Анализ финансового результата деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными “архитекторами” развития новых методов ведения экономики предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ.....5
Понятие прибыли в экономической науке и ее функции................................5
Модель формирование и распределения финансовых результатов деятельности предприятия..................................................................................6
1.3. Методы регулирования финансовых результатов.........................................15
1.4. Пути увеличения прибыли на предприятии...................................................18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ .......................................................................................................19
2.1. Задачи анализа и источники информации........................................................19 2.2. Анализ финансовых результатов от прочей реализации, финансовых вложений и внереализационной деятельности.........................................................21 2.3. Предельный анализ и оптимизация прибыли, издержек и объема производства ...............................................................................................................24
ГЛАВА 3. ПРОИЗВОДСТВЕННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ФИНАНСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ...................................27
3.1. Производственно – экономическая характеристика.........................................27
3.2. Анализ финансового состояния СХПК «Передовой».......................................30
3.2.1. Анализ финансовой устойчивости...................................................................31 3.2.2. Платежеспособность предприятия..................................................................33 3.2.3. Оценка показателей рентабельности деятельности предприятия...............35
3.2.4. Анализ прибыли в динамике за 3 года...........................................................40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................................51

Файлы: 1 файл

курсовик афхд.docx

— 86.59 Кб (Скачать файл)

 

Рентабельность основной деятельности предприятия отражает прибыль от производственных затрат на изготовление продукции, отражает эффективность издержек и, по данным таблицы видно, что изменение данного показателя происходит в лучшую сторону, что означает, что предприятие получает прибыль от производства продукции.

Чистая рентабельность активов отражает эффективность использования всего имущества, рентабельность собственного капитала отражает эффективность средств, принадлежащих собственникам предприятия. П по данным таблицы 14 видно, что при производстве продукции предприятие полностью использует свое имущество и средства, принадлежащие собственникам данного предприятия, из чего мы можем сделать вывод что предприятие старается меньше привлекать заемные источники, а использует средства принадлежащие предприятию.

Анализируя динамику рентабельности предприятия за 2009, 2010, 2011 гг., мы можем увидеть, что предприятие на протяжении трех лет полностью использует собственные средства (имущество предприятия и средства, принадлежащие собственникам) и старается не привлекать заемные источники финансирования.

 

3.2.4.  Анализ прибыли  в динамике за 3 года.

Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.

Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество производственной продукции, состояния производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Получение прибыли – одна из главных целей функционирования любого предприятия. Однако именно этот  показатель отражен в балансе недостаточно полно. Представленная в ем абсолютная величина накопленной прибыли в отрыве от затрат и объема реализации не показывает в результате чего сложилась именно такая сумма. Представленная, к примеру, в балансе прибыль в размере  тыс. руб. может в принципе быть прибылью совершенно разновеликих по размеру оборота и используемых ресурсов предприятия.

Обобщено наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. К ним относятся: прибыль (убыток), доходы и расходы от внереализационных операций, балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль и др.

Конечный финансовый результат – это балансовая прибыль или убыток, что представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг), результата от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.  

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает исследование, во – первых, изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ, во – вторых, исследования структуры соответствующих показателей и их изменений ( вертикальный анализ), в – третьих, изучение динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов (трендовый анализ показателей).

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется таблица, в которой так же используются данные отчетности из формы №2.

Таблица 6.

                      ПОКАЗАТЕЛИ

       2009

         2010

        2011

Выручка

68791

83638

105392

Себестоимость продукции

60028

74377

92774

Чистая прибыль

7350

8822

9618

Прибыль от продаж

7943

10193

11176

Валовая прибыль

8763

11261

12618


 

В 2011 году по сравнению с 2009 г. Увеличилась выручка от реализации у СХПК «Передовой» более чем 30000 тыс. руб., но так же увеличилась и себестоимость реализованных работ и услуг. Это положительный момент, который говорит о снижении переменных расходов на производство продукции и оказание услуг и является фактором повышения прибыльности хозяйственной деятельности предприятия. В связи с этим прибыль от реализации продукции (работ, услуг) в 2010 году возросла более чем 20 тыс. руб. по сравнению с 2011 годом.

