на материалы |
16600 |
34000 |
8500 |
59100 |
3. Общие постоянные издержки |
55000 | |||
4. Распределение
постоянных издержек между |
||||
4.1 Пропорционально зарплате производственных рабочих |
892 |
18723 |
28085 |
55000 |
4.2. Пропорционально затратам на материалы |
15448 |
31641 |
7911 |
55000 |
4.3. Пропорционально переменным издержкам |
13384 |
27966 |
13650 |
55000 |
5. Общая себестоимость при распределении постоянных издержек: |
||||
по способу 4.1. |
28292 |
60723 |
48585 |
|
по способу 4.2. |
35548 |
73641 |
28411 |
|
по способу 4.3. |
33484 |
69966 |
34150 |
Таблица 3.
Условный пример определения цены с учетом способа распределения постоянных затрат, руб. [29].
Себестоимость единицы |
Прибыль на единицу |
Цена единицы | |||||||
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В | |
по способу 4.1. |
2.83 |
3.04 |
9.72 |
0.42 |
0.46 |
1.46 |
3.25 |
3.5 |
11.18 |
по способу 4.2. |
3.55 |
3.68 |
5.68 |
0.53 |
0.55 |
0.85 |
4.08 |
4.23 |
6.53 |
по способу 4.3. |
3.35 |
3.5 |
6.83 |
0.5 |
0.53 |
1.02 |
3.85 |
4.03 |
7.85 |
Таким образом, каждая из трех рассчитанных цен, с учетом различных способов отнесения на себестоимость полных затрат, является вполне обоснованной, но какую цену выберет предприятие, зависит от того, какая ситуация сложилась на рынке (конкуренты, спрос и т.д.).
Методика расчета цен на основе полных издержек является одной из самых популярных среди большинства предприятий России, так как достаточно проста и удобна. Также к достоинствам данного метода ценообразования относят:
Снижение ценовой конкуренции. Если этим методом пользуется большинство фирм отрасли, то их цены, скорее всего, будут схожими, поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму.
Равенство покупателей и продавцов. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли.
Информация о работе Подходы к ценообразованию на кризисных предприятиях