Роль и функции государства в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:43, реферат

Описание работы

Для антикризисного управления необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высоко-квалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние отдельных предприятий и экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:
правовое -- создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;

Файлы: 1 файл

Роль и функции государства в антикризисном управлении.docx

— 76.64 Кб (Скачать файл)

 

 Роль и функции государства  в антикризисном управлении

Антикризисное управление -- это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства.

Для антикризисного управления необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высоко-квалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние отдельных предприятий и экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:

правовое -- создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;

методическое -- методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;

информационное -- учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;

экономическое и административное - применение эффективных мер и  методов воздействия на экономику  с целью ее стабилизации;

организационное - создание условий для цивилизованного  разрешения всех споров по поводу несостоятельности  должника;

социальное - социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;

кадровое -- поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями (административных и арбитражных управляющих), повышение уровня их квалификации;

экологическое -- защита окружающей предприятия природной среды от загрязнения в результате осуществления ими своей деятельности.

С целью стабилизации экономики  применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий: экономические -налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; административные -- принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

Государственное регулирование  предполагает проведение экономической  политики по различным направлениям.

1. Фискальная (бюджетная)  политика представляет собой  регулирование с помощью государственного  бюджета и налогообложения, т.е.  предусматривается установление  на определенном уровне степени  зависимости предприятия от бюджета.  Такая политика проявляется в  следующем:

в период спада производства - в увеличении государственных программ по оказанию поддержки важным для  экономики предприятиям;

в период подъема -- в уменьшении налогов с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного  спроса населения и возможностей для инвестирования у предприятий, а следовательно, к оживлению экономики;

в любой период -- в налоговом регулировании, которое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства;

2. Структурная политика  реализуется в процессе приватизации  имущества государственных предприятий.  В этой области намечены следующие  направления: усиление роли государства  в процессе реформирования отношений  собственности, усиление государственного  контроля в государственном секторе  экономики. Особенно это касается  тех предприятий, которые обеспечивают  научно-техническую и технологическую  независимость страны как неотъемлемую  часть национальной безопасности.

3. Финансово-кредитная политика  представляет собой целенаправленное  управление государства банковским  процентом, денежной массой и  кредитами, которые, в свою  очередь, воздействуют на потребительский  и инвестиционный спрос. Она  выражается в оказании финансовой  поддержки на безвозмездной основе  и на условиях льготных кредитов  жизненно важным для экономики  предприятиям.

4. Научно-техническая политика  состоит в обеспечении комплексного  развития науки и техники, что  предполагает следующие меры: выбор  приоритетных направлений в развитии  науки и техники; государственная  поддержка их развития путем  финансирования; совершенствование  системы оплаты труда научных  работников; и др.

Промышленная политика направлена на преобразование отраслевой структуры  промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона, в том числе на реструктуризацию предприятий, формирование системы  информационной поддержки промышленности.

Амортизационная политика -- это оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.

Инвестиционная политика нацелена на регулирование темпов роста  производства, ускорение НТП, изменение  отраслевой структуры экономики.

Прогнозирование и планирование занимают не последнее место в  системе государственного регулирования. Индикативное планирование, основанное на анализе развития экономики предприятий, осуществляется в соответствии с  имеющимися ресурсами. Результатом  являются основные показатели в плановом периоде: темпы роста дохода, уровень  инфляции, безработицы, МРОТ, процентные ставки и др.

Ценовая политика состоит  в регулировании цен на важнейшие (первой необходимости) товары и услуга и на продукцию монополистов с  помощью определения предельных или фиксированных цен.

Внешнеэкономическая политика предполагает обеспечение условий  для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных  предпринимателей на мировой рынок  с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов.

Социальная политика является одним из важнейших направлений  государственного регулирования. Так, в 2000 г. на финансирование социально-экономического развития регионов России, включая  антикризисное управление, отдельной  строкой в бюджете выделено 2 млрд руб.

Однако нельзя забывать и  о таких проблемах антикризисного управления, как неприятие руководителей  предприятии давления со стороны  местной администрации, нежелание  раскрыть финансовую и производственную информацию о своем бизнесе, убежденность в том, что в условиях экономической  нестабильности составлять программы  финансового оздоровления предприятий  бесперспективно, отсутствие опыта  у руководителей в подготовке конкретных финансовых предложений.

Антикризисное управление -- многогранная функция менеджмента, состоящая в использовании правительством всех уровней имеющихся в его распоряжении полномочий по всему фронту экономики с целью ее стабилизации.

2. Виды государственного регулирования  кризисных ситуаций

Любое вмешательство государства  в экономику связано вопросом: как оно это делает? Ответ на этот вопрос обычно связывают с нормативно-законодательной  деятельностью, финансовым регулированием, деятельностью в сфере производства и перераспределением доходов.