Одновременно, с увеличением выручки, происходит и увеличение прибыли от продаж и валовой прибыли. Что является закономерным результатом, при росте выручки и себестоимости.

Использование прибыли предприятия может идти по нескольким направлениям: платежи в бюджет, отчисления в резервный капитал и фонды, отвлечено на фонды накопления и потребления, благотворительные цели и другое.

Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, может идти по двум основным направлениям: в Фонд Накопления и Фонд Потребления.

Фонд Накопления, к которому можно отнести Фонд Капитальных Вложений на приобретение основных средств, другие фонды для приобретения работающих активов, служит базой для дальнейшего развития деятельности предприятия, увеличивает собственный капитал.

Фонд Потребления, к которому можно отнести Фонд Материального Поощрения, процентов по облигациям, является стимулом для работы сотрудников предприятия и заинтересовывает вкладчиков, привлекает инвесторов, но в сущности, изымает денежные средства из оборота предприятия.

Для успешной работы предприятия, необходимо соблюдение оптимальных пропорций между Фондом Потребления и Фондом Накопления.

Собственную чистую прибыль предприятие может расходовать на различные цели, определяемые самостоятельно. Государственное воздействие на выбор направлений использования чистой прибыли осуществляется через налоги, налоговые льготы, а также экономические санкции. Но в данном случае на предприятии чистая прибыль в 2009 году осталась нераспределенной и в результате полностью пошла на погашение убытков предыдущих периодов. А в 2010 году чистой прибыли не хватило для того, чтобы заплатить причитающиеся предприятию штрафы налоговой инспекции за 2009 год. В результате чего образовался убыток в 2010 году.

Дальнейший анализ должен конкретизировать причины изменения прибыли от реализации продукции по каждому фактору.

Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг).

Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение объема реализации, структуры продукции, отпускных цен на реализованную продукцию, цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

1.Расчет общего изменения  прибыли от реализации продукции

ПРИБЫЛЬ = 11176 – 10193 = 983 тыс. руб.

Для факторного анализа изменения прибыли нам потребуются дополнительные данные, которые не отражены в бухгалтерской отчетности. Это показатели себестоимости единицы продукции, ее цены и количества реализованной продукции (так в условиях работы по 100 – процентной предоплаты реализованная продукция равна показателю выпущенной продукции).

За единицу продукции примем условный заказ, который является условным объемом работ, и сопоставим как в 2009, так и в 2010 году. Включает в себя стандартный набор операции и работ, которые требуется выполнить по наиболее часто встречающимся заказам: разработку эскиза, выезд к клиенту, утверждение эскиза в госучреждениях, подготовка рекламного места к эксплуатации, затраты на оформление рекламного места, стоимость материалов и других производственных затрат на производство стандартной конструкции, оплата труда рабочих, монтаж конструкции.

Данные о стоимости работ, входящих в условный заказ, взяты из прайс – листов СХПК «ПЕРЕДОВОЙ», которые предоставляются клиентам, а себестоимость – на основе данных аналитического бухгалтерского учета по аналогичным статьям.

2.Расчет влияния на  прибыль изменений отпускных  цен на реализованную продукцию:

P1 = Np1- Np1.0 = p1q1 – p0q1,

Где Np1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года,

 Np1.0 – реализация в отчетном году в ценах базисного года.

Р1 = 900,73 *321 – 897,24 * 321 = 321 * (900,73 – 897,24)

Р1 = 1120,29 руб.

За счет изменения отпускных цен на реализованную продукцию (цены возросли), прибыль, полученная в 2010 году, возросла на 2843 тыс. руб.

3.Расчет влияния на  прибыль изменений в объеме  продукции (собственного объема  продукции в оценке по базовой  себестоимости):

Р2 = Р0К0 – Р0 = Р0 (К1-1),

Где: Р0 – прибыль базисного года,

К1 – коэффициент роста объема реализации продукции:

К1 = S1.0 / S0,

Где : S1.0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода,

S0 – себестоимость базисного периода.

S1.0 = q1 * c0 = 321 * 859,35 = 275851,35 руб.

К1 = 275851,35 / 412490 = 0,67

Р2 = 18187 * (0,67 – 1)

Р2 = -6001,71 руб.

Объем продукции уменьшился. Это привлекло за собой недополучение определенной доли прибыли предприятием в 2009 году, по сравнению с возможным при том же объеме реализации продукции в 2010 году.

4.Расчет влияния на  прибыль изменений в объеме  продукции, обусловленных изменениями  в структуре продукции:

Р3 = Р0 (К2 – К1),

Где: К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:

К2 = N1.0 / N0,

Где: N1.0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода,

 N0 – реализация в базисном периоде.

К2 = (897,24*321) / 430677 = 0,67

Р3 = 18187 (0,67 – 0,67)

Р3 = 0 руб.

Следовательно, изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции не было и данное положение никак не повлияло на изменение прибыли предприятия.

5.Расчет влияния на  прибыль экономии от снижения  себестоимости продукции:

Р4 = S1.0 – S1,

Где S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода

Р4 = 275851,35 – 261518

Р4 = 14333,35

Из – за увеличения себестоимости продукции в 2011 году произошло увеличение прибыли предприятия на 2174 тыс. руб.

6.Расчет влияния на  прибыль изменений себестоимости  за счет структурных сдвигов  в составе продукции:

Р5 = S0K2 – S1.0

Р5 = 412490 * 0,67 – 275851,35

Р5 = 0 руб.

В составе продукции не было структурных сдвигов. Это никак не повлияло ни на себестоимость, ни на прибыль предприятия.

Расчеты были произведены верно, сумма факторных отклонений равна общему изменению прибыли от реализации. Только два фактора – изменение отпускных цен на реализованную продукцию и снижение себестоимости продукции, положительно повлияли на изменение прибыли. Изменение объема продукции отрицательно сказалось на величине прибыли. А так как изменений в структуре продукции не было, не было структурных сдвигов, то остальные два фактора не отразились на изменении прибыли.

Проведем оценку динамики показателей балансовой и чистой прибыли за анализируемые периоды.

1. Чистая прибыль на 1 руб. оборота =

     Чистая прибыль предприятия

–––––––––––––––––––––––––––– * 100

          выручка от реализации

В 2009 г.: = 7350 * 100 / 68791 = 10,6%

В 1010 г.: = 8822* 100 / 85638 = 10,3%

В 2011 г.: = 9618 * 100 / 105392 = 9,13%

Чистая прибыль на 1 руб. оборота существенно снизилась.

2.  Прибыль от реализации продукции на 1 руб. реализации продукта прибыль от реализации (оборота) = –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– * 100

                                                        Выручка от реализации

В 2009 г.: 7943 * 100 / 68791 = 11,55%

В 2010 г.: 10193 * 100 / 85638 = 11,9%

В 2011 г.: 11176 * 100 / 105392 = 10,6%

Прибыль от реализации продукции 1 руб. реализации продукта возросла

3.  Прибыль от всей  реализации на 1 руб. оборота =

   Прибыль от всей  реализации 

–––––––––––––––––––––––––––– * 100

        Выручка  от реализации

В 2009 г.: 7350 * 100 /68791 = 10,7%

В 2010 г.: 8822 * 100 / 85638 = 10,3%

В 2011 г.: 2011 г.: 9618 * 100 / 105392 = 9,1%

Прибыль от всей реализации 1 руб. оборота уменьшилась.

4. Общая прибыль на 1 руб. оборота =

   Балансовая прибыль

–––––––––––––––––––––– * 100

 Выручка от реализации

Значение балансовой прибыли в соответствии Форма №2 «отчет о прибылях и убытках» на начало 2009, 2010, 2011 гг. равна 0. Общая прибыль снизилась, хотя и не намного, но все равно данный факт является негативной тенденцией.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей курсовой работе рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся одной из важнейших категорий экономики -  прибыли, ее значения для предприятия, а также указаны пути увеличения прибыли.

Информация о работе Анализ финансового результата деятельности предприятия