Роль и функции государства в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:43, реферат

Описание работы

Для антикризисного управления необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высоко-квалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние отдельных предприятий и экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:
правовое -- создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;

Файлы: 1 файл

Роль и функции государства в антикризисном управлении.docx

— 76.64 Кб (Скачать файл)

государственного управления становится не ориентация на конеч-

ные, пусть даже очень прогрессивные  цели (типа — «построения

правового государства»), а разработка антикризисной программы

оперативного реагирования, внедрение  в жизнь оптимальных про-

цедур поиска и согласованного принятия управленческих решений

всех уровней, предусмотрение в  этих процедурах реальных возмож-

ностей корректировки ошибок и  учета случайностей.

Антикризисные меры должны приостанавливать, минимизировать

разрушение образа жизни людей, предусматривать компенсацию

потерь, вызванных управляющим  воздействием на экономическую,

финансовую, духовную среду обитания. Каждому управленцу необ-

ходимо осознать: важным обобщающим показателем социальной

эффективности управления являются прогрессивные  изменения в

образе жизни населения. Государственная политика, противореча-

щая этому началу, оказывается недееспособной. Думается, назрела

объективная необходимость в серьезной  корректировке критериев

оценки эффективности деятельности властно-управляющих струк-

тур, закрепление их в соответствующих  законодательных актах,

придание им тем самым юридической  силы.

Говорить о необходимости не упускать из виду национальный

вопрос — жизненно острый, конфликтогенный  — значит ломиться в

открытую дверь. Центральная Россия стала местом прибежища не

только русских, но и многих представителей других народов, бежав-

ших от войны, позора, страха за свою жизнь  и жизнь своих детей.

Приютив их, Россия пытается решить непростые  вопросы с жильем,

работой. И не всегда успешно, умело.

4.4. Преодоление кризисов государственного управления

Эффективное управление требует уделять  повышенное внимание

выявлению проблемы. Раннее распознавание  признаков кризисных

ситуаций становится основной задачей  антикризисного управления.

Упорядочению конфликтов органами государственной власти и

управления способствует правовое обеспечение их деятельности,

установление демократической  процедуры законотворчества, дейст-

вие всех государственных органов  в рамках и на основе закона,

соблюдение правовых процедур разрешения споров — все, что со-

ставляет фундаментальную основу и вектор движения общественно-

политической системы к правовому  государству, цивилизованному

правопорядку.

Другим, не менее важным, средством  профилактики кризисных

ситуаций является упорядочение правового  статуса государственных

органов, других институтов политической системы, включая партии,

общественные организации и  движения, местное самоуправление,

конкретизация правополномочий различных  участников обществен-

ной деятельности, коррекция __________и  развитие их взаимосвязей.

92

Однако правовые нормы при всей их значимости не могут быть

абсолютными вариантами конструктивного и оперативного взаимо-

действия различных ветвей государственной  власти. При помощи

только конституционных статей невозможно предотвратить кризисы

государственного управления, вплоть до государственного перево-

рота. Политические действия часто  развиваются по собственной

логике — логике политической целесообразности, которая может

быть не отрегулирована правовыми нормами или выходить из пра-

вовых рамок. Поэтому наряду с правовыми немаловажную роль

играют и политические нормы  — правила отношений, не имеющие

юридического характера, разного  рода устные и письменные догово-

ренности и соглашения между  политиками. Политика как процесс  и

деятельность реального властвования, государственное управление

должны во избежание кризисных ситуаций подчиняться политико-

правовым нормам и административно-политической этике, смысл

которой сводится прежде всего к соблюдению всеми участниками

политического процесса и управляющего воздействия определен-

ных «правил игры». Вместе с тем  эти правила сами по себе есть

результат управления, а также ряда компромиссных шагов в опреде-

лении прерогатив и полномочий каждого  участника политического

процесса.

Специфика кризисов в России проявляется  в том, что даже в

нормальной докризисной ситуации, а тем более в случае обретения

ими антагонистических черт, доминантные  конфликты развиваются

как «вертикальные». Они характеризуются  первоначальным нера-

венством субъектов и имеют  ярко выраженный персонифицирован-

ный характер. Подобная иерархическая  архитектоника определяет

весь спектр социально-политических отношений, начиная от личных,

кончая взаимодействием государственных  учреждений и корпора-

ций. Поэтому в российском обществе кризисы государственного

управления обычно возникают при  исчерпании кредита доверия

нижестоящих инстанций вышестоящим и имеют ярко выраженный

эмоциональный (иррациональный) характер. Косвенным подтверж-

дением этого является активное использование, а нередко и прева-

лирование именно моральной лексики  типа «обманувший доверие»,

«потерявший совесть» и т. д.

Для вертикального (патерналистского) общества конфликты чаще

развиваются в плоскости: центр  — регион, директор — рабочий,

администрация — местные жители при серьезной блокировке обрат-

ной связи и путей нахождения консенсуса.

