Анализ состава и структуры собственного капитала ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 18:23, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является анализ собственного капитала банков Республики Беларусь.
Предметом исследования является собственный капитал, а объектом - банки Республики Беларусь вообще и ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК» в частности.
В процессе исследования ставились следующие задачи:
 дать характеристику и изучить направления анализа собственного капитала банка;
 рассмотреть экономические нормативы расчета достаточности собственного капитала банка;
 провести анализ состава и структуры собственного капитала ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК»
 проанализировать состав и структуру собственного капитала банков Республики Беларусь;
 рассмотреть риски управления собственным капиталом и способы их минимизации;
 наметить некоторые пути совершенствования структуры собственных средств банка.

Содержание работы

Введение 4
1 Собственный капитал банка как источник его финансовой устойчивости 7
1.1 Сущность и состав собственного капитала банка 7
1.2 Экономические нормативы расчета достаточности собственного капитала банка 18
2 Оценка современного состояния капитала банковской системы Республики Беларусь 25
2.1 Анализ состава и структуры собственного капитала ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК» 25
2.2 Анализ уровня капитализации банков Республики Беларусь 33
3 Направления повышения капитализации ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК» 42
3.1 Риски управления собственным капиталом и способы их минимизации 42
3.2 Пути совершенствования структуры собственных средств банка 63
Заключение 70
Список использованных источников 73
Приложения 76

Файлы: 1 файл

2311 Ди. Собственный капитал банка БГЭУ.docx

— 622.85 Кб (Скачать файл)

Для повышения эффективности  использования денежных ресурсов банка  необходимо проводить тщательный анализ финансовых потоков банка, в частности  проводить прогнозирование финансовых потоков ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК» (рисунок 3.7).

При прогнозировании могут  использоваться эконометрические методы и расчетные уравнения (ФОР, прибыль).

 По своей сути банк  — это коммерческое предприятие.  Основным принципом взаимоотношений  "банк — клиент" является  принцип получения прибыли банком  при меньших затратах и принцип  минимизации всех видов риска.  Банк на самом деле может  рисковать (и он рискует ежедневно  в процессе своей деятельности) своим собственным капиталом,  но не капиталом клиента, его  прибылью.

 Рисунок 3.7 - Прогнозирование финансовых потоков ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК»

Примечание — Источник: собственная разработка

 

С целью минимизации риска  банк должен:

  • диверсифицировать портфель своих клиентов, что ведет к диверсификации всех видов риска, т.е. его рассредоточению;
  • стараться предоставлять кредиты в виде более мелких сумм большему количеству клиентов;
  • предоставлять большие суммы клиентам на консорциональной основе и пр.

Банку необходимо подбирать  портфель своих клиентов таким образом, чтобы самому иметь оптимальное  соотношение между активными  и пассивными операциями, сохранять  уровень своей ликвидности и  рентабельности на необходимом для  бесперебойной деятельности уровне.

Для этой цели необходимо проводить  регулярный анализ уровня всех видов  рисков, определять их оптимальное  значение для каждого конкретного  момента и использовать весь набор  способов управления ими [14, c.180].

Основным методом снижения риска кредитования, к примеру, является анализ кредито- и платежеспособности заемщиков. Анализ кредитоспособности заемщика начинается с изучения следующих сторон его деятельности :

1. Анализ фактора С1. В социальной концепции маркетинга этим фактором обозначают возможность предприятия-производителя своими товарами удовлетворять интересы потребителей. Иньтми словами, производители существуют тогда и только тогда, когда их товар необходим потребителям. С помощью различных методов факторного (в том числе регрессионного) анализа определяют :

  • соответствие между спросом и предложением ;
  • умение производителя заинтересовать определенные социальные группы потенциальных и/или реальных потребителей ;
  • оптимальный выбор рыночного сегмента (окно, нишу) и пр.

2. Анализ фактора С2. что выражает удовлетворение интересов самого производителя, т.е. его способность получать прибыль и распоряжаться ею. Этот анализ производится по следующим направлениям :

  • уровень издержек производителя ;
  • « солидность » производителя, т.е. своевременность расчетов по ранее полученным кредитам, его капитальная база как заемщика ;
  • его репутация (рейтинг), его желание и решимость удовлетворить свои обязательства ;
  • возможность осуществления залогового права со стороны обслуживающих его банков и банковских учреждений.

Банку всегда необходимо контролировать качество залога, уровень его ликвидности, соотношение его рыночной стоимости  с размером кредита.

3. Экономико-статистический  анализ уровня кредитоспособности  и платежеспособности клиентов  по выбранной методике [14, c.183].

