Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:24, дипломная работа
Актуальность совершенствования бухгалтерского учета финансовых результатов заключается в заинтересованности многих пользователей учетной информации о результатах деятельности организации:
менеджеры организации должны демонстрировать уровень своей компетентности через достижение высокого уровня финансовых результатов;
акционерам организации хотелось получать больше дивидендов на вложенный капитал;
государство заинтересовано в повышении финансовых результатов, так как доходная часть бюджета формируется и за счет налога на прибыль тоже.
Введение…………………………………………………………………………...8
1. Теоретические основы организации учета и анализа финансовых результатов……………………………………………………………………….13
1.1 Экономическая сущность финансового результата, задачи его учета и анализа……………………………………………………………………….…13
1.2 Виды финансовых результатов и порядок их формирования……...17
1.3 Учет финансовых результатов по МСФО …………………………..21
2 Организация бухгалтерского учета финансовых результатов в ООО «Научно-технический центр «Герметика»……………………………………26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Научно-технический центр «Герметика»……………………………………..26
2.2 Организация бухгалтерского учета финансовых результатов в ООО «Научно-технический центр «Герметика»……………………………………..31
2.3 Предложения по перспективным направлениям использования финансовых результатов в деятельности ООО «Научно-технический центр «Герметика»……………………………………………………………………49
3 Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Научно-технический центр «Герметика»………………………………………………………………60
3.1 Методика анализа финансовых результатов……………………….60
3.2 Анализ чистой прибыли и прибыли от продаж на ООО «Научно-технический центр «Герметика»………………………………………………..71
3.3 Резервы увеличения прибыли и рентабельности ООО «Научно-технический центр «Герметика»………………………………………………86
Заключение……………………………………………………………………...94
Список использованных источников……………
В экономической литературе различные авторы по-разному классифицируют показатели рентабельности. Одной из таких классификаций является подразделение на:
Рентабельность хозяйственной деятельности (R) характеризует норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, используемых предприятием, т.е. является отношением суммы доходов вкладчиков и кредиторов (П) к сумме инвестированного ими капитала (ИК):
. (14)
Для характеристики нормы возмещения стоимости рабочего капитала в качестве инвестированного капитала используется оборотный ( ), т.е.:
. (15)
Кроме того, для характеристики эффективности производственной деятельности рассчитывается показатель рентабельности производства. При его расчете в качестве инвестированного капитала используется стоимость производственных фондов как сумма основных производственных фондов (ОФ) и материальных оборотных средств (МС):
. (16)
Если в расчете использовать в качестве дополнительной величины объем реализованной продукции, то формулу рентабельности производственной деятельности можно представить в следующем виде:
, (17)
где – рентабельность производственной деятельности;
РП – объем реализованной продукции;
– среднегодовая стоимость
основных производственных
– среднегодовая стоимость
материальных оборотных
П – валовая прибыль.
Из приведенной формулы следует, что рентабельность производственной деятельности зависит от изменения двух факторов:
Первый фактор
характеризует эффективность
Изменение рентабельности за счет влияния фондоотдачи с одного рубля производственных фондов равно:
. (18)
Изменение рентабельности производственной деятельности за счет влияния уровня рентабельности реализованной продукции:
. (19)
Необходимо отметить, что каждый из рассмотренных факторов является сложным, зависящим в свою очередь от ряда других факторов второго порядка.
Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые представляют предприятию ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли. Система показателей финансовой рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Причем
, (20)
где – чистая прибыль;
– среднегодовая стоимость всех активов;
– среднегодовая стоимость инвестированного капитала;
– среднегодовая стоимость
Не совпадение уровней рентабельности по этим показателям будет характеризовать степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
В экономической
литературе наиболее часто встречается
следующая формула расчета
, (21)
где ЧП – чистая прибыль;
– среднегодовая стоимость
Для характеристики рентабельности реализованной продукции (RРП) прибыль от реализации (ПРП) делят на полную себестоимость реализованной продукции (СРП):
. (22)
Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации.
Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж (RРП). Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) или прибыли от реализации (ПРП) к сумме выручки от реализации (ВРП):
. (23)
По динамике данного показателя предприятие может принимать решение по изменению ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам.
