Аренда основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение методики учёта аренды основных средств в организации, а так же изучение методики учёта отдельного вида арендных операций - лизинга.
Для раскрытия данной темы нужно выполнить ряд задач, которые заключаются в рассмотрении:
• экономической сущности и классификации арендных и лизинговых операций;
• отражения арендных операций в учёте арендодателя и арендополучателя;
• отражения лизинговых операций в учёте у лизингодателя и лизингополучателя;
• особенностей налогообложения лизинговых операций.

Содержание работы

Введение 3
1 Экономическая сущность и классификация арендных операций 4
2 Отражение арендных операций в учете арендодателя 10
3 Отражение арендных операций в учёте арендополучателя 15
5 Отражение лизинговых операций в учёте у лизингодателя 19
6 Отражение лизинговых операций в учете у лизингополучателя 29
7 Налогообложение лизинговых операций 36
Заключение 44
Список литературы 46
Приложения 50

Файлы: 1 файл

обобщенная.docx

— 113.71 Кб (Скачать файл)

Таблица 1 – Корреспонденция  счетов по учету арендных операций в учете ООО «Промстрой» за весь период аренды – 5 лет

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

дебет

кредит

Передача объекта основных средств  арендодателю

1. Передано в аренду складское  помещение

01/ОС, сданные в аренду

01

800 000

Ежемесячно в течение 5 лет составляются проводки

2. Начислен арендный платеж покупателю

62

90/1

20 000

3. Начислен НДС для уплаты в  бюджет

90/3

68

3 600

4. Начислена амортизация по сданному  объекту основных средств

20

02

8 334

5. Списаны на себестоимость расходы по осуществлению арендных операций

90/2

20

8 334

6. Поступил платеж от арендатора

51

62

20 000

7. Выявлен финансовый результат от сдачи имущества в аренду

90/9

99

3 829

8. НДС поставлен к вычету

68

19

763

В июне был произведен ремонт объекта  основных средств 

9. Произведен ремонт склада; отражены  услуги сторонней организации:

- в т. ч. НДС

20

19

76

76

4 237

763

10. Списаны на себестоимость расходы  по ремонту склада

90/2

20

4 237

11. НДС поставлен к вычету

68

19

763

По окончании срока аренды в  учете арендодателя делается следующая  проводка

12. По окончании срока аренды  складское помещение снято с  учета в составе основных средств,  сданных в аренду (по остаточной  стоимости)

01

01/ОС, сданные в аренду

300 000


 

 Так же существует  ситуация, когда сдача имущества в аренду не является обычным видом деятельности для арендодателя. Рассмотрим бухгалтерский учет арендных операций для данной ситуации.

  Как сказано выше, доходы, получаемые организацией от предоставления своего имущества в аренду, когда это не является обычным видом деятельности, необходимо отнести к прочим доходам и отразить по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». А расходы не связаны с предметом обычной деятельности  организации, принято отражать по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Рассмотрим пример отражения  арендных операций в учете арендодателя, когда аренда не является основным видом деятельности.

Пример 2. ООО «Подъем», не специализирующееся  на сдаче имущества в аренду, в ноябре 2009 года сдало в аренду  подъемный кран.  Первоначальная стоимость – 950 000 руб., СПИ – 7 лет, сумма накопленной амортизации – 407 142 руб., остаточная стоимость – 542 858 руб. Объект передан в аренду на 2 года, ежемесячные арендные платежи – 19 000 руб.,  в т. ч. НДС 2 898 руб. В этом же месяце был произведен ремонт крана сторонней организацией за счет арендодателя– 3 800 руб. с НДС. Корреспонденция счетов по учету арендных операций в учете ООО «Подъем» за весь срок договора года представлена в таблице 2.

 

Таблица 2 - Корреспонденция счетов по учету арендных операций в учете ООО «Подъем» за весь срок договора – 2 года

 

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

дебет

кредит

Передача объекта основных средств  арендодателю

1. Передан в аренду кран

01/ОС, сданные в аренду

01

542 858

В ноябре был произведен ремонт объекта основных средств

2. Произведен ремонт крана; отражены услуги сторонней организации:

- в т. ч. НДС

 

91/2

19

 

76

76

 

3 220

580

3. НДС поставлен к вычету

68

19

580


 

Окончание таблицы 2

Ежемесячно в течение двух лет  составляются проводки

4. Начислен арендный платеж покупателю

62

91/1

19 000

5. Начислен НДС для уплаты в  бюджет

91/2

68

2 898

6. Начислена амортизация по сданному  объекту основных средств

02/амортизация ОС, сданных в аренду

01/ОС, сданные в аренду

11 310

7. Списана амортизация ОС, сданных  в аренду

91/2

02/амортизация ОС, сданных в аренду

11 310

8. Поступил платеж от арендатора

51

62

19 000

9. Выявлен финансовый результат  от сдачи имущества в аренду

91/9

99

4 792

По окончании срока аренды в  учете арендодателя делается следующая  проводка

10. По окончании срока аренды  подъемный кран снят с учета  в составе основных средств,  сданных в аренду (по остаточной  стоимости)

01

01/ОС, сданные в аренду

271 418




 

Таким образом, при рассмотрении данной главы были определены общие  и специфические аспекты бухгалтерского учета арендных операций в учете  арендодателя, в зависимости от того, является ли сдача имущества в  аренду обычным видом деятельности или не является.  

