Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:24, дипломная работа
Актуальность совершенствования бухгалтерского учета финансовых результатов заключается в заинтересованности многих пользователей учетной информации о результатах деятельности организации:
менеджеры организации должны демонстрировать уровень своей компетентности через достижение высокого уровня финансовых результатов;
акционерам организации хотелось получать больше дивидендов на вложенный капитал;
государство заинтересовано в повышении финансовых результатов, так как доходная часть бюджета формируется и за счет налога на прибыль тоже.
Введение…………………………………………………………………………...8
1. Теоретические основы организации учета и анализа финансовых результатов……………………………………………………………………….13
1.1 Экономическая сущность финансового результата, задачи его учета и анализа……………………………………………………………………….…13
1.2 Виды финансовых результатов и порядок их формирования……...17
1.3 Учет финансовых результатов по МСФО …………………………..21
2 Организация бухгалтерского учета финансовых результатов в ООО «Научно-технический центр «Герметика»……………………………………26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Научно-технический центр «Герметика»……………………………………..26
2.2 Организация бухгалтерского учета финансовых результатов в ООО «Научно-технический центр «Герметика»……………………………………..31
2.3 Предложения по перспективным направлениям использования финансовых результатов в деятельности ООО «Научно-технический центр «Герметика»……………………………………………………………………49
3 Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Научно-технический центр «Герметика»………………………………………………………………60
3.1 Методика анализа финансовых результатов……………………….60
3.2 Анализ чистой прибыли и прибыли от продаж на ООО «Научно-технический центр «Герметика»………………………………………………..71
3.3 Резервы увеличения прибыли и рентабельности ООО «Научно-технический центр «Герметика»………………………………………………86
Заключение……………………………………………………………………...94
Список использованных источников……………
Данные таблицы
3.7 показывают, что финансовая рентабельность
предприятия увеличилась в
Влияние изменения чистой прибыли на рентабельность собственного капитала составило:
Rпр. = 0,9231– 0,3497 = 0,5734 руб. или 57,34%.
Влияние изменения величины собственного капитала на финансовую рентабельность составило:
Rпр. = 48,32 – 92,31 = 43,99% или 0,4399руб.
Таким образом, увеличение чистой прибыли в отчетном периоде на 524619 руб., или на 164,01% , вызвало увеличение прибыли на 1 руб. собственного капитала на 57,34 коп. При этом рост среднегодовой стоимости собственного капитала на 832597 руб., или 91,01%, также положительно повлиял на рентабельность собственного капитала и составил 43,99 коп. прибыли на 1 руб. собственного капитала.
Показатели рентабельности продукции характеризуют, насколько эффективно предприятие осуществляло свою основную деятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг.
Изучение основной деятельности ООО «Научно-технический центр «Герметика» начнем с расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия.
Для характеристики рентабельности реализованной продукции ООО «Научно-технический центр «Герметика» применим формулу (22), а расчет произведем в таблице 3.8.
Таблица 3.8 - Показатели рентабельности реализованной продукции ООО «Научно-технический центр «Герметика» за 2009 год
Показатели |
За предыдущий год |
За отчетный год |
А |
1 |
2 |
1.Выручка от реализации, руб. |
2884219 |
3120785 |
2.Полная себестоимость реализованной продукции, руб. |
2096372 |
2192003 |
3. Прибыль от реализации, руб. |
787847 |
928782 |
4.Рентабельность реализованной продукции, % |
37,58 |
42,37 |
Из таблицы 3.8 видно, что реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации, вырос в 2009 году по сравнению с предыдущим годом на 4,79% (42,37% – 37,58%).
Таблица 3.9 - Показатели рентабельности реализованной продукции ООО «Научно-технический центр «Герметика» за 2010 год
Показатели |
За предыдущий год |
За отчетный год |
А |
1 |
2 |
1.Выручка от реализации, руб. |
3120785 |
6017983 |
2.Полная себестоимость реализованной продукции, руб. |
2192003 |
4243214 |
3. Прибыль от реализации, руб. |
928782 |
1774769 |
4.Рентабельность реализованной продукции, % |
42,37 |
41,82 |
Из таблицы 3.9 видно, что реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации, снизился в 2009 году по сравнению с предыдущим годом на 0,55% (41,82% – 42,37%).
Кроме того, для осуществления контроля за себестоимостью реализованной продукции, а также за изменениями в политике ценообразования на исследуемом предприятии, произведем расчет рентабельности продаж в таблице на основании формулы (23).
Таблица 3.10 - Показатели рентабельности продаж ООО «Научно-технический центр «Герметика» за 2009 год
Показатели |
За предыдущий год |
За отчетный год |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Выручка от реализации, руб. |
2884219 |
3120785 |
236566 |
108,20 |
2.Полная себестоимость реализованной продукции, руб. |
2096372 |
2192003 |
95631 |
104,56 |
3. Прибыль от реализации, руб. |
787847 |
928782 |
140935 |
117,89 |
4.Рентабельность продаж, % |
27,31 |
29,76 |
2,45 |
108,97 |
Как показывают данные, приведенные таблице 3.10, рентабельность продаж за 2009 год увеличилась по сравнению с предыдущим 2008 годом на 8,97%, что в абсолютном выражении составило 2,45%. На это повышение оказало влияние изменение отпускных цен и себестоимости на реализованную продукцию.
Влияние изменения оптовых цен на рентабельность продаж рассчитывается по формуле (24):
∆ Rц = 0,3283 – 0,2731 = 0,0552 или 5,52%.
Влияние изменения себестоимости на рентабельность реализованной продукции определяется по формуле (25):
∆ Rс = 0,2976 – 0,3283= – 0,0307 или 3,07%.
Таким образом, из представленных расчетов видно, что увеличение цен на реализованную продукцию на 236566 руб. в 2009 году вызвало увеличение прибыли на каждый рубль реализованной продукции на 35,52 коп. и одновременно увеличение полной себестоимости на 95631 руб. повлекло незначительное увеличение уровня рентабельности продаж на 3,07%. Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом равно сумме влияния двух факторов:
∆R = 0,0552 – 0,0307 = 0,0245 или 2,45%
Таблица 3.11 - Показатели рентабельности продаж ООО «Научно-технический центр «Герметика» за 2010 год
Показатели |
За преды-дущий год |
За отчетный год |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Выручка от реализации, руб. |
3120785 |
6017983 |
2897198 |
192,83 |
2.Полная себестоимость реализованной продукции, руб. |
2192003 |
4243214 |
2051211 |
193,57 |
3. Прибыль от реализации, руб. |
928782 |
1774769 |
845987 |
191,08 |
4.Рентабельность продаж, % |
29,76 |
29,49 |
-0,27 |
99,09 |
Как показывают данные приведенной таблицы 3.11, рентабельность продаж за 2010 год снизилась по сравнению с предыдущим годом на 0,91% (100%-99,09%), что в абсолютном выражении составило 0,27%. Причем на это снижение оказало влияние изменения отпускных цен и себестоимости на реализованную продукцию.
Влияние изменения оптовых цен на рентабельность продаж рассчитывается по формуле (25):
∆Rц = 0,6357 – 0,2976 = 0,3381 или 33,81%.
Влияние изменения себестоимости на рентабельность реализованной продукции определяется по формуле (26):
∆ Rс = 0,2949 – 0,6357= – 0,3408 или 34,08%.
Таким образом, из представленных расчетов видно, что увеличение цен на реализованную продукцию на 2897198 руб. в 2010 году вызвало увеличение прибыли на каждый рубль реализованной продукции на 33,81 коп. В то же время увеличение полной себестоимости на 2051211 руб. повлекло незначительное увеличение уровня рентабельности продаж на 34,08%. Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом равно сумме влияния двух факторов:
∆R = 0,3381 – 0,3408 = – 0,0027 или 0,27%.
Выявление причин, обусловивших изменение как оптовых цен на реализованную продукцию, так и ее себестоимости, возможно лишь при наличии доступа к внутренней информации о деятельности предприятия.
Таким образом, как показывают результаты проведенного исследования, в целом по предприятию наблюдается увеличение рентабельности хозяйственной деятельности. Так, например, доходность вложенных средств собственников предприятия в имущество, увеличилась по сравнению с 2009 годом на 35,33%; рентабельность оборотного, или рабочего, капитала также, увеличилась на 34,9%; рентабельность основной производственной деятельности – на 69,58%. Основной причиной такого повышения послужило достаточно резкое повышения валовой прибыли от осуществления основной деятельности ООО «Научно-технический центр «Герметика» на 845989 руб. В то же время изменение оптовых цен на реализованную продукцию увеличило уровень рентабельности на 52,64%. Остальные факторы не оказали существенного влияния.
Основным показателем, дающим оценку эффективности инвестиций собственников ООО «Научно-технический центр «Герметика», является показатель рентабельности (доходности) собственного капитала. Он, как и показатели рентабельности хозяйственной деятельности, увеличился в 2010 году на 38,21%.
Что касается показателей рентабельности продукции, то они уменьшились в 2010 году. Так, показатель рентабельности реализованной продукции составил 41,82%, что на 0,55% ниже предыдущего. Показатель рентабельности продаж ООО «Научно-технический центр «Герметика»также снизился на 0,27% по сравнению с предыдущим 2009 годом, а его темп роста сократился и составил лишь 99,09%.
Таким образом, на основании полученных данных в результате проведения анализа уровня и динамики рентабельности ООО «Научно-технический центр «Герметика» можно сделать вывод о том, что предприятие обладает чрезмерными производственными запасами для осуществления своей деятельности, в то время как объем реализованной продукции находится в состоянии спада.
Поэтому необходимо дальнейшее расширение рынков сбыта с предоставлением клиентам услуг по ценам ниже, чем у конкурентов. Необходимо искать новые дополнительные виды деятельности. Чтобы решить эти задачи предприятие приобрело в аренду земельный участок, где будет строиться производственно–складская база. Источник финансирования – нераспределенная прибыль предприятия. Это позволит: во-первых, увеличить складские площади под хранение реализуемой продукции, что приведет к увеличению ассортимента. Во-вторых, появятся площади под производственную деятельность предприятия. Часть покупаемых запасных частей и узлов предприятие будет производить собственными силами, что приведет к уменьшению себестоимости продукции. Также уменьшится количество неликвидных материалов, потому что не будет необходимости закупать в прок. Эти запасные части будут изготавливаться под заказ клиента. Помимо этого появится возможность заниматься любой другой рентабельной производственной деятельностью.
3.3 Резервы увеличения прибыли и рентабельности ООО «Научно-технический центр «Герметика»
Резервы роста прибыли – это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения вне реализационных убытков, совершенствование структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный.
На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.
При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.
Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции рассчитывается по формуле:
, (27)
где: – резерв роста прибыли за счет увеличения объема продукции;
Пi – плановая сумма прибыли на единицу i-й продукции;
РПki – количество дополнительно реализованной продукции в натуральных единицах измерения.
Если прибыль рассчитана на рубль товарной продукции, сумма резерва ее роста за счет увеличения объема реализации определяется по формуле:
, (28)
где: PV – возможное увеличение объема реализованной продукции, руб.;
П – фактическая прибыль от реализации продукции, руб.;
V – фактический объем реализованной продукции, руб.
Важное направление поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.
Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости может быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный: достигнутый на передовых предприятиях: базовый фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли: фактически достигнутый на передовых предприятиях зарубежных стран.