Анализ объема производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение анализа объема производства и реализации продукции. Для достижения поставленной цели будут подробно рассмотрены такие вопросы как:
Задачи и информационное обеспечение анализа;
Показатели объемов производства и продаж, их формирование и взаимосвязь;
Анализ динамики объема готовой и реализованной продукции;
Анализ выполнения производственной программы по ассортименту;
Анализ структуры продукции;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты анализа
объема производства и реализации продукции………… …… ………5
1.1. Цели, задачи и источники анализа ………… …………………………… … 5
Глава 2. Анализ объема производства и реализации продукции ……… ………8
2.1. Показатели объемов производства и продаж, их
формирование и взаимосвязь ………………………………………………… 8
2.2. Анализ динамики объема готовой и реализованной продукции ………11
2.3. Анализ выполнения производственной программы по
ассортименту ……………………………………… ………………… ………13
2.4. Анализ структуры продукции ………………………………… ……………15
2.5. Анализ резервов роста и объема производства и продаж
продукции ……………………………………………………………………… 16
2.6. Анализ ритмичности …………………………………………………… ……17
2.7. Анализ качества продукции ………………………………………………… 20

Заключение ……………………………………………… ………………… ……………25

Список литературы ……………………

Файлы: 1 файл

0735170_96D05_analiz_obema_proizvodstva_i_realizacii_produkcii.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

         Для измерения объемов производства и продаж в экономическом анализе используются различные показатели:

  • стоимостные: полностоимостные (оптовые цены предприятия) и элементностоимостные (нормативная заработная плата, нормативная чистая прибыль и др.);
  • натуральные;
  • условно-натуральные (тонны условного топлива, тонны-километры 
  • и т.д.);
  • трудовые (нормо-часы затрат труда). 

         Необходимым  условием  является  изучение  объемов  производства  как  в  границах min-max,  представляющих  временной ряд, так и в пределах неизменных постоянных издержек. Временный ряд составляют: минимально допустимый, максимально допустимый, оптимальный и фактический объемы выпуска и реализации продукции.

         При минимально  допустимом  (безубыточном)  объеме  реализации  достигается равенство доходов и расходов  при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.

         Максимальный объем обеспечивается при максимальной загрузке производственных мощностей.

         Оптимальным  объемом  продаж  считается такой объем,  который обеспечивает  получение максимальной  прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне [3,c.27-28].

         Объекты анализа представлены на рис. 2. 

ОБЪЕКТЫ

АНАЛИЗА

Показатели  объема производства продукции

Безубыточный  объем


 

 

Показатели временного ряда объема производства продукции

Оптимальный объем




 


Ассортимент и структура продукции

Максимальный  объем




 

 

Качество продукции





 

 


 

 

Ритмичность производства




 

Резервы роста  объемов производства продукции





 


 

 


 

 

 

Рис. 2. Объекты анализа объема производства и продаж продукции

(работ, услуг)

 

 

  1. 2. 2. Анализ динамики объема готовой и реализованной продукции

 

         Анализ объема реализации начинается с изучения динамики объема готовой и реализованной продукции.

         Анализ динамики объема готовой и реализованной продукции проводится с помощью следующих показателей:

  • базисных темпов роста (прироста) – определяются по отношению к первому году анализируемого периода;
  • цепных темпов роста (прироста) – определяются по отношению к предыдущему периоду;
  • среднегодовых темпов роста (прироста) – рассчитываются по среднегеометрической: 

         Анализируя динамику объема реализации продукции (работ, услуг), необходимо учитывать показатели в сопоставимых ценах. Учет показателей в фактически действующих ценах может привести к искажению результатов анализа, попадающих под воздействие стоимостного (ценового) фактора [4,c.70-74].                 

При этом могут быть использованы следующие приемы:

  • перерасчет объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (используется при относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);
  • корректировка на агрегатный индекс изменения цен по группе однородных товаров или по отрасли в целом.

         Агрегатный индекс (Iц) имеет вид: 

,

где

       K – количество произведенной продукции в отчетном периоде;

      Ц и Ц - соответственно цена в предыдущем и отчетном периоде.

         С помощью этой формулы сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП' ) определяется следующим образом:

,

где

      VВП – фактический объем выпуска продукции в отчетном периоде;

         I – индекс цены.

         Динамика  изменения  объемов  производства  и  реализации  продукции  оценивается  на  основе  индексов  изменения объемных показателей. 

         На основе  анализа индексов изменения объема производства и реализации продукции и  сравнения их  с индексом инфляции соответствующего периода прошлого года (I ) можно сделать вывод:

−  о динамичном состоянии производства, если I (или I ) > I ;

−  о стабильном состоянии производства, если I (или I ) = I ;

−  о состоянии спада производства, если I (или I ) < I .

