Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:43, реферат
Для антикризисного управления необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высоко-квалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние отдельных предприятий и экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:
правовое -- создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;
осуществления или перераспределения власти. Разрешение и устра-
нение этих конфликтов, нахождение компромисса и согласия в
каждой конкретной ситуации является важнейшим императивом,
настоятельной потребностью государственной власти. Появляется
проблема формирования новой современной парадигмы развития
государственного управления и
превращения государственной
в организующий и стабилизирующий центр общества.
Дестабилизация в стране возникает не потому, что существуют
конфликты. Они, как уже отмечалось, были и всегда останутся в
человеческом обществе. Напряженность наступает из-за неумения
выявить вовремя, контролировать и регулировать этот процесс, т. е.
управлять им. Подчеркнем, что:
1) управление подразумевает
давление или даже инициирование некоторых конфликтов в интере-
сах общества или отдельных его субъектов;
• 81
2) «регулирование конфликтов» и «разрешение конфликтов» —
термины несовпадающие. Разрешить конфликт — значит удовлетво
рить взаимные интересы конфликтующих сторон или определен
ным способом подавить одну из сторон, что часто наблюдается в
жизни. Урегулировать конфликт — значит «ввести» конфликт в
«правовой коридор», подчинив определенным правилам;
3) большинство социально-
может быть оптимизировано на любом уровне и любой стадии.
Последовательность
том может выглядеть следующим образом: • институциализация — установление норм и правил разреше
ния конфликта;
• легитимизация — постановка институциональной процедуры в
жесткую зависимость от добровольной ответственности большинства
участников конфликта
• структурирование противоборствующих групп; создание усло
вий для проявления и организационного закрепления коллективных
субъектов — носителей тех или иных интересов;
• редукция конфликта, т. е, его постепенное ослабление за счет
перевода на другой уровень; 4) антикризисное управление означает придание конфликтному
процессу формы, обеспечивающей минимизацию неизбежных по
литических, социальных, экономических и нравственных потерь.
Отсюда стратегическая установка по отношению к социально-поли
тическим конфликтам формулируется как преобразование немногих
масштабных, острых и опасных конфликтов в многочисленные мел
кие, неострые и неопасные конфликты. Необходимо максимально
возможное исключение из жизни общества конфликтов с повышен
ным уровнем неопределенности, а следовательно, с низким процен
том контролируемости;
5) сглаживание указанных
ально-политических отношений возможны, в первую очередь, за
счет создания механизма адекватной передачи «кризисного сигнала»
снизу вверх;
6) на конфликт глазами власть предержащих можно взглянуть
как на ценность, ибо он сигнализирует о неблагополучии в обществе,
указывает на определенные проблемы и помогает лучше сформули
ровать цели политики, взять на контроль опасные точки, открыть
новые направления социального развития. Его урегулирование
облегчает «выпускание пара», снижает уровень враждебности в
обществе, кроме того, дает шанс политикам проявить себя в роли
миротворца, государственного мужа и лидера.
82
Конечно, правительство не обязано всякий раз вмешиваться в
любые формы конфликтов. Существуют и другие институты, спо-
собствующие разрешению конфликтов «в обход» государства. Вме-
шательство государственно-
в том случае, если конфликты угрожают серьезно задеть интересы
людей, не участвующих в них, если возникает угроза правовому
порядку в случае совершения субъектами конфликта актов незакон-
ного насилия, если создается угроза национальной безопасности.
В то же время государственные органы не могут позволить себе
превратиться в моносубъекты политического процесса, не рискуя
противопоставить себя гражданскому обществу. Но и субъекты граж-
данского общества, по праву конкурируя с государством в разработке
политической продукции (политических решений, программ,
проектов, нормативно-правовых актов и пр.), участии в политических
действиях и процессах, не могут претендовать на то, что составляет
прерогативу государственной власти, а именно — право монополии
на применение узаконенного государственного принуждения, не
сводимого к прямому насилию, но включающего и влияние, и авто-
ритет, и властно-административное воздействие;
7) государственное управление
тике, на упреждении конфликтов. Такое упреждающее управление
не останавливается перед
с целью его регулирования. Столь часто критикуемое бессилие го-
сударства вытекает из-за допущенной запоздалости его действий.
Управлять значит предвидеть и упреждать, в противном случае госу-
дарственная власть обречена бороться с симптомами конфликтов
вместо причин.