Нормативно-законодательная  деятельность. «Экономической конструкцией»  по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Это образное выражение очень точно и емко характеризует особо важное значение ГК в регулировании экономики страны. Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации».

Застой, или стагнация, производства связан с неустойчивым финансовым положением предприятия. Причинами могут быть отсутствие или недостаток оборотных  средств, рост просроченной и дебиторской  задолженности, другие обстоятельства, ведущие к прекращению платежей по своим обязательствам, т. е. к банкротству.

Защита интересов государства  как собственника в отношении  федеральных предприятий, а также  предприятий, в уставном капитале которых  есть доля государства, была возложена  на Федеральное управление по делам  несостоятельности (банкротства) при  Госкомимуществе России (ныне Мингосимущество  России).

К числу важных нормативных  актов, направленных на преодоление  кризисных ситуаций в различных  сферах жизнедеятельности общества, следует отнести Указ Президента Российской Федерации «О деятельности исполнительных органов по преодолению  кризиса власти», постановление  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О кризисном  положении в российской науке», постановление  Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О кризисе  платежеспособности в экономике  Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации «О мерах по преодолению кризисной ситуации на предприятиях текстильной и легкой промышленности» и от 14 июля 1996 г. и др.

В условиях кризиса особое значение приобретает государственное  нормативное регулирование в  сфере социальных ценностей. Это  вмешательство государства вытекает из объективной необходимости поддержания  в экстремальных ситуациях эффективности  и справедливости рынка, в получении  потребителями необходимой и  достоверной информации. Оно требуется  в связи с ростом опасных для  здоровья и жизни людей причин. Поэтому государство ужесточает режим контроля за соблюдением законов и нормативных актов, связанных с производством и реализацией алкогольных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной электробытовой техники.

Исключительно велика роль государства в регулировании  таких сторон социальной жизни, как  занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с  помощью широкого арсенала законодательных  и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.

Финансовое регулирование. Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или  государства, а также источниками  доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В  стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Бюджетная политика определяется рядом специфических факторов и  прежде всего экономическим и  финансовым кризисом. Из этого следует, что она не может восприниматься как типичный случай, свойственный развитой рыночной экономике.

Глубина и продолжительность  кризисов на предприятии во многом порождены, во-первых, просчетами в  выборе системы и механизмов назревших  преобразований; во-вторых, отсутствием  четкой целевой ориентации и, в-третьих, игнорированием мирового опыта регулирования  экономики.

В ходе исполнения бюджета  самому значительному сокращению подвергаются программы, которые государство  обязано финансировать. Следствием этого является снижение уровня заработной платы и задержки ее выплаты, упадок здравоохранения и образования, других жизненно важных отраслей.

Механизм корректировки  денежных процессов сложен. Главный  акцент в современных программах управления деньгами делается на изменении  их предложения, т. е. на ускорении или  замедлении темпов денежной эмиссии. Контроль за этими процессами носит не прямой, а косвенный характер.

В России сейчас наблюдается  дефицит не денег, а финансового  капитала. Он выражается в дефиците пассивов банковских и небанковских финансовых институтов относительно спроса на денежные средства. Основной причиной этого является отсутствие достаточных  вложений населения (домашних хозяйств) и предпринимателей.

Вместе с тем из кризисной  ситуации есть несколько способов выхода. Первый -- постепенно восстановить утраченные сбережения. Второй - стимулировать привлечение новых накоплений граждан в банки и небанковские финансовые институты. Третий - привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования. Четвертый -- использование широко распространенной на Западе практики учета и переучета векселей.

Указанные способы регулирования  имеют как преимущества, так и  недостатки. Первый способ не ведет  к инфляции, но способствует росту  государственного долга. Кроме того, он практически не увеличивает финансовый капитал, так как восстановление сбережений населения происходит в  основном через заимствование денег  у самого же населения. Второй способ также не грозит инфляцией, но растягивает  на продолжительный срок процесс  роста финансового капитала. Это  на годы сохранит проблему неплатежей, дефицита источников финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал. Третий способ может смягчить проблему, но он ставит в зависимость финансирование экономики от конъюнктуры мирового рынка. Четвертый способ у нас  в стране практически не действует.

Преодоление финансового  кризиса требует надежной опоры  на государство: его регулирующие методы становятся решающим фактором.

Производство. Преодоление  кризисного состояния требует создания материальной основы для повышения  уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический  прогресс. Он, в свою очередь, находится  под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в  качество окружающей среды.

Обеспечить решение этой задачи может только государство. Никакой  другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры  народного хозяйства, внедрения  достижений научно-технического прогресса  на предприятие, преодоления сырьевой направленности экспорта.

Информация о работе Роль и функции государства в антикризисном управлении