         Устойчивое  состояние  производства  и  реализации  продукции  характеризуется  одинаковыми  темпами  изменения объемов  товарной и реализованной продукции и устойчивым  соотношением их  абсолютных величин. Значительное отклонение в темпах изменения объемных показателей служит индикатором сбоя в производственном процессе или системе сбыта продукции, что может являться основной причиной неплатежеспособности.

         Превышение объема товарной продукции над объемом реализации продукции свидетельствует о проблемах сбыта на предприятии. Индикатором этого являются увеличивающиеся запасы готовой продукции на складе.

         Превышение объема реализации над товарной продукцией свидетельствует о снижении остатков готовой продукции на складе, об активизации маркетинговой политики или о повышении платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию [3, c.28-29].

 

  1. 2. 3. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту

 

        Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы организация выполняла план не только по объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре).

         Номенклатура – это перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов.

         Ассортимент  – перечень  наименований изделий с указанием количества  по  каждому из  них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. В отличие от  перечня наименований  продукции (номенклатуры),  ассортимент выражается в натуральном измерении по качеству, массе или другой единице измерения.

         В условиях, когда субъект хозяйствования разрабатывает планы самостоятельно на основе контрактов (договоров) на поставку продукции, госзаказа, изучения конъюнктуры рынка, анализ выполнения плана позволяет оценить следующее:

  • степень выполнения договорных обязательств;
  • качество планирования;
  • качество менеджмента.

         При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что планы выпуска продукции как в общем объеме, так и по ассортименту являются исходной базой для составления планов обеспечения организации необходимым сырьем, материалами,  комплектующими  изделиями,  оснащения  соответствующим  оборудованием,  составления штатного  расписания  и

т.п [7,c.90-95].

         Анализ выполнения плана выпуска продукции по ассортименту позволяет установить причины неэффективного использования производственного потенциала организации. 

         Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным ее видам, включенным в номенклатуру.

         Оценка выполнения плана по ассортименту может проводиться несколькими способами:

         1. По способу наименьшего процента.

         Данный способ является наиболее простым, при котором фактический объем производства каждого вида продукции в натуральном или стоимостном выражении сопоставляется с плановым и определяется выполнением плана (в процентах) по каждой позиции. Наименьший показатель выполнения плана по одной из позиций принимается  за уровень выполнения плана или заказа по всему перечню. 

         2. По удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции.

         3. По способу среднего процента, который рассчитывают делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции. При этом продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная им, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.

         Далее анализируются причины недовыполнения плана по ассортименту. Они могут быть как внешние, так и внутренние.

         К внешним причинам относятся:

  • конъюнктура рынка;
  • изменение спроса на отдельные виды продукции;
  • состояние материально-технического обеспечения;
  • несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по не зависящим от него причинам и др.

         Внутренние причины связаны:

  • с недостатками в организации производства, системе управления и материального стимулирования;
  • с плохим состоянием оборудования и его простоями;
  • авариями;
  • нехваткой электроэнергии;
  • низкой культурой производства и т.п. [3,c.29-31].

 

    1. 2. 4. Анализ структуры продукции

 

         В отличие от ассортимента структура продукции отражает удельный вес каждого вида или группы изделий в общем объеме выпуска.

         Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. к изменению соотношения отдельных видов или групп изделий в общем объеме выпуска.

         Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

         Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостном выражении, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль и рентабельность.

         Для расчета выявления структурных сдвигов и устранения их влияния на экономические показатели используются несколько методов:

         1. Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем объеме выпуска.

или

,

где

      ВП – выпуск продукции в стоимостном выражении;

      К – выпуск продукции в натуральном выражении;

      УД – удельный вес каждого (i-го) наименования;

      Ц – цена за единицу (i-го) наименования.

         2. Метод  прямого  счета  по  всем  изделиям  по  проценту  выполнения  плана основан на  том,  что при неизменной структуре выпуска объем выпуска по каждому виду изделия возрастает пропорционально итоговому объему.

         Объем товарной продукции, пересчитанной на фактический выпуск при плановой структуре, определяется по формуле:

,

где

      % ВП – процент выполнения плана.

         3. Метод средних цен основан на определении средневзвешенных цен при плановой и фактической структуре и умножении разницы полученных величин на фактический выпуск.

или

. [3,c.31-32]

 

  1. 2. 5. Анализ резервов роста и объема производства и продаж продукции

 

         Резервы роста объема производства и продаж продукции – это количественно измеримые возможности их увеличения за счет более эффективного использования ресурсов предприятия (факторов производства) [3,c.29-31].

Информация о работе Анализ объема производства и реализации продукции