4.3. Системный кризис государственного управления
Общесистемный кризис означает, что основные компоненты об-
щества — технический базис, экономика, социальная сфера, поли-
тика, право и др. — пришли в такое взаимное несоответствие, что
эта разбалансированность системы не может быть преодолена в
рамках (без изменения) существующего социально-экономического
строя.
Признаки проявления данного кризиса могут быть определены
следующим образом:
• длительный, скрытый или явный паралич государственной
власти, полная потеря государственными структурами возможностей,
потенциала управляющего воздействия, стратегической инициативы
и творчества, частое прибегание властных лиц к популистским
83
обещаниям, смене курса, кадровой «чехарде», в целом — «зигзаго-
вой» политике;
? повышенная критическая
? абсолютное и относительное обнищание значительной части
населения, резкое падение уровня жизни, разрушение привычного
образа жизни людей, лишившихся работы, достаточного материаль
ного благополучия.
Составляющие элементы политического __________кризиса на этапе раскола
общества по «вертикали»:
? конституционно-правовой
ранства, ограничение или фактическое прекращение действия
Конституции;
? правительственный кризис — потеря респектабельности и ав-
торитета, разрыв вертикали единой исполнительной ветви власти и
сокращение государственно-
действия;
? кризис партийной системы — раскол в партиях, движениях,
потеря авторитета и доверия у масс ведущими политическими силами,
правящими партиями;
? идеологический кризис —
венности, возрастание амплитуды преступности;
? внешнеполитический кризис — падение престижа и между-
народного влияния у государства, появление угрозы разного рода
международных конфликтов и войн [2, с. 359—360].
Определяющей доминантой развития общества на этом этапе
является достижение критической точки, за которой предел терпе-
ния (кредит доверия власти) переходит в свою противоположность.
А это уже грозит социальным взрывом.
Остановимся на основных характеристиках составляющих сис-
темного кризиса государственной власти в России, с тем чтобы
осмыслить, на каком его «радиусе» мы находимся, а также причины
тотальной неподготовленности власти РФ к новой ситуации.
Большинство конфликтов, наблюдаемых сегодня в российском
обществе, носит нормативный характер. «Игра без правил» — это
название в действительности является выражением системного хаоса.
Даже статьи Конституции РФ дают основание для конфликтов зако-
нодательных норм и субъектов политических и правовых отноше-
ний, ибо допускают перекосы в распределении полномочий между
ветвями государственной власти, реализации принципа разделения
властей по горизонтали и вертикали.
Здесь одна из конфликтологических доминант — баланс консти-
туционных полномочий президентской, представительной и исполни-
84
тельной ветвей власти. Проблемой является правовое регулирование
роли Администрации Президента РФ, необходимость пересмотра
функций ее служб и структуры, принципов взаимоотношений с
парламентом и Правительством. Иначе углубление конфликта
институциализации власти может разрушить сложившуюся форму
государственной власти неправовыми методами, привести к супер-
президентскому авторитарному режиму.
Заложенная Конституцией РФ смешанная (президентско-парла-
ментская) модель государственной власти на практике оказалась
остроконфликтной именно по причине двойной легитимности [5,
с. 119—129]. Президент и парламент избираются на основе всеобщего
голосования и имеют все основания приписывать себе представи-
тельство интересов народа, ссылаться на полученный от народа
мандат. Собственно, практически во всех странах, где так или иначе
практиковалась смешанная
никали серьезные
ты, президент и парламент имели недостаточно стимулов и желания
к объединению усилий во имя общего блага. В нашей стране ситу-
ация отягчается кризисными обстоятельствами переходного пери-
ода. По сути, борьба президентских и парламентских структур идет
не только за ключевую роль в выборе путей развития общества, но
и за монополию в процессе передела власти и собственности. И эта
борьба создает кризис государственности, разрушая конституцион-
ный каркас формы организации
Составными элементами кризиса государственности в России и
заметными его проявлениями являются парламентский и прави-
тельственный кризисы.
Кризис парламента как института власти имеет двоякую природу.
Во-первых, это результат исключения из его ведения важнейших
сущностных полномочий, ослабление его статусной роли. Так, по
Конституции РФ Федеральное Собрание лишилось многих конт-
рольных функций, а следовательно, укоротился радиус его поли-
тического влияния на исполнительную власть. Желая восполнить
потерю, российский парламент, а точнее, одна из его палат — Госу-
дарственная Дума стремится как можно активнее использовать свои
конституционные права, найти достойную нишу в системе власти,
инициирует (иногда слишком часто и конфликтно) проверку своего
доверия Правительству, возможность исполнения Президентом своих
Информация о работе Роль и функции государства в антикризисном управлении