3 Отражение арендных операций в учёте арендополучателя

Основные средства, полученные арендатором, принимаются им на забалансовый учет: дебет счета 011 «Арендованные  основные средства».

При аренде основных средств  арендная плата включается в состав затрат на производство и реализацию: дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу».

При предварительной оплате  арендных услуг в виде единовременных денежных платежей, сумма этих платежей относится в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов» с последующим  равномерным списанием на затраты  производства и реализацию.

Если договором аренды предусмотрен ремонт арендованных основных средств за счет арендатора, то расходы  на ремонт арендатор включает в состав затрат на производство и реализацию: дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу».

Затраты на реконструкцию  и модернизацию арендованных объектов основных средств предварительно накапливаются  на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». После окончания работ  произведенные затраты списываются  с этого счета.

Порядок списания зависит  от условий договора аренды:

  1. Если по условиям договора аренды арендатор передает произведенные капитальные вложения арендодателю, затраты по законченным работам капитального характера, подлежащие компенсации арендодателем, списываются со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Расчеты с арендодателем».
  2. Если в соответствии с договором аренды капитальные вложения являются собственностью арендатора или являются неотделимыми от арендованного объекта основных средств, то ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (п.5) и «Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств» (п.10) установлено, что капитальные вложения в арендованные объекты основных средств учитываются арендатором как отдельный инвентарный объект и зачисляются им в собственные основные средства: дебет счета 01 «Основные средства» [c.87, 32].

Рассмотрим несколько  примеров отражения операций, связанных  с арендой основных средств, в  учете арендатора.

Пример 3. Организация в январе 2010 года заключила договор аренды производственного здания сроком на 5 лет. Стоимость здания по договору аренды 5 000 000 руб., ежемесячные арендные платежи 85 000 руб. с НДС. Обязанности по ремонту возложены на арендатора; в феврале этого же года был произведен ремонт здания, стоимость ремонтных работ 13 000 руб. с НДС. Корреспонденция счетов по учету операций, связанных с арендой производственного здания за период договора представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Корреспонденция счетов по учету операций, связанных с арендой производственного здания за период договора – 5 лет

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

дебет

кредит

Принятие арендованного объекта  основных средств на забалансовый учет

1. Арендуемое здание принято на  забалансовый учет

001

-

5 000 000

Ежемесячно в течение 5 лет составляются проводки

2. Отражена сумма арендной платы

20

76/Расчеты с арендодателем

85 000

3. Погашена задолженность перед арендодателем

76/Расчеты с арендодателем

51

85 000

4.  НДС по арендным платежам поставлен к вычету

68

19

12 966

В феврале 2010 года был произведен ремонт здания за свой счет

3. Учтены затраты на ремонт здания согласно счетам подрядчика:

- в т.ч. НДС

20

 

 

19

60

 

 

60

11 017

 

 

1983


 

Окончание таблицы 3

4. Погашена задолженность перед подрядчиком

60

51

13 000

5. НДС по подрядным работам поставлен  к вычету

68

19

1983

По окончании срока аренды делается следующая проводка

6. По окончании срока аренды арендованное здание списано с забалансового учета арендатора

-

001

5 000 000




 

Пример 4. Организация в сентябре 2010 года заключила договор аренды офисного здания сроком на 2 года. Стоимость здания по договору 3 500 000 руб., ежемесячные арендные платежи 30 000 руб. с НДС. Арендатор по согласованию с арендодателем оплачивает аренду за 2 года единовременным платежом. Так же, в этом же месяце арендатор осуществил неотделимые улучшения здания; сумма капитальных вложений – 900 000 руб. с НДС. Корреспонденция счетов по учету операций, связанных с арендой офисного здания за период срока договора представлена в таблице 4.

Таблица 4 – Корреспонденция счетов по учету операций, связанных с арендой офисного здания за сентябрь 2010 года

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

1. Арендуемое здание принято на  забалансовый учет

001

-

3 500 000

2. Отражен единовременный  платеж за весь срок аренды

97

76/Расчеты с арендодателем

720 000

3. Включена в общехозяйственные  расходы сумма арендной платы,  ранее учтенная как расходы  будущих периодов:

 

- в т.ч. НДС

 

26

 

 

 

19

 

97

 

 

 

97

 

25 424

 

 

4 576

4. Отражены затраты на неотделимые  улучшения здания согласно счетам  подрядчика:

 

- в т. ч. НДС

 

08

 

 

19

 

60

 

 

60

 

762 712

 

 

137 288

5. Погашена задолженность перед  подрядчиком

 

60

 

51

900 000


 

6. Стоимость неотделимого улучшения  арендованного имущества включена  в состав основных средств  арендатора

 

 

01

 

 

08

762 712

7. НДС по подрядным работам поставлен  к вычету

68

19

137 288

По окончании срока аренды делается следующая проводка

8. По окончании срока аренды арендованное здание списано с забалансового учета арендатора

-

001

3 500 000

Информация о работе Аренда основных средств