И методы подобных «вертикальных» конфликтов соответствуют

целям «надавить на сознание», привлечь внимание вышестоящих

93

по вертикали инстанций: голодовки, массовые демонстрации, заба-

стовки. При этом, чем более действенным оказывается тот или иной

конкретный протестами акт, чем  большую огласку он получает, тем

шире становится использование  подобных конфронтационных тех-

нологий разрешения конфликтов. Возникает  цепная реакция, и в

случаях, когда вполне можно было бы успешно использовать для

разрешения конфликта консенсусные приемы (переговоры, кон-

сультации, выработку и подписание совместных договоров и т. д.),

конфликтующий субъект намеренно  идет на обострение, отвергает

компенсационные модели как якобы  недостаточно эффективные и

оперативные. В результате получается замкнутый круг: реальное

снижение социальной напряженности  в конкретном городе, на пред-

приятии за счет использования конфронтационных ритуалов разре-

шения конфликтов провоцирует рост напряженности в обществе в

целом.

В этой связи чрезвычайно важным представляется осмысление

источников (корней) отчуждения граждан  от власти.

Одним из фундаментальных является общий социально-эконо-

мический кризис в стране, резкое снижение уровня социальной

защищенности, в результате чего люди опасаются за безопасность

свою и близких им людей.

Другим крупным источником конфликтности  между государст-

венной властью и населением является отчуждение на почве разно-

направленное™ интересов граждан  и чиновников (политических и

государственно-административных должностных  лиц), которые, по

мнению большинства населения, руководствуются интересами не

только (и не столько) рядовых граждан, сколько ведомственными,

корпоративными и собственно личными. По истине гамлетовского

смысла вопрос — что ради чего (власть ради народа или народ ради

власти)? — становится одним из серьезнейших источников полити-

ческих конфликтов в любом современном  государстве.

Исследователи-государствоведы вычленяют  не только источники,

но и непосредственные факторы, причины, углубляющие недоверие

граждан к органам власти.

Первую группу причин условно можно  назвать технологическими,

когда органы государственной власти в силу тех или иных обсто-

ятельств (отсутствие соответствующих  структур и специалистов) не

берутся или не могут разъяснить гражданам цели и методы конкрет-

ной политики, аргументировать (оправдать) характер и содержание

своей деятельности в условиях, в  которых они вынуждены работать

и принимать решения.

94

Вторая группа причин — культурно-исторического  характера, в

частности, пролонгация негативного  отношения граждан к политико-

бюрократической номенклатуре, присвоившей  себе все и вся и со-

хранившей за собой все институты  государства РФ. В обществе

почти на генетическом уровне проявляется  острокритическое отно-

шение к традициям властвования, суть которых в том, что социаль-

ные и политические цели государства  дробятся и воплощаются в

задачи государственных учреждений, а они сами, их функциональ-

ные полномочия отданы в собственность  государственным чинов-

никам, распределение и перераспределение  народнохозяйственных

ресурсов остается их монопольной  функцией. Те и ведут себя соот-

ветственно: не как «держатели»  власти, а как собственники ее, гене-

рируя конфликты.

4.5. Реформы как средство антикризисного управления

Реформа — это глубокое преобразование политических, эконо-

мических и социальных отношений, проводимое государственной

властью в целях качественного  обновления системы государствен-

ного управления.

Реформы осуществляются как эволюционное развитие общества,

с опорой на традиции, сложившиеся  государственно-общественные

устои, это преобразования прогрессивно-консервативного  характер

когда часть «прошлого» сохраняется  не ради прошлого, но ради

96

будущего. Если реформы по своим  методам и средствам приводят к

прерыванию эволюционного развития, разрыву традиций, такая ус-

коренная модернизация может быть определена как «революция

сверху». Она, однако, неизбежно ведет к расколу общества на сто-

ронников и противников реформ (или методов, какими они прово-

дятся) и способна «взорвать» социальное пространство, привести к

политической катастрофе.

В последнее десятилетие XX в. Россия в очередной раз вступила

в полосу радикальных социально-экономических  и политических

реформ. Перед обществом вновь  поставлена сверхзадача — в корот-

кий срок войти в постиндустриальное общество. Методом решения

проблем снова избрали ставший  уже привычным «большой скачок»,

и на народ обрушился шквал преобразований. Неподготовленность,

непродуманность, непоследовательность, т. е. непрофессионально

организованная революционно-реформаторская деятельность, при-

водят к глубокому функциональному  кризису властноуправляющего

воздействия, который охватывает всю вертикаль структуры госу-

дарственно-общественных отношений  от верхнего эшелона власти

до местного управления, разрушающе воздействуя на образ жизни

граждан.

Частью социально-политических преобразований, проводимых

«сверху», являются административные реформы. Они проводятся во

Информация о работе Роль и функции государства в антикризисном управлении