И, наконец, можно отметить еще несколько способов управления уровнем риска деятельности банков и банковских учреждений. К ним  можно отнести:

  • предварительную оценку возможных потерь с помощью прогнозных методов анализа имеющейся статической и динамической достоверной информации о деятельности самих банков, их клиентов/ контрагентов, их поставщиков и посредников, конкурентов различных групп контактных аудиторий. Для этой цели коммерческим банкам необходимо создать отделы, занимающиеся анализом уровня рисков и вырабатывающие меры по управлению ими в системе маркетинга. Раз в год (полугодие, квартал) при установлении отношений между банком и новым заемщиком и/или при активной динамике макроэкономики необходимо проводить развернутый анализ кредитоспособности.

Гораздо чаще необходимо осуществлять так называемый экспресс-анализ, с  помощью которого банку становится известно текущее финансовое состояние  клиента [14, c.184].

Для проведения анализа кредито- и платежеспособности заемщика ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК» необходима следующая информация:

а) годовая, квартальная, месячная финансовая отчетность;

б) детальная структура  запасов товарно-материальных ценностей, дебиторской и кредиторской задолженности, по крайней мере за последние 18 месяцев;

в) бизнес-план предприятия;

г) планы маркетинга, производства и управления;

д) анализ отрасли, к которой  относится заемщик;

е) прогноз денежных потоков  заемщика с его клиентами и  контрагентами на период погашения  займа;

  • динамика процентных ставок, которые при увеличении степени риска увеличиваются, и наоборот, т.е. ставки по свободно обращающимся инструментам ниже ставок по инструментам с ограниченной обратимостью; ставки по пассивным операциям и операциям на межбанковском рынке обычно ниже ставок по активным операциям и кредитным операциям с клиентурой; чем стабильнее заемщик, тем ниже процентные ставки; долгосрочные меняются более плавно (с учетом временного сглаживания), чем краткосрочные; ставки по кредитам с обеспечением и краткосрочным операциям ниже, чем ставки без обеспечения и по краткосрочным операциям;
  • страхование кредита как гарантию на случай неблагоприятных обстоятельств;
  • хеджирование (страхование риска);
  • отказ от предложений заемщика при слишком большом риске;
  • расчет условий кредита, применяемый в основном в случаях небольших займов и личного кредитования;
  • диверсификацию риска, представляющую собой его рассредоточение.

Она может проявляться  в различных видах [14, c.185]:

а) предоставление кредитов более мелкими суммами большему количеству клиентов при сохранении общего объема кредитования;

б) предоставление кредитов на консорциональной основе, когда  для выдачи большой суммы кредита  объединяются несколько банков, образуя  консорциум;

в) привлечение депозитных вкладов, ценных бумаг более мелкими  суммами от большего числа вкладчиков;

г) получение достаточного обеспечения по выданным кредитам. Важными условиями реализации последнего требования являются наличие залогового права; умение правильно анализировать  и оценивать платежеспособность заемщиков; правильная ориентация по оперативному взысканию долга; применение системы  нормативов по активным и пассивным  операциям. Они устанавливаются  центральным банком и обязательны  для выполнения.

Регулирование банковского  риска базируется не на оценке финансового  положения заемщика, а на установлении определенного соотношения между  суммами выданных кредитов и собственных  средств самого банка, т. е. предполагается создание резервного потенциала у банков для покрытия возможных убытков  в случае разорения клиентов.

Количественные характеристики нормативов обусловлены состоянием экономики, уровнем централизации  банковской системы и др. В развитых странах соотношение между собственным  и заемным капиталом находится  на уровне от 1:10 до 1:100. Например, отношение  собственного капитала к заемным  средствам в США — 1:15, в ФРГ  — 1:30, в Швейцарии — 1:12, в Японии — 1:83.

В Австрии выдаваемый одному заемщику кредит не может превышать 50% основного капитала банка [17, c. 391].

В Ирландии одному вкладчику  запрещается помещать в банк депозиты, превышающие 10% общей суммы банковских депозитов, а 10 самых крупных вкладчиков не должны держать в банке более 40% суммы его депозитов.

В Великобритании коммерческие банки должны информировать Банк Англии о каждом депозите, составляющем 5% суммы всех депозитов.

В Бельгии банки сообщают банковской комиссии о состоянии  депозитов, хотя регулирующих норм не предусматривается.

В США действует так  называемый закон Джонсона (с 1934 г.), запрещающий предоставлять кредиты странам, не погасившим свои долговые обязательства перед правительством США и не являющимся членами Международного валютного фонда.

Таким образом, для минимизации  риска ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК»  рекомендуется:

  • диверсифицировать портфель своих клиентов, что ведет к диверсификации всех видов риска, т.е. его рассредоточению;
  • диверсифицировать инвестиционный портфель;
  • стараться предоставлять кредиты в виде более мелких сумм большему количеству клиентов;
  • предоставлять большие суммы клиентам на консорциональной основе.

