Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:43, реферат
Для антикризисного управления необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высоко-квалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние отдельных предприятий и экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:
правовое -- создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;
рассматриваться как источник, тем более ресурс государственной
власти. Это понятие по своей сути подразумевает мнение большин-
ства — абсолютного (более 50%), относительного или установлен-
ного правовым актом, скажем 2/3 или 3/4 голосов. Учитывая все
особенности волевой трактовки, признаем источником и важней-
шим ресурсом государственной власти волю необходимого боль-
шинства граждан, сделавших свой рациональный, легальный, за-
конный выбор.
Механизмом выявления воли большинства являются референдумы
по важнейшим государственным проблемам, демократические вы-
боры представительной ветви власти, государственных и политичес-
ких должностных лиц. При этом политическому деятелю не следует
ссылаться на волю всего народа, говорить от имени всего народа. Он
всегда должен помнить о конкретных процентах голосов избирате-
лей, обеспечивших его «вхождение во власть», стремиться к росту
своего авторитета, увеличению числа своих сторонников как ресурс-
ному фактору в политике и власти, в осуществлении государствен-
ного управления.
Ресурсы государственной власти могут быть также природными,
экономическими, социальными, демографическими, информацион-
ными, силовыми, идеологическими. По определению современного
американского политолога М. Роджера, ресурсом может стать любой
«атрибут, обстоятельство или благо, обладание которым повышает
способность его обладателя оказывать влияние на других индиви-
дов». В арсенале важнейших ресурсов государственной власти —
право, дающее возможность управляющего воздействия, знание и
компетентность, определяющие способность лиц, облеченных власт-
ными полномочиями, принимать решения. Ресурсы позволяют
77
поощрять и наказывать, стимулировать и принуждать, убеждать и
использовать все приемы, все средства для властвования.
Таким образом, государственная власть и управление как способ
ее реализации — это: 1) право, возможность и способность государ-
ства через государственные органы и должностных лиц оказывать
воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей; 2) система
соответствующих институтов и государственных органов, принима-
ющих властные решения; 3) деятельность лиц, облеченных соот-
ветствующими властными
Сущностными признаками государственной власти и системы
государственного управления являются легитимность, т. е. призна-
ние обществом их законности и правомерности; официальный
характер, регламентируемый Конституцией и законами; структури-
рованность аппарата власти, т. е. наличие специально созданных и
взаимодействующих институтов власти; обязательный характер ее
решений; наличие права на легитимное принуждение и использова-
ние специальных служб; возможность отменять постановления и
решения негосударственных политических организаций в установ-
ленном законом порядке; обладание исключительными правами,
такими, например, как законное изъятие части доходов граждан и
организаций посредством налогообложения.
Главными аспектами, которые определяют состояние государст-
венной власти и системы государственного управления, являются
следующие:
• в какой мере и каким образом государственная власть в про-
цесее ее реализации учитывает и воплощает общие интересы граж
дан;
• как осуществляется практическое управление общественными
процессами, обеспечение развития общества;
• чем больше ожиданий, запросов и потребностей удовлетворя
ется, тем шире социальная база, глубже и устойчивее доверие к
власти;
• напротив, чем больше разочарований в послевыборной поли
тике государственной власти, тем более сокращаются социальная
база и доверие к ней, и может наступить момент, когда она лишится
поддержки части избирателей, чья воля послужила первоисточ
ником власти, а это почва для дестабилизации государственного
управления, кризиса государственной власти.
78
4.2. Причины и последствия кризисов государственного
управления
Кризис государственного управления — особое переломное со-
стояние в развитии и функционировании политической системы
общества, государственно-властных структур, характеризуемое не-
стабильностью, разбалансированностью деятельности политических
институтов, снижением уровня управляемости социально-экономи-
ческими процессами, обострением политических конфликтов, нарас-
танием критической активности масс.
Сущностными признаками кризиса государственного управления
являются следующие:
• обострение экономических и социальных конфликтов, кото
рое приобретает ярко выраженный политический характер, ибо тре
бования и запросы адресуются структурам власти для изменения ее
политического курса, стратегии и методов управления;
• неспособность государственной власти управлять разраста
ющимися конфликтами, регулировать социально-экономические
процессы и отношения прежними традиционными методами. Внут
ренняя и внешняя
как «зигзаговая», как политика шараханья и чехарды;
• разбалансированность структурно-функциональной системы
управления и политических институтов власти, разрыв взаимодейст
вия, конструктивных связей с окружающей средой; крах легитимности
государственной власти; напряженное состояние общества, грозящее
политической катастрофой.
Кризис государственного управления в проявлении всех назван-
ных признаков развивается
Первый, начальный этап характеризуется возникновением много-
численных конфликтных очагов в самых различных областях об-
щественной жизни. В гибких плюралистических системах кризисы
выявляют новое соотношение сил и интересов, их развязка может
означать не что иное, как источник нового подъема общественного
развития. В этом случае конфликты выполняют корректирующую,
стабилизирующую роль. В ригидных (жестких) общественно-поли-
тических системах конфликты выполняют дестабилизирующую, рас-
шатывающую роль, углубляют политический кризис.
Второй этап — развитие конфликтных ситуаций в обществе до
такой степени, когда они уже не могут быть разрешены путем ком-
промиссов и отражают функциональное расстройство механизмов
деятельности государственной власти, общественных институтов,
несоответствие структур, форм и методов управления изменившимся
социально-экономическим
79
Третий этап — развитие и обострение кризиса, включающие рас-|
пад существующих политических структур и ведущие к энтропии
системы государственного управления, т. е. рассеянию, обесцене-
нию государственной власти, утрате властными органами своего
сущностного качества — оказывать управляющее воздействие на|
общественные процессы. Речь идет в этом случае об общесистемном
кризисе управления.
Конечно, выделение этих этапов имеет относительный и услов-
ный характер. На практике все гораздо сложнее. Между указанными
этапами нет «китайской стены». Река жизни не всегда позволяет
разглядеть, когда и где накапливаются волны, которые могут дать
эффект «девятого вала».
Проанализируем подробнее
дения кризиса государственного управления.
Известно, что конфликт является объективным элементом чело-
веческих отношений. Это постоянно присутствующий и не под-
дающийся абсолютному
взаимоотношений, связанных с потенциально возможным или ре-
альным столкновением
речиво осознаваемых предпочтений, интересов или ценностей.
В переходный период развития общества в качестве основной
конфликтной доминанты выступает всеобъемлющий социально-
политический конфликт, пронизывающий все важнейшие сферы
общественной жизни. Суть переходного периода в том, что на встреч-
ных курсах протекают два процесса — демонтаж традиционных го-
сударственных институтов, привычек и стереотипов в реализации
властных функций, с одной стороны, и наращивание совершенно
новых, нетрадиционных институциональных структур, а также пра-
вил и норм политического поведения, с другой.
Переходный период означает также и глобальный поворот, когда
в экономическом и политическом пространстве одновременно со-
существуют носители разных, подчас противоположных интересов
и ценностей. Это и обнаруживается в конфликтах.
Специфика социально-политических конфликтов переходного
периода заключается в том, что если в условиях общественной ста-
бильности они носят преимущественно горизонтальный характер
(борьба в рамках режима), то
в переходный период —
борьба против режима, за установление нового.
Социально-политические конфликты обусловлены столкновением
следующих тенденций:
• объективно существующей и официально декларированной
необходимостью перехода общества из ригидного состояния в
80
плюралистическое, с одной стороны, и субъективным тяготением к
использованию прежних, жестких механизмов управления общест
вом и государством, с другой; '
• первоначальной направленностью на кардинальные демо
кратические преобразования политических отношений в интересах
всего общества, с одной стороны, и стремлением провести их лишь
в интересах новых, обновленческих политических элит, с другой;
• лозунгом «свободы рынка», с одной стороны, и искусственным
созданием неравных стартовых возможностей для эффективного
участия субъектов общества в рыночных отношениях, с другой;
• необходимостью более прогрессивного устройства внутригосу
дарственных и межгосударственных национальных отношений, с
одной стороны, и использованием этнического диктата для реализа
ции узкокорпоративных целей, с другой.
В переходи ый период существенно возрастает и зачастую стано-
вится определяющей роль сознания, надстроечных механизмов, по-
литико-идеологических факторов. Ломка старых и установление
новых установок в общественном сознании сопровождается стадией
поляризованной культуры, когда крайне радикальные течения доми-
нируют над центристско-
перегружено враждой ценностных мировоззренческих установок,
преодоление конфликтов становится трудной задачей, ибо ни одна
из сторон (политических партий) не желает принять определение
ситуации, предложенное другой.
В целом конфликт государственного управления, или политичес-
кий конфликт, — это всегда противоборство по поводу организации,
Информация о работе Роль и функции государства в антикризисном управлении