Исходя из приведенной формулы расчета рентабельности продукции, можно определить влияние на ее изменение по сравнению с базисным периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если представить прибыль от реализации как разницу между выручкой от реализации без НДС (ВРП) и полной себестоимостью реализованной продукции (СРП), то формула расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим образом:
. (24)
Изменение рентабельности продаж за счет изменения отпускных цен на реализованную продукцию определяется по формуле:
. (25)
Влияние фактора изменения себестоимости на рентабельность продаж составит:
(26)
Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом должно быть равно сумме влияния перечисленных двух факторов, т.е.:
(27)
Далее рассмотрим
анализ состава, динамики и структуры
финансовых результатов ООО «Научно-
3.2 Анализ чистой прибыли и прибыли от продаж на ООО «Научно-технический центр «Герметика»
Рассмотрим
структуру валовой прибыли ООО
Таблица 3.1 - Показатели
состава, динамики и выполнения плана
прибыли ООО «Научно-
Показатели |
2008 г. |
2009 г. | ||||
Сумма, руб. |
Доля, % |
План |
Факт | |||
Сумма, руб. |
Доля, % |
Сумма, руб. |
доля, % | |||
Общая прибыль |
787847 |
100 |
850000 |
100 |
928782 |
100 |
Прибыль от продаж |
433682 |
55,05 |
500000 |
98,0 |
509487 |
103,5 |
Прочие доходы |
2548 |
0,32 |
3000 |
6,0 |
274 |
0,05 |
Прочие расходы |
-23468 |
-2,97 |
-20080 |
-4,0 |
-17671 |
-3,59 |
Прибыль до налогообложения |
412762 |
100 |
450000 |
100 |
492090 |
100 |
Налог на прибыль |
123829 |
30 |
150000 |
33,33 |
-172232 |
35 |
Чистая (нераспределенная прибыль) |
288604 |
69,92 |
300000 |
66,67 |
319858 |
65 |
По сравнению с предшествующим 2008 годом темп прироста валовой прибыли составил 17,89%.
Основную часть
прибыли предприятие ООО «
Прибыль от реализации товарной продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого порядка: объема реализации продукции (V); ее структуры (Стр.); себестоимости (С) и уровня изменения среднереализационных цен. Эти же факторы являются факторами второго порядка по отношению к валовой прибыли.
Объем реализации
продукции может оказывать
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости. Снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Так на нашем предприятии в 2009 году себестоимость проданной товарной продукции составляла 21922003 рубля при прибыли 928782 рубля и при обороте 3120785 рублей. В 2010 году себестоимость составила 4243214 рубля при прибыли 1774769 рубля, при обороте 6017983 рублей. Более того, влияние увеличения себестоимости на прибыль в 2010 году рассмотрим с помощью факторного анализа. При незначительном увеличении оборота и себестоимости продукции следует, что увеличение прибыли произошло в большей мере за счёт увеличения отпускных цен. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямопропорциональной зависимости, т.е. с увеличением цен сумма прибыли возрастёт и наоборот.
В ООО «Научно-технический центр «Герметика» цены в 2009 году по сравнению с 2010 годом выросли на предприятиях-поставщиках в 1,2 раза.
По нашему мнению, факторный анализ, показывает за счёт каких факторов и на какую величину изменилась сумма прибыли в 2009 году по сравнению с 2008 годом, в 2010 году по сравнению с 2009 годом представляет несомненный интерес.
Исходные данные, необходимые для расчета влияния этих факторов на сумму прибыли в 2009 году, приведены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации товарной продукции за 2009 год, руб.
Показатель |
2008 г. |
Условный показатель, рассчитанный в ценах 2008 г. на объем 2009 г. |
2009 г. |
Выручка от продажи (без НДС, акциза и других отчислений из выручки) |
2884219 |
2600654 |
3120785 |
Полная себестоимость проданной продукции |
2096372 |
1826669 |
2192003 |
Прибыль от продажи продукции |
787847 |
773985 |
928782 |
Сравнивая сумму прибыли, предшествующего года и условную, рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента продукции отчетного года, но при ценах и себестоимости базового (предшествующего) года, узнаем, на сколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции (DП(V, стр.):
руб.
Чтобы найти
влияние только объема продаж, умножим
сумму прибыли базового года на процент
прироста объема реализации в оценке
по себестоимости или в условно-
.
Влияние объема продаж на сумму прибыли (DП(V)):
руб.
Определим влияние структурного фактора (DП(стр.)):
руб.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли (DП(С)) устанавливается сравнением фактической себестоимости реализованной продукции в отчетном году с условным показателем, рассчитываемым в ценах базового года:
руб.
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию (DП(Ц)) устанавливается сопоставлением фактической выручки отчетного года с условной, которую предприятие получило бы за фактический объем реализации при ценах базового периода:
руб.
Общее изменение суммы прибыли:
руб.,