Способы увеличения собственных  средств банка.

Для банков, не намеренных существенно  наращивать масштабы своей деятельности, достаточность собственного капитала рассматривается как относительный  показатель. Однако это нельзя понимать так, будто не особенно амбициозные  банки могут вовсе не думать об увеличении своих капиталов; такая  необходимость в определенной мере имеется и у них.

Во-первых, позиция регулирующих органов на этот счет не настолько  тверда, чтобы она не изменилась опять в сторону ужесточения  требований к достаточности капитала, и она может быть выражена разнообразными опосредованными способами (изменение  методики расчета собственных средств, учитываемых при расчете обязательных экономических нормативов, изменение  значений самих этих нормативов).

Во-вторых, увеличение капитала может стать необходимостью потому, что так нужно конкретным клиентам, которые хотели бы и дальше работать с банком, если он будет способен проводить такие операции и в  таких масштабах, которые ему  сейчас не под силу из-за ограниченности собственного капитала. Достаточный  капитал в этом аспекте выступает  неплохим аргументом в конкурентной борьбе.

В-третъих, инфляция ведет  к тому, что рост собственных номинальных  средств банка оказывается вообще постоянной необходимостью.

Что касается прочих банков, склонных к проведению агрессивной  экспансионистской политики на рынках, то для них увеличение собственного капитала — такое же естественное необходимое условие деятельности, как привлечение новых клиентов и увеличение масштабов предлагаемых продуктов (услуг). Чем выше доля собственных средств в структуре баланса банка, тем более он устойчив. В то же время чрезмерно высокий уровень данного показателя, как правило, свидетельствует о недостаточном развитии банка как коммерческой организации.

В общем случае справедливо  такое правило: капитал банка (учитываемый  при расчете обязательных нормативов) можно увеличивать не только путем  наращивания его «плюсующих»  элементов (УК и др.), но и за счет уменьшения его «минусующих» составляющих. К последним должно отнести:

1) нематериальные активы (по остаточной стоимости), включая  даже программные продукты и  лицензии, вложения в создание (изготовление) и приобретение таких активов;

2) собственные акции, выкупленные  у акционеров (включая акции, имеющие  рыночную котировку), перешедшие  к банку паи его участников-пайщиков;

3) непокрытые убытки прошлых  лет и текущего года;

4) недосозданные резервы;

5) часть вложений банка  в акции (паи) других организаций;

6) часть УК и иных  собственных средств банка, для  формирования которой были использованы  средства из ненадлежащих источников;

7) просроченную дебиторскую  задолженность длительностью свыше  30 календарных дней;

8) субординированные кредиты  кредитным организациям-резидентам  в части, которую последние  учитывают в составе дополнительного  капитала;

9) кредиты, гарантии и  поручительства, выданные учредителям,  участникам и инсайдерам сверх  установленных ограничений; 

10) остаточную стоимость  основных средств, превышающую  сумму собственных средств банка; 

10) другие элементы.

Динамичное увеличение собственных  средств банка возможно только в  случае эффективного планирования всей его деятельности.

Источники наращивания капитала: возможности и ограничения. Таких  источников несколько. Рассмотрим главные  из них.

I. Дополнительные взносы  в уставный капитал, которые  могут делать прежние и/или  новые участники (акционеры или  пайщики) банка. Это один из  основных источников роста собственных  средств белорусских банков на  современном этапе.

Этот источник привлекателен, в частности, тем, что не связан с  необходимостью платить дополнительные налоги (в отличие от способа увеличения капитала за счет прибыли). Однако он весьма сложен: банк должен убедить участников, включая потенциальных, в том, что  отвлечение их средств на пополнение капитала банка оправдано, и доказательством  тому может служить обеспечение  участникам приемлемого уровня доходов  в виде дивидендов. Следовательно, дивиденды  — это та цена, которую банк должен платить, если он намерен воспользоваться  рассматриваемым источником увеличения своего капитала; эта цена может оказаться тяжелым бременем для банка.

Своеобразным стимулятором для банков в форме АО здесь  мог бы стать инструмент привилегированных  акций с фиксированным дивидендом (или даже привилегированных кумулятивных акций), дающий акционерам определенные гарантии получения дохода в виде дивидендов.

С уставным капиталом связана  и другая важная проблема: в случае его увеличения рассматриваемым  способом могут измениться доли участников в собственности банка, что в  зависимости от обстоятельств может  иметь как положительные, так  и отрицательные последствия  либо для развития банка в целом (передел собственности часто  сопровождается нестабильностью), либо для отдельных групп его участников. Последние обычно опасаются потерять влияние на дела банка, поэтому, даже не располагая средствами для увеличения уставного капитала, нередко не желают привлекать новых участников.

Информация о работе Анализ состава и структуры собственного капитала ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК»